ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1995 года № 1030
О федеральной
целевой программе «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация
и захоронение на 1996 - 2005 годы»
В целях комплексного решения проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы» (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования работ по Программе определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных целевых программ.
4. Министерству иностранных дел Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения финансовых средств зарубежных стран и международных организаций для проведения работ в области обращения с радиоактивными отходами.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти в реализации Программы.
6. Возложить контроль за выполнением Программы на Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации                                               
В. Черномырдин
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация
и захоронение на 1996 - 2005 годы»
| Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 «О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы» | 
| Государственный заказчик | - Министерство Российской Федерации по атомной энергии | 
| Основные разработчики Программы | - Министерство Российской Федерации по атомной энергии и рабочая группа, образованная поручением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № ОС-П7-07578 | 
| Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - комплексное решение проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая формирование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами, разработка технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и (или) захоронении | 
| Сроки реализации Программы | - 1996 - 2005 годы | 
| Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами; - обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива; - обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций; - обращение с отработавшим ядерным топливом; - обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов; - обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками; - обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях; - обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон»; - обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях; - создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива; - разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Совершенствование нормативного, методического, научно-технического обеспечения радиационной и экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами; разработка технологий и создание технических средств для переработки и транспортирования радиоактивных отходов, отработавших ядерных материалов и ядерного топлива; создание региональных хранилищ и пунктов захоронения радиоактивных отходов, систем радиационного контроля и экологического мониторинга; развитие учебно-методического и информационного обеспечения по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами | 
| Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральный горный и промышленный надзор России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российская академия наук, Российский научный центр «Курчатовский институт», специализированные комбинаты «Радон» | 
| Объемы и источники финансирования | - 8729,4 млрд. рублей в том числе: из средств федерального бюджета 4731,2 млрд. рублей из средств предприятий 3998,2 млрд. рублей по статьям затрат: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1626,6 млрд. рублей капитальные вложения 7102,8 млрд. рублей | 
| Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание промышленных комплексов по переработке и утилизации радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, сооружений для их хранения и захоронения, систем радиационного контроля и экологического мониторинга; - создание нормативно-правовой базы для безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами; - снижение риска возникновения радиационных аварий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных материалов | 
| Система контроля за исполнения Программы | - экспертные проверки хода реализации Программы Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика; - общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия. | 
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 октября 1995 года № 1030
«Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы»
Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы» (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 «О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы».
Радиоактивные отходы, рассматриваемые как не подлежащие дальнейшему использованию вещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами, образуются:
- при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива;
- в процессе производства энергии на атомных электростанциях;
- при переработке отработавшего ядерного топлива;
- при производстве оружейных ядерных материалов;
- в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов;
- при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике;
- при подземных ядерных взрывах.
В результате развития атомной промышленности и энергетики, атомного флота на предприятиях различных федеральных органов исполнительной власти накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью около 1,5´10_9 Ки и отработавшего ядерного топлива суммарной активностью около 4,65´10_9 Ки. При этом имеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежную изоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов. Основное количество радиоактивных отходов образуется и хранится на предприятиях и объектах Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Радиоактивные отходы, образующиеся при использовании радионуклидов в медицине, науке и технике, перерабатываются и хранятся на региональных специализированных комбинатах «Радон».
При добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива образуются большие объемы низкоактивных отходов в виде отвалов твердых пород и хвостов гидрометаллургической переработки, содержащих природные радионуклиды. Жидкие отходы и пульпы (смесь нерастворимых отходов радиоактивных материалов с жидкостью) размещаются в хвостохранилищах, твердые отходы складируются на специальных площадках. На территории добывающих и перерабатывающих предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии накоплено около 1´10_8 куб. метров таких отходов общей активностью около 1,8´10_5 Ки. Опасность для населения и окружающей среды представляют также выведенные из эксплуатации и незаконсервированные рудники и карьеры.
В настоящее время ни на одной атомной электростанции Российской Федерации нет полного комплекта установок для кондиционирования радиоактивных отходов. На всех атомных электростанциях производится упаривание жидких радиоактивных отходах. Полученный в результате этого концентрат хранится в металлических емкостях или отверждается методом битумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются в специальные хранилища без предварительной подготовки. На трех атомных электростанциях имеются установки прессования, на двух станциях - установки сжигания твердых радиоактивных отходов. На территории атомных электростанций хранится 2,86´10_5 куб. метров радиоактивных отходов общей активностью около 4,4´10_4 Ки, а также 6,1´10_3 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа РБМК-1000 общей активностью 3,1´10_9 Ки и 1,1´10_3 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440 общей активностью 0,9´10_9 Ки. Хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива близки к предельному заполнению. В специальном хранилище Горно-химического комбината Министерства Российской Федерации по атомной энергии находятся 1´10_3 тонн отработавшего ядерного топлива реакторов типа ВВЭР-1000 общей активностью 0,5´10_9 Ки.
Переработка отработавшего ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-440, БН-350, БН-600 и реакторов транспортных ядерных энергетических установок производится на единственном в Российской Федерации заводе в производственном объединении «Маяк» Министерства Российской Федерации по атомной энергии. В производственном объединении «Маяк» производится также остеклование высокоактивных отходов. К январю 1995 г. было переведено в стеклообразную форму 8,5´10_5 куб. метров жидких радиоактивных отходов и получено 1,6´10_3 тонн стеклоблоков общей активностью около 2,1´10_8 Ки. В связи с выработкой проектного срока эксплуатации комплекс по остекловыванию требует реконструкции.
