ГОСТ 27811-95
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОГУДРОНАТОРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом ТК 267 "Машины дорожные"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 7-95 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Азербайджан |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Белстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикский государственный центр по стандартизации, метрологии и сертификации |
Туркменистан |
Туркменглавгосинспекция |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 20.09.95 № 479 межгосударственный стандарт ГОСТ 27811-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1996 г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ 27811-88.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
АВТОГУДРОНАТОРЫ
Общие технические условия
Tar pavers.
Specifications
Дата введения 1996-01-01
Настоящий стандарт распространяется на автогудронаторы, предназначенные для транспортирования жидких вяжущих материалов и распределения их по ширине дорожного полотна при строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов при атмосферной температуре воздуха от плюс 5 до плюс 40 °С.
Требования 5.1.2; 5.1.3; 5.3; 5.7; 7.3.8-7.3.10 являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
Обязательные требования к автогудронаторам, направленные на обеспечение их безопасности для жизни, здоровья и охраны окружающей среды изложены в 5.7; 7.3.8-7.3.10.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-68 ЕСКД. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 8.326-89 ГСИ. Метрологическая аттестация средств измерений.
ГОСТ 8.513-84 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
ГОСТ 9.014-78 ЕСЗКС. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования.
ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования.
ГОСТ 14192-77 Маркировка грузов.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические средства.
ГОСТ 25646-83 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ 27252-87 Машины землеройные. Консервация и хранения.
ГОСТ 27435-87 Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.
ГОСТ 27921-88 Машины землеройные. Минимальные размеры смотровых отверстий.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения
Термин |
Пояснение |
Удельный расход битума |
Количество битума, распределяемого автогудронатором на 1 м обрабатываемой полосы, определяемое взвешиванием битума с площади 200´200 мм по всей ширине полосы |
Удельный расход топлива |
Расход топлива на подогрев 1000 л битума на 1 °С |
4.1. Автогудронаторы, в зависимости от конструкции ходовой части, следует изготавливать трех типов: самоходные, полуприцепные и прицепные; в зависимости от вместимости цистерны - двух типоразмеров, указанных в таблице 1.
Типоразмер |
Вместимость цистерны, м3, отклонения ± 15% |
1 |
4,5 |
2 |
8,0 |
4.2 Основные показатели автогудронаторов приведены в таблице 2.
Наименование показателя, размерность |
Значение показателя по типоразмерам |
|
1 |
2 |
|
Минимальный удельный расход битума, л/м2, не более |
0,3 |
|
Максимальный удельный расход битума, л/м2, не менее |
2,5 |
|
Максимальная ширина распределения, м, не менее |
5,0 |
4.3. В технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей рекомендуется включать значения показателей качества, номенклатура которых устанавливается по согласованию с потребителем с учетом приведенного перечня:
- типа автогудронатора;
- типоразмера автогудронатора;
- отклонения удельного расхода от заданного;
- возможности регулирования ширины распределения;
- расхода топлива горелкой системы подогрева;
- рабочей скорости;
- транспортной скорости;
- обеспечения контроля рабочей скорости;
- массы снаряженного автогудронатора;
- распределения нагрузок от полной массы автогудронатора на дорогу;
габаритных размеров;
- скорости подогрева битума в цистерне;
- скорости остывания битума в цистерне;
- полного 80 %-ного ресурса и критерии предельного состояния;
- средней оперативной трудоемкости ежесменного технического обслуживания;
- климатического исполнения автогудронатора и категорий размещения по ГОСТ 15150;
- уровня звука на рабочем месте*;
- уровня вибрации сиденья водителя и органов управления рабочими операциями автогудронатора*.
________
* Показатели должны обязательно включаться в технические условия.
