Письмо Госстроя РФ от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12
О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N 167 утвердило Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.
Поэтому Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов централизованных систем водоснабжения. При подготовке Разъяснений использовались также действующие в настоящее время законодательные акты и нормативно-правовые документы.
В связи с изложенным Госстрой России направляет данные Разъяснения для руководства и использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений указанных Правил.
Заместитель председателя Госстроя России Л.Н. Чернышов
Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N 36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94.
Приказ Госстроя России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 1735.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом России, Минздравом России, МАЛ России, МВД России. В них учтены также предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Правила приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми после 1995 г. (ч.II Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.).
В Правилах определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его существенные условия.
В соответствии с абзацем II постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 Правительством Российской Федерации Госстрою России делегировано право давать разъяснения о применении упомянутых Правил. В связи с этим Госстроем России подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Разъяснения), которые составлены по соответствующим пунктам Правил, вызывавшим наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и у абонентов.
В разработке Разъяснений приняли участие: Управление жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (Н.Н. Жуков, В.М. Хромов, А.И. Хрупов, Н.П. Каспарова, Н.В. Савина, Н.П. Климова); Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (Ю.И. Нефедов, А.В. Светлополянский, Е.Ф. Вахрушев, Н.Г. Зернова, Е.М. Абросимова).
Пункт 1, абз.2. "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод".
К абонентам не относятся организации ВКХ различных городов и населенных пунктов, осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды (сточных вод). Организации ВКХ этих городов рассматриваются как равноправные стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами.
Пункт 3. "Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями ВКХ и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст.2795; 1995, N 10, ст.894; 1997, N 42, ст.4788)".
Правила не регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод, с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде, так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации ВКХ.
Взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правил и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству.
В настоящее время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими лицами с использованием требований настоящих Правил.
Пункт 13. "В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия".
Договорные отношения между организацией ВКХ и их абонентами являются важнейшими правовыми обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий, перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не противоречащие гражданскому законодательству условия (абз.11), включая вопросы участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.
Пункт 14. "К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности".
В общих положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.
Владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности.
Организация ВКХ может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (ст.421 ГК РФ).
Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций.
Эксплуатацию каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети организаций ВКХ, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при долевом участии организаций ВКХ по отдельному договору.
Пункт 19. "Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить:
разрешение органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации ВКХ о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации;
технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией ВКХ, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть отказано с обоснованием в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации".
В соответствии с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12 "Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение - 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к выдаче технических условий.
Вышеуказанным письмом местным органам самоуправления рекомендовано разработать тарифы на эти работы.
В соответствии с п.89, абз.7, Правил организация ВКХ имеет право отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при отсутствии технической возможности.
В этом случае заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном договоре.
Для абонентов организации ВКХ долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с п.13, абз.II, Правил.
На основании ст.32, п.2, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.
Организация ВКХ может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия абонента и наличия технической возможности.
Пункт 23. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий.
Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией ВКХ.
Содержание проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации должно соответствовать СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Пункт 28. Акт о промывке на устройства и сооружения для присоединения составляется и подписывается представителями организации ВКХ и заказчика (абонента). Этот акт содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и определяемой только средствами измерений.
Принимая во внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом), установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на промывку, производится за счет средств заказчика (абонента).
Пункт 29. "Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией ВКХ по отдельному договору и оплачиваться заказчиком".
Работы по присоединению, наладке, промывке и обеззараживанию устройств для присоединения проводятся, как правило, подрядной организацией, выполняющей эти работы. Затраты включаются в смету на проведение строительно-монтажных и наладочных работ (СНиП 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"). Однако выполнение этих работ может взять на себя организация ВКХ по отдельному договору с заказчиком.
Пункт 37. "Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений".
Проектирование, строительство и эксплуатация узлов учета, являющихся элементами централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, может осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию, так как на основании Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" этот вид деятельности подлежит лицензированию.
Пункт 56. "В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений".
При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией ВКХ сроки представить ей необходимые для расчета данные.
Правила допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод, которые отечественной промышленностью выпускаются в недостаточном количестве. Поэтому наряду с балансовым методом расчета объем фактического сброса сточных вод можно также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией ВКХ или другой организацией, но с обязательным присутствием организации ВКХ. Натурные замеры оплачиваются абонентом по расценкам, утвержденным органами местного самоуправления, и должны быть отражены в договоре между абонентом и организацией ВКХ.
Пункт 57. "В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления".
При обнаружении самовольного присоединения (без разрешительной документации либо с нарушением технических условий) к системам коммунального водоснабжения и канализации, которые привели или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и сточных вод, ущербу организации ВКХ и другим абонентам, самовольно присоединенное устройство подлежит отключению в соответствии с пп.78, 89, абз.6, настоящих Правил. В этом случае количество израсходованной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации за период с момента обнаружения до отключения от систем коммунального водоснабжения и канализации.
