Письмо Госстроя РФ от 25 июня 2003 г. N ЛЧ-3810/13
О разработке механизма реформирования коммунальной энергетики в рамках реструктуризации РАО «ЕЭС России»
В соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2003 год, утвержденным 18 марта т.г. председателем Госстроя России Н.П. Кошманом, Госстрой России разрабатывает механизмы реформирования коммунальной энергетики в рамках реструктуризации РАО "ЕЭС России", также методологию формирования вертикали управления муниципальной коммунальной инфраструктурой в условиях демонополизации путем формирования сетевых компаний и акционерных обществ по энергоснабжению.
Результатами проводимых исследований должны стать предложения к проекту постановления Правительства Российской Федерации и пилотным проектам по организации региональных компаний на примере субъектов Российской Федерации.
В этой связи Госстрой России просит направить в Управление реформирования ЖКК предложения и имеющуюся информацию о наработках по указанным вопросам.
При этом доводим до Вашего сведения, что Госстроем России и научным центром НП "Лаборатория СЭЛС" подготовлена Концепция региональной политики в период реструктуризации энергосбытовой деятельности в регионе как одна из моделей, учитывающая принятые аспекты реформирования АО-энерго, описывающая методологию реформирования муниципальных предприятий энергетики, привлечения инвестиционных ресурсов и источники формирования фондов адресной социальной помощи.
Информация о социально-экономических и инвестиционных аспектах реструктуризации муниципальной энергетики регионов прилагается.
Заместитель председателя Л.Н. Чернышов
Приложение
к письму Госстроя РФ
от 25 июня 2003 г. N ЛЧ-3810/13
Социально-экономические и инвестиционные аспекты реструктуризации муниципальной энергетики регионов
В постановлении правительства Российской Федерации от 11.07.01 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" заявлены цели реструктуризации энергетической монополии - РАО "ЕЭС России" - создание конкурентного рынка электроэнергии, отмена перекрестного субсидирования, создание сети независимых сбытовых компаний, формирование "прозрачного механизма" ценообразования и другие, но не описаны механизмы их достижения. Принятие федеральных законов об электроэнергетике, определение конкретных сроков проведения реформы, а теперь и создание РКС, делают разработку конкретных механизмов особенно актуальной. Реформирование (в особенности коммунальной энергетики) напрямую затронет интересы населения и бюджетной сферы, а потому должно проводиться под контролем администрации региона.
В Концепции реформирования РАО "ЕЭС России", предложенной топ-менеджментом компании, явно недоучитывается роль администраций и органов государственного регулирования (в лице региональных энергетических комиссий). А именно с их участием может быть выстроен механизм управляемой отмены перекрестного субсидирования, формирования конкурентного рынка сбыта энергоресурсов и преодоления негативных социальных последствий реформирования.
На этой основе в регионе могут формироваться с участием и под контролем администрации две бизнес-среды с финансовым оборотом несколько миллиардов рублей - конкурентный рынок сбыта электроэнергии и технологическая инфраструктура учета и контроля потребления, что обеспечит пополнение бюджетов и возможности для проведения социально ориентированной тарифной политики по отношению к населению и бюджетно-муниципальной сфере.
По нашему мнению, макроэкономическая задача - отмена перекрестного субсидирования в электроэнергетике, т.е. снижение тарифной нагрузки для промышленных предприятий, бюджетных организаций и доведение тарифов для населения до уровня фактической себестоимости - не может быть решена в "лоб" простым повышением тарифов. Для значительной части населения уровень платежеспособного спроса будет пройден, что вызовет негативные социальные последствия и массовый отказ от платежей. Решить сложную задачу дифференцированного роста тарифов в зависимости от уровня потребления, как правило, связанного с уровнем жизни, обеспечить адресную социальную помощь только действительно нуждающимся категориям населения, возможно с применением современных технических средств учета и информационных технологий.
Концепция региональной политики в период реструктуризации энергосбытовой деятельности (далее - Концепция) предполагает активное участие администрации региона в процедурах:
- формирования сети независимых сбытовых компаний;
- создания специализированной компании по учету потребления энергоресурсов, которая становится инструментом администрации для проведения социально ориентированной тарифной политики;
- привлечения инвестиций в энергетику региона.
В Концепции предложен механизм снижения тарифной нагрузки для промышленных предприятий, создания инвестиционных ресурсов за счет части их дополнительного дохода при выводе на оптовый рынок электроэнергии и программа управляемой отмены перекрестного субсидирования.
Разработанный механизм окупаемости при создании новой рыночной инфраструктуры сбыта электроэнергии предполагает использование нескольких инвестиционных источников:
- целевые инвестиционные ресурсы из дополнительного дохода промышленных потребителей при снижении для них тарифной нагрузки;
- заемные средства с применением дотации к процентной ставке за счет части дополнительных бюджетных доходов;
- внешние инвестиции;
- инвестиционная составляющая в тарифе.
Считаем важным отметить, как в предлагаемой модели реформирования решены вопросы с сетевыми активами муниципальных предприятий. При реорганизации МУП на базе выделенных из их структуры сетевых активов создается Региональная сетевая (низковольтная) компания, что позволит снизить среднеотпускной тариф на 20 - 25% от уровня действующего тарифа. В настоящее время потери в среднем по регионам Российской Федерации составляют 15%, из них 10% являются потерями коммерческими. Достижение указанного выше экономического эффекта возможно посредством проведения следующего комплекса связанных мероприятий:
1. Разработка и внедрение единой технической политики (современные производственные технологии, материалы и техника) позволит снизить тариф в затратной части по себестоимости передачи на 15 - 30%.
2. Оптимизация организационно-управленческой структуры позволит снизить тариф в затратной части по оплате труда и коммерческим издержкам на 5%.
3. Оптимизация налогообложения, квалифицированный аудит, юридическое сопровождение всех производственных и организационных процедур позволит снизить сетевой тариф на 15 - 30%.
Из этого следует вывод, что необходимым условием снижения транспортного тарифа на электроэнергию является техническая и управленческая интеграция муниципального сетевого хозяйства области с безусловным участием администрации региона.
Кроме того, создание привлекательной в смысле активов компании регионального уровня (с высокой рыночной стоимостью активов) позволит с новых позиций обсуждать с АО-энерго вопросы кредиторской задолженности.
При Вашей заинтересованности, для обеспечения процедуры переходного периода и реализации комплексной инвестиционной программы реформирования электроэнергетики будут подготовлены следующие материалы:
- региональная концепция реструктуризации энергосбытовой деятельности;
- план действий администрации и РЭК в ходе реформирования электроэнергетики;
- инвестиционные модели и описание механизмов окупаемости при создании региональной инфраструктуры учета;
- модель реструктуризации муниципальной электроэнергетики.