Министерство строительства и
эксплуатации автомобильных дорог
Белорусской ССР
Научно-производственное объединение "Дорстройтехника"
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
назначению толщины асфальтобетонных
покрытий с добавками резиновой крошки
на жестких основаниях
Одобрены секцией проектирования
и строительства автомобильных
дорог и мостов НТС Миндорстроя
БССР
Протокол № 7 от 27.12.88 г.
Минск 1990
Рекомендации разработаны на основе теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в Белдорнии НПО "Дорстройтехника" и Белорусском политехническом институте.
В Рекомендациях изложена методика расчета толщины асфальтобетонных покрытий с добавками резиновой крошки на жестких основаниях применительно к условиям БССР.
Рекомендации разработаны к.т.н. Веренько В.А., инж. Козловым Г.Н., Измайловой Л.С., Новицкой Т.А. при участии к.т.н. Лагошной Н.Л. и инж. Шумчика В.К.
Настоящие рекомендации распространяются на конструирование и расчет дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями с добавкой резиновой крошки, укладываемых на жесткие основания, и могут быть использованы проектными организациями Миндорстроя БССР. Основным недостатком асфальтобетонных покрытий на жестких основаниях является их низкая температурная трещиностойкость, что требует устройства покрытий повышенной толщины. Асфальтобетоны с добавкой резиновой крошки обладают более высокой релаксационной способностью, а следовательно, и трещиностойкостью. Это позволяет снизить толщину покрытия на 10-30 %. В Рекомендациях приведена также методика расчета на сдвигоустойчивость и прочность на воздействие транспортной нагрузки.
1.1. Рекомендации разработаны на основе нормативных документов ВСН 46-83 "Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" Минтрансстроя РСФСР и ВСН 197-83 "Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд" Минтрансстроя РСФСР с учетом проведенных исследований свойств асфальтобетонов с добавками резиновой крошки и особенностей напряженно-деформированного состояния.
1.2. Под жесткими основаниями подразумеваются основания из цементобетона, тощего бетона, каменных материалов, укрепленных цементом, сланцевой золой и другими минеральными вяжущими.
1.3. Расчет дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями на жестких основаниях ведут по трем критериям:
температурной трещиностойкости асфальтобетонного покрытия с учетом вида жесткого основания;
прочности на воздействие транспортной нагрузки;
сдвигоустойчивости покрытия в летний период.
2.1. Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями на жестких основаниях могут быть запроектированы с допущением появления температурных трещин на покрытии либо без допущения их образования.
2.2. Наличие температурных трещин присуще асфальтобетонным покрытиям, укладываемым на цементобетон в качестве защитного слоя и слоя износа, кроме того, они могут возникать при новом строительстве дорог III - IV категорий. Отсутствие трещин характерно для новых покрытий дорог I - II категорий.
2.3. Для дорог III - IV категорий, а также при укладке слоя асфальтобетона с добавкой резиновой крошки на существующие цементобетонные покрытия расчет температурной трещиностойкости покрытия не производится.
2.4. Толщину покрытия назначают конструктивно, исходя из требований к прочности дорожной одежды на воздействие транспортной нагрузки (см. раздел IV). При этом минимальная толщина слоя асфальтобетона должна составлять 4 см, а максимальная - 10 см.
2.5. Ограничение максимальной толщины слоя в 10 см связано с необходимостью обеспечения прочного сцепления слоя покрытия и основания в месте образования трещины.
2.6. При проектировании дорожных одежд с допущением образования температурных трещин в покрытии обязательным условием является устройство подгрунтовки между покрытием и основанием из битума или дегтя.
2.7. При проектировании дорожных одежд без допущения образования температурных трещин производят расчет напряженно-деформированного состояния покрытия и проверку трещиностойкости по условию:
, (2.1)
где σa - напряжения, возникающие в слое асфальтобетона от его несвободного сжатия при охлаждении;
σb - напряжения, возникающие в слое асфальтобетона от температурных перемещений блоков жесткого основания;
Ri - предельная структурная прочность асфальтобетона с добавкой резиновой крошки;
y - повреждаемость, накопленная в слое асфальтобетона в результате протекания релаксационных процессов и повторного действия напряженного состояния.
