СОВЕТ МИНИСТРОВ -
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 1993 г. № 1346
г. Москва
Об утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
Первый заместитель
Председателя Совета Министров -
Правительства Российской Федерации О. Сосковец
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 1993 г. № 1346
ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений
1. Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (далее именуется - ФССН) создана в целях координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по обеспечению защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений и является подсистемой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
2. Порядок, источники и объемы финансирования затрат, связанных с обеспечением функционирования и развития ФССН, определяются федеральной целевой программой работ по развитию системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.
3. В основу функционирования ФССН положены деятельность ведомственных служб министерств, ведомств, Российской академии наук и их взаимодействие на основе комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных служб наблюдения и охранных сетей, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сейсмической обстановкой и обеспечивать органы государственного управления Российской Федерации и заинтересованные организации информацией о возможных землетрясениях с оценкой их последствий.
4. ФССН обеспечивает решение следующих основных задач:
составление прогнозов землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к возникновению цунами) на основе проведения и анализа результатов сейсмологических наблюдений;
оперативное определение места, времени и параметров происшедших землетрясений;
оперативное обеспечение центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, территории которых расположены в сейсмоопасных районах, информацией о землетрясениях и возможных их последствиях;
организация центрального банка данных ФССН и обеспечение межрегионального и международного обмена геофизической информацией;
информационное обеспечение работ по сейсмическому районированию территории Российской Федерации, оценке потенциальной сейсмической опасности, сейсмостойкому строительству, а также фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблемы прогноза землетрясений;
разработка карт сейсмического районирования территории Российской Федерации, нормативных актов по защите населения, объектов и территорий Российской Федерации от воздействия землетрясений, функционированию и развитию ФССН.
5. В целях выполнения стоящих перед ФССН основных задач ГКЧС России, ведомственные службы органов государственного управления Российской Федерации и Российской академии наук, входящие в ФССН, осуществляют следующие функции:
а) ГКЧС России:
организует работы по выполнению федеральной целевой программы развития системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
определяет режимы функционирования системы на основе получаемого прогноза землетрясений;
оперативно обеспечивает Совет Министров - Правительство Российской Федерации информацией о землетрясениях и возможных их последствиях;
организует работы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями;
участвует в разработке региональных целевых программ развития системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
обеспечивает организацию и определяет порядок межрегионального и международного обмена геофизической информацией, участвует в разработке международных проектов по вопросам сейсмологической безопасности;
б) геофизическая служба Российской академии наук:
организует и проводит непрерывные телесейсмические, региональные и локальные наблюдения за сейсмической обстановкой на территории Российской Федерации, ведет банк сейсмологических данных;
создает и ведет центральный банк данных ФССН, обеспечивает прямой доступ к информации о характере сейсмической активности на территории России и тенденциях ее развития;
составляет прогноз землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к цунами) на основе анализа информационных данных ведомственных служб;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, органы исполнительной власти территорий, расположенных в сейсмоопасных районах, заинтересованные министерства, ведомства и организации информацией о месте, времени и интенсивности землетрясений с магнитудой 3,5 и более на территории Российской Федерации и с магнитудой 5 и более за рубежом;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры информацией об ожидаемых последствиях происшедших землетрясений и возможных последствиях прогнозируемых землетрясений;
осуществляет наблюдения за подводными землетрясениями в районах Тихого океана, определяет вероятность возникновения цунами в результате этих землетрясений и обеспечивает информацией автоматизированную систему предупреждения о цунами Росгидромета;
организует и проводит экспедиционные наблюдения в районах сейсмической опасности и эпицентральные исследования в зонах происшедших землетрясений, составляет прогноз развития сейсмических процессов в этих зонах;
издает сейсмологические бюллетени и каталоги землетрясений ФССН;
разрабатывает карты сейсмического районирования территории Российской Федерации;
осуществляет научно-методическое обеспечение работ по функционированию и развитию ФССН, в том числе нормативными актами по вопросам сейсмического районирования и проведения инструментальных наблюдений, оценки сейсмического риска, идентификации предвестников землетрясений, прогноза землетрясений;
участвует в модернизации технического оснащения ФССН, создании региональных сейсмических сетей, прогностических полигонов для обеспечения работ по краткосрочному прогнозу землетрясений;
в) сейсмическая служба Минобороны России:
организует и проводит непрерывные сейсмологические наблюдения;
ведет банк данных сейсмологических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук информацией о месте, времени и об интенсивности землетрясений с магнитудой 4 и более на территории Российской Федерации и с магнитудой 5 и более за рубежом;
