ОСТ 218.0.001-2002

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

Москва

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Московским государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом Госстандарта России.

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 20.05.2002 № ИС-465-р.

3. Взамен ОСТ 218.001-98.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения. 2

2. Нормативные ссылки. 2

3. Определения. 2

4. Основные задачи стандартизации в дорожном хозяйстве. 2

5. Категории отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства. 3

6. Классификация нормативных и методических документов дорожного хозяйства. 3

7. Порядок разработки, регистрации, обновления и отмены нормативных и методических документов дорожного хозяйства. 5

8. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства. 7

Приложение А (справочное) 7

Приложение Б (обязательное) 7

Приложение В (обязательное) 8

Приложение Г (рекомендуемое) 8

Приложение Д (обязательное) 8

ОСТ 218.0.001-2002

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ И
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Основные положения

Standardization of Road Industry

Basic principles

Дата введения 2002-06-01

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает задачи стандартизации в дорожном хозяйстве, категории и классификацию отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства, порядок их разработки и правил оформления.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

3. Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.

Отраслевые дорожные нормы (ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.

Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства.

Иные термины, используемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ Р 1.0.

4. Основные задачи стандартизации в дорожном хозяйстве

Основными задачами стандартизации в дорожном хозяйстве являются:

- обеспечение взаимопонимания между предприятиями-изготовителями продукции дорожного хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного хозяйства;

- установление наиболее рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного хозяйства;

- содействие выполнению законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве;

- содействие координации работ организаций и предприятий различных форм собственности в части стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и производственных процессов дорожного хозяйства;

- содействие ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства;

- гармонизация нормативных документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

- обеспечение систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а также посредством отмены морально устаревших документов;

- разработка программ и планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве;

- разработка, рассмотрение, согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ) в области дорожного хозяйства;

- научно-техническое сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства.

5. Категории отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства

5.1. В дорожном хозяйстве действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов:

- стандарты отрасли дорожного хозяйства (ОСТ);

- отраслевые дорожные нормы (ОДН);

- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ).

Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве, приведены в Приложении А.

5.2. Стандарты отрасли (ОСТ) разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в дорожном хозяйстве и их элементы.

Требования ОСТ обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.

5.3. Отраслевые дорожные нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества.

Требования ОДН обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре.

ОДН разрабатываются в следующих случаях:

- до разработки стандарта отрасли для апробации стандартизуемых требований;

- при нецелесообразности разработки стандарта отрасли.

ОДН на продукцию или услугу не разрабатываются.

5.4. Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами рекомендательными (добровольными) на организационно - технические и общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а также собственно рекомендации по проведению различных работ.

ОДМ на продукцию или услугу не разрабатываются.

6. Классификация нормативных и методических документов дорожного хозяйства

6.1. Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по группам, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Группа

Наименование группы

0

Организация работ в дорожном хозяйстве

1

Автомобильные дороги, конструкции и инженерные сооружения на них

2

Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение

3

Дорожные и мостовые работы (услуги)

4

Технологии, используемые в дорожном хозяйстве

5

Обеспечение специальных в дорожном хозяйстве условий производства

6

Аккредитация, испытания и сертификация в дорожном хозяйстве

7

Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве

8-9

Резерв

6.2. В стандартах группы 0 устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов, организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы планирования и экономики дорожного хозяйства).

6.3. В стандартах группы 1 устанавливаются:

а) классификация автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим компонентам:

- земляному полотну;

- дорожной одежде;

- дренажу и водоотводу;

б) требования к инженерным сооружениям по составляющим компонентам:

- тоннелям и трубам;

- мостам, путепроводам и эстакадам;

- защитным сооружениям;

- объектам сервиса и элементам обустройства автомобильных дорог;

в) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

6.4. В стандартах группы 2 устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению:

- энергии;

- сырью;

- материалам;

- изделиям и конструкциям;

- рабочей силе.

6.5. В стандартах группы 3 устанавливаются общие требования к выполнению дорожных и мостовых работ (услуг):

- строительству;

- содержанию;

- реконструкции;

- ремонту.

6.6. В стандартах группы 4 устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых работ (услуг) по п. 6.5 настоящего стандарта.

6.7. В стандартах группы 5 устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных функций в дорожном хозяйстве:

- безопасности;

- экологии;

- обеспечению единства измерений.

6.8. В стандартах группы 6 устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве.

6.9. В стандартах группы 7 устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.

7. Порядок разработки, регистрации, обновления и отмены нормативных и методических документов дорожного хозяйства

7.1. Стандарты отрасли (ОСТ) дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.1.1-7.1.7.

7.1.1. Организация разработки стандарта отрасли включает в себя подготовку и представление предложения на разработку стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.

7.1.2. Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу, разрабатывает проект стандарта отрасли (первую редакцию) с пояснительной запиской и рассылает его на отзыв заинтересованным организациям для возможно полного учета их опыта и интересов. В пояснительной записке к проекту стандарта отрасли приводятся:

- наименование стандарта отрасли;

- название организации-разработчика;

- контактное лицо от организации-разработчика;

- основание для разработки стандарта отрасли;

- краткая характеристика объекта стандартизации;

- введение о соответствии проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственных стандартов (ГОСТ);

- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.

