ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ 
НА ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
РАЗДЕЛ 01
ТИПОВАЯ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ЗЕМЛЯНЫЕ И БУРОВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ
1.01.01.45
КОМПЛЕКСНО-МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ВОЗВЕДЕНИЯ ДАМБЫ 
ВЫСОТОЙ 10 м НА ЗАБОЛОЧЕННОЙ
ОБВОДНЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ 
ИЗ ГРУНТОВ II ГРУППЫ
МОСКВА - 1989
| РАЗРАБОТАНА | ОДОБРЕНА | 
| ВНИПИИСТРОМСЫРЬЕ | Отделом организации и технологии строительного производства Госстроя СССР | 
| Главный инженер института Р. А. Родин Главный инженер проекта В. Н. Буман | Письмо от 14.09.1988 г. № 23-532 Введена в действие с 1.01.1989 г. | 
1.1. Типовая технологическая карта рекомендуется для возведения дамб из суглинных грунтов на заболоченной (обводненной) территории при сооружении объектов промышленного и мелиоративного строительства.
1.2. Карта может быть использована при возведении дамб из грунтов I-III групп высотой 10, 20, 30 м.
1.3. В данной технологической карте приведен пример возведения дамбы с параметрами:
длина - 350 мм; ширина гребня - 5 м;
высота - 10 м; заложение откосов: верхового - 1:3;
низового - 1:2; глубина зуба - 4,5 м; высота выемки некачественных грунтов основания - 2,5 м.
Уровень воды на 0,2 м выше поверхности земли.
Объем выемки некачественных грунтов - 21500 м3.
Объем отсыпки дамбы - 96480 м3.
1.4. Строительство осуществляется в средней зоне СССР при положительных температурах воздуха.
1.5. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства необходимо скорректировать объемы работ, группы грунтов, график производства работ и калькуляцию затрат труда, средства механизации с учетом наличия парка землеройных механизмов.
2.1. Настоящий комплексно-механизированный технологический процесс состоит из подготовительных, основных и отделочных операций.
2.2. К подготовительным операциям относятся: разбивка осей и контуров дамбы с установкой разбивочных знаков и реперов, устройство освещения мест разработки и укладки грунта, устройство подъездных землевозных автодорог.
2.3. К основным операциям относятся:
устройство подсыпок для проезда механизмов в пределах контура дамбы и по оси временной водоотводной канавы;
устройство водоотводной канавы, траншеи под зуб;
подготовка основания дамбы;
водоотлив;
разработка суглинистого грунта II группы в карьере;
забивка зуба и возведение дамбы;
устройство и разборка разворотных площадок;
водоотлив при забивке зуба и основания дамбы.
2.4. К отделочным операциям относятся:
планировка гребня и откосов дамбы;
крепление низового откоса дамбы растительным грунтом.
2.5. Состав вариантов комплексов машин, применяемых для основных и отделочных операций.
Таблица 1
| Технологическая операция | Варианты комплексов машин | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 (аналог) | |
| Устройство подсыпок для проезда механизмов | Бульдозер ДЗ-110А Каток ДУ-47Б | Бульдозер ДЗ-110А Каток ДУ-47Б | Бульдозер ДЗ-110А Каток ДУ-47Б | Бульдозер ДЗ-110А Каток ДУ-47Б | 
| Устройство водоотводной канавы, траншеи под зуб. Подготовка основания дамбы. Водоотлив. | Экскаватор Э0-5111Б драглайн. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 Автогрейдер ДЗ-31-1 Бульдозер ДЗ-110А Насос КМ80-50-200-СД | Экскаватор Э0-5111Б драглайн. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 Автогрейдер ДЗ-31-1 Бульдозер ДЗ-110А Насос КМ80-50-200-СД | Экскаватор Э0-5111Б драглайн. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 Автогрейдер ДЗ-31-1 Бульдозер ДЗ-110А Насос КМ80-50-200-СД | Экскаватор Э0-5111Б драглайн. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 Автогрейдер ДЗ-31-1 Бульдозер ДЗ-110А Насос КМ80-50-200-СД | 
| Разработка суглинистого грунта II группы в карьере | Экскаватор Э0-4121Б прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1 | Экскаватор Э0-4111В прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1 | Экскаватор Э0-5122А прямая лопата. Автомобиль-самосвал КрАЗ-256Б. Автогрейдер ДЗ-31-1 | Экскаватор Э0-5111Б прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1 | 
| Забивка зуба и возведение дамбы. Устройство и разборка разворотных площадок. Водоотлив при забивке зуба и основания дамбы | Бульдозер ДЗ-110А. Каток А-12. Трактор Т-130.1.Г-1. Поливочная машина ПМ-130Б. Насос КМ80-50-200-СД | Бульдозер ДЗ-110А. Каток А-12. Трактор Т-130.1.Г-1. Поливочная машина ПМ-130Б. Насос КМ80-50-200-СД | Бульдозер ДЗ-110А. Каток А-12. Трактор Т-130.1.Г-1. Поливочная машина ПМ-130Б. Насос КМ80-50-200-СД | Бульдозер ДЗ-110А. Каток А-12. Трактор Т-130.1.Г-1. Поливочная машина ПМ-130Б. Насос КМ80-50-200-СД | 
| Планировочные работы | Бульдозер ДЗ-110А | Бульдозер ДЗ-110А | Бульдозер ДЗ-110А | Бульдозер ДЗ-110А | 
| Крепление низового откоса дамбы растительным грунтом | Экскаватор Э0-4121Б прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1. Бульдозер ДЗ-110А | Экскаватор Э0-4111В прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1. Бульдозер ДЗ-110А | Экскаватор Э0-5122А прямая лопата. Автомобиль-самосвал КрАЗ-256Б. Автогрейдер ДЗ-31-1. Бульдозер ДЗ-110А | Экскаватор Э0-5111Б прямая лопата. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Автогрейдер ДЗ-31-1. Бульдозер ДЗ-110А | 
Ведущими машинами в комплексе являются:
в варианте 1 - экскаватор Э0-4121Б, оборудованный прямой лопатой.
в варианте 2 - экскаватор Э0-4111В, оборудованный прямой лопатой.
в варианте 3 - экскаватор Э0-5122А, оборудованный прямой лопатой.
в варианте 4 - экскаватор Э0-5111Б, оборудованный прямой лопатой.
2.6. Технология производства работ для варианта 1.
Дамба возводится на заболоченном (обводненном) участке местности. Уровень воды находится на 0,2 м выше поверхности земли. Для осушения места производства работ предусматривается устройство водоотводной канавы, по которой вода отводится в пониженные участки нижнего бьефа. Для возможности работы механизмов и автотранспорта устраивается подсыпка из доменного шлака (или другого местного строительного материала) по оси водоотводной канавы на 1,50 м выше поверхности земли и шириной по верху 5,50 м. Разработка грунта в водоотводной канаве производится экскаватором Э0-5111Б, оснащенным драглайном. В пределах основания дамбы грунт грузят на автомобили-самосвалы и транспортируют в отвал за пределы основания дамбы. Одновременно с грунтом водоотводной канавы разрабатывается подсыпка. Затем устраиваются подсыпки для проезда механизмов и автотранспорта, для разработки траншей под зуб и выемки некачественного грунта в основании плотины. Подсыпки устраиваются из доменного шлака или другого местного строительного материала высотой на 0,50 м выше поверхности земли шириной 5,50 м.
