ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ЗА ВЫПУСКОМ, СОСТОЯНИЕМ И
ПРИМЕНЕНИЕМ
СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, АТТЕСТОВАННЫМИ МЕТОДИКАМИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНАМИ
И СОБЛЮДЕНИЕМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ
ПРАВИЛ И НОРМ
ПР 50.2.002-94
Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий.
Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее - предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм.
1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно в сферах:
здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда;
торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом, в том числе операций с применением игровых автоматов и устройств;
государственных учетных операций;
обеспечения обороны государства;
геодезических и гидрометеорологических операций;
банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций;
производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд;
испытаний и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг;
измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти;
регистрации национальных и международных спортивных рекордов.
Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.
1.2. Основными задачами проверок являются:
определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;
определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;
определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений;
контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.
1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении государственного метрологического надзора проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее - государственные инспекторы).
1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:
посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее - средства измерений), независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;
проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;
использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.
1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или нескольких областях деятельности предприятия, относящихся к одной или нескольким сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора.
1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорными органами.
1.7. По срокам проведения проверки соблюдения метрологических правил и норм могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольно-надзорных органов или других органов и организаций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной поверки.
2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма Уведомления - в приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов и проводит подготовительные работы, включающие:
а) составление технического задания на проведение проверки, в котором указываются: вид проверки, цель, задачи и обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государственной метрологической службы;
б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую государственному метрологическому контролю и надзору.
В случае отсутствия в органе Государственной метрологической службы необходимых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия либо предварительно, либо в период проведения проверки;
в) изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно-надзорными органами.
Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предприятии;
г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов - выявление у основных потребителей претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, качеству ее изготовления, уровню нормативно-технической документации и т.д.;
д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и организаций-изготовителей и потребителей продукции, других контрольно-надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лабораторий;
е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке.
3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие:
а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы;
б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;
в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке;
г) распределяет работу между участниками проверки;
д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки.
3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителей проверяемых предприятий обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе представления участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д.
3.3. Участники проверки до ее начала:
а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;
б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок;
в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов;
г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия.
3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют:
- наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;
- правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией;
- наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;
- соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;
- наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке, в соответствии с ГОСТ 8.010;
- наличие сертификата об утверждении типа средств измерений;
- соответствие средств измерений утвержденному типу;
- наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы;
- наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала;
- наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности.
3.5. Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной.
3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений.
3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:
- запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
- гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;
- при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;
- представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
- давать обязательные Предписания (приложение 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;
- составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.
3.8. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.
4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метрологических правил и норм.
Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки и участники проверки.
4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом.
При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии нарушений.
К акту прилагаются протоколы и справки.
4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.
При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.
Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.
4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.
4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта - соответствующему государственному органу власти по принадлежности, органу Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно-надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта.
Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки.
4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных проверок.
5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений.
За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.
5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ГЕРБ РФ ГОССТАНДАРТ РОССИИ ___________________________________________________________________________ (наименование органа Государственной метрологической службы) «__» ____________ 19 __ г. Директору ________________________ (наименование предприятия) ________________________ (фамилия, инициалы) ________________________ (адрес, телефон) УВЕДОМЛЕНИЕВ соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» на вверенном Вам предприятии (организации, учреждении) с _______ 19 __ г. проводится проверка соблюдения метрологических правил и норм в областях деятельности предприятия, относящихся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора. Проверке подлежат ___________________________________________________________________________ (наименование объектов, областей деятельности предприятия) Проверку поручено провести государственным инспекторам по обеспечению единства измерений: руководитель проверки ______________________________________________________ (фамилия, инициалы) участники проверки _________________________________________________________ (фамилия, инициалы) В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» прошу создать условия, необходимые для проведения проверки*. Главный государственный инспектор по обеспечению единства измерений ___________________________________________________________________________ (наименование территории) (подпись) (инициалы, телефон) ______________ * При необходимости указывается конкретный перечень дополнительных условий, нормативных документов, информационных данных, обеспечивающих эффективное проведение проверки. |