В результате производства оружейных ядерных материалов в производственном объединении «Маяк», на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии общая активность накопленных радиоактивных отходов составляет около 1,3´10_9 Ки. Из них около 2,5´10_4 куб. метров жидких радиоактивных отходов активностью 5,7´10_8 Ки хранится в специальных емкостях-хранилищах, для большей части которых уже истек проектный срок эксплуатации, около 4´10_8 куб. метров таких отходов активностью 7´10_8 Ки находится в открытых водоемах и специальных бассейнах. В приповерхностных хранилищах предприятий находятся загрязненные радионуклидами строительные конструкции и оборудование общей активностью 1,2´10_7 Ки. Кроме того, на Сибирском химическом комбинате и Горно-химическом комбинате начиная с 1963 года осуществляется подземное захоронение жидких радиоактивных отходов в подземные пласты-коллекторы, куда уже удалено 4,6´10_7 куб. метров этих отходов общей активностью около 0,8´10_9 Ки (с учетом радиоактивного распада).
Радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, до ноября 1993 г. в основном сбрасывались на специально выделенных участках морей. Это привело к тому, что на судостроительных и судоремонтных заводах и военно-морских базах не были созданы комплексы по кондиционированию радиоактивных отходов (исключение составляет Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота в Мурманской области, где имеется установка по очистке жидких радиоактивных отходов, обеспечивающая потребности гражданского атомного флота). В настоящее время в береговых хранилищах и на плавучих базах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности накоплено 3,28´10_4 куб. метров жидких и твердых радиоактивных отходов общей активностью 2,1´10_4 Ки. Емкости этих хранилищ, построенных 20-30 лет назад как временные, практически заполнены, а техническое состояние многих сооружений близко к аварийному. Особую опасность представляют условия хранения отработавшего ядерного топлива общей активностью 3,2´10_7 Ки в береговых хранилищах и на плавучих базах, техническое состояние которых не соответствует нормам безопасности. Требует решения проблема утилизации реакторных отсеков аварийных реакторов.
В научно-исследовательских организациях, ведущих исследования с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, начиная с 1946 года было создано 66 исследовательских реакторов и критических стендов, многие из которых уже остановлены. При этом при снятии их с эксплуатации не решены проблемы обращения с радиоактивными отходами. Имеющиеся в этих организациях временные хранилища радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов требуют реконструкции или должны быть ликвидированы. Ситуация обостряется тем, что большинство научно-исследовательских организаций, в которых велись работы, связанные с образованием радиоактивных отходов, расположены в пределах жилищной застройки крупных городов.
В настоящее время в Российской Федерации в медицинских, научных и технических целях эксплуатируется около 400 тыс. различных радионуклидных источников. Отработавшие ресурс источники направляются на специализированные комбинаты «Радон», на которых они подлежат кондиционированию и захоронению. Эти же специализированные комбинаты принимают на захоронение радиоактивные отходы при дезактивации загрязненных объектов. В хранилищах 16 специализированных комбинатов «Радон» захоронено 2´10_5 куб. метров радиоактивных отходов общей активностью 2´10_6 Ки. На большей части специализированных комбинатов исчерпаны или крайне ограничены объемы хранилищ и нет условий для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов. Техническое состояние ряда хранилищ близко к аварийному.
К настоящему времени на территории Российской Федерации произведен 81 подземный ядерный взрыв в народно-хозяйственных целях.
Основное количество образовавшихся радионуклидов сконцентрировано в центральной зоне взрыва, на глубине от 600 до 2800 метров от земной поверхности в виде остывших расплавов и загрязненных горных пород.
При проведении ряда взрывов произошло локальное загрязнение территорий, сооружений и оборудования. Районы, где проводились подземные ядерные взрывы в народно-хозяйственных целях, нуждаются в дополнительном обследовании радиационной обстановки на их территориях, а подземные зоны взрывов - в консервации по окончании их эксплуатации.
Большое количество накопленных некондиционированных радиоактивных отходов, недостаточность технических средств для обеспечения безопасного обращения с этими отходами и отработавшим ядерным топливом, отсутствие надежных хранилищ для их длительного хранения и (или) захоронения повышают риск возникновения радиационных аварий и создают реальную угрозу радиоактивного загрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала организаций и предприятий, деятельность которых связана с использованием атомной энергии и радиоактивных материалов.
II. Цель Программы
Программа направлена на комплексное решение проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая формирование современной нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами, разработку технологий и изготовление технических средств для обеспечения сбора, переработки, временного хранения, утилизации и транспортирования радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, а также создание сооружений для их надежной изоляции от биосферы при длительном хранении и (или) захоронении.
III. Основные направления и ожидаемые результаты реализации Программы
В целях реализации Программы предусматривается осуществить комплекс мероприятий по 11 тематическим направлениям согласно приложению № 1.
Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами
Планируется:
- разработать новые и уточнить действующие нормативно-технические документы, регламентирующие вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, отвечающие современным требованиям обеспечения экологической безопасности;
- создать государственный кадастр, содержащий систематизированные данные о радиоактивных отходах и отработавших ядерных материалах и характеристики мест их хранения и захоронения;
- создать систему радиационного контроля на предприятиях, деятельность которых связана с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, и экологического мониторинга на прилегающих к ним территориях;
- создать информационный и учебно-методический центр по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами.
Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива
Предусматривается:
- проведение комплексных исследований влияния объектов по добыче урановых руд на окружающую среду и обеспечение консервации и при необходимости захоронения выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и хвостохранилищ;
- создание установок по очистке жидких и обработке твердых радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд и изготовлении ядерного топлива;
- создание установок по переработке отходов производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных элементов и сокращение объемов этих отходов.
Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций
Планируется:
- оснастить все атомные электростанции техническими комплексами для кондиционирования всех видов образующихся радиоактивных отходов;
- реконструировать и построить на территориях атомных электростанций хранилища твердых и отвержденных отходов, обеспечивающие безопасное хранение радиоактивных отходов в течение всего периода эксплуатации атомных электростанций;
- разработать технологии и создать оборудование для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при снятии с эксплуатации атомных электростанций и ядерных установок;
- реконструировать действующие и построить на территориях атомных электростанций новые хранилища, обеспечивающие компактное и безопасное хранение отработавшего ядерного топлива в течение всего срока эксплуатации этих электростанций.
