ПРОГРАММА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1995-1997 гг.*
Основанием для разработки Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на 1995-1997 гг. (далее Программы) является постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».
Цель Программы - разработка и принятие первоочередных мер общеотраслевого характера по предупреждению производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда.
Состояние проблемы. В строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда занято примерно 30 % списочного состава работающих. Из них более 9 % работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (повышенной загазованности и запыленности воздуха, повышенного уровня шума и вибрации).
Вследствие неудовлетворительного состояния охраны труда на строительных площадках, в цехах предприятий по производству стройматериалов и стройиндустрии, на объектах жилищно-коммунального хозяйства ежегодно травмируются более 29 тыс. чел.; из них более 1200 чел. получают травмы с летальным исходом.
Наибольший удельный вес травмированных с тяжелым исходом приходится на следующие факторы:
падение человека с высоты и падение предметов с высоты на человека - 42 %; дорожно-транспортные происшествия – 22 %; нарушения правил эксплуатации машин и механизмов - 12 %; поражение электротоком - 9 %.
В ряде случаев высокий уровень производственного травматизма является следствием неудовлетворительного состояния производственных фондов, что связано с замедлением темпов обновления парка строительных машин и производственного оборудования, срывами сроков проведения технического обслуживания и ремонта производственного оборудования, отсутствием на рабочих местах средств защиты работающих.
* Программа разработана Минстроем России, ЦК отраслевых профсоюзов, акционерными обществами, концернами, корпорациями и другими объединениями в развитие Постановления Правительства РФ от 26.08.95 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда и приказа Минстроя России от 15.09.95 г. № 17-102 по согласованию с ЦК профсоюза работников строительства и промстройматериалов (письмо Председателя ЦК профсоюза от 01.02.96 № 20-4), ЦК профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (письмо Первого зам.председателя от 30.01.96 № 3.4) и с Департаментом охраны труда Минтруда России 02.02.96 г.
Программа одобрена решением коллегии Минстроя России от 20.12.95 г.
Исполнителями и соисполнителями программы являются подразделения Минстроя России, ЦК отраслевых профсоюзов, АОЗТ ЦНИИОМТП, АКХ им. К.Д. Памфилова.
Наряду с техническими причинами, требующими для их ликвидации значительных инвестиционных, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, высокий уровень производственного травматизма является также следствием низкого профессиональной подготовки работников отрасли по охране труда. По этой причине в 1994 г. произошло 30 % несчастных случаев с тяжелым исходом.
На смену обязательным нормативам отчисления средств на охрану труда пришли рекомендательные, что привело к сокращению затрат на номенклатурные мероприятия охраны труда в организациях и на предприятиях отрасли.
Данная программа составлена с учетом сложного финансового состояния отрасли. Она включает только первоочередные мероприятия по улучшению условий и охраны труда. В I кв. 1997 г. во исполнение поручения Правительства РФ предусматривается разработать и принять Программу мероприятий по улучшению условий и охраны труда в строительстве и промышленности строительных материалов на 1998 - 2000 гг.
Цель разработки данного раздела Программы - приведение действующей в отрасли нормативно-технической документации в соответствие с новыми условиями хозяйствования. Пересмотр отраслевых нормативных документов по охране труда должен происходить в рамках Системы нормативных документов в строительстве, порядок разработки которой определен СНиП 10-01-94.
В течении 1995-1997 гг. должны быть созданы основные документы нормативной базы по охране труда, которая включает обязательные нормативы прямого действия (СНиП, ГОСТ, Типовые инструкции по охране труда), а также рекомендательные, относящиеся к своду правил по безопасности труда.
В качестве базы для пересмотра используются отраслевые и ведомственные нормативные документы. Пересмотр осуществляется в соответствии с действующими законодательными и общеотраслевыми нормами и правилами охраны труда в направлении обеспечения рационального сочетания требований обязательных и рекомендательных документов.
