ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА МАШИН И ИХ
СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 24408-80

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства

ИСПОЛНИТЕЛИ

С.П. Епифанов, канд. техн. наук; Г.К. Башков, канд. техн. наук; В.В. Колесниченко; В.Г. Вердников, канд. техн. наук; В.М. Зотова; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.П. Кушнер; В.Н. Шафранский; Ю.С. Востриков; Д.М. Соловьев; Е.Г. Гологорский, канд. техн. наук; А.Е. Куликов; Б.Ф. Хазов; канд. техн. наук; Л.А. Лифшиц; В.В. Рогач; Н.Ф. Бороздна

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства

Начальник Отдела механизации строительства П. И. Моисеев

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА

6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое ОПИСЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое СПРАВКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин

ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Общие требования

Maintenance and repair system of building machinery. Rules of passing machines and their companents for general overhaul and its returning. General requirements

ГОСТ
24408-80

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033 срок действия установлен

с 01.01 1982 г.

до 01.01 1985 г.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее - машины) и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.

Стандарт не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сдача в ремонт машин и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ-19504-74, настоящего стандарта и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин отдельных видов.

1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с требованиями ГОСТ 18524-80, а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по ГОСТ 18523-79. При этом гарантии, установленные ГОСТ 18524-80, не распространяются на строительные машины, созданные па базе тракторов.

1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины, и двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ 18506-73, выдают из ремонта по ГОСТ 22581-77 первой комплектностью, установленной ГОСТ 18505-73 (кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу из ремонта производят согласно нормативно-технической документации, утверждаемой в установленном порядке.

1.4. При первом ремонте машин не допускается обезличивать их базовые детали. Перечень необезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.

1.5. Составные части сдают в ремонт для последующего их использования при различных видах ремонта машин агрегатным методом в условиях эксплуатации.

1.6. Храпение машин (составных частей), ожидающих ремонта, - в соответствии с требованиями ГОСТ 25640-83 и эксплуатационных документов на машины конкретных марок.

Хранение машин (составных частей), выдаваемых из ремонта, - в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ремонтных документов на машины конкретных марок.

Подготовка к транспортированию машин (составных частей) в ремонт или из ремонта транспортом любого вида - в соответствии с требованиями, настоящего стандарта, эксплуатационных и ремонтных документов на машины конкретных марок и с правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.

1.7. Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителя, средств индивидуальной защиты, питьевого бачка, напольного коврика, светозащитного козырька и других составных частей, перечень которых устанавливается в отраслевой нормативно-технической документацией.

1.6, 1.7. (Введены дополнительно. Изм. № 1)

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

2.1. В ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный нормативно-технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния. Критерии предельного состояния машин конкретных марок и их составных частей устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.

Допускается сдавать в ремонт машины, не выработавшие ресурс, установленный нормативно-технической документацией, но достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. В первом случае заказчик совместно с представителем незаинтересованной организации составляет акт о техническом состоянии машины, в котором указывает причину неполной выработки ресурса, а во втором - аварийный акт. Акты направляют вышестоящей организации по подчиненности.

Если причиной неполной выработки ресурса явилось несовершенство конструкции машины или низкое качество ее изготовления, в составлении технического акта должны принимать участие соответственно представители разработчика и изготовителя машины.

Номенклатуру машин, на которые составляют технический акт с участием разработчика (изготовителя), определяют по согласованию между министерством-изготовителем и основным потребителем.

В техническом акте указывают номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации или от капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии технических актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации разработчика, головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества машин.

Примечание. Порядок направления в ремонт импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции, определяется отраслевой нормативно-технической документацией.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид рабочего оборудования.

Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.

Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу сдают в ремонт с укомплектованными колесами, кроме запасного с накачанными и годными к эксплуатации шинами. Машины, конструкцией которых предусмотрено применение аккумуляторных батарей, сдают в ремонт с годными к эксплуатации аккумуляторными батареями.

Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 10 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления).

Комплектность составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.3. Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.

У машин, направляемых в ремонт автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, кабина и капот опломбированы.

Допускается снятие с машины отдельных сборочных единиц и деталей (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и др.). Снятые сборочные единицы и детали должны быть упакованы в ящики. На них должна быть составлена опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.

Из картеров составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должно быть слито масло.

2.4. Машины и их составные части не принимают в ремонт при наличии:

несоответствия комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3 и 2.2;

неустранимых дефектов базовых деталей, указанных в нормативно-технической документации;

сборочных единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т.п.).

Машины (составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии документации, которая должна направляться вместе с ними, или при неправильном ее оформлении.

Машины с дефектами базовых деталей, устранение которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией, а также с дефектами, возникшими в результате аварии, могут быть приняты в ремонт по соглашению между заказчиком и исполнителем.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ

3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:

а) формуляр или паспорт машины предприятия-изготовителя;

б) аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии;

в) акт о техническом состоянии, если в ремонт направляют машину, не выработавшую ресурс.

При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик направляет паспорт (если он предусмотрен предприятием-изготовителем), а при его отсутствии - справку о ее техническом состоянии. Форма справки приведена в рекомендуемом приложении 2. При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляют опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами или составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.

3.3. При приемке поступившей в ремонт машины или составной части исполнитель проверяет:

а) комплектность машины (составной части) внешним осмотром;

б) техническое состояние машины (составной части) внешним осмотром, при помощи средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей (сборочных единиц);

в) наличие документации в соответствии с требованиями п. 3.1 и правильность оформления формуляра (паспорта).