участвует совместно с Российской академией наук в решении задач прогнозирования землетрясений, в том числе в осуществлении наблюдений за землетрясениями в районах Тихого океана, приводящими к возникновению цунами, в разработке и во внедрении методического обеспечения прогноза землетрясений, функционирования и развития ФССН, а также в создании региональных сейсмических сетей для обеспечения работ по краткосрочному прогнозу землетрясений;
г) служба мониторинга геологической среды Роскомнедр:
обеспечивает режимные наблюдения за геофизическими полями и гидрогеологическими характеристиками в скважинах гидрогеодеформационной сети;
определяет особенности глубинного строения сейсмоопасных районов путем проведения комплекса геофизических, геологических, геохимических и других исследований и оценивает сейсмическую опасность;
создает и ведет банки гидрогеодеформационной и геофизической информации и обеспечивает их взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает геофизическую службу Российской академии наук информацией об изменениях геологической среды с оценкой степени сейсмической опасности в наблюдаемых регионах;
проводит комплексное геологическое картирование территорий для детального сейсмического районирования;
осуществляет районирование территорий Российской Федерации по степени геодинамической активности для перспективного прогнозирования хозяйственного освоения их;
разрабатывает и внедряет в ФССН методы прогноза землетрясений на основе мониторинга геологической среды;
д) служба сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений Минатома России:
организует и проводит непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в районах расположения радиационно опасных объектов, оценивает реальную сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие геодинамические воздействия;
создает и ведет банк данных о сейсмических и других геодинамических воздействиях на радиационно опасные объекты и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук информацией о катастрофических изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в районах расположения радиационно опасных объектов и последствиях воздействия этих процессов на объекты;
разрабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности функционирования службы сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений в составе ФССН;
е) служба геодинамических наблюдений Минтопэнерго России:
организует и проводит непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в районах расположения крупных энергетических сооружений, оценивает реальную сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие геодинамические воздействия;
создает и ведет банк данных о сейсмических и других геодинамических воздействиях на энергетические объекты и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук и органы исполнительной власти территорий информацией о катастрофических изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в районах расположения энергетических объектов и последствиях воздействия этих процессов на объекты;
разрабатывает рекомендации по предотвращению и снижению ущерба от аварий и катастроф на энергетических объектах, связанных с землетрясениями и катастрофическими геодинамическими явлениями;
ж) служба инженерно-сейсмометрических наблюдений Госстроя России:
обеспечивает функционирование и развитие системы инженерносейсмометрических наблюдений, оценивает реальную сейсмостойкость существующего фонда зданий и сооружений;
создает и ведет банк данных инженерно-сейсмометрических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук прогностической информацией о степени разрушаемости строительных объектов, расположенных на территории Российской Федерации;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук и органы исполнительной власти территорий информацией о последствиях землетрясений;
обеспечивает сейсмостойкое строительство в Российской Федерации инженерно-сейсмологической информацией;
з) служба контроля деформации земной поверхности Роскартографии:
организует и проводит регулярные высокоточные геодезические и гравиметрические наблюдения в сейсмоактивных регионах Российской Федерации для выявления и анализа аномальных деформаций земной коры, предшествующих землетрясениям и сопровождающих их;
периодически проводит аэрокосмические съемки, выявляет и идентифицирует на земной поверхности тектонические нарушения и их развитие во времени;
организует и ведет банк данных геодезической и аэрокосмической информации и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;
оперативно обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук информацией об аномальных деформациях земной коры и тектонических нарушениях, свидетельствующих о сейсмической опасности.
6. Деятельность ведомственных служб, входящих в ФССН, регламентируется положениями о соответствующих министерствах и ведомствах Российской Федерации, утверждаемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
7. Координация работ по функционированию и развитию ФССН осуществляется межведомственной комиссией по сейсмическому мониторингу, создаваемой совместным решением ГКЧС России, министерств, ведомств и Российской академии наук, службы которых входят в ФССН.
Положение о межведомственной комиссии по сейсмическому мониторингу и ее состав утверждаются ГКЧС России.
К работе в этой комиссии могут привлекаться представители заинтересованных министерств и ведомств, а также ведущие российские и зарубежные ученые и специалисты.
8. Организация информационного взаимодействия ведомственных служб, входящих в ФССН, для решения задач комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных в интересах обеспечения прогноза и оценки возможных последствий землетрясений осуществляется вычислительным центром геофизической службы Российской академии наук.
9. В зависимости от обстановки ФССН функционирует в режимах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 для Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.