Обращение с отработавшим ядерным топливом
Предусматривается создать:
- транспортные упаковочные комплекты, транспортные средства и вспомогательные сооружения для безопасного транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива;
- технические средства для утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок, не подлежащего переработке в настоящее время;
- установки для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива;
- технологии и оборудование для контейнеризации отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному хранению и (или) захоронению.
Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов
Планируется:
- создать комплексы для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- законсервировать и (или) ликвидировать выводимые из эксплуатации емкости, пульпохранилища, бассейны и водоемы, используемые для временного хранения радиоактивных отходов;
- законсервировать выводимые из эксплуатации полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
- очистить участки пойм рек Енисей и Томь от радиоактивного загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных реакторов;
- разработать технологии и создать технические средства для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и консервации промышленных ядерных реакторов;
- произвести дезактивацию загрязненных радионуклидами сооружений, производственных помещений и оборудования.
Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками
Планируется:
- реконструировать действующие и создать новые установки для кондиционирования и хранения радиоактивных отходов на Ремонтно-технологическом предприятии атомного флота, судоремонтных заводах Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и объектах Военно-Морского Флота;
- создать технические средства для переработки радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из эксплуатации береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного технологического обслуживания, а также обеспечить их утилизацию;
- разработать технологии и создать технические средства для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомных кораблей и судов;
- реконструировать действующие и построить новые хранилища для отработавшего ядерного топлива на объектах Министерства транспорта Российской Федерации и Военно-Морского Флота;
- завершить ликвидацию последствий ядерной аварии в бухте Чажма.
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях
Предусматривается:
- ликвидировать и законсервировать снимаемые с эксплуатации исследовательские ядерные реакторы, критические сборки и стенды, полигоны подземного захоронения жидких радиоактивных отходов;
- создать установки для кондиционирования радиоактивных отходов, реконструировать или при необходимости ликвидировать хранилища для этих отходов;
- провести дезактивацию оборудования, производственных помещений, зданий и территорий.
Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон»
Планируется:
- оснастить специализированные комбинаты современными комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс источников ионизирующего излучения;
- реконструировать действующие и создать новые хранилища радиоактивных отходов и вспомогательные инженерные сооружения;
- создать системы автоматизированного учета радиоактивных отходов.
Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях
Предусматривается:
- провести обследования мест проведения подземных ядерных взрывов и составить экологические паспорта, характеризующие радиационную обстановку в зонах взрывов и на прилегающих к ним территориях;
- законсервировать, а при необходимости ликвидировать технологические сооружения, провести дезактивацию загрязненных территорий и обеспечить изоляцию радиоактивных отходов.
Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива
Планируется создать:
- опытно-промышленный объект на архипелаге Новая Земля для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками;
- пункт захоронения радиоактивных отходов, образующихся в Дальневосточном районе;
- региональный центр кондиционирования и захоронения радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината «Радон»;
- первую очередь пункта захоронения радиоактивных отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- подземную лабораторию для опытно-промышленного захоронения радиоактивных отходов производственного объединения «Маяк» Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- пункты захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности.
Разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
Планируется разработать:
- эффективные малоотходные и экологически безопасные методы и технологии кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов;
- научные обоснования перспективных физико-химических методов преобразования радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
- методологию выбора мест и прогнозирования последствий подземной изоляции радиоактивных отходов.
IV. Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 8729,4 млрд. рублей, в том числе 4731,2 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 3998,2 млрд. рублей за счет средств предприятий. Объем ассигнований на 1996 год составляет 162,3 млрд. рублей, в том числе 80 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 82,3 млрд. рублей за счет средств предприятий.
По основным направлениям реализации Программы эти средства в 1996 - 2005 годах будут распределяться следующим образом:
- нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами - 230,3 млрд. рублей, в том числе 7,2 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива - 298,9 млрд. рублей, в том числе 4 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций - 846,8 млрд. рублей, в том числе 45,9 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с отработавшим ядерным топливом - 1685,2 млрд. рублей, в том числе 32,4 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов, - 765,6 млрд. рублей, в том числе 12,1 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, - 625,7 млрд. рублей, в том числе 27,4 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях - 376 млрд. рублей, в том числе 10 млрд. рублей в 1996 году;
- обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон» - 965,8 млрд. рублей, в том числе 6,5 млрд. рублей в 1996 году;
- обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях - 182 млрд. рублей, в том числе 1 млрд. рублей в 1996 году;
- создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива - 2482,6 млрд. рублей, в том числе 13,1 млрд. рублей в 1996 году;
- разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом - 270,5 млрд. рублей, в том числе 2,7 млрд. рублей в 1996 году.
Объемы финансирования по направлениям реализации Программы представлены в приложении № 2.
Ассигнования на 1996 год уточнены исходя из объемов, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 1996 год. Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании бюджетов в порядке, установленном для федеральных целевых программ.
Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию Программы, перечисляются на счет государственного заказчика Программы для финансирования ее исполнителей.
V. Социально-экономическая значимость Программы
Реализация Программы позволит улучшить радиационно-экологическую обстановку в местах образования, переработки и захоронения радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, повысить радиационную безопасность при обращении с ними, предотвратить загрязнение окружающей среды и обеспечить защиту производственного персонала и населения на уровне индивидуального риска, сопоставимого с уровнем риска стихийных бедствий, что позволит сохранить здоровье нынешнего и будущих поколений и снять социальную напряженность в крупных регионах Российской Федерации.
Будут созданы также условия для уменьшения риска возникновения радиационных аварий.
VI. Контроль за выполнением Программы
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное использование выделенных средств.
Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и государственного заказчика организует экспертные проверки хода реализации Программы по срокам реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, выделенных на ее реализацию.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Правительственная комиссия по комплексному решению проблем ядерного оружия.
