ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МОНТАЖЕ ПРОВОДОВ И МОЛНИЕЗАЩИТНЫХ ТРОСОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЛ 1150 кВ
РД 34.03.212.
Приводится полный текст Временной инструкции по технике безопасности при монтаже проводов и молниезащитных тросов на строительстве ВЛ 1150 кВ, разработанной Куйбышевским филиалом института «Оргэнергострой» Минэнерго СССР. Составители: М. Ф. Ембаев, М. Н. Роговой, Л. Т., Рябинин, А. В. Фетисов.
Инструкция предназначена для рабочих и инженерно-технических работников, занятых сооружением ВЛ 1150 кВ, и должна быть использована при составлении должностных инструкций по технике безопасности и разработке проектов производства работ (ППР) с учетом местных условий.
Согласована с президиумом ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности 25 октября 1983 г. (постановление № 22) и утверждена начальником Управления техники безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР 29 ноября 1983 г.
Публикуется по изданию: Временная инструкция по технике безопасности при монтаже проводов и молниезащитных тросов на строительстве ВЛ 1150 кВ. М.: Информэнерго, 1984.
Содержание
Сооружаемые в настоящее время воздушные линии электропередачи ультравысоких напряжений (1150 и 1500 кВ) имеют специфические конструктивные и технологические особенности.
ВЛ 1150 кВ характеризуется расщеплением каждой фазы на восемь проводов, каждого молниезащитного троса на два, высотой опор до 50 м и значительной массой монтируемых проводов и тросов, что усложняет технологию строительно-монтажных работ, повышает их трудоемкость и предъявляет к работающим повышенные требования в отношении соблюдения правил безопасности труда, особенно при выполнении верхолазных работ на проводах и молниезащитных тросах.
Действующие правила и другие нормативные материалы не отражают специфических вопросов безопасности труда при строительстве ВЛ 1150 кВ, в результате чего возникла необходимость разработки дополнительных требований по безопасности труда.
Настоящая Временная инструкция разработана в соответствии с Технологическими правилами по сооружению ВЛ 1150 кВ*), утвержденными ГПТУС Минэнерго СССР 2 декабря 1982 г., указаниями Управления техники безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР (письмо № 15-4/209 от 14 сентября 1981 г.) и определяет требования безопасности при монтаже и соединении расщепленных, проводов и тросов, монтаже изолирующих подвесок, установке распорок, обработке шлейфов.
Настоящая Инструкция, отражающая существующий уровень производства работ, будет в дальнейшем дорабатываться по мере накопления опыта и совершенствования технологии строительства ВЛ.
В настоящей Инструкции не учтены требования безопасности при монтаже проводов и молниезащнтных тросов на переходах через естественные преграды (реки, ущелья и др.) и через инженерные сооружения (ВЛ, железные дороги и др.). Безопасные условия труда при этих работах должны определяться, ППР в каждом конкретном случае, исходя из местных условий.
1.1. При монтаже проводов и тросов на ВЛ 1150 кВ следует соблюдать требования безопасности, предусмотренные ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.1.013-78, СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве»*, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, другими общесоюзными и отраслевыми правилами, инструкциями и стандартами по безопасности труда (в соответствии с конкретными видами работ), а также требования настоящей Инструкции, отражающие специфику монтажа проводов и тросов на строительстве ВЛ 1150 кВ.
* СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве»
1.2. Работа по монтажу проводов и тросов должна выполняться в соответствии с ППР, утвержденным главным инженером организации, непосредственно выполняющей указанные работы.
1.3. На основании настоящей Инструкции в организациях, выполняющих работы по монтажу проводов и тросов на строительстве ВЛ 1150 кВ, должны быть разработаны местные инструкции по технике безопасности, утвержденные и согласованные в установленном порядке. При изменении технологии и условий производства работ в местные инструкции должны своевременно вноситься необходимые изменения и дополнения.
1.4. Обучение и инструктаж электролинейщиков, запятых на выполнении указанных работ, должны производиться по программам, соответствующим требованиям ГОСТ 12.0.004-79 и Руководящих указаний по организации работы по технике безопасности с персоналом строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии.
1.5. Перед допуском к монтажу проводов и тросов все рабочие должны быть ознакомлены с ППР и пройти инструктаж по безопасным приемам работы непосредственно на рабочих местах.
1.6. Монтажные работы на опорах, проводах и тросах должны производиться под непосредственным руководством инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров).
1.7. При производстве верхолазных работ бригада (звено) должна состоять не менее чем из трех электролинейщиков-верхолазов.
1.8. Верхолазные работы и работы на поверхностях с уклоном свыше 20° в открытых местах должны быть прекращены при скорости ветра 12 м/с и более, гололеде, грозе, а также тумане, снегопаде, дожде, запыленности, исключающих видимость в пределах фронта работы.
