Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 мая 1995 г. № 1
г. Уфа
О РЕСУРСО- И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства отмечает, что общее состояние экономики, преодолевающей последствия резкого спада производства, требует принятия решительных мер по сокращению расхода материальных и энергетических ресурсов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В широком смысле слова ресурсо- и энергосбережение становится генеральным направлением современной технической политики строительного комплекса России. Энергосбережение является ключевой, наиболее значительной составляющей всей проблемы ресурсосбережения и требует первоочередного решения. Не считая напрасных энергопотерь, вызванных аварийным состоянием зданий и энергосетей, основные теплопотери зданий, построенных по существующим проектам, связаны, главным образом, с несовершенством архитектурно-строительных систем. Вновь построенные здания в средней полосе России расходуют на нужды отопления:
многоквартирные дома - от 350 до 600 кВтч/м2 в год;
односемейные дома - от 600 до 800 кВтч/м2 в год.
В Германии расходуется 260 кВтч/м2 в год, в Швеции и Финляндии - по 135 кВтч/м2 в год. В строительном секторе наряду с затратами энергии на производство строительных материалов, изготовление конструкций, элементов и их транспортировку, собственно строительство, основным потребителем энергоресурсов являются построенные здания и сооружения в течение всего срока службы и эксплуатации.
Расход тепла на отопление жилых зданий составляет более 1/5 всех расходуемых в народном хозяйстве энергетических ресурсов. В здании через стены теряется до 45 % тепла, через оконные и дверные проемы - 33 %, через чердак и полы - 22 % тепла. Причинами высоких расходов энергоресурсов при эксплуатации зданий являются: недостатки нормирования теплозащитных свойств ограждающих конструкций; высокие потери в системах отопления, горячего и холодного водоснабжения; отставание в техническом перевооружении предприятий на наиболее энергоэффективные технологии; отсутствие в производстве высокоэффективных утеплителей и прогрессивных строительных материалов; крайне низкие показатели в объемах реконструкции и модернизации существующего фонда; низкое качество изготовления строительных материалов и производства строительно-монтажных работ.
В 1995 г. предусматривается повышение нормативных требований к теплозащите ограждающих конструкций вновь строящихся зданий, а также реконструируемого жилищного фонда и зданий другого назначения. Изменения устанавливают три уровня теплозащиты по нормируемой величине сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций. На первом уровне предусматривается повышение термического сопротивления в 1,5-1,7 раза, на втором и третьем - в 3-3,5 раза.
Необходимость широкого проведения работ по реконструкции и модернизации морально и физически устаревших зданий продиктована очевидными экономическими преимуществами, придающими жилью новые потребительские качества и решающими проблему существенной экономии тепла за счет утепления наружных стен здания дополнительным слоем теплоизоляции.
Внедрение в практику строительства автономных систем инженерного оборудования позволяет экономить до 25-30 % топливных ресурсов, иметь меньшие единовременные капитальные вложения, низкую материалоемкость, эффективное местное регулирование.
Неисчерпаемым резервом энергосбережения является использование нетрадиционных источников энергии: солнечной, ветровой, термальной, энергии приливов и отливов, биоэнергетических ресурсов для производства горючего газа и утилизации тепла сточных вод.
Внедрение новейших энергоэкономических архитектурно-строительных систем, прежде всего ширококорпусных зданий, обеспечивает 9-10 % экономии энергоресурсов. Применение отходов производства и местных материалов требует создания новых архитектурно-строительных систем на основе многовариантных решений и унификации конструкций и деталей, позволяющих производить в процессе строительства замену одних изделий на другие в зависимости от наличия их на региональном строительном уровне.
Важным резервом ресурсо- и энергосбережения является научно обоснованный выбор строительных площадок, учитывающий прогноз развития природных процессов в результате эксплуатации объектов, риск освоения территорий.
В целях обеспечения потребностей строительства и эксплуатации в необходимых современных материалах, утеплителях, технологиях, конструкциях и успешной реализации государственной целевой программы «Жилище», а также других программ, связанных с ресурсо- и энергосбережением, Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать решение вопросов ресурсо- и энергосбережения основной первоочередной задачей администрацией субъектов Российской Федерации, органов архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, научно-исследовательских, строительных и проектных организаций, направленной на существенное снижение расходов энергии и тепла как в новом строительстве, так и при реконструкции и эксплуатации зданий; внедрение в практику строительства энергосберегающих приемов организации жилой застройки и объектов строительства, инженерных сооружений, сетей, оборудования и контрольно-измерительных приборов, технологий изготовления прогрессивных материалов, конструкций и изделий.
2. Минстрою Росси осуществлять функции государственного координатора деятельности субъектов Российской Федерации, строительных, проектных и научных организаций в проведении государственной политики в области энергопотребления при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов.
