МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
7-М
ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА
ПЕРЕВОЗКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
ЧАСТЬ III
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ
ПЕРЕВОЗКИ
(ТУМП) НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ БЕНЗОЛА НАЛИВОМ
РД 31.11.81.12-78
МОСКВА
В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА»
1985
Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ)
Черноморский филиал
Директор филиала Л.Д. Яловой
Руководитель темы И. П. Горяинов
Ответственные исполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П. Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В. Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин, Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко
Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота
Начальник В.С. Збаращенко
Внесены Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота
Начальник В.С. Збаращенко
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ БЕНЗОЛА НАЛИВОМ.
РД 31.11.81.12-78
Перевозка бензола разрешается на танкерах-химовозах, имеющих соответствующее свидетельство.
№ ООН 1114
Стр. ИМО 3058
Группа МОПОГ 3227
ГОСТ 5.960-77
1.1. Наименование: бензол.
1.2. Синонимы: бензен, фен.
1.3. На английском языке: BENZENE, BENZOL, PHENE, PHENYL HYDRIDE.
1.4. Химическая формула: С6Н6.
1.5. Химическая группа: ароматический углеводород.
1.6. Внешний вид: бесцветная жидкость или белое кристаллическое вещество.
1.7. Запах: характерный душистый.
1.8. Основная опасность: легковоспламеняющаяся жидкость.
1.9. Дополнительная опасность: при вдыхании оказывает сильное кумулятивное действие на кровеносные сосуды, костный мозг и состав крови.
2.1. Молекулярная масса........................................................................... 78,12
2.2. Плотность, кг/м3 (20 °С)..................................................................... 879
2.3. Температура кипения, °С................................................................... 80,1
2.4. Температура затвердевания, °С......................................................... 5,53
2.5. Вязкость при 20 °С, сП....................................................................... 0,74
2.6. Растворимость в воде: при 20 °С, масс. %....................................... 0,072
при 25°С......................................................... 0,18
2.7. Парциальное давление паров в воздухе при 20 °С, мм рт. ст......... 75,14
2.8. Коэффициент объемного расширения при 20 °С, м3/град.............. 0,001215
2.9. Плотность пара по отношению к воздуху......................................... 2,7
2.10. Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом·м........... 1010
2.11. Термочувствительность: морозочувствителен.
3.1. Отношение к воздуху: взаимодействие отсутствует.
3.2. Отношение к воде: взаимодействие отсутствует.
3.3. Отношение к морской воде: взаимодействие отсутствует.
3.4. Взаимодействие с классами химических веществ: возможны опасные реакции с окислителями, концентрированными кислотами, со щелочами.
3.5. Взаимодействие с материалами конструкций:
разрушает эпоксидные покрытия;
не разрушает покрытия на цинково-силикатной основе;
можно использовать судостроительные стали нормальной и повышенной прочности, нержавеющую сталь, цветные металлы, прокладки асбестовые или из нитриловой резины.
3.6. Совместимость: несовместим с окислителями и концентрированными неорганическими кислотами, щелочами.
3.7. Устойчивость: срок хранения неограничен.
4.1. Категория опасности по Правилам Регистра СССР 2
4.2. Температура вспышки, ° -11
4.3. Температура самовоспламенения, °С 534 (562)
4.4. Температура горения, °С 2102
4.5. Концентрационные пределы взрываемости газов и паров, % 1,4 - 8,0
4.6. Образование токсичных продуктов при сгорании: при избытке кислорода образуются угарный и углекислый газы.
4.7. Средства тушения пожара.
Рекомендуемые огнегасительные средства: распыленная вода, химическая пена, воздушно-механическая и высокократная пена, азот и другие инертные газы; огнетушители густопенные.
5.1. Общая характеристика: действие больших концентраций паров бензола сказывается главным образом на центральной нервной системе (наркотическое и отчасти судорожное действие); при очень высоких концентрациях в течение нескольких минут - почти мгновенная смерть; при многократном воздействии небольших концентраций наблюдаются изменения состава крови и кроветворных органов, а также костного мозга. Хроническое отравление может привести к смерти.
5.2. Класс опасности I
5.3. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе (ПДК), мг/м3 5
5.4. Летальная доза (ЛД50), мг/кг 500 - 5000
22
5.5. Летальная концентрация (ЛК50), мг/м3 45000
5.6. Действие паров.
5.6.1. На дыхательные пути: небольшое раздражение, при этом наблюдаются головокружение, головная боль, сонливость.
5.6.2. На глаза: раздражение при сильных концентрациях.
5.6.3. На кожу: действия не оказывает.
5.7. Действие жидкости.
5.7.1. На глаза: сильное раздражение.
5.7.2. На кожу: вызывает сильный зуд, отечность и пузырьковую сыпь. Возможно развитие эритем и экзем.
5.8. Средства индивидуальной защиты: фильтрующие противогазы с патронами марки А, кожные покровы защищаются ожиряющими мазями и пастами (мазь Селисского, «Миколаи», ИЭР, Ялот, Хиот и др.); шланговые изолирующие противогазы с принудительной подачей воздуха и с лицевой частью из органического стекла - ПШ-2, РМП-62; изолирующие воздушные дыхательные аппараты; бензостойкие фартуки, перчатки и сапоги.