Привезенный автомобилями-самосвалами грунт для подсыпки отсыпают с «головы», разравнивают бульдозером ДЗ-110A и уплотняют катком ДУ-47Б. При подготовке основания дамбы в первую очередь устраивается траншея под зуб. Разработка грунта в траншее под зуб производится экскаватором Э0-5111Б, оснащенным драглайном с погрузкой на автомобили-самосвалы КамАЗ-5511 и транспортировкой в отвал.
Разработка грунта начинается с самой низкой отметки подошвы зуба и ведется в направлении противоположном проектному уклону. Разработка некачественных грунтов основания также выполняется экскаватором Э0-5111Б, оснащенным драглайном.
Разработка грунта в траншее под зуб и подготовка основания дамбы ведется под защитой открытого водоотлива. Для этого в самой низкой точке подошвы зуба устраивается зумпф размером 1,0×1,0×1,5 м, из которого вода центробежным насосом откачивается за пределы подошвы дамбы в сторону нижнего бьефа. Для забивки зуба и возведения дамбы используется грунт, разрабатываемый в карьере экскаватором Э0-4121Б, оснащенным прямой лопатой с погрузкой на автомобили-самосвалы КамАЗ-5511 и транспортировкой на расстояние 2 км к месту укладки.
Забивка зуба и возведение дамбы до отметки, превышающей отметку горизонта воды на 0,50 м, является наиболее ответственной частью технологического процесса и выполняется под защитой открытого водоотлива. Для этого в месте расположения зумпфа оставляется котлован, который забивается в последнюю очередь. Забивка зуба выполняется горизонтальными сваями по 0,80 м, начиная с пониженных мест, с оставлением котлована для водоотлива. Для возможности разворота катка при уплотнении грунта и заезда автомобилей-самосвалов предусматриваются съезды на подошву зуба. Подвезенный автомобилями-самосвалами грунт разгружается в одном месте у съезда (разгрузка грунта по всей длине зуба затруднена из-за мокрой подошвы зуба), подается к месту укладка и разравнивается слоями бульдозером ДЗ-110А, Уплотнение грунта осуществляется прицепным виброкатком А-12 (ГДР) в сцепе с трактором Т-130.1.Г-1.
Возведение дамбы до отметки, превышающей на 0,5 м уровень грунтовых вод, производится по двухкратной схеме, где в технологической последовательности чередуются операции:
отсыпка грунта автомобилями-самосвалами и разравнивание его бульдозером ДЗ-110А;
увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б;
выстаивание и уплотнение грунта прицепным виброкатком А-12.
Подвезенный автомобилями-самосвалами грунт отсыпается бульдозером ДЗ-110А «с головы» пионерным способом и разравнивается слоем 0,80 м.
Перед укаткой каждого слоя грунта производится увлажнение его (при необходимости) поливочной машиной ПМ-130Б.
Уплотнение грунта должно выполняться при оптимальном содержании влаги в грунте. Укатка грунта осуществляется от краев карты к ее середине прицепным виброкатком А-12 в сцепе с трактором Т-130.1.Г-1. Движение катка осуществляется от краев карты к ее середине круговыми проходами с перекрытием следов на 0,30 м.
Величина оптимальной влажности грунта, требующееся количество воды для доувлажнения, необходимое количество проходов катка по одному следу и толщина укатываемого слоя уточняются на месте работ пробной укаткой.
В процессе производства работ по каждому слою грунта производится контроль его уплотнения взятием проб полевой грунтовой лабораторией.
Возведение дамбы до отметки, превышающей на 0,5 м уровень грунтовых вод, выполняется с постоянным открытым водоотливом. Грунтовая вода откачивается из водоприемного зумпфа, устроенного ранее при разработке траншеи под зуб. Образовавшийся котлован для водоотлива в процессе возведения дамбы забивается суглинистым грунтом при интенсивном ведении работ по отсыпке грунта, разравнивании его слоями по 0,80 м и уплотнении прицепным виброкатком.
Привезенный автомобилями-самосвалами грунт разгружается на бровке котлована, перемещается вниз котлована бульдозером ДЗ-110А и разравнивается. Уплотнение грунта производится прицепным виброкатком А-12 с разворотом его за верхней бровкой котлована.
Возведение дамбы до отм. +3.000 производится по двухкратной схеме, с разбивкой карт по ширине дамбы. От отм. +3.000 до отм. +10.000 дамба отсыпается по трехкратной схеме, с разбивкой карт по длине дамбы.
Возведение дамбы по трехкратной схеме выполняется в технологической последовательности, где чередуются операции:
отсыпка грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 и разравнивание его бульдозером ДЗ-110А;
увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б и выстаивание;
уплотнение грунта прицепным виброкатком А-12.
Для возможности возведения верхней части дамбы предусматривается устройство разворотных площадок для катков на границах карт отсыпки и разворотных площадок для автомобилей-самосвалов.
По окончании работ по возведению дамбы и креплению низового откоса растительным грунтом разворотные площадки разбираются бульдозером ДЗ-110А с перемещением грунта сверху вниз.
Растительный грунт для крепления низового откоса разрабатывается во временном отвале экскаватором Э0-4121Б, оснащенным прямой лопатой, грузится на автомобили-самосвалы КамАЗ-5511 и транспортируется на гребень дамбы. Подвезенный грунт разгружается на гребне дамбы и перемещается бульдозером ДЗ-110А сверху вниз по откосу.
Планировка гребня и откосов дамбы выполняется бульдозером ДЗ-110А.
Землевозные автодороги, по которым транспортируется грунт, должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии автогрейдером ДЗ-31-1.
2.7. Возведение дамбы выполняется (при работе в одну смену) для варианта 1 следующим составом:
машинист бульдозера 6 разряда - 1;
машинисты экскаватора 6 разряда - 4;
пом. машиниста экскаватора 5 разряда - 2;
машинист катка 6 разряда - 1;
машинист катка 5 разряда - 1;
машинист автогрейдера 6 разряда - 1;
машинист насоса 4 разряда - 1;
машинист 4 разряда (водитель III класса) поливочной машины - 1;
водители автомобилей-самосвалов III класса - 8.
