ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ПОСЕЛЕНИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПАМЯТНИКОВ, МОНУМЕНТОВ И СКУЛЬПТУРНО-ДЕКОРАТИВНЫХ РАБОТ
1.1. Настоящее Положение о проведении конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ (далее в тексте: «Положение») предусматривает порядок организации и проведения конкурсов на проекты, осуществляемые как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, если проектирование осуществляется организациями России.
Настоящее Положение не распространяется на проведение международных конкурсов, порядок и организация которых должны определяться на основе требований международных организаций.
1.2. Целью конкурсного проектирования является получение в условиях конкурсной состязательности прогрессивных градостроительных решений, современных проектов на строительство зданий и сооружений, уникальных памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, характеризующихся высокими архитектурно-художественными, дизайнерскими, технико-экономическими, экологическими, эксплуатационными и другими показателями проектируемого объекта.
1.3. Конкурсы могут объявляться на идею, концепцию, проекты:
всех видов планировки и застройки поселений или их функциональных зон;
важнейших градостроительных ансамблей;
общественных центров;
отдельных жилых, общественных зданий и сооружений (или их реконструкцию), имеющих важное градостроительное значение;
производственных зданий и комплексов (в том числе расширение, реконструкцию и техническое перевооружение);
памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, объектов дизайна.
Конкурсом также может определяться право на дальнейшее проектирование и строительство (осуществление в натуре) объекта.
1.4. Участниками конкурсов могут быть коллективы предприятий и организаций всех форм собственности, творческих мастерских и студий и отдельные специалисты, а также иные юридические и физические лица, в том числе иностранные.
1.5. Конкурсы могут быть заказными (закрытыми) и открытыми.
Заказные конкурсы предусматривают разработку проектной документации силами коллективов организаций различных форм собственности и отдельными специалистами, назначаемыми организаторами конкурсов.
В открытых конкурсах принимают участие все желающие.
1.6. Единовременное проведение заказного и открытого конкурсов по одной теме не допускается.
1.7. В отдельных случаях может быть предусмотрено проведение открытого конкурса в два тура.
Ко второму туру допускаются участники первого тура, проекты которых по решению жюри рекомендованы к дальнейшей разработке.
2.1. Конкурсы организуются и проводятся министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами управления Российской Федерации, администрациями городов (поселений), предприятиями и организациями всех форм собственности и иными юридическими и физическими лицами (в том числе иностранными), общественными организациями и творческими союзами (далее по тексту «организатор конкурса»).
Проведение конкурсов во всех случаях согласовывается с субъектами Российской Федерации, администрациями городов (поселений), на территории которых проводятся конкурсы.
Для подготовки программ и условий конкурсов, состава жюри и групп экспертов должны привлекаться творческие общественные организации, объединяющие архитекторов, художников, дизайнеров и других деятелей искусств (Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, Союз архитекторов, Союз художников, Союз дизайнеров России, Российский научно-технический Союз строителей).
2.2. Организаторами конкурсов могут выступать как одна, так и несколько организаций.
2.3. Решение о необходимости проведения заказного или открытого конкурса, количество его туров и сроках проведения принимает организатор конкурса.
2.4. Сроки проведения конкурсов определяются его организаторами и зависят от тематики конкурсов и объема требуемых конкурсных материалов.
2.5. Подведение итогов конкурсов должно осуществляться, как правило, в срок, не превышающий одного месяца после сдачи конкурсных проектов и оговаривается условиями конкурсов.
2.6. Количество участников заказных конкурсов определяется их организаторами.
2.7. При проведении заказных конкурсов организатор имеет право рекомендовать организациям - участникам, которым было направлено приглашение, привлекать конкретных специалистов указанных организаций в состав творческих коллективов.
2.8. При организации открытых конкурсов по решению его организаторов может быть установлен регистрационный взнос на право участия в этих конкурсах. Оплата регистрационного взноса является основанием для регистрации участника конкурса и передачи ему пакета исходных материалов. Для участников, желающих подать более одного проекта на конкурс, сумма регистрационного взноса за каждый последующий конкурсный проект может уменьшаться на 20 %.
Регистрационный взнос частично (или полностью) компенсирует затраты на проведение конкурсов (подготовку исходных данных, оплату работы экспертов, членов жюри, аренду помещений и т.д.).
Часть регистрационного взноса, по решению организаторов конкурсов, может быть возращена их участникам после представления конкурсных проектов.
Размеры регистрационного взноса и его части, возвращаемой участникам, определяются условиями конкурсов.
