Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
Утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576)
1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (далее именуются - Основы) определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.
2. Правовой базой Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
3. Реализация Основ направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.
4. Основы формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации.
5. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.
6. Базой развития науки и технологий являются:
1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;
2) фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;
3) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел:
4) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;
6) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.
7. Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов.
8. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:
1) создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;
3) адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;
4) рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники:
5) совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
6) поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;
7) укрепление научно-исследовательского сектора Высшей школы;
8) активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;
9) ускоренная реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;
10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса;
11) совершенствование технических средств, форм и способов борьбы с терроризмом, в том числе с международным.
9. Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:
1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3) формирование национальной инновационной системы;
4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6) интеграция науки и образования;
7) развитие международного научно-технического сотрудничества.
10. Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.
11. Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.
12. Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.
13. Основными задачами развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок являются:
1) разработка мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов;
2) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;
3) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;
4) сохранение и поддержка научных и научно-технических школ, обеспечение преемственности научных знаний;
5) содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности для выявления и предотвращения военных угроз, создания качественно новых видов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования форм и способов ведения вооруженной борьбы;
6) развитие исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного приборостроения;
7) создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;
8) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий, системы научно-технической и военно-технической информации.
14. Государственная политика в области развития науки и технологий исходит из необходимости формирования и реализации:
1) важнейших инновационных проектов государственного значения, на исполнении которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой (далее именуются - важнейшие инновационные проекты государственного значения);
2) приоритетных направлений развития науки, технологий и техники как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;
3) перечней критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.
15. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники федерального значения, Перечень критических технологий федерального значения и целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок формируются в целях обеспечения реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники и перечни критических технологий подлежат периодической корректировке.
16. Заказ государства на научно-техническую продукцию призван обеспечить комплексное сочетание организации исследований и технологических разработок на федеральном, региональном и отраслевом уровнях с эффективным управлением государственной собственностью, включая интеллектуальную собственность.
Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок, а также важнейшие инновационные проекты государственного значения.
17. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий предусматривает:
1) формирование механизмов государственной поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения;
2) реформирование государственного сектора науки и высоких технологий с учетом имеющихся финансовых, кадровых и иных ресурсов;
3) повышение эффективности функционирования государственного сектора науки и высоких технологий, развитие направлений негосударственного сектора науки и высоких технологий, которые нацелены на решение важнейших социально-экономических и оборонных задач страны;
4) создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям с учетом особенностей организации фундаментальных исследований в стране;
5) создание современных корпораций (холдингов, федеральных центров науки и высоких технологий, межотраслевых центров науки), обеспечивающих решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции мирового рынка;
6) совершенствование деятельности государственных научных центров на основе интеграции академического и вузовского секторов науки и производства для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;
7) совершенствование финансирования государственного сектора науки и высоких технологий преимущественно путем расширения масштабов перехода на конкурсной основе к адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок, осуществляемых государственными научными учреждениями;
8) развитие Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного фонда. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности;
9) повышение эффективности управления собственностью государственного сектора науки и высоких технологий;
10) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, содействие интеграции их научного потенциала на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, развитие муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов, а также административно-территориальных образований, для которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие; создание особых научно-технологических зон;
11) усиление роли ведущих научно-исследовательских организаций отраслей промышленности и генеральных конструкторов стратегически значимых систем (образцов) гражданского, военного и двойного назначения, ответственных за формирование и проведение научно-технической политики в области реализации закрепленных за ними направлений развития науки, технологий и техники;
12) поддержание необходимого уровня финансирования разработки и модернизации вооружения, военной и специальной техники, развития оборонно-промышленного комплекса, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке вооружения и военной техники;
13) совершенствование программно-целевого метода планирования развития науки, технологий и техники, в первую очередь на среднесрочный период;
14) формирование системы пропаганды достижений отечественной науки, технологий и техники, информирование общественности о принимаемых государством мерах стимулирования развития науки и образования;
15) создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности, вовлечения технологических разработок в производственный процесс, привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики.
18. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.
Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.
19. Формирование национальной инновационной системы предусматривает:
создание благоприятной экономической и правовой среды;
построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.
20. Формирование национальной инновационной системы требует решения следующих основных задач:
1) совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
2) проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
3) создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
21. При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.
22. Основными задачами повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности являются:
1) создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечение доступа к этой информации;
2) государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;
3) нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, прежде всего связанные с интересами обороны и безопасности страны;
4) нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
5) нормативно-правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности (в том числе с использованием экономических стимулов), регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, регламентация проведения стоимостной оценки результатов научной и научно-технической деятельности;
6) формирование рынка интеллектуальной собственности;
7) совершенствование патентной и лицензионной деятельности.
23. Необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса является формирование условий для повышения престижа труда ученого и инженера.
24. Основными задачами сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса являются:
1) создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий;
2) обеспечение взаимосвязи уровня подготовки научных кадров высшей квалификации по номенклатуре и объема с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного значения; совершенствование контрактной формы найма научных работников, специалистов в области подготовки квалифицированных научных и инженерных кадров высшей квалификации;
3) совершенствование законодательной базы, регламентирующей повышение статуса, социальных гарантий и увеличение уровня доходов научных работников;
4) повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантурах (адъюнктурах) и докторантурах Высшей школы, институтов академий, имеющих государственный статус, и государственных научных центров;
5) создание условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов, работающих за рубежом, и их трудоустройства в научно-техническом комплексе;
6) формирование системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации в научной, научно-технической и инновационной сферах.
25. Интеграция науки и образования является важнейшим фактором сохранения и подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований в учреждениях Высшей школы.
26. Основными задачами в области интеграции науки и образования являются:
1) создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов, развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах;
2) развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс;
3) совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.
27. Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах.
Для реализации указанной задачи потребуется:
1) государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, расширения фундаментальных исследований;
2) создание нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных инвестиций в отечественную научную, научно-техническую и инновационную сферы, приведение законодательства Российской Федерации в сфере науки, технологий и техники в соответствие с нормами международного права в этой сфере;
3) стимулирование создания международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных и научно-производственных интегрированных структур, в том числе путем активного продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции;
4) совершенствование систем экспортного и таможенного контроля, порядка передачи результатов научной и научно-технической деятельности, включая технологии двойного назначения;
5) стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, активное привлечение их к реализации российских сегментов международных научных программ и проектов;
6) использование международного сотрудничества для подготовки кадров для отечественного научно-технического комплекса;
7) развитие научных и научно-технических связей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России;
8) коммерциализация российских технологий, расширение практики подготовки и переподготовки зарубежных специалистов в государственных высших учебных заведениях и ведущих научных организациях, в том числе за счет использования механизма погашения внешнего долга Российской Федерации.
28. Основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники являются:
1) в области финансов:
финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящих Основ;
направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;
обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;
поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;
стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных исследований;
обеспечение государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;
стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов;
2) в области сохранения и подготовки научных кадров:
повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности;
изменение системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление права руководителям государственных научных организаций устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие российской науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, должностные оклады без ограничения их максимального размера;
пересмотр системы государственного премирования, включая существенное увеличение размера премий за выдающиеся достижения в области науки и техники;
увеличение размеров доплат за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим в государственных научных организациях и государственных высших учебных заведениях;
создание условий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, включая подготовку молодых специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
доведение до трех процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, для целевого финансирования поддержки научных школ, а также исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, осуществляемых молодыми учеными и студентами;
расширение объемов строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечением ипотечного кредитования;
улучшение пенсионного обеспечения ученых высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) путем создания негосударственных пенсионных фондов;
осуществление персональной поддержки ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитие приоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий;
3) в области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества:
проведение инвентаризации научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, включая изменение (в необходимых случаях) организационно-правовой формы и формы собственности научных организаций;
совершенствование академического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления научной и научно-технической деятельностью, уточнения количества подведомственных научных организаций и численности сотрудников;
придание государственным научным центрам Российской Федерации функций ведущих организаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники;
реализация излишнего имущества и незавершенных строительством объектов, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы научных организаций;
использование в установленном порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности;
совершенствование действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом международных стандартов качества;
доведение целевого финансирования развития приборной базы, содержания уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, до пяти процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
предоставление бюджетных компенсаций государственным научным организациям и государственным высшим учебным заведениям по уплате налогов на имущество (уникальное научное оборудование, стенды, установки и сооружения) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, не имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенных платежей на ввозимое технологическое оборудование);
увеличение бюджетных ассигнований на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в связи с зачислением в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду научными организациями имущества, находящегося в федеральной собственности;
компенсация за счет бюджетов всех уровней расходов государственных научных организаций - государственных унитарных предприятий на арендную плату за землю (в пределах земельных участков, признанных по результатам инвентаризации необходимыми для научной и научно-технической деятельности);
4) в области эффективного использования результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации:
завершение создания нормативно-правовой базы, необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической деятельности, обеспечение баланса интересов всех субъектов правоотношений, связанных с этим процессом;
обеспечение эффективной реализации государственными заказчиками научно-технической продукции прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению нарушений прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
определение порядка переуступки прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам, реализующим эти результаты на территории Российской Федерации за счет внебюджетных средств;
регламентация передачи за рубеж прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета;
регулирование порядка учета, оценки, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической деятельности;
совершенствование порядка регистрации и использования секретных изобретений, совершенствование механизма стимулирования взаимного обмена технологиями в военной и гражданской сферах.
