ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ.
МЕТОДЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ
ГОСТ 20459-87
(МЭК 34-6-69, СТ СЭВ 1953-79)
Государственный
комитет СССР по стандартам
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ. МЕТОДЫ ОХЛАЖДЕНИЯ. ОБОЗНАЧЕНИЯ Rotating electrical machines. |
ГОСТ (МЭК 34-6-69 |
Срок действия с 01.01 89 г.
до 01.01.94
Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины и устанавливает условные обозначения способов охлаждения.
Обозначения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в технической документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.
Обозначения не обязательны для маркировки электрических машин.
Пояснение терминов, используемых в стандарте, приведено в приложении 2.
1.1. Обозначение способов охлаждения машин должно состоять из букв 1С и группы знаков из одной буквы и двух цифр.
Каждая цепь охлаждения обозначается одной буквой и двумя характеристическими цифрами.
1.1.1. Вид хладагента обозначается в соответствии с табл. 1.
1.1.2. Устройство цепи для циркуляции хладагента обозначается первой характеристической цифрой в соответствии с разд. 3.
1.1.3. Способ подвода энергии для циркуляции хладагента обозначается второй характеристической цифрой в соответствии с табл. 3.
1.2. Если машина имеет две и более цепи охлаждения, то в обозначении следует указывать характеристики всех цепей охлаждения, начиная с характеристики цепи с вторичным хладагентом (с более низкой температурой).
1.3. Для машины с внутренним (непосредственным) охлаждением обмотки часть обозначения, относящуюся к этой цепи, следует ставить в скобки.
1.4. В машинах с комбинированным хладагентом в обозначение способа охлаждения следует включать условные обозначения каждого из хладагентов, следующие друг за другом.
1.5. Если в машинах применяются разные виды хладагентов и устройств циркуляции, то способы охлаждения следует обозначать следующим образом:
в одиночных машинах для каждой охлаждаемой части следует указывать ее наименование, а затем характеристику цепи охлаждения;
в главной и вспомогательной машинах составного агрегата с разными способами охлаждения следует указывать наименование каждой машины, а затем характеристику цепи охлаждения;
в машинах с резервным или аварийным охлаждением за обозначением нормального метода охлаждения должно следовать заключенное в скобки полное обозначение системы резервного или аварийного охлаждения вместе с буквами 1С.
2.1. Вид хладагента обозначается прописной буквой в соответствии с табл. 1.
Вид хладагента |
Наименование хладагента |
Условное обозначение хладагента |
Газ |
Воздух |
A |
|
Водород |
H |
|
Азот |
N |
|
Двуокись углерода |
C |
|
Фреон |
Fr |
Жидкость |
Вода |
W |
|
Масло |
U |
|
Керосин |
Kr |
Примечания:
1. Если для охлаждения машины используется хладагент, отличающийся от указанного в табл. 1, то следует привести его наименование.
2. Если во всех цепях охлаждения машины хладагентом является воздух, то допускается пропуск буквы, обозначающей вид хладагента.
3. В машинах с испарительной системой охлаждения обозначение способа охлаждения должно включать букву Е, за которой должно следовать полное наименование испаряющейся жидкости.
3.1. Устройство цепи для циркуляции хладагента, обозначаемое первой цифрой, и соответствующие определения приведены в табл. 2.
Таблица 2
Первая характеристическая цифра |
Цифра |
Краткая характеристика |
Определение |
0 |
|
Свободная циркуляция |
Хладагент свободно попадает в машину из окружающей среды и свободно возвращается в эту среду |
1 |
|
Вентиляция при помощи входной трубы или входного канала |
Хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из другого источника через входную трубу или канал и затем свободно возвращается в окружающую среду |
2 |
|
Вентиляция при помощи выходной трубы или выходного канала |
Хладагент свободно попадает из окружающей среды в машину и удаляется из нее через выходную трубу или канал на некотором расстоянии от машины |
3 |
|
Вентиляция при помощи входной и выходной трубы или канала |
Хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из другого источника через входную трубу или канал, а затем удаляется из машины через выходную трубу или канал на некотором расстоянии от машины |
4 |
|
Охлаждение внешней поверхности машины (с использованием окружающей среды) |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда. Для улучшения коэффициента теплопередачи поверхность может быть ребристой |
5 |
|
Встроенный охладитель (использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда; встроенный в машину охладитель является неотъемлемой ее частью |
6 |
|
Охладитель, установленный на машине (использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло в охладителе вторичному хладагенту, которым является окружающая машину среда; охладитель - самостоятельное устройство, монтируемое непосредственно на машине |
7 |
|
Встроенный охладитель (не использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым не является окружающая среда; встроенный в машину охладитель является неотъемлемой ее частью |
8 |
|
Охладитель, установленный на машине (не использующий окружающую среду) |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым не является окружающая среда. Охладитель представляет собой самостоятельное устройство, установленное непосредственно на машине |
9 |
|
Охладитель, установленный отдельно от машины |
Первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту в охладителе, являющемся самостоятельным устройством, устанавливаемым отдельно от машины |
Примечания:
1. Первые цифры от 0 до 3 следует применять в случаях, когда к машинам пристраивают устройства для защиты от пыли и глушения шума или когда эти устройства размещают в каналах, а также в случаях, когда хладагент (например окружающая среда) подводят к машине через охладитель для того, чтобы машина охлаждалась хладагентом с более низкой температурой в сравнении с температурой окружающей среды, или когда хладагент выводят из машины через охладитель для поддержания более низкой температуры окружающей среды.