2.8. Контроль качества выполняемых работ
Таблица 2
| Наименование операций, подлежащих контролю | Контроль качества выполнения операций | 
 | ||||
| Состав | Способы | Время | Привлекаемые службы | |||
| производителем работ | мастером | 
 | ||||
| Разбивка оси и контуров дамбы, подсыпок для проезда и землевозных автодорог | Устройство подсыпок для проезда и землевозных автодорог | Точность выноса разбивки, осадка подсыпок | Теодолитом, стальной рулеткой | До разработки и отсыпки грунта | Геодезическая | 
 | 
| 
 | Устройство траншеи под зуб. Выемка грунта в основании дамбы. Устройство водоотливной канавы. Водоотлив | Геометрические размеры в плане. Очередность разработки грунта. | Визуально, нивелиром, стальной рулеткой, откосником | В процессе устройства траншеи под зуб и котлована под основание дамбы | Геодезическая, грунтовая лаборатория | 
 | 
| 
 | Забивка зуба суглинистым грунтом. Возведение дамбы до отм. на 0,5 м превышающей УГВ. Водоотлив | Толщина слоев отсыпки, геотехнические свойства грунта, геометрические размеры в плане, высотные отметки, крутизна откосов, водоотлив | Нивелиром, стальной рулеткой, откосником, плотномером, влагомером | В процессе забивки зуба и возведения дамбы | Геодезическая, грунтовая лаборатория | 
 | 
| 
 | Возведение дамбы | Толщина слоев отсыпки, геотехнические свойства грунта, геометрические размеры в плане, высотные отметки, крутизна откосов | Нивелиром, стальной рулеткой, откосником, плотномером, влагомером | В процессе возведения дамбы | Геодезическая, грунтовая лаборатория | 
 | 
| 
 | Планировочные работы. Крепление низового откоса растительным грунтом, разборка разворотных площадок | Соблюдение проектных отметок, крутизна откосов | Нивелиром, откосником | После возведения дамбы | Геодезическая | 
 | 
В соответствии с принятыми вариантами комплексов машин (табл. 1) и на основании калькуляции затрат труда в табл. 3 приведены сравнительные технико-экономические показатели эффективности вариантов.
Таблица 3
| Варианты комплексов механизации работ | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 (аналог) | |
| При высоте дамбы 10,0 м | ||||
| Объем работ, м3 | 117980 | 117980 | 117980 | 117980 | 
| Общая трудоемкость, чел.-дн. | 1436,3 | 1605,8 | 1416,8 | 1680,3 | 
| То же, на 100 м3 грунта, чел.-ч | 99,8 | 111,6 | 98,5 | 116,8 | 
| Затраты машинного времени на весь объем работ, маш.-смен | 1365,1 | 1534,6 | 1254,2 | 1450,6 | 
| Продолжительность процесса при двухсменной работе, день | 57,7 | 64,2 | 66,4 | 60,7 | 
| Выработка на 1 маш.-ч, м3 | 10,5 | 9,4 | 11,5 | 9,9 | 
| Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп. | 10002-42 | 11569-67 | 10421-64 | 11790-42 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб.-коп. | 84-78 | 98-06 | 88-33 | 99-94 | 
| Приведенные затраты на весь объем, руб. | 96153,7 | 103586,4 | 100401,0 | 100636,9 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб. | 815 | 878 | 851 | 853 | 
| Эффективность в сравнении с аналогом на 1000 м3 грунта, руб. | +38 | -25 | +2 | - | 
| Прямые затраты на 1000 м3 грунта, руб. | 767 | 825 | 787 | 800 | 
| При высоте дамбы 20,0 м | ||||
| Объем работ, м3 | 265500 | 265500 | 265500 | 265500 | 
| Общая трудоемкость, чел.-дн. | 2936,7 | 3283,1 | 2897,8 | 3438,5 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, чел.-ч | 90,7 | 101,4 | 89,5 | 106,2 | 
| Затраты машинного времени на весь объем работ, маш.-смен | 2815,5 | 3143,5 | 2569,7 | 2970,5 | 
| Продолжительность процесса при двухсменной работе, день | 68,1 | 75,7 | 78,3 | 71,6 | 
| Выработка на 1 маш.-ч, м3 | 11,5 | 10,3 | 12,6 | 10,9 | 
| Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп. | 20462-08 | 23454-27 | 21319-65 | 23921-55 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб.-коп. | 77-07 | 88-34 | 80-30 | 90-10 | 
| Приведенные затраты на весь объем работ, руб. | 89900,8 | 96389,7 | 93794,1 | 93558,1 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб. | 762 | 817 | 795 | 793 | 
| Эффективность в сравнении с аналогом на 1000 м3 грунта, руб. | +31 | -24 | +2 | - | 
| При высоте дамбы 30,0 м | ||||
| Объем работ, м3 | 545000 | 545000 | 545000 | 545000 | 
| Общая трудоемкость, чел.-дн. | 5742,4 | 6420,4 | 5662,7 | 6710,5 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, чел.-ч | 86,4 | 96,6 | 85,2 | 101,1 | 
| Затраты машинного времени на весь объем работ, маш.-смен | 5492,8 | 6154,0 | 5035,1 | 5830,1 | 
| Продолжительность процесса при двухсменной работе, день | 78,3 | 87,1 | 90,0 | 82,3 | 
| Выработка на 1 маш.-ч, м3 | 12,1 | 10,8 | 13,2 | 11,4 | 
| Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп. | 40003-00 | 40003-00 | 41681-60 | 46766-45 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб.-коп. | 73-40 | 84-13 | 76-48 | 85-81 | 
| Приведенные затраты на весь объем работ, руб.-коп. | 395670-00 | 428370-00 | 412565-00 | 415835-00 | 
| То же, на 1000 м3 грунта, руб. | 726 | 786 | 757 | 763 | 
| Эффективность в сравнении с аналогом на 1000 м3 грунта, руб. | +37 | -23 | +6 | - | 
Примечание. Технико-экономические показатели для дамб высотой 20 и 30 м приведены без представления калькуляции затрат труда.
4.1. Потребность в машинах, оборудовании, инструментах, инвентаре и приспособлениях приведена в табл. 4.