5.9. Меры первой помощи.
5.9.1. При попадании бензола в организм следует сразу же вызвать рвоту, затем промыть желудок, дать солевое слабительное (английскую соль), а потом теплое молоко.
5.9.2. При остром отравлении необходимо пострадавшего вынести на чистый воздух и предоставить полный покой. В случае озноба дать грелку, при возбуждении - 2 - 3 таблетки (драже) Бехтерева или 1 таблетку камфоры бромистой, можно валериановые капли. При расстройстве кровообращения - кофеин под кожу и в порошках вместе с аспирином или пирамидоном. Адреналин противопоказан. При рвоте - внутривенное вливание 20 мл раствора глюкозы (25-40 %-ного).
При раздражении слизистых оболочек - промывание глаз 2 %-ным раствором питьевой соды.
При остановке дыхания необходимо делать искусственное дыхание до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание.
5.9.3. При хроническом отравлении - кислород, кордиамин по 20 - 25 капель 3 раза в день, 10 %-ный раствор хлористого кальция по 1 столовой ложке 3 раза в день, поливитамины и др.
5.10. Определение концентрации паров: при помощи газоанализаторов УГ-2.
6.1. Перевозка в инертной среде: рекомендуется.
6.2. Ингибирование: не требуется.
6.3. Температурный режим перевозки: 7 - 30 °С.
6.4. Температура погрузки/выгрузки: окружающей среды.
6.5. Давление: атмосферное.
6.6. Погрузка «через верх»: не допускается.
6.7. Скорость налива: в инертной среде не ограничивается; в воздушной среде в начальный период, пока не покроются грузом змеевики пароподогрева, днищевой части, трубопроводы, - не более 1,2 м/с, в дальнейшем - не более 4 м/с.
6.8. Пригодность судна к погрузке бензола: бензол допускается грузить на танкер, перевозивший нефтепродукты, если в последнем рейсе были светлые нефтепродукты. После перевозки темных нефтепродуктов налив бензола не допускается.
6.9. Чувствительность к загрязнению: теряет цвет от предыдущих грузов, загрязняется от серы.
6.10. Порядок отбора проб: по ГОСТ 2517-80.
При ликвидации последствий разливов и тушении пожаров использовать индивидуальные изолирующие дыхательные аппараты и средства защиты кожи.
9.1. Подготовка грузовых емкостей под перевозку бензола должна производиться в соответствии с требованиями, изложенными в § 5 Правил морской перевозки химических грузов наливом.
9.2. Перечень шифров необходимых зачистных и моечных операций для подготовки грузовых емкостей приведен в таблице.
№ п/п |
Слитый груз |
Группа груза |
Шифр зачистных и моечных операций |
1 |
Ацетон |
14 |
М1АБВ |
2 |
Бутанол |
11 |
М1М6АБВ |
3 |
Бутилацетат |
16 |
М1М6АБВ |
4 |
Бензол |
9 |
М7АБВ |
5 |
Бензин этилированный |
7 |
М2М31М6М22М2АБВ |
6 |
Бензин неэтилированный |
7 |
М1М31М6М6БВ |
7 |
Дизельное топливо |
8 |
М2М29М9АБВ |
8 |
Дихлорэтан |
10 |
М1М24М9АБВ |
9 |
Изобутанол |
11 |
М10АБВ |
10 |
Изопропилбензол |
9 |
М1БВ |
11 |
Ксилолы |
9 |
М1БВ |
12 |
Каменноугольное масло |
21 |
М2М32М11ЖМ16АБВ |
13 |
Керосин |
8 |
М2М29М9АБВ |
14 |
Метанол |
11 |
М1БВ |
15 |
Метилэтилкетон |
14 |
М1АБВ |
16 |
Монохлорбензол |
10 |
М7АБВ |
17 |
Нитрил акриловой кислоты |
8 |
М1М13М14АБВ |
18 |
Стирол |
9 |
БРБМ2М23ГАГБВ |
19 |
Серная кислота |
1 |
М1М34М18БВ |
20 |
Суперфосфорная кислота |
1 |
М14АБВ |
21 |
Талловое масло |
21 |
М9М31М15ЕМ14БВ |
22 |
Толуол |
9 |
M15БВ |
23 |
Уксусная кислота |
15 |
М4АБВ |
24 |
Формалин |
13 |
М18АБВ |
25 |
Фурфурол |
13 |
М2М31М6ЕМ6БВ |
26 |
Циклогексан |
7 |
М1М6АБВ |
27 |
Этиленгликоль |
11 |
М7АБВ |
Примечания: 1. Операция М22 повторяется до тех пор, пока лабораторным анализом не будет установлено, что содержание свинца на поверхности танка меньше, чем содержание его в стали корпуса.
2. В случае, если после мойки ощущается запах, мойку повторяют, начиная с операции Е.
3. Значения шифров зачистных и моечных операций приведены в разд. 4 общей части Технических условий перевозки химических грузов наливом.
4. Дополнительные требования: после перевозки светлых нефтепродуктов подготовка танков под бензол должна производиться с применением растворителя, например толуола, путем набрызга на внутреннюю поверхность танков либо флотационным методом.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Химические характеристики. 2 6. Технологические режимы перевозки. 3 |