В случае самовольного пользования заказчика, получившего разрешение, но не заключившего договор с организацией ВКХ, или абонента, не продлившего срок договора или нарушившего его условия, заказчик (абонент) может быть отключен от систем водоснабжения и (или) канализации в соответствии с пунктами 78, 82, абз.4. В этом случае расчет количества израсходованной воды по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения ведется за период с момента обнаружения до заключения договора.
Кроме того, на основании статей 15, п.2, 1064, п.1, ГК РФ, а также в *соответствии с п.78, 89, абз.8, п.94 настоящих Правил лица, виновные в нанесении вреда, ущерба и причиненных организации ВКХ убытков, возмещают ущерб, а также недополученные доходы.
Пункт 60. "Лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией ВКХ в соответствии с требованиями нормативных документов".
Для подтверждения достоверности выдаваемой аналитической информации лаборатории организации ВКХ, осуществляющие контроль качества питьевой воды и сточных вод, должны в установленном порядке получить свидетельство об оценке состояния изменений (аттестации) согласно нормативному документу "Порядок организации и проведения оценки состояния измерений (аттестации) в лабораториях водопроводно-канализационных предприятий", утвержденному Управлением коммунальной инфраструктуры Минземстроя России 02.07.98 и разработанному в соответствии с документом Госстандарта России МИ 2427-97 "Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка измерений в испытательных и измерительных лабораториях".
Аттестация производится силами головной организации метрологической службы аналитического контроля Управления жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (ГОМС АК), аккредитованной на данный вид деятельности Госстандартом России, или по ее поручению на договорной основе структурами отрасли или Государственной метрологической службой.
Пункт 70. "Расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
На основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производится по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.
За сверхлимитное водопотребление - в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 N 273 "О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР".
За сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы коммунальной канализации - по Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утверждаемому субъектами Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в котором должны содержаться положения о порядке платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов как в пределах лимита, так и за сверхлимитный сброс сточных вод.
Безакцептное списание средств со счетов абонента осуществляется на основании постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий".
Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.96 N СЗ-8/ОП-366 определено, что указанное постановление имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение.
Письмом Минюста России от 21.05.99 N 17-202 подтверждается действие в настоящее время постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 N 4725-1.
Пункт 73. "Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается им по договору с организацией ВКХ на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с п.56 настоящих Правил".
В соответствии со ст.539, пп.1, 2, 548, п.2, ГК РФ правила договора энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением водой (приемом сточных вод) через присоединенную сеть. Поскольку теплоснабжающая организация не имеет присоединения к канализационной сети ни абонента, ни организации ВКХ, следовательно, она не может заключать договор и производить оплату услуг, которые она по роду своей деятельности не производит. Поэтому договор на прием сточных вод от горячего водоснабжения должен заключаться организацией ВКХ не с теплоснабжающей организацией, а с ее абонентами. При этом затраты на канализование сточных вод от горячего водоснабжения включаются в тариф на услуги канализации (водоотведения). В состав тарифа на горячее водоснабжение включение затрат на канализование сточных вод от горячего водоснабжения не допускается.
Вместе с тем, учитывая сложившуюся практику, существовавшую до выхода ч.II ГК РФ и настоящих Правил, оплата сточных вод от горячего водоснабжения может производиться через теплоснабжающую организацию по отдельному договору с организацией ВКХ с использованием "транзитных платежей". И в этом случае в тариф на горячее водоснабжение эти затраты не включаются, а показываются отдельной строкой в отчетах, платежных поручениях и оплачиваются абонентами по тарифам на канализование сточных вод, утверждаемым органами местного самоуправления.
Пункт 83, абз.9. "Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подачи питьевой воды и (или) прием сточных вод организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации".
"Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении", утвержден постановлением Правительства РФ от 17.06.98 N 601 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов". Согласно Перечню к ним относятся:
воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России;
объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;
объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 22.06.99 N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения" определен Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии. К ним относятся также объекты водоснабжения и канализации (п.2 Перечня).
Пункт 91, абз.3. "Организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент несут ответственность:
за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде".
В случае подтопления подвальных и других помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичным закрытием ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов, канализационных сетей, сооружений на них, находящихся в собственности или хозяйственном ведении абонентов, ответственность за причиненный ущерб несет абонент.
В случае подтопления подвальных и других помещений, происшедшего вследствие аварии на сетях и сооружениях систем водоснабжения и (или) канализации, находящихся в хозяйственном ведении организации ВКХ, ответственность за это несет организация ВКХ.