Таблица 4
| Наименование машин, оборудования, инструментов и приспособлений | Тип | Марка, ГОСТ | Количество машин для вариантов механизации, шт. | Техническая характеристика | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| Бульдозер с неповоротным отвалом, управление гидравлическое | На тракторе класса 10 т | ДЗ-110А | 1 | 1 | 1 | 1 | Трактор Т-130.1.Г-1, длина отвала 3220 мм | 
| Экскаватор универсальный | Одноковшовый, гидравлический из гусеничном ходу | Э0-4121Б, ГОСТ 22894-77 | 2 | - | - | - | Оборудован прямой лопатой. Вместимость ковша 1,0 м3 | 
| Экскаватор универсальный | Одноковшовый, канатный на гусеничном ходу | Э0-4111В ГОСТ 17343-83 | - | 3 | - | - | Оборудован прямой лопатой. Вместимость ковша 0,65 м3 | 
| Экскаватор универсальный | Одноковшовый, гидравлический на гусеничном ходу | Э0-5122A ГОСТ 22894-77 | - | - | 1 | - | Оборудован прямой лопатой. Вместимость ковша 1,6 м3 | 
| Экскаватор универсальный | Одноковшовый, канатный, на гусеничном ходу | Э0-5111Б ГОСТ 17343-83 | - | - | - | 1 | Оборудован прямой лопатой. Вместимость ковша 1,0 м3 | 
| Экскаватор универсальный | Одноковшовый, канатный на гусеничном ходу | Э0-5111Б ГОСТ 17343-83 | 2 | 2 | 2 | 2 | Оборудован драглайном. Вместимость ковша 1,0 м3 | 
| Автогрейдер | Среднего типа, самоходный | ДЗ-31-1 ГОСТ 9420-79 | 1 | 1 | 1 | 1 | Мощность двигателя 96 кВт, длина отвала 3700 мм | 
| Каток | Вибрационный самоходный двухвальцовый с гладкими вальцами | ДУ-47Б | 1 | 1 | 1 | 1 | Мощность двигателя 37 кВт, масса 6-8 т, ширина уплотняемой полосы 1200 мм | 
| Каток (производство ГДР) | Прицепной, вибрационный | А-12 | 1 | 1 | 1 | 1 | Масса 12 т, ширина уплотняемой полосы 2000 мм | 
| Трактор промышленный, общего назначения | Класса 10 т, гусеничный | Т-130.1.Г-1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Мощность двигателя 147 кВт | 
| Поливочная машина на шасси ЗИЛ- 130 | 
 | ПМ-130Б | 1 | 1 | 1 | 1 | Вместимость цистерны 6000 л | 
| Автомобиль-самосвал | Трехосный | КамАЗ-5511 | 8 | 7 | 4 | 8 | Грузоподъемность 10 т | 
| Автомобиль-самосвал | Трехосный | КрАЗ-256Б | - | - | 5 | - | Грузоподъемность 12 т | 
| Насос центробежный консольного типа | Моноблочный | КМ-80-50-200-СД | 1 | 1 | 1 | 1 | Подача 50 м3/ч. Напор 50 м, мощность электродвигателя 15 кВт | 
| Теодолит | 
 | Т-15 ГОСТ 10529-86 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
| Нивелир | 
 | Н-10 ГОСТ 10528-76 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
| Рейка нивелирная | 
 | РН-10 ГОСТ 11158-83 | 2 | 2 | 2 | 2 | 
 | 
| Вешка геодезическая | Стандартная | 
 | 3 | 3 | 3 | 3 | 
 | 
| Рулетка измерительная металлическая | Стандартная | РС-20 ГОСТ 7502-80 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
| Рейка трехметровая | 
 | 
 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
| Плотномер | 
 | ПГМ-1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
| Влагомер | 
 | НВУ-1 ГОСТ 26375-84 | 1 | 1 | 1 | 1 | 
 | 
4.2. Потребность в эксплуатационных материалах приведена в табл. 5
Таблица 5
| Наименование эксплуатационных материалов | Норма на час работы машины, кг | Количество на принятый объем работ по вариантам, кг | |||
| 1 | 2 | 3 | 2 | ||
| Бульдозер ДЗ-110А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 7,70 | 3737,9 | 3737,9 | 3737,9 | 3737,9 | 
| Бензин | 0,23 | 111,7 | 111,7 | 111,7 | 111,7 | 
| Моторное масло | 0,37 | 179,6 | 179,6 | 179,6 | 179,6 | 
| Трансмиссионное масло | 0,10 | 48,5 | 48,5 | 48,5 | 48,5 | 
| Консистентная смазка | 0,08 | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 38,8 | 
| Экскаватор Э0-4121Б | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 5,50 | 6593,6 | - | - | - | 
| Бензин | 0,16 | 191,8 | - | - | - | 
| Моторное масло | 0,27 | 323,7 | - | - | - | 
| Трансмиссионное масло | 0,03 | 35,9 | - | - | - | 
| Консистентная смазка | 0,16 | 191,8 | - | - | - | 
| Экскаватор Э0-4111В | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 5,70 | - | 11970,1 | - | - | 
| Бензин | 0,17 | - | 357,0 | - | - | 
| Моторное масло | 0,28 | - | 588,0 | - | - | 
| Трансмиссионное масло | 0,03 | - | 63,0 | - | - | 
| Консистентная смазка | 0,17 | - | 537,0 | - | - | 
| Экскаватор Э0-5122А | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 6,60 | - | - | 4946,6 | - | 
| Бензин | 0,20 | - | - | 149,9 | - | 
| Моторное масло | 0,32 | - | - | 239,8 | - | 
| Трансмиссионное масло | 0,04 | - | - | 30,0 | - | 
| Консистентная смазка | 0,20 | - | - | 149,9 | - | 
| Экскаватор Э0-5111Б | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 6,30 | 3678,2 | 3678,2 | 3673,2 | 11866,3 | 
| Бензин | 0,19 | 110,9 | 110,9 | 110,9 | 357,9 | 
| Моторное масло | 0,30 | 175,2 | 175,2 | 175,2 | 565,1 | 
| Трансмиссионное масло | 0,03 | 17,5 | 17,5 | 17,5 | 56,5 | 
| Консистентная смазка | 0,18 | 105,2 | 105,2 | 105,2 | 339,0 | 
| Автогрейдер ДЗ-31-1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 5,20 | 4596,6 | 5108,3 | 5278,8 | 4852,4 | 
| Бензин | 0,16 | 141,4 | 157,2 | 162,4 | 149,3 | 
| Моторное масло | 0,25 | 220,99 | 245,6 | 253,8 | 233,3 | 
| Трансмиссионное масло | 0,07 | 61,9 | 68,8 | 71,1 | 65,3 | 
| Консистентная смазка | 0,06 | 53,0 | 58,9 | 60,9 | 56,0 | 
| Трактор Т-130.1.Г-1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 7,10 | 2055,2 | 2055,2 | 2055,2 | 2055,2 | 
| Бензин | 0,20 | 57,9 | 57,9 | 57,9 | 57,9 | 
| Моторное масло | 0,29 | 83,9 | 83,9 | 83,9 | 83,9 | 
| Трансмиссионное масло | 0,09 | 26,1 | 26,1 | 26,1 | 26,1 | 
| Консистентная смазка | 0,07 | 20,3 | 20,3 | 20,3 | 20,3 | 
| Каток ДУ-47Б | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 3,20 | 49,8 | 49,8 | 49,8 | 49,8 | 
| Бензин | 0,10 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 
| Моторное масло | 0,18 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 
| Трансмиссионное масло | 0,05 | 0,78 | 0,78 | 0,78 | 0,78 | 
| Консистентная смазка | 0,04 | 0,62 | 0,62 | 0,62 | 0,62 | 
| Поливочная машина ПМ-130Б | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Бензин | 4,90 | 1024,6 | 1024,6 | 1024,6 | 1024,6 | 
| Автомобильное масло | 0,11 | 23,6 | 23,0 | 23,0 | 23,0 | 
| Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 5,40 | 31226,3 | 31226,3 | 5468,6 | 31226,3 | 
| Дизельное масло | 0,25 | 1445,7 | 1445,7 | 253,2 | 1445,7 | 
| Трансмиссионное масло | 0,04 | 231,3 | 231,3 | 40,5 | 231,3 | 
| Консистентная смазка | 0,02 | 115,6 | 115,6 | 23,3 | 115,6 | 
| Автомобиль-самосвал КрАЗ-256Б | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| Дизельное топливо | 6,06 | - | - | 22563,9 | - | 
| Дизельное масло | 0,34 | - | - | 1277,2 | - | 
| Трансмиссионное масло | 0,05 | - | - | 187,8 | - | 
| Консистентная смазка | 0,04 | - | - | 150,2 | - | 
При выполнении работ по возведению дамбы необходимо руководствоваться требованиями СНиП-III-4-80 «Техника безопасности в строительстве»; ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные»; ГОСТ 12.2.012-75 «Приспособления по обеспечению безопасного производства работ»; ГОСТ 12.1.004-85 «Пожарная безопасность»; ГОСТ 12.1.013-78 «Строительство. Электробезопасность» и ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ».