5.1. Характеристики
5.1.1. Автогудронаторы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автогудронаторы конкретных моделей, а также по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
5.1.2. Конструкция автогудронатора должна обеспечивать:
- наполнение цистерны разогретым до рабочей температуры битумом и опорожнение ее с помощью насоса;
- поддержание температуры битума в цистерне с допускаемым снижением в течение часа не 3 % от перепада температур окружающего воздуха и битума в цистерне на стоянке;
- дополнительный подогрев битума в цистерне при его циркуляции;
- одновременное начало и окончание истечения битума из всех сопел распределителя;
- свободный и безопасный доступ к соплам, кранам и местам смазки узлов автогудронатора;
- отклонение удельного расхода битумных материалов, определяемого на площади 200´200 мм, от заданного удельного расхода не более чем на 25 %;
- время ежедневного технического обслуживания не более 7 ч в неделю;
- работоспособность при соблюдении потребителем правил эксплуатации;
- циркуляцию горячего битума по распределительной трубе и битумной коммуникации.
5.1.3. Автогудронатор должен быть оборудован:
- устройством для контроля уровня битума в цистерне;
- термометром для измерения температуры битума внутри цистерны;
- фильтром для очистки битума от посторонних включений при загрузке;
- устройством для снижения гидравлического удара в цистерне;
- устройством для ручного распределения битума.
5.1.4. Конструкция автогудронатора предусматривает оснащение:
- устройством для контроля рабочей скорости в диапазоне от 0 до 15 км/ч;
- информационно-диагностической системой.
5.1.5. Лакокрасочные покрытия - по ГОСТ 9.032.
5.2. Комплектность
5.2.1. Автогудронаторы комплектуются запасными частями, инструментом и принадлежностями в соответствии с ведомостью ЗИП и эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601.
5.3. Маркировка
5.3.1. На каждом автогудронаторе должна быть прикреплена маркировочная табличка по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
- индекс автогудронатора и его заводской номер;
- обозначение нормативно-технического документа, по которому изготовляется автогудронатор.
5.3.2. Транспортная маркировка (за исключением автогудронаторов, транспортируемых самоходом - по ГОСТ 14192.
5.4. Упаковка
5.4.1. Требования к упаковке должны быть установлены в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.
5.5. Транспортирование
5.5.1. Автогудронатор поставляется потребителю в собранном виде или в комплектности согласно заказу-наряду.
Транспортирование автогудронатора осуществляется своим ходом или любым видом транспорта.
5.6. Хранение и консервация
5.6.1. Требования к хранению и консервации автогудронаторов устанавливаются в технических условиях на автогудронаторы конкретных моделей в соответствии с требованиями ГОСТ 27252 и ГОСТ 9.014.
5.7. Требования эргономики, безопасности и защиты окружающей среды
5.7.1. Конструкция автогудронатора должна соответствовать требованиям эргономики и безопасности по ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.4.026 и ГОСТ 27921.
5.7.2. Автогудронатор должен быть оборудован:
- рабочей и стояночными тормозными системами по ГОСТ 8769;
- внешними световыми приборами по ГОСТ 8769.
5.7.3. На автогудронаторе должны быть установлены:
- два огнетушителя;
- цвета сигнальные и предупредительный знак № 29 по ГОСТ 12.4.026 с надписью "Осторожно! Горячий битум!".
5.7.4. Шумовые характеристики на рабочем месте водителя-оператора и в рабочей зоне - по ГОСТ 12.1.003.
Значения и методы измерений устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436.
5.7.5. Уровень вибрации сиденья оператора - по ГОСТ 12.1.012.
5.7.6. Дымность отработавших газов двигателя по ГОСТ 21393 определяют по документации на двигатель автомобиля.
6.1. Автогудронаторы серийного производства подвергаются приемосдаточным и периодическим испытаниям. Объем и периодичность проведения периодических испытаний устанавливает завод-изготовитель.
6.2. Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый автогудронатор. При этом проверяют соответствие автогудронатора требованиям 5.1.5, 5.2, 5.3, 5.7.2, 5.7.3.
Проводится проверка работоспособности автогудронатора на холостом ходу и под нагрузкой.
6.3. На равномерность распределения проверяется одна машина из 100 (на жидкости вязкостью 0,8 - 1,0 П).
6.4. Периодическим испытаниям подвергают автогудронатор, прошедший приемосдаточные испытания.