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3.4. На принятую в ремонт машину или составную часть исполнитель составляет акт. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 1 к ГОСТ 19504-74.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

4.1. Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на их ремонт, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602-68. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей). Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных видов машин.

4.2. Каждая отремонтированная машина и составная часть должны быть испытаны в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в формуляре (паспорте) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо службы технического контроля.

4.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) должны производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на конкретные виды машин.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4. Счетчик учета наработки при его монтаже на машину должен быть установлен исполнителем на начало отсчета и опломбирован.

4.5. Отремонтированная машина должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении.

4.6. На отремонтированной машине исполнитель должен закрепить табличку, соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67 и содержащую следующие данные:

а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;

б) наименование и индекс (марку) машины;

в) год и месяц проведения ремонта;

г) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.

4.7. К отремонтированной составной части исполнитель должен прикрепить этикетку размером 60×40 мм, указав на ней следующие данные:

а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;

б) наименование составной части;

в) наименование и индекс (марку) машины, на которой ее устанавливают;

г) штамп ОТК;

д) год и месяц проведения ремонта;

е) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.

4.8. Отремонтированные машины должны быть полностью заправлены, маслами (смазками) и рабочей жидкостью, в соответствие с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации.

Кроме того, машина, отправляемая заказчику своим ходом, должна быть заправлена топливом в объеме, согласованном с заказчиком с учетом обязательной возможности передвижения машин до ближайшего пункта заправки топливо - смазочными материалами.

Составные части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены смазкой, кроме жидкой смазки картеров

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.9. Кабина и капот машины, отправляемой после ремонта заказчику автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, должны быть опломбированы. Давление в шинах у машин на пневмоколесном или автомобильном ходу должно быть снижено до 70-80 % от номинального. Документация упакована и опломбирована согласно требованиям п. 3.2.

4.10. Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида, должна быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости от срока хранения (включая время транспортирования).

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.11. Гидромоторы, гидронасосы, распределители, гидроцилиндры, электрооборудование, компрессоры и радиаторы перед отправкой заказчику после ремонта должны быть упакованы исполнителем в деревянные ящики, изготовленные по технической документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 16536-78 ГOCT 2991-76

4.12. Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и задние мосты, лебедки, редукторы после ремонта транспортируют без упаковки.

4.13. Комплектность выдаваемых из ремонта машин должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя (без комплекта ЗИП).

Примечание. Допускается отсутствие некоторых мелких составных частей машины, которые не были представлены заказчиком при сдаче машины в ремонт в соответствии с п. 1.7.

Комплектность составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин

4.13. (Введен дополнительно. Изм. № 1)

5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА

5.1. Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют актом. Форма акта на выдачу машин из ремонта приведена в рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74.

5.2. К выдаваемой из ремонта машине исполнитель должен прилагать:

формуляр (паспорт) машины предприятия-изготовителя с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров записью о первом техническом освидетельствовании;

акт на выдачу машины (составной части) из ремонта.

паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком с машиной;

документ о консервации и упаковке машины (составной части) - по ГОСТ 2.601-68 (при транспортировании заказчику).

К составной части, выдаваемой из ремонта отдельно, исполнитель должен прилагать паспорт (если он представлен заказчиком).

Примечание. Допускается вместо документа о консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины составной части).

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.3. Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:

наличие формуляра (паспорта) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролирует Госгортехнадзор;

комплектность и техническое состояние машины (составной части);

правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.

6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативно-технической документации на ее ремонт при соблюдении правил эксплуатации машины (составной части).

6.2. Конкретные значения гарантийных сроков и наработок машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта конкретных видов машин или в другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.

6.3. Гарантийный срок исчисляют с момента получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку - с момента ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации должны быть занесены в формуляр (паспорт) заказчиком.

6.4. Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевают на продолжительность простоя машины (составной части) в ремонте, о чем исполнитель производит соответствующую запись в формуляре (паспорте).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

ОПИСЬ № ____________________ упакованных составных частей машины, направляемых

______________________________________________________________________________

(наименование, тип, марка и номер машины по системе нумерации

______________________________________________________________________________

предприятия - изготовителя), направляемой

______________________________________________________________________________

(наименование владельца машины)

______________________________________________________________________________

(наименование ремонтного предприятия)

Составные части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии смазкой и упакованы в ___________________________________________________________________

(наименование упаковки и число мест)

Копия описи вложена в ящик № _________

Перечень и число составных частей, упакованных в ящике (ящиках)

Номер ящика

Наименования составных частей

Номер по каталогу

Число

 

 

 

 

Подпись (должность и фамилия)_________________________________________________

Дата________________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

______________________________________________________________________________

(наименование и подчиненность эксплуатационного предприятия)

СПРАВКА

о техническом состоянии составных частей, сдаваемых в ремонт

"____"_________________ 19___ г.

Настоящей подтверждается, что составные части, наименование и число которых приведены в перечне, после снятия с эксплуатации и перед отправкой в капитальный ремонт подсборке негодными деталями не подвергались, соответствуют требованиям стандарта на сдачу в капитальный ремонт строительных машин и их составных частей

Наименования составных частей

Марки (индексы) машин

Число составных частей (прописью)

Номер по каталогу и комплектность

Наработка до капитального ремонта (в моточасах)

Дата снятия с эксплуатации

 

 

 

 

 

 

Руководитель предприятия ____________________________________________________

(подпись)

Механик предприятия ________________________________________________________

(подпись)