1 - ось дамбы; 5 - основание дамбы;
2 - зуб; 6 - основание зуба;
3 - некачественный грунт; 7 - поверхность земли
4 - уровень грунтовых вод;
ОБЪЕМЫ РАБОТ
| Наименование работ | Количество, м3 | 
| Выемка некачественных грунтов в основании дамбы | 21500 | 
| Возведение дамбы | 96480 | 

1 - ось дамбы; 6 - подсыпка для проезда механизмов и автотранспорта;
2 - контур основания дамбы; 7 - временный отвал грунта из водосбросной канавы;
3 - зуб; 8 - уровень грунтовых вод;
4 - водосбросная канава; 9 - некачественный грунт;
5 - основание дамбы; 10 - ось проходки экскаватора Э0-5111Б с оборудованием драглайн при разработке водосбросной канавы
| 
 | 1 - ось дамбы; 2 - зуб; 3 - водосбросная канава; 4 - водоприемный зумпф; 5 - контур основания дамбы; 6 - некачественный грунт; 7 - подсыпка для проезда механизмов и транспорта; 8 - экскаватор Э0-5111Б с оборудованием драглайн; 9 - автомобиль-самосвал КамАЗ-5511; 10 - рабочий ход экскаватора; 11 - холостой ход экскаватора; 12 - очередность проходок экскаватора; 13 - уровень грунтовых вод | 

| 1 - ось зуба; 2 - водосбросная канава; 3 - основание дамбы; 4 - основание зуба; 5 - уровень грунтовых вод; 6 - поверхность земли; 7 - слоя отсыпки грунта в траншеи под зуб 0,8 м; | 8 - съезд в траншею зуба; 9 - съезд в котлован; 10 - подъездная автодорога; 11 - ось движения автомобилей-самосвалов, доставляющих грунт; 12 - ось движения катка А-12; 13 - водоприемный зумпф | 

1 - водоприемный зумпф;
2 - водосбросная канава;
3 - основание дамбы;
4 - оси проходок катка А-12 при уплотнении грунта

| 1 - ось дамбы; 2 - зуб; 3 - основание дамбы; 4 - некачественный грунт; | 5 - уровень грунтовых вод; 6 - граница карт отсыпки; 7 - разворотная площадка для катков; 8 - разворотная площадка для автомобилей-самосвалов | 




Примечания. 1. Пунктирная линия указывает на неполное использование механизмов в течение смены.
2. Объем подсыпок (шлак) приведен с учетом просадки на 0,5 м.
| Наименование работ | Обоснование (ЕНиР и др.) | Единица измерения | Объем работ | Норма времени на единицу измерения, чел.-ч маш.-ч | Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. маш.-смен | Время пребывания машины на объекте, маш.-смен | Расценка на единицу измерения, руб.-коп. | Стоимость затрат на весь объем работ, руб.-коп. | Стоимость затрат с учетом пребывания машины на объекте, руб.-коп. | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) с перемещением на расстояние до 10 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,0 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| Разравнивание бульдозером грунта III группы (шлак) толщиной слоя до 1,0 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-28, № 3и | 100 м3 | 28,0 | 0,28 0,28 | 1,0 1,0 | 1,0 | 0-29,7 | 8-32 | 8-32 | 
| Уплотнение грунта III группы (шлак) самоходным виброкатком ДУ-47Б при 5 проходах по одному следу | ЕНиР §Е17-7 | 100 м2 | 50,60 | 0,31 0,31 | 1,9 1,9 | 1,9 | 0-28,2 | 14-27 | 14-27 | 
| Разработка мокрого грунта I группы экскаватором 30-5111Б, оборудованным драглайном, с погрузкой на автомобили-самосвалы при угле поворота стрелы более 135º (водоотводная канава и подготовка основания дамбы) | ЕНиР §Е2-1-10, № 5а, Примеч. гл. 1 К = 1; п. 3, 4; К = 1,1; п. 8, 9 | 100 м3 | 215,00 | 3,60 1,80 | 94,4 47,2 | 47,2 | 3-58 | 769-70 | 769-70 | 
| То же, грунта II группы при устройстве траншеи под зуб | То же, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 4,40 2,20 | 31,6 15,8 | 15,8 | 4-30 | 252-84 | 252-84 | 
| То же, грунта III группы (шлак) от разборки подсыпок для проезда | То же, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 4,80 2,40 | 16,4 8,2 | 8,2 | 4-76 | 133-28 | 133-28 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км в отвал | ЕНВ* | 100 т | 371,10 | 2,73 2,73 | 123,5 123,5 | 141,6 | 1-94 | 719-93 | 837-18 | 
| Разработка грунта II группы в резерве (карьере) экскаватором Э0-4121Б, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | Т. 79**, в. 10 | 100 м3 | 988,90 | 1,20 1,20 | 144,7 144,7 | 144,7 | 1-27 | 1255-90 | 1255-90 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км для возведения дамбы | ЕНВ* | 100 т | 1730,57 | 2,73 2,73 | 576,1 576,1 | 579,2 | 1-94 | 3357-30 | 3377-38 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы с перемещением на расстояние до 50 м при забивке зуба в котловане под зумпф | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 65,00 | 1,73 1,73 | 13,7 13,7 | 13,7 | 1-83,5 | 119-27 | 119-27 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта II группы толщиной слоя до 1,0 м при забивке зуба и возведении дамбы | ЕНиР §Е2-1-28, № 3д | 100 м3 | 964,80 | 0,21 0,21 | 24,7 24,7 | 58,8 | 0-22,3 | 215-15 | 511-55 | 
| Увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б при уплотнении грунта | ЕНиР §Е17-2, ЕНВ* | 100 м3 | 96,48 | 2,17 2,17 | 25,5 25,5 | 72,4 | 1-64 | 158-23 | 462-05 | 
| Уплотнение грунта при забивке зуба и возведении дамбы прицепным виброкатком А-12 слоями по 0,8 м при 4 проходах по одному следу | Данные ЦНИИОМТП | 100 м3 | 964,80 | 0,30 0,30 | 35,3 35,3 | 72,4 | 0-31,8 | 306-81 | 629-28 | 
| Водоотлив из котлована центробежным насосом КМ-80-50-200-СД при разработке и забивке грунта в основании дамбы и траншее под зуб | Расчетные данные | 1 маш.-смена | 73,5 | - | 73,5 73,5 | 73,5 | 6-47,8 | 476-13 | 476-13 | 
| Планировка бульдозером ДЗ-110А гребня и откосов дамбы | ЕНиР §Е2-1-40, № 4а | 1000 м2 | 19,25 | 0,27 0,27 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-28,6 | 5-51 | 5-51 | 
