ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об организации работы в области подготовки кадров
для рыночной экономики
(С изменениями от 6 октября 1996 г.)
В целях проведения единой государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики.
3. Министерству труда Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить Совету Министров - Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок предложения по финансовому обеспечению мероприятий в области подготовки кадров, имеющих приоритетное значение для развития рыночной экономики.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Москва
4 ноября 1993 г.
№1137
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
подготовки кадров для рыночной экономики
(одобрены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1137)
Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям и специалистам, организации и содержанию их подготовки и переподготовки. Руководящим кадрам в настоящее время недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.
Актуальной задачей для нашего общества является формирование многомиллионного предпринимательского корпуса с учетом российских традиций и мирового опыта.
Сложившаяся практика работы с кадрами, нормативно-правовая база этой работы, научно-педагогический состав и уровень технической оснащенности многих учебных заведений повышения квалификации кадров не обеспечивают необходимого развития управленческого потенциала общества. Не оказывают существенного влияния на сложившееся положение дел и созданные в последние годы школы менеджеров, бизнеса, коммерции и т.д.
Остро недостает полноценных учебных курсов по рыночной экономике и управлению, методик и учебных технологий, компьютерных и аудиовизуальных программ, а самое главное - высококвалифицированных преподавателей. Как следствие, немалые средства, вкладываемые предприятиями, организациями и учреждениями в обучение специалистов, не приносят ожидаемого эффекта. Крайне слабо используется зарубежный опыт. Подготовка специалистов за границей недостаточно увязана с решением приоритетных проблем вывода экономики страны из кризиса, формирования управленческой и предпринимательской культуры, с реальными потребностями республик и регионов России в преподавательских кадрах, информационных и обучающих технологиях.
По существу вне государственного регулирования оказалась система подготовки и повышения квалификации кадров на производстве, которая охватывает широкий спектр линейных руководителей и специалистов. В условиях ухудшения конъюнктуры и перепрофилирования производства нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение этой системы пришло в противоречие с требованиями времени.
В последнее время имеет место реальная угроза разрушения сложившейся системы повышения квалификации руководителей и специалистов, в том числе ее материальной базы. Это может негативно отразиться на формировании кадрового корпуса Российской Федерации.
Дальнейшее его отставание от потребностей экономических и политических преобразований общества стало одним из существенных факторов социальной дестабилизации. Если в кратчайшие сроки не переломить эту тенденцию, не обеспечить опережающей подготовки руководителей и специалистов органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений, то переход к рынку будет существенно осложнен со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Целью Правительства Российской Федерации и других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества.
Одним из основных элементов в кадровой работе должна стать всесторонне обоснованная оценка конкретного работника как необходимое условие предотвращения ошибок в отборе и рациональном использовании персонала.
Предстоит широко внедрить в практику методики, предусматривающие оценку качеств и возможностей человека, его личного вклада в результаты деятельности коллектива. С учетом мирового опыта в этой области необходимо создать сеть специализированных центров оценки персонала.
Следует отработать эффективные механизмы замещения управленческих должностей, соответствующие специфике конкретного вида деятельности и новым условиям хозяйствования (назначение, выборность, конкурс, контрактная форма найма, подбор управленческих команд и другие), формировать республиканские, региональные, отраслевые и другие информационные банки резерва кадров.
Целенаправленное развитие профессиональных возможностей каждого работника требует планирования его служебной карьеры с использованием стажировок в должности, ротации, участия в разнообразных целевых проблемных группах, проектах и программах. Необходима система материальных и моральных стимулов, заинтересовывающих как самого специалиста, так и руководителей органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений в высоком уровне профессионализма в управленческой деятельности, деловой активности и работоспособности.
Особого внимания требует формирование кадров предпринимателей из числа работников сферы управления, высвобождающихся в результате ее сокращения, военнослужащих, увольняемых в запас, а также из молодежи. Следует развивать центры подготовки молодежи для управленческой и предпринимательской деятельности. Предстоит реализовать специальный проект государственной интернатуры для подготовки к управленческой деятельности наиболее способных молодых специалистов посредством их целевого обучения и разнообразной стажировки, в том числе за рубежом.
Возникает необходимость разработки долгосрочных федеральных, региональных и отраслевых программ формирования управленческого персонала, базирующихся на анализе и прогнозе его качественного состава и структуры, которые должны быть увязаны с задачами реформы, переменами в объектах управления, учитывать национальные и местные факторы.
Предстоит коренным образом перестроить учебный процесс подготовки специалистов применительно к условиям рыночной экономики, активнее развивать у них навыки управленческой и предпринимательской деятельности.
