МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
КАТИОННОГО ПАВ-КОЛЛЕКТОРА АНП-2
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
Одобрены Минтрансстроем
Москва 1981
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КАТИОННОГО ПАВ-КОЛЛЕКТОРА АНП-2 ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ. Союздорнии. М., 1981.
Приведены общие сведения о коллекторе АНП-2 и требования, предъявляемые к его качеству.
Рекомендовано применение АНП-2 для повышения сцепления битумов с минеральными материалами кислых пород.
Изложена технология введения АНП-2 в битум (1,0 - 3,0 %) и на поверхность минеральных материалов (0,1 - 0,2 %), что позволяет значительно улучшить сцепление битумов с минеральными материалами кислых пород (граниты, пески и т.д.) и приводит к повышению водо- и морозостойкости дорожных покрытий и, следовательно, к увеличению срока их службы. Показано, что применение АНП-2 позволяет снизить расход битума, повысить производительность АБЗ, удлинить сезон строительных работ.
Табл. 2.
Опыт эксплуатации асфальтобетонных покрытий показывает, что наиболее часты разрушения, связанные с их недостаточной водо- и морозостойкостью, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием прочного сцепления между битумом и минеральными материалами.
Поскольку практически все битумы не обеспечивают прочного сцепления с поверхностью минеральных материалов кислых пород, наиболее эффективным является применение катионактивных веществ, в частности коллектора АНП-2 (выпускаемого Днепродзержинским объединением Азот).
Исследования, проведенные в Союздорнии, и результаты, полученные при строительстве асфальтобетонных покрытий с использованием АНП-2 дорожно-строительными организациями Уфимдорстроя и Югозапдорстроя, позволили разработать «Методические рекомендации по применению катионного ПАВ-коллектора АНП-2 при строительстве асфальтобетонных покрытий».
В Методических рекомендациях приведены общие сведения об АНП-2 и требования, предъявляемые к его качеству; область применения и способы его введения; технологические особенности процессов приготовления и уплотнения асфальтобетонных смесей в присутствии АНП-2; правила техники безопасности при работе с АНП-2.
Настоящие «Методические рекомендации» составили кандидаты технических наук Д.С. Шемонаева и Л.М. Гохман.
1. Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий в значительной мере обусловливается качеством битума, который должен обладать комплексом необходимых структурно-механических свойств, в частности обеспечивать прочное сцепление с поверхностью минеральных материалов.
2. Битумы при наличии в них достаточного количества поверхностно-активных соединений (асфальтогеновых кислот, их ангидридов и полярных асфальтенов) обеспечивают хорошее сцепление с сухой поверхностью минеральных материалов карбонатных, основных и ультраосновных пород (известняки, доломиты, базальты и т.д.), содержащих более 50 % окислов тяжелых и щелочноземельных металлов.
Битумы не обеспечивают прочного сцепления с поверхностью кислых минеральных материалов, а также с влажными минеральными материалами независимо от их природы.
3. Применение катионных ПАВ, в частности коллектора АНП-2, улучшает сцепление битумов с сухими и влажными минеральными материалами кислых пород.
4. Коллектор АНП-2 относится к классу катионных ПАВ и представляет собой смесь хлоргидратов алкиламинов с содержанием атомов углерода от С12 до С18, получаемых на базе жидкого нефтяного парафина. Формула АНП-2
C15H31NH2×HCl.
5. АНП-2 - жидкость темно-коричневого цвета, растворимая в воде и нефтепродуктах. Средняя молекулярная масса АНП-2 - 261,5, плотность при 20 °С - 0,9 - 1,0 г/см3, температура застывания 4 °С.
6. Введение АНП-2 в небольших количествах в битум или на поверхность минеральных материалов позволяет:
обеспечить надежное сцепление поверхности минеральных материалов кислых пород с жидкими и вязкими битумами;
снизить температуру приготовления горячих асфальтобетонных смесей и замедлить процесс их старения;
повысить производительность АБЗ и уплотняющих машин;
повысить водо- и морозостойкость асфальтобетонных покрытий и, следовательно, их долговечность.