| Разработка растительного слоя грунта I группы экскаватором Э0-4121Б, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | Т. 79**, в. 10 | 100 м3 | 14,00 | 0,86 0,86 | 1,5 1,5 | 1,5 | 0-67,9 | 9-51 | 9-51 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 16,80 | 2,73 2,73 | 5,6 5,6 | 5,6 | 1-94 | 32-59 | 32-59 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А растительного слоя грунта I группы по низовому откосу дамбы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 14,00 | 0,35 0,35 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-37,1 | 5-19 | 5-19 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы при разборке разворотных площадок с перемещением грунта на 20 м | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 37,00 | 0,74 0,74 | 3,3 3,3 | 3,3 | 0-78,5 | 29-04 | 29-04 | 
| Ремонт и содержание дорог автогрейдером ДЗ-31-1 при транспортировании грунта | ЕНиР §Е17-20, п. 15 | 1 км | 803,6 | 1,10 1,10 | 107,8 107,8 | 107,8 | 1-17 | 940-21 | 940-21 | 
| Работа бульдозера ДЗ-110А на отвале в грунте I группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 215,00 | 0,35 0,35 | 9,2 9,2 | 9,2 | 0-37,1 | 79-76 | 79-76 | 
| То же, в грунте II группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 0,41 0,41 | 2,9 2,9 | 2,9 | 0-43,5 | 25-58 | 25-58 | 
| То же, в грунте III группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| ИТОГО: | 
 | 
 | 
 | 
 | 1297,0 1225,8 | 1365,1 | - | 8942-40 | 10002-42 | 
*ЕНВ - Здесь и далее «Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей».
** - Здесь и далее сборник «Типовые нормы и расценки...» Минтрансстроя СССР, «Земляные работы»




| Наименование работ | Обоснование (ЕНиР и др.) | Единица измерения | Объем работ | Норма времени на единицу измерения, чел.-ч маш.-ч | Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. маш.-смен | Время пребывания машины на объекте, маш.-смен | Расценка на единицу измерения, руб.-коп. | Стоимость затрат на весь объем работ, руб.-коп. | Стоимость затрат с учетом пребывания машины на объекте, руб.-коп. | 
| Разработка грунта III группы (шлак) бульдозером ДЗ-110А с перемещением на расстояние до 10 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) толщиной слоя до 1,0 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-28, № 3и | 100 м3 | 28,00 | 0,28 0,28 | 1,0 1,0 | 1,0 | 0-29,7 | 8-32 | 8-32 | 
| Уплотнение грунта III группы (шлак) самоходным виброкатком ДУ-47Б при 5 проходах по одному следу | ЕНиР §Е17-7 | 100 м2 | 50,60 | 0,31 0,31 | 1,9 1,9 | 1,9 | 0-28,2 | 14-27 | 14-27 | 
| Разработка мокрого грунта I группы экскаватором Э0-5111Б, оборудованным драглайном, с погрузкой на автомобили-самосвалы при угле поворота стрелы более 135º (водоотводная канава и подготовка основания дамбы) | ЕНиР §Е2-1-10, № 5а, Примеч. гл. 1 К = 1; п. 3, 4; К = 1,1; п. 8, 9 | 100 м3 | 215,00 | 3,60 1,80 | 94,4 47,2 | 47,2 | 3-58 | 769-70 | 769-70 | 
| То же, грунта II группы при устройстве траншеи под зуб | То же, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 4,40 2,20 | 31,6 15,8 | 15,8 | 4-30 | 252-84 | 252-84 | 
| То же, грунта III группы (шлак) от разборки подсыпок для проезда | То же, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 4,80 2,40 | 16,4 8,2 | 8,2 | 4-76 | 133-28 | 133-28 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км в отвал | ЕНВ* | 100 т | 371,10 | 2,73 2,73 | 123,5 123,5 | 141,6 | 1-94 | 719-93 | 837-18 | 
| Разработка грунта II группы в резерве (карьере) экскаватором Э0-4111В, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, табл. 3, № 4б | 100 м3 | 988,90 | 2,10 2,10 | 253,2 253,2 | 253,2 | 2-23 | 2205-25 | 2205-25 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 1730,57 | 2,73 2,73 | 576,1 576,1 | 590,8 | 1-94 | 3357-31 | 3452-54 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы с перемещением на расстояние до 50 м при забивке зуба в котловане под зумпф | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 65,00 | 1,73 1,73 | 13,7 13,7 | 13,7 | 1-83,5 | 119-27 | 119-27 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта II группы толщиной слоя до 1,0 м при забивке зуба и возведении дамбы | ЕНиР §Е2-1-28, № 3д | 100 м3 | 964,80 | 0,21 0,21 | 24,7 24,7 | 70,8 | 0-22,3 | 215-15 | 615-85 | 
| Увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б при уплотнении грунта | ЕНиР §Е17-2, ЕНВ* | 100 м3 | 96,48 | 2,17 2,17 | 25,5 25,5 | 84,4 | 1-64 | 158-23 | 670-19 | 
| Уплотнение грунта при забивке зуба и возведении дамбы прицепным виброкатком А-12 слоями по 0,8 м при 4 проходах по одному следу | Данные ЦНИИОМТП | 100 м3 | 964,80 | 0,30 0,30 | 35,3 35,3 | 84,4 | 0-31,8 | 306-81 | 733-59 | 
| Водоотлив из котлована центробежным насосом КМ-80-50-200-СД при разработке и забивке грунта в основании дамбы и траншее под зуб | Расчетные данные | 1 маш.-смена | 73,5 | - | 73,5 73,5 | 73,5 | 6-47,8 | 476-13 | 476-13 | 
| Планировка бульдозером ДЗ-110А гребня и откосов плотины | ЕНиР §Е2-1-40, № 4а | 1000 м2 | 19,25 | 0,27 0,27 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-28,6 | 5-51 | 5-51 | 
| Разработка растительного слоя грунта I группы экскаватором Э0-4111В, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, табл. 3, № 4а | 100 м3 | 14,00 | 1,70 1,70 | 2,9 2,9 | 2,9 | 1-80 | 25-20 | 25-20 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 16,80 | 2,73 2,73 | 5,6 5,6 | 5,6 | 1-94 | 32-59 | 32-59 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А растительного слоя грунта I группы по низовому откосу дамбы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 14,00 | 0,35 0,35 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-37,1 | 5-19 | 5-19 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы при разборке разворотных площадок с перемещением грунта на 20 м | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 37,00 | 0,74 0,34 | 3,3 3,3 | 3,3 | 0-78,5 | 29-04 | 29-04 | 