УТВЕРЖДАЮ: Руководитель органа Государственной метрологической службы ________________ ________________ (подпись) (инициалы, фамилия) «__» ______________ 19 ___ г. ТЕХНИЧЕСКОЕ
ЗАДАНИЕ №
|
ГОССТАНДАРТ РОССИИ ___________________________________________________________________________ (наименование органа Государственной метрологической службы) Руководителю ___________________________________________________________________________ (наименование предприятия) ___________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) ___________________________________________________________________________ (адрес предприятия) ПРЕДПИСАНИЕот _____________ 19 __ г. Выдано на основании акта проверки № _____________ от ___________ 19 __ г. При проверке выпуска, состояния и применения средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, эталонов и соблюдения метрологических правил и норм были обнаружены следующие нарушения: ___________________________________________________________________________ (приводятся факты нарушений) На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» запрещается ___________________________________________________________________________ (применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, ___________________________________________________________________________ а также неповеренных) Погашены поверительные клейма (или аннулированы свидетельства о поверке) ___________________________________________________________________________ (перечень средств измерений, дающих неправильные показания пли с просроченным межповерочным интервалом) Изъяты из эксплуатации ___________________________________________________________________________ (перечень средств измерений с указанием причин изъятия) Представлено предложение об аннулировании лицензии на ___________________________________________________________________________ (изготовление, ремонт, продажу или прокат средств измерений с указанием вида нарушений ___________________________________________________________________________ требований по этим видам деятельности) Предписывается устранить ___________________________________________________________________________ (перечень устраняемых нарушений) в срок ___________________ Государственный инспектор по обеспечению единства измерений __________________ _______________________ (подпись) (инициалы, фамилия) |
ГЕРБ РФ ГОССТАНДАРТ РОССИИ __________________________________________________________________________ (наименование органа Государственной метрологической службы) АКТот _________ (дата) ПРОВЕРКИ ВЫПУСКА, СОСТОЯНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, АТТЕСТОВАННЫХ МЕТОДИК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНОВ И СОБЛЮДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМна ________________________________________________________________________ (наименование предприятия, ведомственная принадлежность, организационно-правовая форма предприятия) Адрес _____________________________________________________________________ (место составления) Директор предприятия ___________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Главный инженер ___________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Начальник ОТК ___________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Главный метролог ___________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Основание: Техническое задание __________________________________________________________________________ (наименование органа Государственной метрологической службы, дата и номер документа) Составлен __________________________________________________________________________ (фамилии, инициалы, должности участников проверки) 1. Исходные данные о проверяемом предприятии и продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд, подлежащей обязательной сертификации, подлежащей испытаниям и контролю качества в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (далее - продукции). 2. Наличие и характеристики перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. 3. Метрологическое обеспечение разработки, испытаний, постановки на производство продукции. 3.1. Метрологическая экспертиза (контроль) применяемой нормативной документации ___________________________________ (проводилась, не проводилась) в соответствии с требованиями _______________________________________________ (обозначение и наименование нормативных документов) 3.2. Технологические процессы и контрольные операции средствами измерений и испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов ____________________________ (обеспечены, не обеспечены) Из _____________________ проверенных не оснащены ___________________________ (кол-во) (кол-во) контрольно-измерительные операции __________________________________________________________________________ (перечень этих операций) 3.3. Состояние средств измерений и испытаний __________________________________________________________________________ (удовлетворительное, неудовлетворительное) Из проверенных средств измерений и испытаний, относящихся к перечню средств измерений, подлежащих государственному метрологическому надзору, ___________, (кол-во) признано негодными к применению _______________ %. (кол-во) В том числе ______________________________________________________________ (перечень непригодных средств измерений, средств испытаний с указанием характера нарушений) _________________________________________________________________________ Условия хранения и эксплуатации средств измерений и испытаний ____________________________ требованиям документации на них. (соответствуют, не соответствуют) 3.4. Из проверенных методик выполнения измерений, подлежащих государственному метрологическому надзору _________________________________________________________________________ (указывается количество) аттестованы ______________________________________________________________. (указывается количество) 3.5. Контрольно-измерительные операции и испытания выполняются ______________________. (правильно, неправильно) В ______________ случаях из _______________ проверенных установлены нарушения: (кол-во) (кол-во) __________________________________________________________________________ (перечень операций и характер нарушений) 3.6. Последствия нарушений метрологических правил и норм: __________________________________________________________________________ (факты неправильного определения характеристик продукции, __________________________________________________________________________ неправильной разбраковки, нарушения безопасности труда, __________________________________________________________________________ охраны окружающей среды и т.д.) |
3.6. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ НА
___________________________________________________________________________
(наименование предприятия)
Наименование показателей качества продукции, режимов технологических процессов, нормируемых требований к безопасности и безвредности труда, охраны окружающей среды и т.д. |
Наименование и обозначение (шифр) документа, регламентирующего требования к показателям качества продукции, технологическим режимам, условиям безопасности труда, охраны окружающей среды и т.д. |
Характер нарушений метрологических норм и правил |
Последствия нарушений метрологических правил и норм |
|||
необеспеченность технологического процесса, контроля, условий безопасности труда, охраны окружающей среды и т.д. средствами и аттестованными методиками выполнения измерений, контроля, испытаний |
применение несоответствующих требованиям документации средств и методик выполнения измерений, контроля и испытаний |
применение неисправных, неповеренных, неверных по показаниям средств измерений, контроля и испытаний, неаттестованных методик выполнения измерений |
неправильное выполнение контрольно-измерительных и испытательных операций |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4. ВЫВОДЫ (замечания по результатам проверки) 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ К АКТУ: 1) ________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________ и т.д. Акт составлен на л. в экз. и направлен (вручен): 1) ________________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________ и т.д. Руководитель проверки ______________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Участники проверки ______________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) С актом ознакомлен и один экземпляр получил Руководитель предприятия _______________________ _____________________ (подпись) (инициалы, фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
2. Порядок подготовки к проведению проверок. 3 3. Порядок проведения проверок. 3 |