Государственный заказчик представляет в Правительственную комиссию по комплексному решению проблем ядерного оружия к 20 июля и 20 января каждого года доклады о выполнении мероприятий Программы.
к федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы»
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на
1996 - 2005 годы»
(млрд. рублей в ценах 1996 года)
| Мероприятия | Срок исполнения | Затраты всего | В том числе | Исполнители | ||
| 1996 г. | 1997 - 2000 гг. | 2000 - 2005 гг. | ||||
| Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами | ||||||
| Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, включая их транспортирование | 1996 - 2005 годы | 39,5 | 3,5 | 25,7 | 10,3 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| разработка нормативных правовых актов по регулированию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и надзору за ней | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Госатомнадзор России Госкомсанэпиднадзор России Минатом России Минприроды России Минздравмедпром России Минобороны России Минстрой России МПС России | 
| разработка современных норм, правил и методических документов по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Госатомнадзор России Госкомсанэпиднадзор России Минприроды России Минатом России Госкомоборонпром России Минобороны России МПС России Росгидромет Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| разработка санитарно-гигиенических норм, правил и методик | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России | 
| разработка норм, правил и технических условий создания, эксплуатации и консервации хранилищ радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Госатомнадзор России Минатом России Минприроды России Минстрой России Минобороны России Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| разработка нормативных документов для создания и функционирования систем мониторинга в местах образования, переработки, хранения и захоронения радиоактивных отходов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минприроды России Росгидромед Минатом России Минобороны России Госкомоборонпром России Госгортехнадзор России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Создание государственного кадастра радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов, их хранения и захоронения | 1996 - 2005 годы | 14,3 | 0,7 | 10,1 | 3,5 | Минприроды России Росгидромед Госатомнадзор России Минатом России Минобороны России Минтранс России Госкомоборонпром России Минстрой России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Создание систем радиационного контроля и экологического мониторинга при обращении с радиоактивными отходами | 1996 - 2005 годы | 151,1 | 2 | 98 | 51,5 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| разработка концепции и методологии локального и регионального экологического мониторинга | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минприроды России Росгидромед Госатомнадзор России Минатом России Госкомоборонпром России Минстрой России Российская академия наук | 
| создание физико-химических и математических моделей миграции биологически значимых радионуклидов для прогнозирования их поведения в объектах окружающей среды | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Росгидромед Российская академия наук Минздравмедпром России | 
| создание и совершенствование аппаратурного оснащения систем радиационного контроля на производственных объектах, систем экологического мониторинга на прилегающих к этим объектам территориях и радиогидрогеологического мониторинга мест подземной локализации радиоактивных отходов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Минобороны России Госкомоборонпром России Минтранс России Минстрой России Минприроды России Росгидромед Российская академия наук Роскомнедра с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Создание информационного и учебно-методического центра по вопросам обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами | 1996 - 2005 года | 12 | 0,5 | 7 | 4,5 | Минатом России Минприроды России Минстрой России Минобороны России | 
| Реализация мероприятий по совершенствованию системы информирования населения о состоянии обеспечения безопасности в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами | 1997 - 2005 годы | 8 | - | 5,5 | 2,5 | Минатом России Минприроды России Госатомнадзор России Минздравмедпром России Госкомсанэпиднадзор России Росгидромед с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Формирование и функционирование системы управления реализацией программных мероприятий | 1996 - 2005 годы | 5 | 0,5 | 2 | 2,5 | Минатом России | 
| Итого | 
 | 230,3 | 7,2 | 148,3 | 74,8 | 
 | 
| в том числе научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 151,3 | 7,2 | 97,8 | 46,3 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива | ||||||
| Строительство на предприятиях пульпо- и хвостохранилищ, отвечающих современным требованиям по экологической безопасности | 1996 - 2005 годы | 64,5 | 4 | 43,1 | 17,4 | Минатом России | 
| Комплексные исследования влияния рудников, карьеров, хвостохранилищ, отвалов на окружающую среду и совершенствование системы природоохранных мероприятий | 1997 - 2005 годы | 8,5 | - | 5,5 | 3 | Минатом России Минприроды России Минздравмедпром России Госкомсанэпиднадзор России Роскомнедра Российская академия наук | 
| Консервация и захоронение выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и хвостохранилищ | 1997 - 2005 годы | 68,3 | - | 57,6 | 10,7 | Минатом России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Создание установок по очистке жидких и отработке твердых радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд и изготовлении ядерного топлива | 1997 - 2005 годы | 69,1 | - | 56,3 | 12,8 | Минатом России | 
| Создание и промышленное освоение установок по переработке отходов производства обогащенного урана, обеспечивающих извлечение полезных компонентов и сокращение объемов радиоактивных отходов, подлежащих захоронению | 1997 - 2005 годы | 41,7 | - | 36,5 | 5,2 | Минатом России | 
| Создание на предприятиях хранилищ твердых и отвержденных радиоактивных отходов | 1997 - 2005 годы | 46,8 | - | 34,1 | 12,7 | Минатом России | 
| Итого | 
 | 298,9 | 4 | 233,1 | 61,8 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 58,1 | - | 45,7 | 12,4 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций | ||||||
