УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О реформе государственных предприятий

(с изменениями от 7 августа 1995 года)

Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 822 признано нецелесообразным создание в 1995 году казенных предприятий.

В целях обеспечения управления государственным сектором экономики, эффективного использования и сохранности государственного имущества в Российской Федерации постановляю:

1. Считать необходимым осуществить начиная с 1994 года реформу государственных предприятий, предусматривающую:

прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения;

создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

2. Основаниями для принятия решения о ликвидации федерального государственного предприятия и создания на его базе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) являются:

нецелевое использование выделенных федеральных средств;

отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил.

Под нарушением действующих правил в настоящем Указе понимается внесение указанного имущества в уставные капиталы предприятий, кроме дочерних, передача его в аренду, продажа или предоставление в пользование другим юридическим лицам без разрешения уполномоченного государством органа.

3. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) может быть принято только в отношении промышленного или сельскохозяйственного федерального государственного предприятия:

осуществляющего деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий;

преобладающим (более 50 процентов) потребителем продукции (работ, услуг) которого является государство;

приватизация которого запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Иные федеральные государственные предприятия могут быть ликвидированы с созданием на их базе казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) в случаях, установленных федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

4. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создания на его базе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) принимается Правительством Российской Федерации при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа, по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по инициативе самого предприятия.

Данное решение не может быть принято в отношении федерального государственного предприятия, не запрещенного к приватизации Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий и подавшего в установленном порядке до 1 июля 1994 г. заявку на приватизацию.

5. При принятии решения о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) Правительство Российской Федерации:

определяет состав ликвидационной комиссии, которая осуществляет ликвидацию предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выделяет средства на ликвидацию федерального государственного предприятия;

определяет федеральный орган исполнительной власти, который сразу после ликвидации утверждает устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), создаваемого на базе ликвидируемого федерального государственного предприятия.

6. При создании казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) на базе ликвидированного федерального государственного предприятия запрещается:

сокращение количества рабочих мест по сравнению с количеством работавших на ликвидированном федеральном государственном предприятии на момент принятия решения о ликвидации;

отказ в приеме на работу работников ликвидированного федерального государственного предприятия;

передача имущества (части имущества) ликвидированного предприятия другим юридическим или физическим лицам.

Все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета.

7. Создаваемый на базе ликвидированного федерального государственного предприятия казенный завод (казенная фабрика, казенное хозяйство):

является правопреемником ликвидированного предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр и предоставленных квот и лицензий;

самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) и использует прибыль, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и его уставом;

не может создавать дочерних предприятий, выступать в качестве учредителя предприятий, учреждений и организаций без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа;

не может отчуждать закрепленное за ним государством недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также использовать его в качестве предмета залога без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа;

может получать кредиты только при наличии гарантий Правительства Российской Федерации.

8. Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), создаваемого на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утверждается Правительством Российской Федерации.

В уставе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) определяются:

обязательная отчетность казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) по формам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;

персональная ответственность руководителя казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) за результаты хозяйственной деятельности;

обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

виды деятельности и порядок распределения прибыли.

9. Правительство Российской Федерации (уполномоченный им орган) вправе изымать у казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства) неиспользуемое им либо используемое не по назначению имущество.

10. Правительству Российской Федерации:

до 1 июля 1994 г. утвердить Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), создаваемого на базе ликвидированного федерального государственного предприятия;

до 1 августа 1994 г. определить порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), в том числе по содержанию закрепленных за ними объектов социальной сферы, ценообразования на производимые ими товары (работы, услуги), их бюджетного финансирования, а также оплаты труда их работников;

до 1 июля 1994 г. заслушать Председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом о соблюдении сроков рассмотрения заявок на приватизацию и результатах деятельности по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.

11. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их собственности, а органам местного самоуправления - реформу муниципальных предприятий.

12. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.

Президент
Российской Федерации                    Б. Ельцин

Москва, Кремль
от 23 мая 1994 года
№ 1003