2. Конструкция охладителя не нормируется (гладкие или ребристые трубы и т. д.) для первых характеристических цифр 5 - 9.
3. Машины с двойными стенками обозначают цифрой 5.
4. Для первых характеристических цифр от 4 до 9 часть машины, через которую происходит теплообмен (поверхность корпуса, охладитель), указывают в обозначении первичной цепи.
4.1. Способ перемещения хладагента, обозначаемый второй цифрой, и соответствующие определения приведены в табл. 3.
Вторая характеристическая цифра |
Цифра |
Краткая характеристика |
Определение |
0 |
|
Свободная конвекция |
Движение хладагента осуществляется за счет разницы температур. Вентилирующее действие ротора незначительно |
1 |
|
Самовентиляция |
Движение хладагента осуществляется либо за счет вентилирующего действия ротора, либо при помощи специального устройства, смонтированного на валу ротора машины |
2 |
|
Вентиляция при помощи встроенного зависимого устройства |
Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства, смонтированного непосредственно на валу машины, например внутреннего вентилятора с зубчатой передачей или ременным приводом |
3 |
|
Вентиляция при помощи зависимого устройства, установленного на машине |
Движение хладагента осуществляется при помощи зависимого промежуточного электрического или механического устройства, установленного непосредственно на машине, например вентилятора, вращаемого электродвигателем, получающим питание от зажимов охлаждаемой машины. Оставляется для будущего использования |
4 |
- |
- |
- |
5 |
|
Вентиляция при помощи встроенного независимого устройства |
Движение хладагента осуществляется при помощи встроенного устройства, которое получает энергию независимо от основной машины, например внутреннего вентилятора, приводимого в движение электродвигателем, питаемым независимо от охлаждаемой машины |
6 |
|
Вентиляция при помощи независимого устройства, установленного на машине |
Движение хладагента осуществляется при помощи промежуточного устройства, установленного на машине, питаемого независимо от охлаждаемой машины |
7 |
|
Вентиляция при помощи независимого от машины устройства или путем подачи хладагента под давлением |
Движение хладагента осуществляется при помощи отдельного устройства, не установленного на машине и независимого от нее, или под давлением в системе циркуляции хладагента, например, путем подачи от водопроводной сети или от газовой магистрали |
8 |
|
Вентиляция при помощи относительного движения машины |
Движение хладагента осуществляется при помощи относительного движения машины через хладагент, например тяговый двигатель, охлаждаемый окружающим воздухом, пли двигатель, приводящий в движение вентилятор и охлаждаемый основным воздушным потоком |
9 |
- |
Циркуляция при помощи любого другого устройства |
Цифра 9 может стоять за первой характеристической цифрой, если устройство цепей охлаждения оговорено; одна, если не оговорено устройство системы охлаждения; вместо первой цифры ставится черточка |
5.1. Полная система обозначений распространяется на все виды машин и охлаждающих сред.
5.2. Полное обозначение способов охлаждения электрических машин должно содержать буквы 1С и группу знаков из одной буквы и двух цифр для характеристики каждой цепи охлаждения.
5.3. Примеры обозначения полной системы приведены в приложении 1.
6.1. Настоящая система обозначений распространяется на небольшое число наиболее применяемых типов вращающихся машин, охлаждаемых воздухом.
6.2. В упрощенной системе способ охлаждения обозначается буквами 1С с двумя характеристическими цифрами. Первая цифра обозначает устройство системы охлаждения, вторая - способ подвода энергии для циркуляции хладагента.
Примечание. Когда подача энергии, необходимой для циркуляции хладагента, соответствует второй характеристической цифре 1 (самовентилирующее устройство, устанавливаемое на валу), можно проставлять только первую характеристическую цифру.
6.3. Условные обозначения по упрощенной системе приведены в табл. 4.
Таблица 4
Условное обозначение устройства цепи |
Условное упрощенное обозначение способа охлаждения для способа переменного хладагента |
||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
0 |
1С00 |
1С01 или 1С0 |
- |
- |
- |
1С05 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1С01 или 101 |
- |
- |
- |
- |
1С16 |
1С17 |
- |
2 |
- |
1С21 или 1С2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
1С31 или 1С3 |
- |
- |
- |
- |
- |
1С37 |
- |
4 |
- |
1С41 или 1С4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1C48 |
5 |
- |
1С51 пли 1С5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
1C61 или 1C6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание. Если способом перемещения является самовентиляция, то допускается в обозначении использовать только цифру, характеризующую устройство цепи охлаждения.