Построение, изложение, оформление и содержание стандартов - по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в соответствии с Приложением Б.

7.1.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов разрабатывает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и направляет ее вместе с пояснительной запиской в Технический комитет по стандартизации «Дорожное хозяйство» ТК 418, который рассматривает проект стандарта отрасли в порядке и в сроки, установленные в ПР 50-688 и Положением о ТК 418, дает заключение и представляет окончательную редакцию проекта стандарта для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

7.1.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).

7.1.5. После принятия стандарта отрасли ТК 418 его регистрирует и направляет в издательство (организацию), определенную федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, для официального издания и распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

7.1.6. Разработку изменений к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п. 7.1.1 - 7.1.5.

7.1.7. Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке:

- организация-инициатор отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли с изложением объективных причин;

- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Работы п.п. 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5 проводятся на договорной основе.

7.2. Отраслевые дорожные нормы разрабатываются в порядке п.п. 7.1.1-7.1.7.

Построение, изложение, оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют в соответствии с Приложением В.

7.3. Отраслевые дорожные методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.3.1-7.3.7.

7.3.1. Организация разработки отраслевого дорожного методического документа, которая включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Разработка отраслевого дорожного методического документа может проводиться любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом требований к отраслевым дорожным методическим документам.

Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.

7.3.2. Организация, получившая заказ на разработку, формирует рабочую группу, готовит проект отраслевого дорожного методического документа (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации. В пояснительной записке приводятся:

- наименование документа;

- название организации-разработчика;

- контактное лицо от организации-разработчика;

- основание для разработки документа;

- краткая характеристика объекта стандартизации;

- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.

Построение, изложение и оформление осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических документов оформляют в соответствии с Приложением Г.

7.3.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

7.3.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости).

7.3.5. После принятия отраслевого дорожного методического документа ТК 418 его регистрирует и направляет в издательство (организацию), определенную федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, для официального издания и распространения. Официальная информация о принятых стандартах отрасли публикуется в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

7.3.6. Разработка изменений к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого дорожного методического документа осуществляются по п.п. 7.3.1 - 7.3.5.

7.3.7. Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем порядке:

- организация-инициатор отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с изложением объективных причин;

- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Работы п.п. 7.3.2, 7.3.5. проводятся на договорной основе.

7.4. Наименования нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по пункту 6 настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д.

8. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства

8.1. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и его номера, состоящего из:

- трехзначного числа с точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства;

- однозначного числа с точкой, означающего классификационную группу по п. 6.1 настоящего стандарта;

- трехзначного числа, означающего порядковый номер документа в группе;

- четырехзначного числа, означающего год регистрации документа.

Пример обозначения основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства:

Приложение А

(справочное)

Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве

В дорожном хозяйстве действуют следующие категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов:

- межгосударственные стандарты (ГОСТ);

- государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);

- строительные нормы и правила (СНиП);

- санитарные нормы и правила (СаНиП);

- отраслевые дорожные нормы (ОДН);

- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

- стандарты субъектов Российской Федерации;

- нормы субъектов Российской Федерации;

- методические документы субъектов Российской Федерации;

- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);

- стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в сфере дорожного хозяйства (СТО);

- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае регистрации их Минюстом России;

- технические условия (ТУ) в случае ссылок на них в проектной документации и договорах.

Приложение Б

(обязательное)

_________________________

обозначение стандарта

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

________________________

наименование стандарта

Издание официальное

_____________________________________________

наименование органа, принявшего стандарт

Москва

Приложение В

(обязательное)

__________________________________

обозначение нормативного документа

ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ

__________________________________

наименование нормативного документа

Издание официальное

_____________________________________________

наименование органа, принявшего нормативный документ

Москва

Приложение Г

(рекомендуемое)

__________________________________

обозначение методического документа

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

__________________________________

наименование методического документа

_____________________________________________

наименование органа, принявшего методический документ

Москва

Приложение Д

(обязательное)

В наименовании нормативного или методического документа не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.

Наименование стандарта в зависимости от его содержания должно состоять из заголовка и подзаголовка.

Примеры:

1. Система отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства.

Основные положения.

2. БЕТОНЫ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Общие технические условия.

Наименование отраслевых дорожных норм в зависимости от их содержания может носить следующие формулировки:

Примеры:

1. Нормы проектирования нежестких дорожных одежд.

2. Правила проведения калибровочных работ в дорожном хозяйстве.

Наименование отраслевого дорожного методического документа в зависимости от его содержания может носить следующие формулировки:

Примеры:

1. Методические рекомендации по применению наполнителя «Грикол» в составах асфальтобетонных смесей.

2. Рекомендации по устройству щебеночного основания методом заклинки.

3. Руководство по метрологическому обеспечению измерений в испытательных лабораториях дорожного хозяйства.

4. Пособие по ведению исполнительной документации.

Ключевые слова: задачи стандартизации в дорожном хозяйстве; категории и классификация отраслевых нормативных и методических документов; порядок разработки