2.8. Величину σa определяют по номограмме (рис. 2.1) в зависимости от предварительно задаваемой толщины слоя асфальтобетонного покрытия и марки вяжущего.
2.9. Значение σb вычисляют по формуле:
, (2.2)
где σ1о - напряжение, вызванное перемещением блока основания длиной 1 м (рис. 2.2);
L - длина трещиноватого блока основания или цементобетонной плиты.
Если основания укладывают без температурных швов, значение L определяют по номограмме (рис. 2.3) в зависимости от марки бетона основания.
2.10. Значение Ri приведено в табл. 1.
Таблица 1
60/90 |
90/130 |
130/200 |
|
Ri, МПа |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2.11. Величина накопленной повреждаемости в структуре асфальтобетона (y) зависит от количества отрелаксировавших напряжений, повторности напряженного состояния, процессов восстановления структуры и определяется по табл. 2.
Таблица 2
8 |
10 |
12 |
16 |
20 |
24 |
|
y |
0,25 |
0,4 |
0,58 |
0,76 |
0,9 |
1,0 |
2.12. Расчет требуемой толщины асфальтобетонного покрытия с добавкой резиновой крошки ведется методом подбора и приведен в приложении.
2.13. Снизить толщину слоя асфальтобетонного покрытия на жестком основании можно путем устройства эластичных прослоек между покрытием и основанием.
Рис. 2.1. Номограмма для определения температурных напряжений в асфальтобетонных покрытиях на резинобитумных вяжущих
Цифры на прямых - марки вяжущих
Рис. 2.2. Номограмма для определения напряжений в асфальтобетонных покрытиях на резинобитумных вяжущих от перемещения блока основания
Цифры на прямых - марка вяжущего
Рис. 2.3. Номограмма для определения длины трещиноватого блока жесткого основания
Цифры на кривых - толщина основания, см
Рис. 2.4. Зависимость коэффициента снижения напряжений за счет устройства прослойки от соотношения модулей прослойки и покрытия
* Коэффициент приведен для толщины прослойки равной 10 мм
2.14. Прослойку устраивают из резинобитумного вяжущего с вязкостью 60-90 градусов пенетрации с последующим распределением крупнозернистого природного песка.
Допускается использовать для устройства прослойки пористый песчаный асфальтобетон на основе резинобитумного вяжущего при его расходе на 10-15 % выше оптимального, устанавливаемого подбором.
Допускается устраивать прослойку из синтетических нетканых материалов, приклеенных к жесткому основанию резинобитумным вяжущим.
2.15. Благодаря устройству прослойки уменьшается величина напряжения σδ, которая определяется из условия
, (2.3)
где K - коэффициент снижения напряжений за счет устройства прослойки.
Величину коэффициента K определяют по рис. 2.4 в зависимости от отношения модулей прослойки и асфальтобетона при расчетной низкой температуре (для условий БССР - 21 °С).
2.16. На стадии проектирования для прослоек из резинобитумной мастики отношение модулей можно принять 0,1-0,15. В случае применения новых конструкций прослоек отношение модулей необходимо уточнять экспериментально.
3.1. Снижение толщины асфальтобетонных покрытий на жестких основаниях ведет к росту напряжения от действия транспортной нагрузки. Поэтому требования к прочности асфальтобетона на сжатие при 50 °С для покрытий толщиной 4-6 см должны быть не ниже данных, приведенных в табл. 3.
Рис. 3.1. Зависимость коэффициента концентрации напряжений от соотношения модулей асфальтобетона и прослойки
Таблица 3
Содержание резиновой крошки в вяжущем, % |
Прочность на сжатие, МПа, для асфальтобетонов типа |
|||
А |
Б и В |
Г |
Д |
|
6-12 |
|
|
|
|
15-20 |
|
|
|
|
Примечание. В числителе - асфальтобетон I марки, в знаменателе - II марки.