2.9. Размеры и количество премий назначаются с учетом важности темы и объемов работ по программам конкурсов.
Рекомендуется принимать следующее соотношение размеров премий и их количества:
I премия - 100 % - одна,
II премия - 75 % - не более двух,
III премия - 50 % - не более трех,
поощрительные - 20-30 % - количество их не ограничивается.
При проведении открытых конкурсов в два тура конкурсные работы, рекомендуемые для участия во втором туре конкурсов, оцениваются несколькими равными по сумме премиями. Количество премий оговаривается условиями конкурсов.
Премия второго тура назначаются обычным порядком (как для конкурсов в один тур).
2.10. Организаторы конкурсов издают приказы об объявлении конкурсов, в которых:
указываются организации, осуществляющие проведение данного конкурса, и определяются ответственные (управление и т.д.), на которых возлагается организация конкурса, контроль за его проведением и реализацией его итогов;
утверждаются программа и условия конкурса;
указываются источники финансирования.
2.11. Организаторы конкурса обеспечивают:
подготовку информации и объявлений, связанных с проведением открытых конкурсов, для опубликования в периодической печати;
подготовку, тиражирование и рассылку программ и условий конкурсов, а также соответствующих исходных данных;
представление необходимых помещений для работы жюри, ответственного секретаря и экспертов, приема конкурсных проектов и временного их хранения, устройства выставок конкурсных проектов и их общественного обсуждения;
проведение (в случае необходимости) экспертизы конкурсных проектов;
отправку востребованных непремированных проектов иногородним участникам конкурсов;
сохранность конкурсных материалов.
2.12. Выполнение отдельных вышеперечисленных функций организаторы конкурса могут передать другим организациям.
2.13. Все вопросы, связанные с проведением конкурсов, которые возникают у зарегистрированных участников открытых конкурсов, обобщаются организаторами конкурсов и вместе с ответами направляются всем зарегистрированным участникам по месту их жительства, указанному при регистрации. Срок представления вопросов и получения ответов на них определяется условиями конкурсов.
3.1. Финансирование расходов по проведению конкурсов осуществляется за счет средств организаторов конкурсов.
3.2. В сметах расходов на проведение конкурсов рекомендуется учитывать затраты на денежные премии и другие виды поощрения участников конкурсов; приобретение (в случае необходимости) непремированных конкурсных проектов; оплату разработки программ и условий конкурсов; публикацию в периодической печати информации и объявлений, связанных с проведением конкурсов; изготовление и тиражирование плакатов-объявлений; оплату работы жюри, ответственного секретаря и экспертов (не занимающих штатных должностей в организациях - организаторах конкурсов), в том числе командировочные расходы; подготовку исходных материалов, включая их тиражирование; устройство выставок конкурсных проектов; аренду, охрану и уборку необходимых помещений; издание каталогов (или фотоальбомов) премированных конкурсных проектов; почтовые и транспортные расходы, включая отправку востребованных непремированных проектов иногородним участникам конкурсов.
3.3. По итогам проведения конкурса составляется исполнительная смета.
4.1. Разработка проектов в условиях как заказных, так и открытых конкурсов осуществляется по единым для всех участников программ и условиям на разработку документации, которые согласовываются с субъектами Российской Федерации, администрациями городов (поселений) и утверждаются организаторами конкурсов.
4.2. В программах, как правило, указываются: наименование темы, содержание и вид (заказной или открытый) конкурса; его цель и задачи; стадия разработки; исходные данные, необходимые для разработки конкурсных материалов; дополнительные нормативные требования; состав, масштабы и размеры представляемых чертежей и макетов; требования к их оформлению, девизным конвертам и девизам; критерии оценки проекта, их приоритетность; перечень технико-экономических показателей, а также предполагаемое использование результатов конкурса.
При проведении конкурсов на проекты памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ в программах указывается о необходимости представления скульптурно-декоративной модели памятника (монумента), фасада, плана, генерального плана (с указанием масштаба), перспективы или фотомонтажа, пояснительной записки.
При проведении конкурсов в два тура программа второго тура должна в основном соответствовать программе первого тура, но может содержать ряд уточнений и дополнительных требований, вытекающих из оценки результатов первого тура.
4.3. Условиями конкурсов устанавливаются: количество, размеры и порядок вручения премий; размер регистрационного взноса; состав жюри, кандидаты в члены жюри, ответственный секретарь конкурса; адрес, где следует получать исходные материалы и куда направлять конкурсные проекты; регламент проведения конкурсов, в которых указываются сроки получения исходных материалов, программы и условий конкурсов, ознакомления с имеющимися проектными материалами, сдачи конкурсных проектов, работы экспертов, экспонирования конкурсных материалов жителям города (при необходимости), общественного обсуждения представленных конкурсных работ, работы жюри, подведения итогов конкурсов; условия приобретения организаторами конкурсов непремированных конкурсных проектов.