| Разработка и реализация мероприятий по нормированию образования радиоактивных отходов на атомных электростанциях | 1996 - 2005 годы | 18 | 3 | 8 | 7 | Минатом России Госатомнадзор России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Создание на атомных электростанциях комплексов для кондиционирования радиоактивных отходов, обеспечивающих очистку и отверждение жидких радиоактивных отходов, прессование и сжигание твердых радиоактивных отходов | 1996 - 2005 годы | 196,8 | 16,4 | 107,6 | 72,8 | Минатом России | 
| Разработка технологии и создание оборудования для кондиционирования отходов, образующихся при снятии с эксплуатации атомных электростанций и ядерных установок | 1996 - 2005 годы | 34,9 | 2,1 | 14,1 | 18,7 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Разработка и внедрение технологий по переработке загрязненного графита при ремонте и демонтаже реакторов типа РБМК | 1996 - 2005 годы | 34,9 | 2,1 | 14,1 | 18,7 | Минатом России Российский научный центр «КУрчатовский институт» | 
| Совершенствование технических средств и создание модульных станций газоочистки | 1996 - 2005 годы | 48,5 | 6,2 | 13,6 | 28,7 | Минатом России | 
| Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ для хранения твердых и отвержденных радиоактивных отходов на территориях атомных электростанций | 1996 - 2005 годы | 179,7 | 6,9 | 94,9 | 77,9 | Минатом России | 
| Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ, обеспечивающих компактное и безопасное хранение отработавших ядерных материалов на территории атомных электростанций | 1996 - 2005 годы | 194,7 | 6 | 86,4 | 102,3 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Итого | 
 | 846,8 | 45,9 | 386,2 | 414,7 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 88,3 | 8,4 | 44,1 | 35,8 | 
 | 
| Обращение с отработавшим ядерным топливом | ||||||
| Создание в производственном объединении «Маяк» Минатома России установок для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива | 1996 - 2005 годы | 505,5 | 32,4 | 296,3 | 176,8 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| промышленного комплекса отверждения жидких радиоактивных отходов высокого уровня активности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России | 
| комплекса отверждения всех видов жидких радиоактивных отходов среднего уровня активности методами битумирования и цементирования | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России | 
| комплекса очистки и отверждения жидких радиоактивных отходов низкого уровня активности | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России | 
| комплексов для кондиционирования твердых радиоактивных отходов, обеспечивающих их прессование, сжигание и переплавку | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России | 
| систем очистки газовых выбросов от установок регенерации отработавшего ядерного топлива и кондиционирования радиоактивных отходов | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России | 
| Создание транспортных упаковочных средств для безопасного транспортирования различных видов отработавшего ядерного топлива | 1997 - 2005 годы | 74,2 | - | 62 | 12,2 | Минатом России Госкомоборонпром России Минобороны России Минтранс России МПС России Госатомнадзор России | 
| Создание опытно-промышленного комплекса по выделению фракции долгоживущих трансурановых элементов для снижения радиоактивности и токсичности радиоактивных отходов, извлечения из них полезных компонентов | 1997 - 2005 годы | 46,7 | - | 35,3 | 11,4 | Минатом России | 
| Разработка технологий и создание технических средств для утилизации отработавшего ядерного топлива реакторов атомных подводных лодок, не подлежащего переработке в настоящее время | 1997 - 2005 годы | 89,9 | - | 35 | 54,9 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Разработка технологий и создание оборудования для обращения с радиоактивными отходами, образующимися при выводе из эксплуатации и консервации зданий и сооружений производственного объединения «Маяк» Минатома России | 1997 - 2005 годы | 59,7 | - | 33,6 | 26,1 | Минатом России | 
| Создание комплекса наземных хранилищ отвержденных радиоактивных отходов и ядерных материалов в производственном объединении «Маяк» Минатома России | 1997 - 2005 годы | 513,1 | - | 152,6 | 360,5 | Минатом России | 
| Разработка технологии и создание оборудования для контейнеризации отработавшего ядерного топлива, подлежащего длительному хранению и (или) захоронению | 1997 - 2005 годы | 396,1 | - | 244,6 | 151,5 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Итого | 
 | 1685,2 | 32,4 | 859,4 | 793,4 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 277 | 4,3 | 167 | 105,7 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов | ||||||
| Создание комплексов для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, накопленных на радиохимических производствах | 1996 - 2005 годы | 157,6 | 6 | 109,4 | 42,2 | Минатом России | 
| Консервация и (или) ликвидация выводимых из эксплуатации емкостей, пульпохранилищ, бассейнов и водоемов, использовавшихся для временного хранения радиоактивных отходов | 1996 - 2005 годы | 103,1 | 6,1 | 66,2 | 30,8 | Минатом России | 
| Консервация выводимых из эксплуатации полигонов подземного захоронения жидких радиоактивных отходов Сибирского химического комбината и Горно-химического комбината | 1997 - 2005 годы | 160,8 | - | 85,4 | 75,4 | Минатом России | 
| Дезактивация выводимых из эксплуатации сооружений, производственных помещений и оборудования, загрязненных радионуклидами | 1997 - 2005 годы | 68,8 | - | 27,3 | 41,5 | Минатом России | 
| Разработка технологии и создание оборудования для кондиционирования радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и консервации промышленных ядерных реакторов | 1997 - 2005 годы | 86,6 | - | 40,5 | 46,1 | Минатом России | 
| Очистка участков пойм рек Енисей и Томь от радиоактивного загрязнения, обусловленного работой промышленных ядерных реакторов | 1997 - 2005 годы | 56,4 | - | 56,4 | - | Минатом России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Разработка технологии безопасного длительного хранения отвержденных радиоактивных отходов и ядерных материалов, создание для них комплексов наземных хранилищ | 1997 - 2005 годы | 132,3 | - | 49,3 | 83 | Минатом России | 
| Итого | 