3.2. Для двухслойных покрытий, а также однослойных толщиной более 6 см требования к прочности на сжатие при 50 °С должны соответствовать ГОСТ 9128-84.
3.3. В случае устройства однослойных асфальтобетонных покрытий с эластичной прослойкой между покрытием и основанием требование к прочности асфальтобетона увеличивают на коэффициент, определяемый по рис. 3.1. Для прослойки из резинобитумных мастик данный коэффициент равен 1,1.
4.1. Расчет дорожной одежды на прочность под действием транспортной нагрузки производят с учетом одного из двух условий:
4.1.1. Асфальтобетон укладывают на основание из каменных материалов, укрепленных золой или цементом. Расчет дорожной одежды в этом случае ведут по методике ВСН 46-83 Минтрансстроя РСФСР с учетом изменения расчетных характеристик асфальтобетонов с добавками резиновой крошки. Расчетные характеристики приведены в "Рекомендациях по назначению расчетных характеристик асфальтобетонов с добавкой резиновой крошки для проектирования дорожных одежд" Миндорстроя БССР, 1988 г.
4.1.2. Асфальтобетон укладывают на существующие цементобетонные покрытия либо основания из тощего бетона. В этом случае расчет прочности дорожной одежды производят по методике ВСН 197-83 Минтрансстроя РСФСР. При этом слой асфальтобетона заменяют эквивалентным слоем цементобетона и толщину цементобетонной плиты для расчета по ВСН 197-83 определяют по формуле:
, (4.1)
где ha - толщина слоя асфальтобетона;
hd - толщина слоя жесткого основания;
Ea и Ed - модули упругости асфальтобетонного покрытия и цементобетонного основания.
4.2. Расчетные характеристики асфальтобетонов с добавкой резиновой крошки зависят от химического состава крошки, технологии приготовления асфальтобетона и ряда других факторов. Поэтому необходимо контролировать соответствие проектных значений расчетных характеристик фактическим. Контроль осуществляется согласно разделу IV "Рекомендаций по назначению расчетных характеристик асфальтобетонов с добавками резиновой крошки для проектирования дорожных одежд" Миндорстроя БССР (1988 г.).
Необходимо рассчитать толщину слоя асфальтобетона с добавкой резиновой крошки, укладываемого на основание из тощего бетона толщиной 20 см М100. Марка резинобитумного вяжущего 60/90.
Зададимся толщиной слоя асфальтобетона 8,0 см.
По номограмме 2.1 найдем σa, равное 0,14 МПа.
Определим размеры трещиноватого блока основания (L). По номограмме рис. 2.3
L = 5,5 м.
По номограмме (рис. 2.2) определим σ1d = 0,18 МПа.
Тогда
= 0,18 × 5,5 = 0,99 МПа.
Значение Rс по табл. 1 составляет 2,1 МПа, а величина по табл. 2 - y = 0,2.
Проверим условие трещиностойкости (2.1)
σ = σa + σd = 0,14 + 0,99 = 1,13 > Rc y = 2,1 × 0,25 = 0,52 МПа.
Условие трещиностойкости не выполняется.
Зададимся толщиной слоя 10 см.
По номограммам 2.1-2.3 найдем σa = 0,13 МПа; σ1d = 0,16 МПа; y = 0,4.
Проверим условие трещиностойкости
σ = 0,13 + 0,16 × 5,5 = 1,01 > Rc · y = 0,84 МПа.
Условие трещиностойкости не выполняется.
Зададимся толщиной слоя 12 см.
По номограммам 2.1-2.3 найдем σa = 0,11 МПа; σ1d = 0,13 МПа; y = 0,58 (табл. 2).
Проверим условие трещиностойкости
σ = 0,11 + 0,13 × 5,5 = 0,825 < Rc · y = 2,1 × 0,58 = 1,22 МПа.
Построим график зависимостей σ и Rc · y от толщины слоя (рис.). Точка пересечения кривых дает искомую толщину, равную 10,5 см.
Условие трещиностойкости выполняется.
Рис. Зависимость σ и Rc y от толщины слоя
СОДЕРЖАНИЕ