4.4. Организаторы открытых конкурсов должны заблаговременно, но не менее чем за месяц до начала конкурса, опубликовать в печати объявление о проведении конкурса.
Объявление о конкурсе должно содержать информацию о теме конкурса, месте и времени получения программы конкурса, основные условия его проведения, а также справочные телефоны организаторов конкурса.
4.5. После распространения программ и условий конкурсов внесение в них изменений допускается лишь в исключительных случаях с согласия всех организаций, объявивших конкурс, и только в пределах первой трети срока, установленного для разработки конкурсных материалов, о чем организаторы конкурсов информируют их участников в том же порядке, в каком были сообщены программы и условия конкурсов.
4.6. В целом выполнение требований программ и условий конкурсов одинаково обязательно как для участников, так и для организаторов конкурсов.
5.1. Проекты представляются на конкурс в срок и в полном объеме, предусмотренном программой и условиями конкурса.
5.2. Проекты считаются представленными в установленный срок, если они сданы на почту для отправки на конкурс или представлены лично не позднее срока, указанного в условиях конкурса.
Иногородние участники открытых конкурсов одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес их организаторов телеграмму с указанием номера и даты квитанции, удостоверяющей отправку документации.
5.3. Проектные материалы открытых конкурсов (в целях сохранения анонимности авторов) представляются под девизами, выраженными шестизначным числом, которое указывается в верхнем правом углу всех материалов проекта, представляемых на конкурс, а также на девизном конверте. Девизный конверт должен содержать информационные данные об участниках конкурса: фамилию, имя, отчество, адрес автора (авторов) проекта или реквизиты его (их) лицевого счета, а также (для определения налоговых отчислений) его возраст, наличие детей, право на льготы по налогообложению, адрес налоговой инспекции, в которую следует направлять сведения о выплаченных суммах премий.
Если проект выполнен группой авторов, то в девизный конверт должен быть вложен отдельный лист, в котором за подписями авторов указывается процентное распределение премии между ними.
5.4. При открытых конкурсах, проходящих в два тура, для обеспечения анонимности ответственный секретарь жюри вскрывает конверты премированных проектов первого тура и вместе с приглашением для участия во втором туре посылает авторам этих проектов уточненную программу для разработки проектов второго тура.
Конкурсные материалы второго тура предоставляются авторами под новым девизом с добавлением «второй тур».
5.5. Проектные материалы заказных конкурсов должны содержать наименование организаций-участников конкурсов и состав авторского коллектива.
Распределение премий заказных конкурсов между исполнителями производится руководителями авторских коллективов.
6.1. Состав жюри конкурса формируется из числа высококвалифицированных специалистов данной отрасли (в соответствии с тематикой конкурса). В состав жюри входят представители организатора конкурса.
Количество членов жюри не должно превышать 11 человек и, как правило, составляет 7-9 человек.
6.2. На случай отсутствия кого-либо из членов жюри условиями конкурса определяются 2 - 3 кандидата в члены жюри.
6.3. Состав жюри должен исключать непосредственную должностную взаимоподчиненность его членов.
6.4. Для привлечения в состав жюри необходимых специалистов может использоваться контракт, заключаемый между ними и организатором конкурса.
Работа специалистов-ведомства - организатора конкурса в составе жюри, группе экспертов и в качестве ответственного секретаря дополнительной оплате не подлежит.
6.5. При проведении конкурсов в два тура состав жюри является постоянным на оба тура.
6.6. На жюри возлагается:
решение вопроса о замене, в случае необходимости, отсутствующих членов жюри на кандидатов в члены жюри;
решение вопроса о принятии или отклонении от участия в конкурсе проектов, не соответствующих требованиям программы и условий конкурса;
подведение итогов конкурса с вынесением решения о присуждении денежных премий и других видов поощрения, определенных условиям конкурса;
подготовка предложений и рекомендаций по дальнейшей разработке проектной документации с использованием результатов конкурса.
