МИНИСТЕРСТВО
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)
СБОРНИК
КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(ВЫПУСК 3)
УСТАНОВКА
БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
НА ОСНОВАНИЕ ИЗ ГОТОВОЙ БЕТОННОЙ СМЕСИ
ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
КТП-3.09-2001
Москва, 2001 г.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А. И. Анашко, Е. В. Купцовой, Т. В. Страховой.
Карта трудового процесса |
Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия. |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
КТП-3.09-2001 (Е-17-43-4а-89) |
Взамен КТ-8.11.90 |
1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.
1.2. Показатели производительности труда:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м |
12,9 |
13,3 |
2. |
Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней |
чел.-час |
0,62 |
0,60 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.
2.1. До начала установки бортовых камней мастер и старший рабочий должны выполнить разбивочные работы. В состав работ звена разбивочные работы не входят.
2.2. Щебеночно-гравийный слой под бетонным основанием должен быть уложен на предварительно спланированное и уплотненное грунтовое основание.
2.3. Бортовые камни следует укладывать на прямых участках по шнуру, а на закругленных - по шаблону с оставлением между камнями пазух шириной 3-5 мм. На закруглениях применяют только лекальный бортовой камень. Заполнение пазух между камнями допускается после проверки правильности положения борта.
2.4. Бортовые камни, изготовленные из бетона, не должны иметь отклонения от проектных размеров более 5 мм по длине и высоте камне; 2 мм по ширине.
2.5. Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов, магистральных улиц и автомобильных дорог применяют бортовые камни, изготовленные из бетона марки 400.
2.6. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.1. Исполнители.
1. Дорожный рабочий 4 разряд (А1) 1
2. Дорожный рабочий 3 разряд (А2) 1
3. Дорожный рабочий 2 разряд (А3 - А4) 2
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. Лопата подборочная 3
2. Подбивка (изготовляется в мастерских) 1
3. Трамбовка ручная 1
4. Лом стальной монтажный 2
5. Шнур разбивочный 70 м
6. Стержень металлический диаметром 15 мм, длиной 0,4 м 25
7. Лейка 1
8. Рулетка стальная РС-20 1
9. Нивелир 1
10. Кельма 1
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 4
2. Рукавицы комбинированные 8 пар
3. Ботинки кожаные 4 пары
4. Жилет сигнальный 4
3.4. Расход материалов на установку 100 м бетонных бортовых камней: бетон М-200 - 4,08 м3, песок - 0,058 м3, цемент - 0,14 т, камни бортовые из бетона М-400 длиной 3 м - 100 м.
4.1. Технологический процесс установки бортовых камней при устройстве дорожного покрытия выполняется в следующей последовательности:
- устройство основания с установкой и снятием опалубки;
- установка бортового камня (прямого или лекального) на основание с подтеской при необходимости;
- заливка швов цементным раствором и их расшивка;
- подноска бортовых камней на расстояние до 3 м, а других материалов до 20 м.
4.2. График трудового процесса
Примечание: график трудового процесса составлен на установку 3 м бордюрного камня.
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Устройство основания с установкой и снятием опалубки |
Дорожные рабочие А1-А4 занимаются устройством основания. А1-А2 устанавливают опалубку. А3 лопатой разносит бетон. А4 - укладывает его слоем 10-20 см. После установки опалубки А2 помогает разносить бетон, а А1 - трамбует вручную. Когда основание готово, А4 снимает опалубку после затвердения бетона. |
2. |
Установка бортового камня на основание с подвеской по необходимости |
По готовому основанию А1-А2 устанавливают бортовой камень лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. А3-А4 ломом фиксируют положение бордюра. Горизонтальность верха установленного бортового камня проверяют нивелиром, прямолинейность боковой поверхности по визиркам. |
3. |
Заливка швов цементным раствором и их расшивка |
После установки бортового камня А1-А2 заделывают цементным раствором пазухи между бордюром и покрытием. Для подбивки под бортовые камни применяют только бетон. Швы бортового камня с лицевой и тыльной сторон заделывают «жирным» цементным раствором, затем промежутки между торцами камней заливают жидким цементным раствором состава 1:2, 1:3 из лейки с узким лотком, до полного заполнения промежутков. |
4. |
Подноска бортовых камней на расстояние до 3 м, а других материалов до 20 м |
А3-А4 подносят бортовые камни, цементный раствор к следующему месту укладки. |
Содержание
1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процессов. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 |