29. Важнейшими механизмами реализации настоящих Основ являются:
1) разработка и реализация основополагающих финансово-экономических и программных документов:
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
федеральных целевых программ, в первую очередь "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы, "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы", "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
Государственной программы вооружения на период 2001-2010 годы;
государственного оборонного заказа;
2) разработка и реализация важнейших инновационных проектов государственного значения;
3) разработка, реализация и периодическая корректировка документов, определяющих уровень научного и научно-технического развития в стране, включая:
приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
перечень критических технологий Российской Федерации, в том числе перечень базовых и критических военных технологий;
перечень критических технологий субъектов Российской Федерации.
30. Основы реализуются поэтапно.
На первом этапе (2002-2006 годы) необходимо:
1) уточнить нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной деятельности, обратив особое внимание на развитие системы мер экономического и иного стимулирования этой деятельности, а также на охрану и защиту прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
2) создать механизмы разработки, реализации и корректировки программных документов в научной и научно-технической сферах;
3) обеспечить внедрение системы заказа государства на научно-техническую продукцию, разработать порядок его формирования, исполнения, финансирования, контроля и приемки завершенных работ, а также использования полученных результатов;
4) ориентировать инновации на структурную перестройку и модернизацию имеющихся производств, в первую очередь в интересах освоения ресурсосберегающих технологий и улучшения потребительских свойств продукции;
5) реализовать механизмы консолидированного и многоканального финансирования целевых программ научных исследований и экспериментальных разработок, важнейших инновационных проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников;
6) определить порядок формирования и функционирования системы стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации в научно-технической сфере с учетом мировых стандартов;
7) разработать проекты концепции научно-технологической безопасности Российской Федерации и основных положений инновационной политики Российской Федерации на 2002-2006 годы;
8) разработать механизмы повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач, структурной перестройке и техническом перевооружении производства в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг;
9) определить порядок проведения научных исследований и экспериментальных разработок, использование результатов которых может создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, ухудшить экологическую ситуацию в стране;
10) переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения, разработать и утвердить федеральную целевую программу "Научные кадры";
11) сформировать целостную систему органов государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
12) создать систему сравнительного анализа уровня развития отечественных и зарубежных перспективных научных исследований и экспериментальных разработок; сформировать систему научно-технической и военно-технической информации;
13) оптимизировать состав научно-технического комплекса, в том числе создать интегрированные научные, научно-технические и научно-образовательные структуры;
14) сформировать сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.
На втором этапе (до 2010 года) необходимо:
1) завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики;
2) обеспечить устойчивые позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий;
3) отработать взаимовыгодные механизмы международной интеграции и разделения труда, в том числе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
После 2010 года необходимо обеспечить дальнейшее развитие научно-технического комплекса как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного и культурного потенциала страны, реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной продукции.
(утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-577)
Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника
Космические и авиационные технологии
Новые материалы и химические технологии
Новые транспортные технологии
Перспективные вооружения, военная и специальная техника
Производственные технологии
Технологии живых систем
Экология и рациональное природопользование
Энергосберегающие технологии
(утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. Пр-578)
Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений
Безопасность атомной энергетики
Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы
Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов
Биологические средства защиты растений и животных
Быстрое возведение и трансформация жилья
Высокопроизводительные вычислительные системы
Генодиагностика и генотерапия
Добыча и переработка угля
Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, САЕ-технологии)
Информационно-телекоммуникационные системы
Искусственный интеллект
Каталитические системы и технологии
Керамические и стекломатериалы
Компьютерное моделирование
Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии
Материалы для микро- и наноэлектроники
Мембранные технологии
Металлы и сплавы со специальными свойствами
Мехатронные технологии
Микросистемная техника
Мониторинг окружающей среды
Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования
Обезвреживание техногенных сред
Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом
Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь
Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья
Переработка и воспроизводство лесных ресурсов
Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа
Полимеры и композиты
Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля
Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов
Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов
Производство и переработка сельскохозяйственного сырья
Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе
Распознавание образов и анализ изображений
Синтез лекарственных средств и пищевых добавок
Синтетические сверхтвердые материалы
Системы жизнеобеспечения и защиты человека
Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф
Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия
Технологии биоинженерии
Технологии высокоточной навигации и управления движением
Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности
Технологии иммунокоррекции
Технологии на основе сверхпроводимости
Технологические совмещаемые модули для металлургических минипроизводств
Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана
Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт
Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров
Энергосбережение
Базовые и критические военные и специальные технологии