 | 765,6 | 12,1 | 434,5 | 319 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 143,8 | 12,1 | 101,1 | 30,6 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками | ||||||
| Разработка комплексных технико-экономических обоснований создания промышленной инфраструктуры по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в Северо-западном и Дальневосточном районах | 1996 год | 5 | 5 | - | - | Минатом России Минобороны России Госкомоборонпром России Минтранс России Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Модернизация действующих и создание новых установок по кондиционированию жидких и твердых радиоактивных отходов на Ремонтно-технологическом предприятии атомного флота | 1996 - 2000 годы | 43 | 3 | 40 | - | Минтранс России | 
| Создание комплексов для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, на береговых технических базах Военно-Морского Флота и судоремонтных заводах Госкомоборонпрома России и Военно-Морского Флота | 1996 - 2005 годы | 59,2 | 6,7 | 27,6 | 24,9 | Минобороны России Госкомоборонпром России | 
| Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ отвержденных радиоактивных отходов на объектах Минтранса России и Военно-Морского Флота, заводах Госкомоборонпрома России | 1997 - 2005 годы | 71 | - | 36,4 | 34,6 | Минтранс России Минобороны России Госкомоборонпром России | 
| Строительство и ввод в эксплуатацию причальной стенки на дальневосточном заводе «Звезда» Госкомоборонпрома России для стоянки плавучей установки по очистке жидких радиоактивных отходов | 1996 - 2000 годы | 13,3 | 6,9 | 6,4 | - | Госкомоборонпром России | 
| Создание транспортных средств для перевозки упаковок радиоактивных отходов | 1997 - 2005 годы | 50,4 | - | 24,2 | 26,2 | Минтранс России Минобороны России Госкомоборонпром России | 
| Разработка технологий и создание технических средств по переработке радиоактивных отходов, образующихся при демонтаже и выводе из эксплуатации береговых инженерных сооружений и вспомогательных судов атомного технологического обслуживания | 1997 - 2005 годы | 67,8 | - | 18 | 49,8 | Минтранс России Минобороны России Госкомоборонпром России Минатом России | 
| Разработка технологий и создание технических средств для утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок и реакторов атомных кораблей и судов | 1996 - 2005 годы | 57,8 | 5,8 | 41,5 | 10,5 | Минатом России Госкомоборонпром России Госатомнадзор России Минприроды России Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Утилизация выводимых из эксплуатации судов атомного технологического обслуживания | 1997 - 2005 годы | 49,5 | - | 32,5 | 17 | Минтранс России Минобороны России Минатом России | 
| Создание и ввод в эксплуатацию штатных без перевалки отработавшего ядерного топлива атомного флота | 1997 - 2000 годы | 29,1 | - | 29,1 | - | Минобороны России Минтранс России | 
| Реконструкция действующих и строительство новых хранилищ отработавшего ядерного топлива на объектах Минтранса России и Военно-Морского Флота | 1997 - 2005 годы | 102,7 | - | 43,6 | 59,1 | Минобороны России Минтранс России | 
| Экспедиционные обследования мест захоронения радиоактивных отходов в акваториях морей Северо-западного и Дальневосточного районов и разработка предложений по обращению с ними | 1997 - 2005 годы | 40,8 | - | 19,8 | 21 | Росгидромед Минприроды России Минатом России Минобороны России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Мероприятия по завершению ликвидации последствий ядерной аварии в бухте Чажма в 1985 году | 1997 - 2000 годы | 36,1 | - | 36,1 | - | Минобороны России администрация Приморского края | 
| Итого | 
 | 625,7 | 27,4 | 355,2 | 243,1 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 122,7 | 20,5 | 70,7 | 31,5 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях | ||||||
| Реконструкция и ликвидация временных хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, дезактивация территории научных организаций | 1996 - 2000 годы | 70,7 | 3,2 | 67,5 | - | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Создание комплексов установок для кондиционирования радиоактивных отходов в научных организациях Минатома России и Российском научном центре «Курчатовский институт» | 1996 - 2000 годы | 72,9 | 3,8 | 69,1 | - | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт Российская академия наук» | 
| Реконструкция московской станции переработки радиоактивных отходов государственного научного центра Российской Федерации - Всероссийского научно-исследовательского института неорганических материалов имени А.А. Бочвара Минатома России | 1996 - 2000 годы | 9,3 | 1 | 8,3 | - | Минатом России | 
| Ликвидация и консервация снимаемых с эксплуатации исследовательских ядерных реакторов, критических сборок и стендов | 1997 - 2005 годы | 116,1 | - | 41,7 | 74,4 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Консервация выводимых из эксплуатации полигонов подземного захоронения жидких радиоактивных отходов государственного научного центра Российской Федерации - Научно-исследовательского института атомных реакторов Минатома России | 1997 - 2005 годы | 50 | - | 12,2 | 37,8 | Минатом России | 
| Создание установок для кондиционирования радиоактивных отходов реакторов с жидкометаллическим теплоносителем | 1997 - 2005 годы | 19,5 | - | 4 | 15,5 | Минатом России | 
| Дезактивация оборудования, помещений, зданий и территорий научных организаций | 1996 - 2005 годы | 37,5 | 2 | 20,4 | 15,1 | Минатом России Российский научный центр «Курчатовский институт» Российская академия наук с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Итого | 
 | 376 | 10 | 223,2 | 142,8 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 81,4 | 8 | 49,1 | 24,3 | 
 | 
| Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон» | ||||||