6.7. Ответственный секретарь выполняет следующее:
обеспечивает публикацию информации и объявлений, связанных с проведением конкурса;
обеспечивает тиражирование и своевременную рассылку утвержденных программ, условий конкурса и исходных материалов и дает по ним необходимые разъяснения;
принимает проекты, поступающие на конкурс;
организует экспертизу представленных проектов;
осуществляет связь со всеми членами жюри, организаторами конкурса и экспертами;
организует заседания жюри и выставку конкурсных проектов;
оформляет протокол по итогам конкурса и обеспечивает его рассылку;
обеспечивает условия сохранения анонимности открытого конкурса;
оформляет отправку непремированных проектов отрытого конкурса, востребованных авторами;
осуществляет подготовку трудовых соглашений по работам, предусмотренным утвержденной сметой расходов по конкурсу, подготовку ведомостей на выплату денежных премий и других видов поощрения, определенных условиями конкурса.
Ответственный секретарь жюри участвует в заседаниях жюри без права голоса.
6.8. Члены жюри, ответственный секретарь конкурса и эксперты не имеют права принимать ни прямого, ни косвенного участия в разработке представляемых на конкурс материалов, разглашать сведения, связанные с работой жюри и экспертизой конкурсных работ.
7.1. Подведение итогов как заказных, так и открытых конкурсов и принятие решений о награждении их победителей осуществляется на закрытых заседаниях жюри.
7.2. Заключения экспертов по каждому проекту и сводное заключение, а также результаты общественного обсуждения конкурсных проектов рассматриваются жюри до вынесения решения.
7.3. К рассмотрению конкурсных проектов привлекаются общественные организации, творческие союзы и частные лица.
7.4. Как правило, по итогам конкурса должны присуждаться все премии, предусмотренные программой и условиями. В отдельных случаях условиями конкурса может быть определено право жюри на решение вопроса о целесообразности присуждения всех премий.
7.5. Присуждение одной премии за два и более проектов не допускается.
7.6. Решение жюри о результатах конкурса считается правомочным, если в заседаниях жюри принимает участие не менее 2/3 его состава. Решение принимается открытым голосованием по каждому проекту в отдельности простым большинством голосов. При равном количестве голосов «за» и «против» голос председателя жюри является решающим.
7.7. Решение жюри о результатах конкурса оформляется в виде двух документов: решение жюри о награждении участников конкурса, которое подписывается всеми членами жюри, принимавшими участие в заседании; протокол по итогам конкурса, который подписывается председателем жюри и ответственным секретарем конкурса.
Решение жюри является окончательным.
7.8. Решение жюри о награждении участников конкурсов должно содержать информацию о распределении премий и других видов поощрений между участниками, решение организатора конкурса о покупке проектов.
7.9. Протокол по итогам конкурса должен содержать оценку представленных проектных решений, рекомендации по использованию результатов конкурса и причины отклонения жюри представленных проектов от рассмотрения (если таковые имеются), другие (особые) мнения жюри, а также (в виде приложения) решение жюри о награждении участников конкурса.
7.10. При подведении итогов открытых конкурсов после вынесения решения жюри о награждении участников конкурсов вскрываются девизные конверты только премированных проектов.
Вскрытие девизных конвертов осуществляется ответственным секретарем конкурса в присутствии председателя жюри и не менее двух членов жюри.
7.11. Итоги открытых конкурсов должны быть опубликованы в течение месяца после принятия решения жюри в том же органе печати, где было помещено объявление о их проведении.
7.12. Выплата денежных премий и других поощрений (предусмотренных условиями) победителям открытых конкурсов производится их организаторами на основании решения жюри о награждении участников конкурса в течение одного месяца после опубликования в печати результатов конкурса.
7.13. Итоги заказных конкурсов доводятся до сведения всех участников в месячный срок со дня принятия решения по их результатам.
В этот же срок оформляется перечисление денежных премий в адреса организаций - исполнителей.
7.14. Авторы проектов, получившие первую премию, с их согласия должны привлекаться к дальнейшей разработке этих проектов, если иное не было оговорено условиями конкурса.
7.15. Представленные на открытые конкурсы проекты, отклоненные от рассмотрения жюри из-за нарушений программы или условий конкурса, а также проекты, по которым не присуждены денежные премии и другие виды поощрения, подлежат возврату авторам по их запросам в течение месяца со дня опубликования в печати результатов. После указанного срока проекты и их невскрытые девизные конверты не возвращаются и подлежат уничтожению, о чем составляется соответствующий акт организаторами конкурсов.
7.16. Все представленные на заказные конкурсы проекты, а также премированные проекты и проекты, приобретенные организаторами открытых конкурсов, поступают в их собственность и возврату авторам не подлежат.
Использование организатором конкурса этих проектов (публикация в печати, участие в выставках, дальнейшая разработка и т.д.) или их отдельных разделов осуществляется в порядке, предусмотренном условиями конкурса и действующим законодательством.