При этом проверяют:
- комплектность машины в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, состояние уплотнений, отсутствие подтекания жидкостей, наличие маркировки, упаковку;
- вместимость цистерны;
- максимальный удельный расход битума;
- минимальный удельный расход битума;
- максимальную ширину распределения битума;
- равномерность распределения битума;
- удельную массу автогудронатора;
- скорость дополнительного подогрева битума в цистерне;
- качество сварных соединений;
- наличие и состояние внешних световых приборов;
- герметичность цистерны и битумопровода;
- качество лакокрасочных и гальванических покрытий;
- уровень звука на рабочем месте;
- уровень вибрации сиденья оператора;
- выполнение требований безопасности, эргономики и экологии.
6.5. В тех случаях, когда предусматривается выпуск базовой модели и модификации автогудронаторов, периодическим испытаниям подвергают базовую модель. Модифицированные автогудронаторы подвергают периодическим испытаниям в технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком.
7.1. Требования к средствам испытаний.
7.1.1. Перечень средств измерений, испытательного оборудования и материалов, необходимых для проведения испытаний, приводят в методике, составленной на каждый вид испытаний и утвержденной в установленном порядке.
7.1.2. Стандартизованные средства измерений должны быть поверены в соответствии с ГОСТ 8.513, нестандартизованные - по ГОСТ 8.326.
7.2. Подготовка к испытаниям.
7.2.1. С автогудронатором, в зависимости от вида испытаний, предъявляют комплект документации, приведенный ниже:
- программа и методика испытаний;
- инструкция по эксплуатации и формуляр по ГОСТ 2.601;
- нормативно-техническая документация на серийно выпускаемые автогудронаторы;
- акт приемосдаточных испытаний (для периодических испытаний);
- комплект чертежей сборочных единиц.
7.3. Проведение испытаний.
7.3.1. Комплектность машины, комплектность сопроводительной документации, отсутствие видимых повреждений агрегатов, деталей, сварных швов и крепежных соединений, состояние уплотнений, отсутствие подтекания в местах смазки и жидкости гидросистемы, заправка тягача топливом, рабочей и охлаждающей жидкостями, смазочными материалами в необходимых количествах, качество сборки и монтажа узлов и агрегатов, наличие маркировка и упаковка проверяются визуальным контролем без снятия и разборки агрегатов.
7.3.2. Вместимость цистерны проверяют заполнением ее водой или маслом через водомер или расходомер масла.
7.3.3. Максимальный и минимальный удельные расходы битума, а также равномерность распределения битума определяют взвешиванием битума, разлитого в специальные ванночки размером 200´200 мм, разложенные на обрабатываемой полосе.
7.3.4. Максимальную ширину распределения битума определяют измерением ширины обработанной полосы после розлива битума распределителем с максимальной шириной. Расстояние между измерениями должно быть не менее 20 м, число измерений - не менее 4.
7.3.5. Удельная масса автогудронатора определяется как отношение массы оборудования автогудронатора (без шасси) к вместимости цистерны.
7.3.6. Скорость дополнительного подогрева битума в цистерне определяется как отношение разности температур в конце и начале эксперимента к продолжительности эксперимента.
7.3.7. Наличие и состояние внешних световых приборов проверяют визуальным контролем и включением.
7.3.8. Уровень звука на рабочем месте определяют по ГОСТ 12.1.003.
7.3.9. Уровень вибрации сиденья оператора определяют по ГОСТ 12.1.012.
7.3.10. Дымность отработавших газов двигателя - по ГОСТ 21393.
8.1. Требования к эксплуатации автогудронаторов - по ГОСТ 25646.
8.2. В эксплуатационной документации указывается перечень документов для ухода и регулирования автогудронатора, а также перечень приборов для обслуживания автогудронаторов.
9.1. Изготовитель гарантирует соответствие каждого автогудронатора требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении потребителем правил транспортирования, хранения и эксплуатации.
9.2. Гарантийный срок эксплуатации автогудронаторов - не менее 18 мес. со дня ввода в эксплуатацию, но не более гарантийного пробега тягача.
9.3. Гарантийный срок эксплуатации на комплектующие изделия устанавливается в стандартах и (или) технических условиях.
Ключевые слова: автогудронатор, цистерна, сопла, битумопровод, гидравлический удар.