| Модернизация и развитие действующих специализированных комбинатов «Радон» | 1996 - 2005 годы | 700,5 | 6,5 | 291,6 | 402,4 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| реконструкция инженерных сооружений, включая хранилища радиоактивных отходов и источников ионизирующих излучений | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | спецкомбинаты «Радон» Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| оснащение специализированных комбинатов «Радон» комплексами для кондиционирования радиоактивных отходов и отработавших ресурс источников ионизирующих излучений | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | спецкомбинаты «Радон» Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| изыскательские, проектные и строительно-монтажные работы по созданию нового опытно-промышленного хранилища радиоактивных отходов низкой и средней активности в Центральном районе | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | спецкомбинаты «Радон» Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Реализация мероприятий по совершенствованию организационной, экономической и научно-технической деятельности специализированных комбинатов «Радон» | 1996 - 2000 годы | 3,2 | - | 3,2 | - | спецкомбинаты «Радон» Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Создание систем автоматизированного учета радиоактивных отходов на специализированных комбинатах «Радон» | 1997 - 2000 годы | 7,2 | - | 7,2 | - | спецкомбинаты «Радон» Минстрой России Госатомнадзор России Минприроды России | 
| Выбор площадок для создания новых хранилищ для захоронения радиоактивных отходов низкой и средней активности | 1997 - 2005 годы | 254,9 | - | 94,2 | 160,7 | спецкомбинаты «Радон» Минприроды России Роскомнедра Минстрой России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Итого | 
 | 965,8 | 6,5 | 396,2 | 563,1 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 111,2 | 2,5 | 51 | 57,7 | 
 | 
| Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях | ||||||
| Обследование мест проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях и составление их экологических паспортов | 1996 - 2005 годы | 9 | 0,5 | 6 | 2,5 | Минатом России Росгидромет Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Разработка и реализация проектов специальных горных отводов под охранные зоны мест проведения подземных ядерных взрывов | 1997 - 2000 годы | 10,4 | - | 10,4 | - | Минатом России Роскомнедра Минприроды России Госгортехнадзор России | 
| Уточнение критериев безопасности и обоснования статуса мест проведения подземных ядерных взрывов | 1997 - 2000 годы | 11,4 | - | 11,4 | - | Минатом России Росгидромет Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Консервация и ликвидация выводимых из эксплуатации технологических сооружений, дезактивация загрязненных территорий и изоляция радиоактивных отходов | 1997 - 2000 годы | 101,4 | - | 101,4 | - | Минтопэнерго России Минатом России Минприроды России Госкомсанэпиднадзор России Госатомнадзор России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Разработка и реализация мероприятий по обеспечению радиационной безопасности в местах проведения подземных ядерных взрывов неполного камуфлетного действия и на аварийных объектах | 1996 - 2000 годы | 49,8 | 0,5 | 49,3 | - | Госкомсанэпиднадзор России Минздравмедпром России Минатом России Минприроды России Госатомнадзор России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации | 
| Итого | 
 | 182 | 1 | 178,5 | 2,5 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 57,5 | 1 | 54 | 2,5 | 
 | 
| Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива | ||||||
| Разработка методологии системного подхода к выбору мест расположения пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива | 1996 - 2000 годы | 8,2 | 2,5 | 5,7 | - | Минатом России Российская академия наук Минприроды России Минстрой России Роскомнедра Госгортехнадзор России | 
| Разработка методов захоронения и хранения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива | 1997 - 2005 годы | 211,6 | - | 102,3 | 109,3 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| метода гидроразрыва пласта высокопроницаемых горных пород для захоронения цементированных пульпообразных радиоактивных отходов и тритиевого концентрата | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Российская академия наук | 
| метода долговременного хранения радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в горных выработках Горно-химического комбината Минатома России | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Российская академия наук Роскомнедра | 
| метода захоронения отработавшего ядерного топлива реакторов РБМК в специальных скважинах и шахтах | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Российская академия наук Роскомнедра | 
| Проектирование и строительство на архипелаге Новая Земля опытно-промышленного объекта для захоронения радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками | 1996 - 2005 годы | 428,1 | 5 | 188,9 | 234,2 | Минатом России Российская академия наук Роскомнедра Минобороны России администрация Архангельской области | 
| Создание регионального пункта захоронения радиоактивных отходов, образующихся в Дальневосточном районе | 1996 - 2005 годы | 132,2 | 0,6 | 65,4 | 66,3 | Минатом России Минобороны России Госкомоборонпром России Минстрой России администрация Приморского края | 
| Создание подземной лаборатории для опытно-промышленного захоронения радиоактивных отходов производственного объединения «Маяк» Минатома России | 1996 - 2005 годы | 476 | 3 | 238 | 235 | Минатом России Российская академия наук Роскомнедра администрация Челябинской области | 
| Создание первой очереди пункта захоронения радиоактивных отходов, образующихся на Горно-химическом комбинате Минатома России | 1996 - 2005 годы | 436,5 | 2 | 164 | 270,5 | Минатом России Российская академия наук администрация Красноярского края | 
| Создание регионального центра для кондиционирования и захоронения радиоактивных отходов на базе ленинградского специализированного комбината «Радон» | 1997 - 2005 годы | 278,5 | - | 166,1 | 112,4 | Минстрой России Минатом России администрация Ленинградской области | 
| Создание пунктов захоронения радиоактивных отходов | 1997 - 2005 годы | 434,9 | - | 167,3 | 267,6 | 
 | 
| в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| выбор площадок для сооружения пунктов захоронения | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минприроды России Роскомнедра Минатом России | 
| изыскательские и проектные работы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Роскомнедра | 
| строительно-монтажные работы | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | Минатом России Минстрой России Госкомоборонпром России | 
| Создание контейнеров, упаковок и транспортных средств для перевозки радиоактивных отходов | 1997 - 2005 годы | 76,5 | - | 40,7 | 35,8 | Минатом России Минтранс России Минобороны России Госкомоборонпром России МПС России | 