3. Одобрить подготовленные Минстроем России совместно с Минтопэнерго России основные положения подпрограммы «Энергосбережение в строительстве» государственной целевой программы «Жилище».
4. Рекомендовать правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации:
разработать в рамках государственной целевой программы «Жилище» с учетом местных условий планы структурной перестройки энергопотребления в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
проводить постоянную работу по изысканию резервов ресурсо- и энергосбережения, привлечению местных и различного рода внебюджетных источников для финансирования энергосберегающих мероприятий в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе по созданию на добровольной основе отраслевых внебюджетных фондов энергосбережения, включая НИОКР, формируемых за счет отчислений от себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающих решение проблем повышения энергоэффективности зданий, проведение в 1995-1996 гг. Научных исследований, опытно-конструкторских работ и разработок проектных решений для зданий различного назначения в целях сокращения потерь тепла при эксплуатации зданий;
развивать производство эффективных утеплителей и строительных материалов на основе местного сырья с широким использованием мощностей конверсионных предприятий;
активизировать проведение работ по реконструкции и модернизации зданий, связанных с дополнительной теплоизоляцией стен, светопрозрачных ограждений, с совершенствованием и реконструкцией инженерных систем.
5. Одобрить положения Генерального соглашения Минстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, позволяющие более полно использовать научно-технический потенциал исследовательских, проектных и изыскательских организаций министерства и имеющийся на местах практический опыт по повышению уровня строительства, архитектуры, управления обслуживания эксплуатируемых зданий.
6. Минстрою России:
совместно с Минэкономики и Минфином России разработать предложения и осуществлять меры по оказанию государственной помощи предприятиям и организациям строительного комплекса по выполнению планов ресурсо- и энергосбережения;
продолжить исследования по прогнозу развития опасных природных процессов, защите от них и составлению карт риска освоения территорий;
в двухмесячный срок подготовить и ввести в действие изменения в СНиП II-3-79** «Строительная теплотехника»;
определить минимальный перечень первоочередных требований, необходимых для повышения энергозащиты существующего жилищного фонда;
разработать методическое пособие по внедрению архитектурно-строительных систем жилищного строительства на территориях в целях реализации государственной целевой программы «Жилище»;
совместно с Минэкономики, Минфином и Миннауки России определить приоритетные направления НИОКР на период до конца 1995 и 1996 гг., имеющих ключевое значение для проведения ресурсо- и энергосберегающей политики в строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений;
на основе анализа работы действующих совместных предприятий и иностранных фирм подготовить предложения в правительство Российской Федерации о создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в осуществление ресурсо- и энергосберегающих мероприятий в строительстве, использовании кредитов;
предусмотреть разработку в 1995-1996 гг. Проектных решений ограждающих конструкций вновь проектируемых и модернизируемых зданий, отвечающих нормативным и современным требованиям по теплозащите;
до конца 1995 г. Совместно с Минэкономики, Минтопэнерго и Минфином России подготовить предложения по внедрению прогрессивных систем инженерного оборудования и приборов контроля энергопотребления в жилищно-гражданском строительстве и сфере эксплуатации;
проектным организациям, органам экспертизы и архстройконтроля, Государственной жилищной инспекции России усилить работу по контролю за применением прогрессивных проектов, обеспечивающих ресурсо- и энергосбережение в строительстве;
в целях распространения опыта и пропаганды передовых научно-технических достижений в отечественной и зарубежной практике ресурсо-, энергосбережения полнее использовать возможности центральных и территориальных выставок, семинаров, совещаний, периодической печати и отраслевых журналов.
7. Руководители строительных и эксплуатационных фирм, акционерных обществ, предприятий и организаций:
в целях снижения цен на продукцию и услуги в строительстве принять меры по периориентации производственных и эксплуатационных организаций на выпуск эффективной, малоэнерго- и ресурсоемкой импортозамещающей продукции и услуг, переоснащению производственных процессов на малоэнергоемкие технологии и оборудование; развивать производство локальных систем инженерного оборудования и применение нетрадиционных источников энергии;
значительно увеличить выпуск эффективных утеплителей, прогрессивных строительных материалов, конструкций и элементов с использованием местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
увеличить объемы реализации продукции путем снижения ее себестоимости, сокращения количества посредников, открытия широкой сети фирменных магазинов оптовой и розничной продажи.
8. Просить правительство Российской Федерации:
поручить Минэкономики и Минфину России рассмотреть вопрос дополнительного финансирования в 1995-1996 гг. первоочередных научно-исследовательских и проектных работ, имеющих ключевое значение для ресурсо- и энергосбережения в строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий и сооружений;
оказать содействие субъектам Российской Федерации в выполнении ресурсо- и энергосберегающих программ в регионах.
Председатель
Межведомственного совета
по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства,
министр строительства Российской Федерации Е.В. Басин