В квалификационных характеристиках выпускников высших и средних специальных учебных заведений необходимо предусмотреть требования к уровню их подготовки по направлениям, имеющим приоритетное значение для рыночной экономики, а также для управленческой деятельности. Следует расширить специализацию в области управления в процессе обучения студентов юридических, социологических, психологических, экономических и других факультетов.
Необходимо существенно расширить обучение кадров в высших и средних специальных учебных заведениях для работы на государственной службе, включая создание в этих целях новых типов образовательных учреждений.
Следует усилить переподготовку и повышение квалификации кадров на базе использования фундаментальных знаний рыночной экономики, социального управления, психологии и политологии. Содержание обучения в полной мере должно учитывать сущность экономической реформы и рыночной экономики, необходимость повышения психологической устойчивости и мобильности руководителей в условиях риска.
Следует реорганизовать сеть учреждений дополнительного образования. Развивать на базе ведущих учебных заведений этой системы республиканские и региональные центры интенсивной подготовки кадров управления с гибкими организационными структурами.
Требует всемерной поддержки и улучшения деятельность коммерческих школ, школ бизнеса, менеджеров.
Одним из главных условий выхода на новый качественный уровень обучения кадров для рыночной экономики является укрепление профессорско-преподавательского состава учебных заведений.
Целесообразно осуществить развитие кафедр экономического и управленческого циклов, расширение аспирантуры, докторантуры, особенно за счет лиц, имеющих опыт управленческой и предпринимательской деятельности, обеспечить интенсивную переподготовку и повышение квалификации всех преподавателей, осуществляющих обучение персонала управления. В целях повышения качества и стимулирования труда преподавателей следует шире использовать систему рейтинга, контрактную форму приема на работу.
Учебно-методическое обеспечение обучения кадров управления и предпринимателей должно предусматривать в качестве приоритетной задачи разработку в кратчайшие сроки программ и учебной литературы по экономическим и управленческим дисциплинам для средних специальных и высших учебных заведений, учебно-методических комплексов на модульной основе для центров переподготовки и повышения квалификации. Особое внимание следует обратить на развитие компьютерных, аудиовизуальных курсов по рыночной экономике, различным аспектам управленческой и предпринимательской деятельности.
Следует способствовать оснащению учебных заведений современной электронно-вычислительной, аудиовизуальной, организационной техникой, использованию в этих целях их прямых связей с предприятиями и возможностей, открывающихся в результате конверсии.
Необходимы новые подходы к дошкольному, школьному и семейному воспитанию, направленные на формирование навыков и умений коллективного труда, демократической организации жизни коллектива.
Формирование управленческой и предпринимательской культуры следует вести через широкое ознакомление с научными основами управления и самоуправления, организации предпринимательства, с демократическими процедурами выработки и принятия решений, механизма их реализации. Нужна широкая популяризация образцов управленческой и предпринимательской культуры, служебных взаимоотношений, основанных на уважении личности, демократических формах организации общественной жизни.
Предстоит сформировать целостную систему подготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях, ориентированную на обеспечение развития производства на основе достижений научно-технического прогресса.
Для решения этой задачи требуется усилить координацию работы по организационному, методическому и информационному обеспечению профессионального обучения на производстве, подготовке преподавательских кадров, оказанию предприятиям необходимой финансовой помощи.
Для активизации фундаментальных и прикладных научных исследований в области кадровой работы, внедрения их результатов в практику необходим гибкий механизм, который способствовал бы развитию и удовлетворению спроса на консультационные, учебные, исследовательские, издательские, внедренческие и иные виды услуг в этой работе.
Следует улучшить использование творческого потенциала научных союзов и ассоциаций, учебных заведений, общественных объединений, усилить их интеграцию с государственными и коммерческими структурами, расширить организационно-правовые возможности их активного влияния на кадровую сферу. Это будет способствовать развитию фундаментальных, междисциплинарных исследований, вовлечению в эти научные союзы и ассоциации перспективных студентов, аспирантов, молодых ученых.
Целесообразно регулярно проводить научно-практические конференции, конкурсы на лучшие работы, по рыночной экономике, социально-управленческой проблематике, персоналоведению, практиковать создание творческих групп для адаптации к условиям рыночной экономики теоретических разработок в области управления и кадровой работы зарубежных ученых и специалистов.
Требуется более активное участие в области кадровой работы научно-исследовательских центров как существующих, так и вновь образуемых. Особое их внимание должно сосредоточиваться на разработке теоретико-методологических и прикладных проблем управленческого труда.
Необходимо повысить уровень социальной и правовой защищенности работников управления, привести правовое регулирование в соответствие с необходимостью стимулирования их труда, расширения самостоятельности, освобождения от мелочной опеки.