| Итого | 
 | 2482,6 | 13,1 | 1138,4 | 1331,1 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 412,7 | 6 | 231,1 | 175,6 | 
 | 
| Разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом | ||||||
| Разработка методологии прогнозирования последствий подземной изоляции радиоактивных отходов | 1996 - 2000 годы | 25,5 | 2,7 | 22,8 | - | Минатом России Российская академия наук Роскомнедра | 
| Разработка методов оценки риска на всех этапах обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом для выбора оптимальных организационных, технологических и инженерных решений | 1997 - 2000 годы | 5,5 | - | 5,5 | - | Минатом Росси Минприроды России Госатомнадзор России Минстрой России МПС России Госкомсанэпиднадзор России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Разработка эффективных малоотходных и экологически безопасных методов и технологий кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов | 1997 - 2005 годы | 112,6 | - | 57,1 | 55,5 | Минатом России Российская академия наук Госатомнадзор России | 
| Научное обоснование перспективных физико-химических методов преобразования радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива | 1997 - 2005 годы | 37,6 | - | 18,1 | 19,5 | Минатом России Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Совершенствование и разработка новых методов утилизации не подлежащего переработке отработавшего ядерного топлива и неразборного оборудования выводимых из эксплуатации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками | 1997 - 2005 годы | 68,7 | - | 40,4 | 28,3 | Минатом России Госкомоборонпром России Минтранс России Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Разработка безопасных технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом экспериментальных и промышленных ядерных реакторов | 1997 - 2005 годы | 20,6 | - | 12,6 | 8 | Минатом России Российская академия наук Российский научный центр «Курчатовский институт» | 
| Итого | 
 | 270,5 | 2,7 | 156,5 | 111,3 | 
 | 
| в том числе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | 
 | 122,6 | 2,7 | 79,1 | 40,8 | 
 | 
к федеральной целевой программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы»
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
по направлениям реализации федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы»
(млрд. рублей в ценах 1996 года)
| Направления реализации Программы | Источник финансирования | Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | Капитальные вложения | Затраты всего | ||||||
| 1966 г. | 1997 - 2000 гг. | 2001 - 2005 гг. | всего | 1966 г. | 1997 - 2000 гг. | 2001 - 2005 гг. | всего | |||
| Нормативно-правовое и информационное обеспечение работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами | федеральный бюджет | 7,2 | 97,8 | 46,3 | 151,3 | - | 50,5 | 28,5 | 79 | 230,3 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 7,2 | 97,8 | 46,3 | 151,3 | - | 50,5 | 28,5 | 79 | 230,3 | |
| Обращение с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана, изготовлению ядерного топлива | федеральный бюджет | - | 27,9 | 5,2 | 33,1 | - | 25,8 | - | 25,8 | 58,9 | 
| средства предприятий | - | 17,8 | 7,2 | 25 | 4 | 161,6 | 49,4 | 215 | 240 | |
| итого | - | 45,7 | 12,4 | 58,1 | 4 | 187,4 | 49,4 | 240,8 | 298,9 | |
| Обращение с радиоактивными отходами атомных электростанций | федеральный бюджет | - | 34,1 | 25,8 | 59,9 | - | 16 | 5 | 21 | 80,9 | 
| средства предприятий | 8,4 | 10 | 10 | 28,4 | 37,5 | 326,1 | 373,9 | 737,5 | 765,9 | |
| итого | 8,4 | 44,1 | 35,8 | 88,3 | 37,5 | 342,1 | 378,9 | 758,5 | 846,8 | |
| Обращение с отработавшим ядерным топливом | федеральный бюджет | - | 101,8 | 19,3 | 121,1 | - | 137,1 | 98,3 | 235,4 | 356,5 | 
| средства предприятий | 4,3 | 65,2 | 86,4 | 155,9 | 28,1 | 555,3 | 589,4 | 1172,8 | 1328,7 | |
| итого | 4,3 | 167 | 105,7 | 277 | 28,1 | 692,4 | 687,7 | 1408,2 | 1685,2 | |
| Обращение с радиоактивными отходами, накопленными при производстве оружейных ядерных материалов | федеральный бюджет | 12,1 | 101,1 | 30,6 | 143,8 | - | 333,4 | 288,4 | 621,8 | 765,6 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 12,1 | 101,1 | 30,6 | 143,8 | - | 333,4 | 288,4 | 621,8 | 765,6 | |
| Обращение с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками | федеральный бюджет | 20,5 | 70,7 | 31,5 | 122,7 | 6,9 | 284,5 | 211,6 | 503 | 625,7 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 20,5 | 70,7 | 31,5 | 122,7 | 6,9 | 284,5 | 211,6 | 503 | 625,7 | |
| Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами в научных организациях | федеральный бюджет | 8 | 49,1 | 24,3 | 81,4 | 2 | 174,1 | 118,5 | 294,6 | 376 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 8 | 49,1 | 24,3 | 81,4 | 2 | 174,1 | 118,5 | 294,6 | 376 | |
| Обращение с радиоактивными отходами на специализированных комбинатах «Радон» | федеральный бюджет | 2,5 | 42,5 | 9,4 | 54,4 | 4 | 188,2 | 68,4 | 260,6 | 315 | 
| средства предприятий | - | 8,5 | 48,3 | 56,8 | - | 157 | 437 | 594 | 650,8 | |
| итого | 2,5 | 51 | 57,7 | 111,2 | 4 | 345,2 | 505,4 | 854,6 | 965,8 | |
| Обеспечение экологической безопасности в районах проведения подземных ядерных взрывов в народно-хозяйственных целях | федеральный бюджет | 1 | 54 | 2,5 | 57,5 | - | 124,5 | - | 124,5 | 182 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 1 | 54 | 2,5 | 57,5 | - | 124,5 | - | 124,5 | 182 | |
| Создание системы пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива | федеральный бюджет | 6 | 231,1 | 175,6 | 412,7 | 7,1 | 545,1 | 504,9 | 1057,1 | 1469,8 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | 362,2 | 650,6 | 1012,8 | 1012,8 | |
| итого | 6 | 231,1 | 175,6 | 412,7 | 7,1 | 907,3 | 1155,5 | 2069,9 | 2482,6 | |
| Разработка новых технологий и проведение исследований в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом | федеральный бюджет | 2,7 | 79,1 | 40,8 | 122,6 | - | 77,4 | 70,5 | 147,9 | 270,5 | 
| средства предприятий | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
| итого | 2,7 | 79,1 | 40,8 | 122,6 | - | 77,4 | 70,5 | 147,9 | 270,5 | |
| Итого | федеральный бюджет | 60 | 889,2 | 411,3 | 1360,5 | 20 | 1956,6 | 1394,1 | 3370,7 | 4731,2 | 
| средства предприятий | 12,7 | 101,5 | 151,9 | 266,1 | 69,6 | 1562,2 | 2100,3 | 3732,1 | 3998,2 | |
| итого | 72,7 | 990,7 | 563,2 | 1626,6 | 89,6 | 3518,8 | 3494,4 | 7102,8 | 8729,4 | |