| Ремонт и содержание дорог автогрейдером ДЗ-31-1 при транспортировании грунта | ЕНиР §Е17-20, п. 15 | 1 км | 893,0 | 1,10 1,10 | 119,8 119,8 | 119,8 | 1-17 | 1044-81 | 1044-81 | 
| Работа бульдозера ДЗ-110А на отвале в грунте I группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 215,00 | 0,35 0,35 | 9,2 9,2 | 9,2 | 0-37,1 | 79-76 | 79-76 | 
| То же, в грунте II группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 0,41 0,41 | 2,9 2,9 | 2,9 | 0-43,5 | 25-58 | 25-58 | 
| То же, в грунте III группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| ИТОГО: | 
 | 
 | 
 | 
 | 1445,0 1373,8 | 1534,6 | 
 | 10012-05 | 11569-67 | 




| Наименование работ | Обоснование (ЕНиР и др.) | Единица измерения | Объем работ | Норма времени на единицу измерения, чел.-ч маш.-ч | Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. маш.-смен | Время пребывания машины на объекте, маш.-смен | Расценка на единицу измерения, руб.-коп. | Стоимость затрат на весь объем работ, руб.-коп. | Стоимость затрат с учетом пребывания машины на объекте, руб.-коп. | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) с перемещением на расстояние до 10 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) толщиной слоя до 1,0 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-28, № 3и | 100 м3 | 28,00 | 0,28 0,28 | 1,0 1,0 | 1,0 | 0-29,7 | 8-32 | 8-32 | 
| Уплотнение грунта III группы (шлак) самоходным виброкатком ДУ-47Б при 5 проходах по одному следу | ЕНиР §Е17-7 | 100 м2 | 50,60 | 0,31 0,31 | 1,9 1,9 | 1,9 | 0-28,2 | 14-27 | 14-27 | 
| Разработка мокрого грунта I группы экскаватором Э0-5111Б, оборудованным драглайном, с погрузкой на автомобили-самосвалы при угле поворота стрелы более 135º (водоотводная канава и подготовка основания дамбы) | ЕНиР §Е2-1-10, № 5а, Примеч. гл. 1 К = 1; п. 3, 4; К = 1,1; п. 8, 9 | 100 м3 | 215,00 | 3,60 1,80 | 94,4 47,2 | 47,2 | 3-58 | 769-70 | 769-70 | 
| То же, грунта II группы при устройстве траншеи под зуб | То же, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 4,40 2,20 | 31,6 15,8 | 15,8 | 4-30 | 252-84 | 252-84 | 
| То же, грунта III группы (шлак) от разборки подсыпок для проезда | То же, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 4,80 2,40 | 16,4 8,2 | 8,2 | 4-76 | 133-28 | 133-28 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км в отвал | ЕНВ* | 100 т | 371,10 | 2,73 2,73 | 123,5 123,5 | 141,6 | 1-94 | 719-93 | 719-93 | 
| Разработка грунта II группы в резерве (карьере) экскаватором Э0-5122А, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, т. 7, № 3б | 100 м3 | 988,90 | 1,50 0,75 | 180,8 90,4 | 90,4 | 1-48 | 1463-57 | 1463-57 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КрАЗ-256Б на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 1730,57 | 2,15 2,15 | 453,7 453,7 | 453,7 | 1-82 | 3149-64 | 3149-64 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы с перемещением на расстояние до 50 м при забивке зуба в котловане под зумпф | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 65,00 | 1,73 1,73 | 13,7 13,7 | 13,7 | 1-83,5 | 119-27 | 119-27 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта II группы толщиной слоя до 1,0 м при забивке зуба и возведении дамбы | ЕНиР §Е2-1-28, № 3д | 100 м3 | 964,80 | 0,21 0,21 | 24,7 24,7 | 76,8 | 0-22,3 | 215-15 | 668-00 | 
| Увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б при уплотнении грунта | ЕНиР §Е17-2, ЕНВ* | 100 м3 | 96,48 | 2,17 2,17 | 25,5 25,5 | 90,4 | 1-64 | 158-23 | 557-36 | 
| Уплотнение грунта при забивке зуба и возведении дамбы прицепным виброкатком А-12 слоями по 0,8 м при 4 проходах по одному следу | Данные ЦНИИОМТП | 100 м3 | 964,80 | 0,30 0,30 | 35,3 35,3 | 90,4 | 0-31,8 | 306-81 | 785-74 | 
| Водоотлив из котлована центробежным насосом КМ-80-50-200-СД при разработке и забивке грунта в основании дамбы и траншее под зуб | Расчетные данные | 1 маш.-смена | 73,5 | - | 73,5 73,5 | 73,5 | 6-47,8 | 476-13 | 476-13 | 
| Планировка бульдозером ДЗ-110А гребня и откосов плотины | ЕНиР §Е2-1-40, № 4а | 1000 м2 | 19,25 | 0,27 0,27 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-28,6 | 5-51 | 5-51 | 
| Разработка растительного слоя грунта I группы экскаватором Э0-5122А, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, т. 7, № 3а | 100 м3 | 14,00 | 1,16 0,58 | 2,0 1,0 | 1,0 | 1-14 | 15-96 | 15-96 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КрАЗ-256Б на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 16,80 | 2,15 2,15 | 4,4 4,4 | 5,0 | 1-82 | 30-58 | 34-76 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А растительного слоя грунта I группы по низовому откосу дамбы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 14,00 | 0,35 0,35 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-37,1 | 5-19 | 5-19 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы при разборке разворотных площадок с перемещением грунта на 20 м | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 37,00 | 0,74 0,74 | 3,3 3,3 | 3,3 | 0-78,5 | 29-04 | 29-04 | 
| Ремонт и содержание дорог автогрейдером ДЗ-31-1 при транспортировании грунта | ЕНиР §Е17-20, п. 15 | 1 км | 923,00 | 1,10 1,10 | 123,8 123,8 | 123,8 | 1-17 | 1079-91 | 1079-91 | 