1.9. Администрация организаций, выполняющих эти работы должна в зависимости от метеорологических и производственных условий установить режимы труда и отдыха электролинейщиков-верхолазов, определяющие сроки максимального разового пребывания работающих на высоте, продолжительность и периодичность технологических перерывов для отдыха.
1.10. Машины и механизмы, применяемые при производстве работ по монтажу проводов и тросов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, СНиП III-4-80, технических условий на их изготовление, а также циркулярного письма Управления техники безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР № ЦТБ-2/83 «Об оснащении грузоподъемных и строительных машин и механизмов на пневмоколесном ходу переносными инвентарными заземлениями» *).
1.11. Бригады, выполняющие монтаж проводов и тросов, должны иметь комплект монтажной оснастки и приспособлений, средств индивидуальной защиты и технологической радиосвязи.
Каждая бригада электролинейщиков, допущенная к производству работ, должна быть обеспечена лямочным спасательным поясом, спасательным канатом длиной не менее 110 м и аптечкой, укомплектованной полным набором средств оказания первой помощи.
1.12. Специальная монтажная оснастка, применяемая при сооружении ВЛ (такелажные канаты, стропы, тележки, раскаточные ролики, инвентарные якоря и пр.), а также приспособления для обеспечения безопасного производства работ (лестницы, люльки, трапы, монтажные площадки) должны быть изготовлены и испытаны согласно требованиям соответствующих стандартов или технических условии, иметь бирки или штампы с указаниями предприятия-изготовителя, года изготовления, инвентарного номера, грузоподъемности и даты испытания, к ним должны быть приложены инструкции по применению.
1.13. При подъеме проводов и тросов на опоры нахождение людей в опасной зоне запрещается.
Опасные зоны должны быть обозначены знаками безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.020-76*.
Границы опасной зоны определяются расстоянием 10 м в каждую сторону от горизонтальной проекции поднимаемого провода или троса. Если подъем производится вместе с изолирующей подвеской, то это расстояние должно быть не менее двойной длины изолирующей подвески.
* Этот стандарт заменен ГОСТ 12.4.020-82
1.14. Готовность опоры к началу монтажа проводов и тросов должна быть оформлена актом или записью в журнале производства работ.
Перед допуском верхолазов к выполнению задания инженерно-технический работник, непосредственно руководящий работами на данном участке, должен проверить состояние оттяжек на опоре, наличие и состояние степ-болтов и металлоконструкций обрешетки опоры, по которым будет осуществляться перемещение верхолазов.
1.15. На траверсах промежуточных опор перед их подъемом должен быть натянут страховочный канат (леер), за который верхолаз обязан закрепляться карабином предохранительного пояса. За страховочный канат одновременно разрешается закрепляться не более чем двум верхолазам.
Места установки страховочного каната (леера), а также места закрепления стропа предохранительного пояса на каждом рабочем месте должны указываться в ППР.
1.16. Материалы, приспособления и инструмент должны подниматься на опоры и провода механизированным способом. В отдельных случаях при небольших массах (до 20 кг) и габаритах приспособлений и инструмента разрешается поднимать их вручную с помощью канатов.
Подъем на опоры верхолазов с грузом запрещается.
При необходимости подъема на опору вспомогательного такелажного каната (пенькового или капронового) конец его должен быть прикреплен к предохранительному поясу верхолаза.
Демонтируемая монтажная оснастка и приспособления должны опускаться с опоры с помощью механизмов или на канате через блок. Сбрасывать оснастку и приспособления с опоры запрещается.
1.17. Изоляторы и арматура должны транспортироваться к месту монтажа упакованными в ящики или контейнеры.
1.18. При производстве погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ 12.3.009-76. Складирование барабанов с проводом и тросом следует производить в вертикальном положении на спланированных площадках с применением инвентарных прокладок, предотвращающих раскатывание барабанов. Места складирования и способы строповки барабанов должны быть определены в ППР.
2.1. Работы по раскатке и монтажу проводов и тросов следует выполнять с применением специальных машин, механизмов и приспособлений. Способы раскатки и монтажа проводов и тросов, а также типы машин, механизмов и приспособлений, необходимых для выполнения этих работ, должны определяться ППР исходя из местных условий и с учетом требований безопасности, определяемых соответствующими правилами и инструкциями. Особое внимание при этом должно быть обращено на обеспечение безопасности при работах в охранных зонах действующих ВЛ и в зонах наведенного напряжения.
2.2. Подъем проводов и тросов на опоры должен производиться с использованием специальных монтажных блоков, установленных (подвешенных) на траверсах промежуточных опор согласно схемам, предусмотренным в ППР.