Целенаправленная работа по формированию кадрового потенциала реформы требует более эффективного управления этим процессом. Разрозненные действия органов отраслевого и территориального управления требуют объединения и четкой координации, общего научно-методического обеспечения. Эти функции могут быть возложены на Межведомственную комиссию по кадровому обеспечению экономической реформы, которая должна сформировать рабочий механизм разработки и реализации комплекса мер по эффективному формированию и развитию кадрового потенциала в условиях экономической реформы. Разработка и реализация мер по кадровому обеспечению органов исполнительной власти должны осуществляться по согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте Российской Федерации.
Добиться принципиальных качественных изменений в подборе, обучении и использовании потенциала каждого работника, коллектива в целом невозможно без коренной перестройки кадровых служб. Статус, структура этих служб, качественный состав их работников не соответствуют современным требованиям. Отсутствует организационное и научно-методическое руководство деятельностью этих служб на государственном уровне.
Отделы кадров и аналогичные кадровые службы рекомендуется преобразовать в отделы (службы) управления персоналом с возложением на них обязанностей прогнозирования и планирования потребности в кадрах, организации работы по оценке и формированию кадрового резерва, обучению, аттестации, рациональному использованию персонала. Их деятельность должна строиться на базе широкого использования научных методик, информационных и педагогических технологий, тесного взаимодействия с органами государственной службы занятости населения.
Необходимыми являются организация переподготовки и повышения квалификации руководителей и работников отделов (служб) управления персоналом, а также подготовка в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов по маркетингу и биржевому делу, экономике и социологии труда со специализацией в области управления персоналом и углубленным изучением экономических, социально-управленческих, социологических, психологических, правовых, педагогических, культурологических дисциплин. Организационно-методическое обеспечение этой работы должно быть возложено на подразделения федеральных органов управления, отвечающих за вопросы подготовки кадров для рыночной экономики
Международное сотрудничество должно охватывать весь спектр вопросов работы с персоналом, развития управленческой и предпринимательской культуры. Предстоит расширить обучение за рубежом российских студентов, аспирантов, докторантов специализирующихся в области рыночной экономики, управленческой деятельности, новых технологий, кадровой работы, ввести в практику проведение совместных с зарубежными предприятиями консультаций, исследований и конференций, подготовку и издание монографий, учебных пособий и других материалов по данной проблеме.
Ставится задача шире развивать практику подготовки российских специалистов за рубежом, поддерживать создание учебных информационных исследовательских центров с зарубежными партнерами, активнее участвовать в программах международных организаций, прежде всего МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО и др., эффективнее использовать возможности технической помощи со стороны Европейского экономического сообщества, сотрудничества в рамках межправительственных и межведомственных соглашений.
Раздел 1. Мероприятия центральных органов федеральной исполнительной власти по кадровому обеспечению экономической реформы
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные за исполнение |
Срок выполнения |
1 |
Осуществить обучение работников министерств, госкомитетов и ведомств Российской Федерации, руководителей и ведущих специалистов, органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований по проблемам их деятельности в условиях приватизации и антимонопольной политики, перестройки финансовой и кредитной систем, создания эффективной рыночной инфраструктуры, государственной поддержки редпринимательства |
Роскадры центральные органы федеральной исполнительной власти, РАУ, АНХ при правительстве Российской Федерации, ФСЗ России |
1993-1994 годы |
2 |
Реорганизация системы подготовки, повышения квалификация и переподготовки кадров |
|
|
2.1 |
Разработать предложения о порядке организации и ликвидации профессиональных образовательных учреждений, включая совместные с зарубежными партнерами, ввести их сертификацию |
Госкомвуз Россия, Роскадры, Минобразование России, Минэкономики России, Госкомпром России, Минтруд Россия, Минфин Россия, ГКАП России, ФСЗ Россия, Минюст России, РАМСиР. |
II квартал 1994 г. |
2.2. |
Разработать комплекс мер по аттестации, повышению качества и стимулированию труда преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров |
Минтруд Россия, Роскадры, Госкомвуз Россия, Госкомпром Россия, ФСЗ России |
IV квартал 1994 г. |
2.3. |
Разработать предложения о налоговых и других финансовых льготах для профессиональных образовательных учреждений, а также для предприятий и организаций, осуществляющих обучение кадров на производстве |
Госкомвуз России, Минобразование России, Минтруд России, Роскадры, Госкомпром России, ФСЗ России, Минфин России |
IV квартал 1994 г. |
2.4. |
Подготовить предложения о создании благоприятных условий для иностранных инвестиций в систему образования, подготовка и переподготовки кадров |
Госкомвуз России, Минэкономики Россия, Минтруд России, Роскадры, Минобразование России, Минфин России |
IV квартал 1994 г. |
2.5 |
Подготовить основные виды учебных и тематических планов, требований к содержанию, формам и методам обучения в системе переподготовки и повышения квалификации кадров |
Госкомвуз России, Минтруд России, Роскадры, АНХ при Правительстве Российской Федерации, РАУ, Минобразование России, ФСЗ Россия |
I квартал 1994 г. |
2.6. |
Систематизировать нормативные акты по вопросам подготовки и переподготовки кадров и подготовить предложения по их упорядочению |
Госкомвуз России, Минтруд России, Минобразование России, Госкомпром России, ФСЗ Россия, Минюст России |
1994 г. |
2.7. |
Подготовить прогноз развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для рыночной экономики до 1995 года и период до 2000 года |
Минтруд России, Госкомвуз России, Роскадры, РАН, Минобразование России, РАУ, АНХ при Правительстве Российской Федерации, Госкомпром России, ФСЗ России |
1994 год |
2.8. |
Разработать предложения о создании федерального фонда развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров |
Минтруд России, Минфин России, Минэкономики России |
I квартал 1994 г. |
2.9. |
Разработать рекомендации по Внедрению в практику модульного метода обучения кадров, разработанного Международной организацией труда |
Госкомвуз России, Минтруд России, Минобразование России, Госкомпром России, Роскадры |
1994 год |
2.10. |
Развернуть на базе учебных центров Федеральной службы занятости России, иных учебных заведений, а также предприятий, учреждений, и организаций обучение незанятого населения профессиям, связанным с предпринимательской деятельностью, малым бизнесом |
ФСЗ России, Минобразование России, Госкомвуз России, Госкомпром России |
1993 - 1995 годы |
3. |
Подготовка кадров для государственной службы |
|
|
3.1. |
Разработать единую классификацию должностей государственных служащих и их квалификационные характеристики |
Роскадры, Минтруд Россия |
III квартал 1994 г. |
3.2. |
Подготовить проект Положения о прохождении службы в федеральных органах государственной власти и управления |
Роскадры, Минтруд России, Минюст России |
III квартал 1994 г. |
3.3. |
Разработать типовое положение о конкурсно-контрактной системе замещения должностей государственных служащих |
Роскадры, Минтруд России, Минюст России |
II квартал 1994 г. |
3.4. |
Организовать подготовку и переподготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в аппарате органов государственной власти и управления |
Роскадры, Госкомвуз России, ГКАП России |
1993 - 1994 годы |
3.5. |
Осуществить проект интернатуры для подготовки к государственной службе лучших выпускников, рекомендуемых вузами страны |
Роскадры |
1994 год |
4. |
Совершенствование управления персоналом |
|
|
4.1. |
Разработатьтиповые процедурызамещения должностей применительно к уровням управления в отраслевой специфике |
Минтруд России, Роскадры, Минюст России |
II квартал 1994 г. |
4.2. |
Подготовить с учетом отечественного и зарубежного опыта методики оценки персонала управления. Организовать сеть специализированных центров оценки |
Минтруд России, Роскадры, Госкомпром России, Международный центр кадровых проблем |
1993 - 1994 годы |
4.3. |
Разработать типовые методики формирования региональных, межотраслевых и отраслевых программ управления персоналом |
Минтруд России, Роскадры, ФСЗ России |
I квартал 1995 г. |
4.4. |
Разработать систему материальных и моральных стимулов высокоэффективного труда и профессионального роста кадров управления |
Минтруд России, Роскадры |
1993 - 1995 годы |
4.5. |
Подготовить типовое положение об отделах (службах) управления персоналом предприятий, учреждений и организаций |
Минтруд России, Роскадры, Госкомпром России |
II квартал 1994 г. |
4.6. |
Организовать подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для отделов (служб) управления персоналом |
Госкомвуз России, Минтруд России, Роскадры |
1993 - 1995 годы |
5. |
Развитие управленческой и предпринимательской культуры |
|
|
5.1. |
Пересмотреть квалификационные характеристики выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, усилив их управленческую и предпринимательскую подготовку |
Минтруд России, Госкомвуз России, Роскадры, Минобразование России |
1993 - 1995 годы |