| Работа бульдозера ДЗ-110А на отвале в грунте I группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 215,00 | 0,35 0,35 | 9,2 9,2 | 9,2 | 0-37,1 | 79-76 | 79-76 | 
| То же, в грунте II группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 0,41 0,41 | 2,9 2,9 | 2,9 | 0-43,5 | 25-58 | 25-58 | 
| То же, в грунте III группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 09,8 | 13-94 | 13-94 | 
| ИТОГО: | 
 | 
 | 
 | 
 | 1226,0 1063,2 | 1254,2 | - | 9086-55 | 10421-64 | 




| Наименование работ | Обоснование (ЕНиР и др.) | Единица измерения | Объем работ | Норма времени на единицу измерения, чел.-ч маш.-ч | Затраты труда на весь объем работ, чел.-дн. маш.-смен | Время пребывания машины на объекте, маш.-смен | Расценка на единицу измерения, руб.-коп. | Стоимость затрат на весь объем работ, руб.-коп. | Стоимость затрат с учетом пребывания машины на объекте, руб.-коп. | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) с перемещением на расстояние до 10 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта III группы (шлак) толщиной слоя до 1,0 м при устройстве подсыпок для проезда | ЕНиР §Е2-1-28, № 3и | 100 м3 | 28,00 | 0,28 0,28 | 1,0 1,0 | 1,0 | 0-29,7 | 8-32 | 8-32 | 
| Уплотнение грунта III группы (шлак) самоходным виброкатком ДУ-47Б при 5 проходах по одному следу | ЕНиР §Е17-7 | 100 м2 | 50,60 | 0,31 0,31 | 1,9 1,9 | 1,9 | 0-28,2 | 14-27 | 14-27 | 
| Разработка мокрого грунта I группы экскаватором Э0-5111Б, оборудованным драглайном, с погрузкой на автомобили-самосвалы при угле поворота стрелы более 135º (водоотводная канава и подготовка основания дамбы) | ЕНиР §Е2-1-10, № 5а, Примеч. гл. 1: К = 1; п. 3, 4; К = 1,1; п. 8, 9 | 100 м3 | 215,00 | 3,60 1,80 | 94,4 47,2 | 47,2 | 3-58 | 769-70 | 769-70 | 
| То же, грунта II группы при устройстве траншеи под зуб | То же, № 5б | 100 м3 | 58,80 | 4,40 2,20 | 31,6 15,8 | 15,8 | 4-30 | 252-84 | 252-84 | 
| То же, грунта III группы (шлак) от разборки подсыпок для проезда | То же, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 4,80 2,40 | 16,4 8,2 | 8,2 | 4-76 | 133-28 | 133-28 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км в отвал | ЕНВ* | 100 т | 371,10 | 2,73 2,73 | 123,5 123,5 | 141,6 | 1-94 | 719-93 | 837-18 | 
| Разработка грунта II группы в резерве (карьере) экскаватором Э0-5111Б, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, т. 3, № 6б | 100 м3 | 988,90 | 2,60 1,30 | 313,6 156,8 | 156,8 | 2-56 | 2531-58 | 2531-58 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 1730,57 | 2,73 2,73 | 576,1 576,1 | 627,2 | 1-94 | 3357-31 | 3688-34 | 
| Разработка бульдозером ДЗ-110А грунта II группы с перемещением на расстояние до 50 м при забивке зуба в котловане под зумпф | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в, д | 100 м3 | 65,00 | 1,73 1,73 | 13,7 13,7 | 13,7 | 1-83,5 | 119-27 | 119-27 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А грунта II группы толщиной слоя до 1,0 м при забивке зуба и возведении дамбы | ЕНиР §Е2-1-28, № 3д | 100 м3 | 964,80 | 0,21 0,21 | 24,7 24,7 | 64,8 | 0-22,3 | 215-15 | 563-70 | 
| Увлажнение грунта поливочной машиной ПМ-130Б при уплотнении грунта | ЕНиР §Е17-2, ЕНВ* | 100 м3 | 96,48 | 2,17 2,17 | 25,5 25,5 | 78,4 | 1-64 | 158-23 | 483-56 | 
| Уплотнение грунта при забивке зуба и возведении дамбы прицепным виброкатком А-12 слоями по 0,8 м при 4 проходах по одному следу | Данные ЦНИИОМТП | 100 м3 | 964,80 | 0,30 0,30 | 35,3 35,3 | 78,4 | 0-31,8 | 306-81 | 681-43 | 
| Водоотлив из котлована центробежным насосом КМ-80-50-200-СД при разработке и забивке грунта в основании дамбы и траншее под зуб | Расчетные данные | 1 маш.-смена | 73,5 | - | 73,5 73,5 | 73,5 | 6-47,8 | 476-13 | 476-13 | 
| Планировка бульдозером ДЗ-110А гребня и откосов плотины | ЕНиР §Е2-1-40, № 4а | 1000 м2 | 19,25 | 0,27 0,27 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-28,6 | 5-51 | 5-51 | 
| Разработка растительного слоя грунта I группы экскаватором Э0-5111Б, оборудованным прямой лопатой, с погрузкой на автомобили-самосвалы | ЕНиР §Е2-1-8, т. 3, № 6а | 100 м3 | 14,00 | 2,0 1,0 | 3,4 1,7 | 1,7 | 1-97 | 27-58 | 27-58 | 
| Транспортирование грунта автомобилями-самосвалами КамАЗ-5511 на расстояние 2 км | ЕНВ* | 100 т | 16,80 | 2,73 2,73 | 5,6 5,6 | 6,8 | 1-94 | 32-59 | 40-36 | 
| Разравнивание бульдозером ДЗ-110А растительного слоя грунта I группы по низовому откосу дамбы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 14,00 | 0,35 0,35 | 0,6 0,6 | 0,6 | 0-37,1 | 5-19 | 5-19 | 
| Разработка бульдозером грунта II группы при разборке разворотных площадок с перемещением на 20 м | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б, д | 100 м3 | 37,00 | 0,74 0,74 | 3,3 3,3 | 3,3 | 0-78,5 | 29-04 | 29-04 | 
| Ремонт и содержание дорог автогрейдером ДЗ-31-1 при транспортировании грунта | ЕНиР §Е17-20, п. 15 | 1 км | 848,3 | 1,10 1,10 | 113,8 113,8 | 113,8 | 1-17 | 992-51 | 992-51 | 
| Работа бульдозера ДЗ-110А на отвале в грунте I группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5а | 100 м3 | 215,00 | 0,35 0,35 | 9,2 9,2 | 9,2 | 0-37,1 | 79-76 | 79-76 | 
| То же, в грунте II группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5б | 100 м3 | 58,8 | 0,41 0,41 | 2,9 2,9 | 2,9 | 0-43,5 | 25-58 | 25-58 | 
| То же, в грунте III группы | ЕНиР §Е2-1-22, № 5в | 100 м3 | 28,00 | 0,47 0,47 | 1,6 1,6 | 1,6 | 0-49,8 | 13-94 | 13-94 | 
| ИТОГО: | 
 | 
 | 
 | 
 | 1473,8 1244,1 | 1450,6 | 
 | 10288-46 | 11693-01 | 
СОДЕРЖАНИЕ