2.3. Требуемые для монтажа проводов и тросов монтажная оснастка и приспособления, поднятые на опору, должны незамедлительно устанавливаться на места, определенные технологией производства работ, и закрепляться.
Размещение оснастки и приспособлений на конструкциях опор без крепления, исключающего их падение, не допускается.
2.4. Присоединение сцепной арматуры к траверсе после подъема изолирующей подвески с проводами должны производить не менее чем два верхолаза. Перед подъемом к сцепной арматуре необходимо прикрепить вспомогательный канат (капроновый, хлопчатобумажный или пеньковый), с помощью которого арматура поднимается к узлу крепления на траверсе.
2.5. Способы сборки изолирующих подвесок (применение специальных инвентарных рам или решеток, использование продольных деревянных прокладок), места сборки подвесок и направление выкладки для их последующего безопасного подъема на опоры должны определяться в ППР.
2.6. При сборке изолирующих подвесок особое внимание следует обращать на исправность и целость изоляторов, защитной и спецной арматуры и соответствие их проекту. Рабочие, производящие сборку изолирующих подвесок, должны пользоваться защитными очками (щитками).
2.7. Перед подъемом изолирующей подвески на опоры руководитель работ обязан проверить:
наличие замков в каждом изоляторе и правильность их установки;
крепление спецной арматуры к подвеске;
соответствие применяемого такелажа предусмотренному в ППР.
2.8. При подъеме изолирующей подвески должны быть приняты меры по предотвращению ее раскачивания, для чего следует применять специальные канаты (оттяжки).
2.9. При креплении изолирующих подвесок к траверсе опоры должны быть соблюдены требования к п. 2.4 настоящей Инструкции.
3.1. Перед началом работ по натяжению проводов или тросов должны быть выполнены требования п. 1.14 настоящей Инструкции.
3.2. Визирование и натяжение проводов и тросов должны производиться с помощью тракторных лебедок. Для выполнения этих операций допускается также применение строительных механизмов на гусеничном ходу (трактор, бульдозер, тягач).
3.3. Тяговые механизмы при визировании проводов и тросов следует устанавливать вдоль осей фазы проводов и тросов.
Движение тяговых механизмов должно производиться вдоль этих осей. Если указанное требование выполнить по условиям рельефа местности невозможно, то для тягового троса следует установить отводные блоки (ролики). Места установки и способы крепления отводных блоков (роликов) определяются ППР.
3.4. Для крепления отвизированных проводов и тросов в пролетах между промежуточными опорами следует применять специальные анкеры, конструкция и место установки которых должны быть указаны ППР.
Крепление проводов и тросов за конструкции и фундаменты промежуточных опор запрещается.
3.5. Отсоединение такелажной оснастки от тягового механизма разрешается производить по указанию руководителя работ после проверки им крепления проводов и тросов к анкеру и положения анкера.
3.6. Участки строящейся ВЛ, где произведены натяжение и закрепление проводов (тросов), должны быть заземлены путем установки переносных заземлений на провода и тросы на начальной анкерной опоре и одной промежуточной опоре, при этом расстояние между заземлителями должно быть не более 3 км.
3.7. Выход верхолазов на провода для закрепления распорки, установки на этой распорке защитных экранов и предохранительных муфт должен осуществляться с подъемных вышек.
При выходе на провода и перемещении по ним петля стропа предохранительного пояса верхолаза должна охватывать одновременно два провода.
3.8. При применении подъемных вышек для работ на проводах должны соблюдаться требования безопасной эксплуатации каждого конкретного типа вышек.
В процессе работы корзина вышки должна подниматься не выше отметин, обеспечивающей расстояние по вертикали от верха корзины до нижнего провода не менее 0,5 м.
При работе из корзины подъемной вышки строп предохранительного пояса следует закреплять за ограждение корзины.
3.9. Допускается выход верхолазов на провода ВЛ по четырех цепной натяжной изолирующей подвеске с обязательным креплением стропа предохранительного пояса за одну из верхних гирлянд натяжной изолирующей подвески, при этом петля стропа предохранительного пояса должна находиться впереди верхолаза.
Перемещение верхолазов по натяжной изолирующей подвеске и проводам при гололеде запрещается.
4.1. Выход верхолазов на поддерживающие зажимы и провода для выполнения перекладки проводов и тросов без опускания их на землю должен осуществляться с подъемных вышек или по специальным лестницам, люлькам и другим конструкциям, требования безопасности при эксплуатации которых должны быть указаны в ППР.
4.2. Для выхода на поддерживающие зажимы проводов допускается перемещение верхолазов по вертикальным изолирующим подвескам, при этом для предупреждения падения с высоты верхолаз обязан пользоваться предохранительным поясом с двумя прикрепленными к нему страховочными канатами.