7. АНП-2 должен удовлетворять следующим техническим требованиям МРТУ-6-03-184-87:
Внешний вид Жидкость темно-коричневого цвета
Плотность при 20 °С, г/см3 0,9 - 1,0
Аминное число, не ниже 10,0
Содержание воды, %, не более 20,0
Растворимость в воде 1 г коллектора должен растворяться в 100 г воды без заметной мути *
* Допускается легкая опалесценция.
8. В условиях АБЗ АНП-2 может быть введен в битум и на поверхность минеральных материалов.
9. АНП-2, отдозированный весовым или объемным способом, вводят в рабочий битумный котел битумоплавильных установок либо в дозаторный бачок асфальтосмесительной установки. При этом емкости заполняют битумом не более чем на 0,7 объема.
10. Температура вязких битумов (ГОСТ 22245-76) при введении АНП-2 в зависимости от марки битума должна быть в пределах 90 - 130 °С, температура жидких битумов (ГОСТ 11955-74) - 70 - 100 °С (табл. 1).
Таблица 1
Марка битума |
Температура нагрева битума, °С |
Температура смесей, °С |
||
при выпуске из смесителя |
в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже |
|||
Горячая |
БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 40/60 БН 90/130 БН 60/90 |
110 - 130 |
120 - 140 |
100 |
Теплая |
БНД 200/300 БНД 130/200 БН 200/300 БН 130/200 |
90 - 110 |
100 - 120 |
80 |
СГ 130/200 |
80 - 100 |
80 - 100 |
70 |
|
Холодная |
СГ 70/130 МГ 70/130 |
80 - 90 |
80 - 100 |
5 (весной) 10 (осенью) |
11. АНП-2 смешивают с битумом в рабочем котле путем циркуляции с помощью битумного насоса.
12. Время перемешивания при введении АНП-2 в битумный котел должно быть не менее 30 мин.
13. Битум с АНП-2 в битумном котле при рабочей температуре не рекомендуется выдерживать более одной рабочей смены.
14. При введении на поверхность минерального материала АНП-2 добавляют непосредственно в мешалку принудительного действия асфальтосмесительной установки под давлением Рmax = 0,5 МПа. Отдозированный АНП-2 предварительно смешивают с пластификатором - водой или битумом (в соотношении 1:3). При этом введенное количество битума должно входить в общее количество битума в асфальтобетонной смеси. Вода в процессе приготовления смеси полностью испаряется и не ухудшает качества асфальтобетона.
15. Все работы по приготовлению, укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей с применением АНП-2 осуществляют в соответствии с «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (М., «Транспорт», 1978).
16. Образцы из асфальтобетонных смесей с АНП-2, подобранных в соответствии с табл. 5 ГОСТ 9128-76 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к горячему, теплому или холодному асфальтобетону.
18. Оптимальную концентрацию АНП-2 необходимо подбирать в лаборатории в каждом конкретном случае с учетом природы минеральных материалов и битума.
19. Оптимальная концентрация АНП-2, применяемого в составе асфальтобетона активированного минерального порошка, может быть ниже рекомендуемого предела концентраций.
20. Критерием оценки оптимума АНП-2 служит весь комплекс физико-механических показателей свойств асфальтобетона, в первую очередь коэффициенты длительной водо- и морозостойкости, а также прочность при сжатии при 60 °С, которые должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-76.
21. Асфальтобетонные смеси с АНП-2 приготавливают в асфальтосмесительных установках, оборудованных лопастными мешалками принудительного действия (типа Д-597, Д-508-2А), в соответствии с режимами перемешивания, указанными в «Руководстве по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий». Продолжительность перемешивания горячих и теплых асфальтобетонных смесей приведена в табл. 2 (извлечение из табл. 5.2 «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий»).
Таблица 2
Время приготовления смеси в лопастной мешалке принудительного действия, с, при перемешивании |
||
«сухом» |
«мокром» |
|
Песчаная |
15 |
45 - 60 |
Мелко- и среднезернистая |
15 |
30 - 45 |
Крупнозернистая |
- |
20 - 30 |
22. При применении ПАВ, а также активированного минерального порошка время «мокрого» перемешивания может быть уменьшено на 15 - 30 %. Время приготовления холодных смесей должно в 1,3 - 1,5 раза превышать время приготовления однотипных горячих смесей.