5.2. |
Разработать условия и объявить открытый конкурс на подготовку учебников и учебных пособий для массового обучения в области управленческой и предпринимательской деятельности |
Госкомвуз России, Минобразование России |
II квартал 1994 г. |
5.3. |
Подготовить программы, методические рекомендации для всех видов образовательных учреждений по формированию у воспитанников, учащихся и студентов исходных знаний, навыков управленческой и предпринимательской культуры. Обеспечить подготовку и переподготовку в этом направлении педагогических кадров |
Минобразование России, Госкомвуз России, Минкультуры России |
1993 - 1995 годы |
5.4. |
Развернуть широкое разъяснение вопросов управленческой и предпринимательской культуры, этики служебных взаимоотношений, включая организацию телевизионных и радиоциклов |
Мининформпечать России, Минобразование России, Госкомвуз России, Минкультуры России |
1999 - 1995 годы |
5.5. |
Разработать и осуществить комплекс мер по широкому ознакомлению граждан с научными основами управления и самоуправления, демократическими процедурами выработки и принятия решений, механизмами их реализации, основами рыночной экономики |
Мининформпечать России |
1993 - 1995 годы |
5.6. |
Регулярно проводить научные конференции, конкурсы студентов, молодых ученых, менеджеров по проблемам управленческой и предпринимательской культуры |
Миннауки России, Госкомвуз России, Минобразование России, РАН |
1993 - 1995 годы |
5.7. |
Определить проблематику и развернуть совместную работу с зарубежными специалистами по проведению научных исследований, конференций, подготовке программных средств и методических материалов |
Минтруд России, Роскадры, Госкомвуз России, ФСЗ России, РАН, РАМСиР |
1993 - 1995 годы |
5.8. |
Определить номенклатуру специальностей, профиль подготовки, учебные заведения и условия для обучения за рубежом студентов, аспирантов, докторантов, специализирующихся в области управления и кадровой работы |
Госкомвуз России, Минобразование России, Минтруд России, Роскадры, ФСЗ России, Международный центр кадровых программ, РАН, РАМСиР |
II квартал 1994 г. |
5.9. |
Расширить сотрудничество по проблемам управленческой и предпринимательской культуры и персонала управления с международными организациями (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИДО и др.) на основе долгосрочных программ и координационных планов |
Минтруд России, Роскадры, МИД России, МВЭС России, ФСЗ России, Международный центр кадровых программ, РАМСиР |
1993 - 1995 годы |
Раздел II. Целевые и тематические программы подготовки кадров для рыночной экономики |
|||
1. |
Разработать и реализовать целевые программы кадрового обеспечения перехода к рынку для:: |
|
|
1.1. |
Органов государственной власти и правления всех уровней |
Роскадры, Минтруд России, Госкомвуз России, РАУ, АНХ при Правительстве Российской Федерации |
II квартал 1994 г. |
1.2. |
Государственных и акционерных предприятий |
Госкомимущество России, Минэкономики Россия, Госкомвуз России, Минобразование России, Госкомпром России |
I квартал 1994 г. |
1.3. |
Демонополизируемой сферы, малого и среднего бизнеса (с учетом защиты прав потребителя) |
ГКАП России, Минтруд России, Минобразование России, Госкомимущество России, Госкомпром России |
II квартал 1994 г. |
1.4. |
Системы подготовки и повышения квалификации кадров на производстве |
Минтруд России, Госкомвуз России, Минобразование России, Минэкономики России, Госкомпром России |
II квартал 1994 г. |
2. |
Разработать и реализовать тематические программы кадрового обеспечения перехода к рынку в следующих сферах: |
|
|
2.1. |
Финансы и налоги |
Минфин России, Госналогслужба России |
I квартал 1994 г. |
2.2. |
Приватизация и акционирование |
Госкомимущество России |
I квартал 1994 г. |
2.3. |
Аграрная реформа |
Минсельхоз России, |
II квартал 1994 г. |
|
|
Минобразование России |
|
2.4. |
Конверсия промышленности и реформа армии |
Госкомпром России, Минобороны России, Минобразование России, Госкомимущество России |
II квартал 1994 г. |
2.5. |
Образование, профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров |
Минобразование России, Госкомвуз России, Минтруд России, ФСЗ России |
II квартал 1994 г. |
2.6. |
Культура |
Минкультуры России |
II квартал 1994 г. |
2.7. |
Экология и природные ресурсы |
Минприроды России, Минобразование России |
II квартал 1994 г. |
2.8. |
Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество |
МИД России, МВЭС России |
I квартал 1994 г. |
2.9. |
Труд, занятость и социальная защита |
Минтруд России, ФСЗ России, Минсоцзащиты России, Госкомвуз России, Минобразование России |
III квартал 1994 г. |
2.10. |
Аудиторская деятельность, профессиональное консультирование по экономике и управлению |
Миннауки России, Госкомвуз России, Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации |
III квартал 1994 г. |