Финансирование работ по разработке СНиП и ГОСТ осуществляется за счет средств федеральной программы, а остальных нормативов за счет средств, выделяемых Минстрою России на научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы из федерального бюджета.
Главной целью мероприятий, предусмотренных в разделе, является организация работы по системе экономического управления охраной труда на уровне отрасли, а также повышение эффективности применяемых средств защиты работающих.
Финансирование мероприятий данного раздела программы осуществляется за счет средств федеральной программы, а также средств, выделяемых Минстрою России из федерального бюджета.
Главная цель мероприятий раздела - повышение уровня знаний по охране труда работников отраслей строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Программой предусматривается:
разработать учебно-методическую и справочную литературу для организации подготовки и проверки знаний работников отрасли;
подготовить и издать учебник по охране труда для специалистов в области строительства и промышленности строительных материалов;
разработать и издать серии агитационных и учебных плакатов по охране труда.
Финансирование мероприятий данного раздела Программы должно осуществляться за счет различных источников, включая средства федеральной программы, а также средств, выделяемых Минстрою России из федерального бюджета.
Содержание отдельных мероприятий Программы и объемы их финансирования могут быть уточнены с учетом социально-экономического развития отрасли, а также результатов проведения мероприятий федеральной программы.
Общее руководство, координация и контроль за реализацией Программы осуществляет Минстрой России.
1.1. Разработка Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов организаций, предприятий и учреждений строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. СП вып.1.
1.2. Разработка нового СНиП «Безопасность труда в строительстве» в 3-х частях: I. «Общие требования»; II. «Производство строительно-монтажных работ. Требования безопасности»; III. «Производство строительных материалов, изготовление конструкций и изделий. Требования безопасности».
1.3. Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Классификация. Общие технические требования».
1.4. Разработка нового ГОСТ Р «ССБТ. Средства коллективной защиты работающих на высоте. Общие технические требования. Методы испытаний».
1.5. Разработка «Типовых инструкций по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства».
1.6. Разработка «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в объединениях, организациях и предприятиях строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып. 2.
1.7. Разработка «Рекомендаций по планированию мероприятий охраны труда в объединениях, организациях и предприятиях строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве» СП вып. 3.
1.8. Разработка правил техники безопасности при эксплуатации городских дорог.
1.9. Участие в подготовке законодательных и нормативных актов.
2.1. Подготовка проекта отраслевой Программы по улучшению условий и охраны труда в строительстве, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунальном хозяйстве на 1998-2000 гг.
2.2. Выработка совместных действий по охране труда органов исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзов при заключении отраслевых тарифных соглашений и осуществление контроля за их выполнением.
2.3. Обеспечение деятельности Отраслевой комиссии по охране труда.
2.4. Анализ состояния условий и охраны труда в отрасли и подготовка предложений по их улучшению.
2.5. Проведение работ по организации сертификации производственных объектов строительной индустрии, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства на соответствие требованиям безопасности труда.
2.6. Подготовка предложений по организации в составе Академии по охране труда Минтруда России подразделения по вопросам строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
2.7. Осуществление методического руководства предприятиями отрасли в обеспечении деятельности служб охраны труда (проведение семинаров, совещаний, конференций).
2.8. Участие в подготовке отраслевого Перечня производств, профессий и трудовых процессов, выполнение которых без применения средств защиты запрещается.
3.1. Разработка учебно-методических и справочных документов для проведения обучения рабочих по безопасности труда.
3.2. Подготовка и издание учебника для строительных вузов по охране труда.
3.3. Разработка и издание серии агитационных и учебных плакатов по технике безопасности для работающих в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве.
3.4. Разработка каталога-справочника «Средства новой техники и организационно-технические решения по защите работающих от действия опасных производственных факторов в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».
3.5. Издание нормативных, рекомендательных, методических и информационных материалов по охране труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечение ими организаций строительного комплекса России на хозрасчетной основе.
СОДЕРЖАНИЕ