23. Температура нагрева битумов с АНП-2, температура асфальтобетонных смесей при выпуске из смесителя и укладке в покрытие в зависимости от марки битума приведены в табл. 1 настоящих Методических рекомендаций.
24. При производстве дорожных работ с применением АНП-2 необходимо контролировать:
качество АНП-2;
качество битума с добавкой АНП-2;
качество минеральных материалов;
оптимальное количество вводимого ПАВ;
качество асфальтобетонной смеси с АНП-2;
технологию приготовления и укладки смеси.
25. Контроль осуществляют следующим образом:
АНП-2 принимают по прилагаемым паспортным данным завода-поставщика и оценивают его эффективность в соответствии с методикой, приведенной в приложении настоящих «Методических рекомендаций»;
качество битумов проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-76 «Битумы нефтяные дорожные вязкие» и ГОСТ 11955-74 «Битумы нефтяные дорожные жидкие;
качество используемых минеральных материалов и готовой асфальтобетонной смеси проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-76.
26. Процесс приготовления асфальтобетонных смесей с применением АНП-2 контролируют в соответствии с требованиями Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий и пп. 17 - 23 настоящих «Методических рекомендаций».
27. В процессе приготовления асфальтобетонной смеси контролируют дозировку используемых материалов, в первую очередь АНП-2 (точность дозирования которого составляет ±15 %), температуру нагрева минеральных материалов и битума с АНП-2 в рабочих котлах через 2 - 3 ч и температуру выпускаемой смеси. Качество готовой асфальтобетонной смеси проверяют в лаборатории, для чего отбирают одну пробу в смену из каждого смесителя.
28. При устройстве покрытия проверяют: температуру асфальтобетонной смеси, толщину уложенного слоя, качество уплотнения.
29. АНП-2 транспортируют в обогреваемых железнодорожных цистернах или стальных бочках емкостью 250 л.
30. Хранят АНП-2 в герметично закрытых емкостях без доступа воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76 «Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».
31. Гарантийный срок хранения АНП-2 - 3 месяца. При удовлетворительном его состоянии хранение продлевают на 3 месяца и т.д.
32. При использовании АНП-2 необходимо руководствоваться положениями Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (М., «Транспорт», 1978), «Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68 (М., Оргтрансстрой, 1968).
33. АНП-2 - малолетучее горючее вещество, не взрывоопасно, с температурой вспышки выше 160 °С.
34. Ввиду раздражающего действия коллектора АНП-2 на незащищенные кожные покровы при работе необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
надеть защитную спецодежду, прежде всего перчатки и очки;
при попадании продукта на кожу лица и рук тщательно промыть эти места большим количеством воды;
при попадании АНП-2 в глаза немедленно промыть их большим количеством воды и обратиться к врачу.
* Извлечение из ГОСТ 12801-77 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний».
От средней пробы асфальтобетонной смеси, приготовленной в лаборатории или на заводе, отвешивают на технических весах две навески по 50 г и помещают одну из них на сетку. Вторую навеску оставляют для последующего сравнения со смесью, прошедшей испытание.
Химический стакан заполняют 15 %-ным раствором поваренной соли в дистиллированной воде примерно на 2/3 объема и устанавливают на электрическую плитку, песчаную «баню» или над пламенем газовой горелки.
Сетку с навеской асфальтобетонной смеси опускают в стакан с кипящим раствором поваренной соли таким образом, чтобы слой кипящего раствора над сеткой был не менее 30 - 40 мм.
При испытании вязких битумов сетку с испытуемым образцом выдерживают в течение 30 мин в кипящем растворе, а при испытании жидкого битума - в течение 5 мин. Кипение раствора не должно быть бурным. Битум, в процессе кипячения всплывший на поверхность смеси, снимают фильтровальной бумагой.
По истечении указанного времени сетку со смесью переносят в стакан с холодной водой для охлаждения и чтобы смыть соль, осевшую на частичках смеси, после чего смесь помещают на фильтровальную бумагу для испарения воды.
Сцепление оценивают после полного высыхания смеси.
Битум считается выдержавшим испытание на сцепление с минеральной частью асфальтобетонной смеси, если после испытания вся поверхность минеральных материалов покрыта битумом.
СОДЕРЖАНИЕ