Один канат, предварительно заведенный (переброшенный) скользящей петлей за металлоконструкции траверсы, должен по мере необходимости попускать (выбирать) находящийся на траверсе второй верхолаз. Другой канат должен быть прочно привязан к элементам траверсы.
Находящийся на траверсе верхолаз должен следить за тем, чтобы попускаемый (выбираемый) им канат не закручивался вокруг изолирующей подвески. Попускать (выбирать) канат он может только по команде верхолаза, подстрахованного этим канатом.
4.3. Выход верхолаза на поддерживающий зажим проводов средней фазы по V-образной изолирующей подвеске запрещается.
4.4. Перемещение верхолазов по поддерживающей изолирующей подвеске, покрытой влагой или льдом, запрещается.
4.5. Страховка верхолаза от падения с высоты во время выполнения работ по перекладке проводов должна выполняться страховочным канатом, закрепленным за элементы траверсы (при перекладке тросов - за тросостойку). Страховка стропом предохранительного пояса за провода или тросы запрещается.
5.1. Работы по установке дистанционных распорок, защитных экранов и гасителей вибрации следует производить только после завершения работ по закреплению проводов и тросов в проектном положении и оформления записи об этом в журнале производства работ.
5.2. Перемещение верхолазов по проводам и молниезащитным тросам должно осуществляться в монтажных тележках.
Требования безопасности при применении монтажных тележек должны быть предусмотрены в ППР и должностных инструкциях по технике безопасности для обслуживающего персонала.
5.3. При производстве работ на молниезащитных тросах бригада (звено) электролинейщиков должна, быть обеспечена не менее чем двумя монтажными тележками (одна рабочая, вторая спасательная).
5.4. Для установки дистанционных распорок с применением монтажной тележки в составе звена должно быть не менее трех человек при работе на проводах и не менее двух человек при работах на молниезащитных тросах. В обоих случаях один из этих рабочих должен сопровождать монтажную тележку, находясь на земле.
5.5. Перемещение монтажных тележек по проводам или тросам должны осуществлять рабочие, находящиеся в тележке. При необходимости тележку допускается перемещать рабочим, сопровождающим ее по земле (за веревку, канат, трос).
5.6. Страховка верхолаза, находящегося в монтажной тележке, должна осуществляться стропом предохранительного пояса, охватывающим петлей два провода или молниезащитных троса.
5.7. Работу по монтажу дистанционных распорок с монтажной тележки следует производить после остановки тележки тормозными устройствами. Работа с ограждения монтажной тележки запрещается.
5.8. При установке дистанционных распорок с подъемных вышек должны соблюдаться требования безопасности, предусмотренные в инструкциях по их эксплуатации, а также требования п. 3.8 настоящей Инструкции.
5.9. При монтаже защитных экранов на изолирующих подвесках, а также при устранении отдельных дефектов монтажа проводов (тросов) допускается перемещение верхолазов по проводам без монтажной тележки, при этом должны соблюдаться требования пп. 3.7 и 3.9 настоящей Инструкции.
5.10. Соединение проводов шлейфов на анкерно-угловых опорах должно производиться только по окончании монтажных работ в смежных с этой опорой анкерных пролетах.
До соединения проводов шлейфов полупетли должны быть закреплены за изоляторы натяжных изолирующих подвесок и заземлены с помощью переносных заземлений.
5.11. После соединения шлейфов, проводов и тросов на них должно быть установлено переносное заземление на начальной анкерной опоре последнего смонтированного пролета и на последней промежуточной опоре этого пролета. Заземлять провода и тросы на конечной анкерной опоре запрещается.
5.12. Наложение переносного заземления должно производиться в такой последовательности: заземляющие проводники сначала должны присоединяться к заземлителю, а затем - к проводам (тросам). Снимать заземление необходимо в обратной последовательности.
Операция по наложению и снятию заземления должна выполняться в диэлектрических перчатках с применением изолирующей штанги.
Средства и способы подъема электролинейщиков для присоединения и отсоединениия переносного заземления от проводов (тросов) должны быть предусмотрены в ППР.
5.13. Монтаж дистанционных распорок на проводах шлейфов следует производить после закрепления полупетель в зажимах и соединения шлейфов.
5.14. Для подъема на люльки (подвесные леса), используемые при монтаже шлейфов, должны применяться подъемные вышки или специальные лестницы.
5.15. Термитная сварка должна производиться в соответствии с требованиями Инструкции по термитной сварке проводов воздушной линии электропередачи*) с применением специального инструмента, (сварочные клещи), обеспечивающего безопасное производство работ.
5.16. Соединение проводов в шлейфах методом взрыва должно производиться с учетом требований Временной инструкции по технике безопасности при производстве работ по опрессовке взрывом проводов ВЛ *).