Справочное
Таблица 5
Обозначение |
Схема охлаждения |
Характеристика охлаждения машины |
1С01 |
|
Защищенная машина с самовентиляцией; вентилятор расположен на валу машины |
1С03 |
|
Защищенная машина, охлаждаемая пристроенным вентилятором; приводной двигатель вентилятора получает питание от зажимов охлаждаемой машины |
1С0041 |
|
Закрытая машина с естественным охлаждением без наружного вентилятора |
1С0141 |
|
Закрытая машина с ребристой или гладкой станиной, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу машины |
1С0151 |
|
Закрытая машина, имеющая корпус с трубами для прохода воздуха, с наружным и внутренним вентиляторами |
1С11 |
|
Защищенная машина с самовентиляцией при помощи вентилятора, расположенного на валу ротора машины; воздух для охлаждения поступает через подводящую трубу |
1С21 |
|
Защищенная машина с самовентиляцией при помощи вентилятора, расположенного на валу ротора машины; воздух из машины поступает в отводящую трубу |
1С26 |
|
Защищенная машина с охлаждением пристроенным вентилятором с приводным двигателем, установленным на машине и питаемым независимо от охлаждаемой машины. Воздух из машины поступает в отводящую трубу |
1С37 |
|
Закрытая машина с подводящей и отводящей трубами; машина охлаждается вентилятором с приводным двигателем, не установленным на машине |
1СW37А81 |
|
Закрытая машина с воздушным охлаждением и пристроенным водяным охладителем; циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети |
1СW37Н71 |
|
Закрытая машина с водородным охлаждением и встроенным водяным охладителем; циркуляция воды в охладителе осуществляется отдельным и не зависимым от охлаждаемой машины насосом или от водопроводной сети |
1СЕ(W)37 |
|
Закрытая машина с испарительной системой охлаждения, испаряющаяся жидкость - вода |
1С87 обмотка статора (W87) ротор Н71 |
|
Закрытая машина, имеющая обмотку статора с непосредственным водяным охлаждением; обмотка ротора охлаждается водородом; циркуляция воды в обмотке статора осуществляется отдельным насосом или от водопроводной сети; к машине пристроен воздушный охладитель |
1СW08 |
|
Закрытая машина с замкнутой системой масляного охлаждения, погруженная в воду |
1СN37 |
|
Закрытая машина, охлаждаемая при помощи газа (азота), который подают под давлением из распределительной сети; машина имеет подводящий и отводящий каналы для газа |
1C13 |
|
Защищенная машина с охлаждением при помощи пристроенного вентилятора с приводным двигателем, установленным на машине и питаемым от зажимов охлаждаемой машины; воздух для охлаждения поступает через подводящую трубу |
Справочное
1. Охлаждение - процесс, посредством которого тепло, возникающее в результате потерь в машине, передается первичному хладагенту, увеличивая его температуру. Нагретый первичный хладагент может быть заменен новым хладагентом с более низкой температурой или охлажден вторичным хладагентом в каком-либо охладителе.
2. Первичный хладагент - охлаждающая среда (жидкость или газ), обладающая более низкой температурой, чем охлаждаемая часть машины, и отводящая от нее тепло.
3. Вторичный хладагент - охлаждающая среда (жидкость или газ), имеющая более низкую температуру, чем первичный хладагент, при помощи охладителя отводящая тепло от первичного хладагента.
4. Охладитель - устройство, предназначенное для передачи тепла от одного хладагента к другому, причем хладагенты разделены (воздушный охладитель, водяной охладитель, двойные стенки, ребристые трубы).
5. Обмотка с внутренним (непосредственным) охлаждением - обмотка с полыми проводниками или трубами, образующими неотъемлемую ее часть, через которые проходит хладагент.
6. Разомкнутая система охлаждения - система охлаждения, в которой хладагент поступает из окружающей среды, проходит через машину и возвращается в окружающую среду.
7. Замкнутая система охлаждения - система охлаждения, в которой первичный хладагент циркулирует в замкнутой цепи через машину и, если необходимо, через охладитель. Тепло переносится от первичного хладагента ко вторичному через конструктивные части машины или охладителя.
8. Система резервного или аварийного охлаждения - система охлаждения, предусмотренная в добавление к нормальной системе охлаждения и используемая, когда нормальная система применяться не может.
9. Зависимое вентиляционное устройство - специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого зависит от работы основной машины.
10 Независимое вентиляционное устройство - специальное устройство для циркуляции хладагента, функционирование которого не зависит от работы основной машины.
11. Встроенное вентиляционное устройство - устройство для циркуляции хладагента, которое образует неотъемлемую часть машины и может быть заменено только при частичной разборке основной машины.
12. Вентиляционное устройство, установленное на машине, - устройство для циркуляции хладагента, которое монтируется на машине и образует часть ее; замена устройства не требует разборки машины.
13. Отдельно установленное вентиляционное устройство - устройство для циркуляции хладагента, которое связано с машиной, но не установлено на ней и не является ее неотъемлемой частью.
1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.12.87 № 4591 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 20459-87, в качестве которого непосредственно применен международный стандарт МЭК 34-6-69, с 01.01.89
2. Срок первой проверки 1993 г., периодичность проверки 5 лет.
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1953-79
4. Взамен ГОСТ 20459-75