МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)
СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА
СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВЫПУСК IV
Карта трудового процесса
Возведение
земляного полотна
прицепным скрепером ДЗ-20 с трактором Т-100М
КТП-4.08-2001
Москва
2001
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 2 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 |
Карта трудового процесса |
Возведение земляного полотна прицепным скрепером ДЗ-20 с трактором Т-100М |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
КТП-4.08-2001 |
Взамен КТ-4.08.88 |
1.1. Карта предусматривает рациональную организацию труда тракториста при возведении земляного полотна прицепным скрепером ДЗ-20 с трактором Т-100М из грунта 2 группы.
1.2. Показатели производительности труда:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м3 |
471 |
497 |
2. |
Затраты труда на 100 м3 грунта при транспортировке до 100 м |
чел.-час |
1,7 |
1,61 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 6 % достигается за счет применения наиболее рациональной схемы зарезания грунта скрепером. Тракторист разрабатывает грунт параллельными проходами, оставляя между соседними выемками несрезанные полосы шириной, несколько меньшей ширины ковша. Выемки образуются двумя-тремя проходами скрепера, при этом удается снять оставленные полосы за один-два прохода машин. При загрузке скрепера применяют ступенчатые ножи. Средняя треть режущей кромки у ступенчатых ножей выступает вперед и вниз относительно кромок крайних секций ножей. Это позволяет при меньшем тяговом усилии улучшить и ускорить наполнение ковша.
2.1. До начала работ необходимо:
- расчистить полосу отвода от пней, кустарника и растительного слоя;
- произвести разбивочные работы;
- проверить техническую исправность скрепера и трактора;
- уточнить места будущих въездов и съездов с насыпи.
2.2. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99.
3.1. Исполнители.
1. Тракторист 6 разряд (М1) 1
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Скрепер ДЗ-20 |
1 |
2. |
Трактор Т- 1 00 |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара
4.1. При разработке грунта из бокового резерва с перемещением его в насыпь выполняются следующие операции:
- набор грунта;
- перемещение его в насыпь;
- разработка грунта на месте отсыпки полотна;
- обратный холостой ход скрепера;
- развороты скрепера в начале и в конце захватки (участка работ).
4.2. Грунт из бокового резерва рекомендуется разрабатывать параллельными проходами, оставляя между выемками несрезанные полосы шириной несколько меньше ширины ковша. Выемки полос обрабатываются двумя-тремя проходами скрепера, а полосы между ними снимаются за один-два прохода машины. При таком способе разработки увеличивается глубина резания и уменьшаются потери грунта.
Наиболее рациональной является зигзагообразная схема перемещения грунта из бокового резерва в насыпь при захватке более 300 м.
Зигзагообразная схема перемещения грунта из бокового резерва в насыпь:
1 - разгрузка грунта; 2 - набор грунта.
4.3. График трудового процесса рабочего цикла
Примечание: Число циклов на 100 м3 грунта равно пятнадцати.
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Набор грунта |
Ковш под действием собственной массы заглубляется в грунт, заслонка поднята на 60 - 70 см, чтобы не мешала поступлению грунта в ковш. Грунт при этом перемещается к задней стенке ковша и укладывается на его дно. Затем переднюю заслонку опускают на 20 - 40 см для создания напора грунта, необходимого для наполнения передней части ковша. В конце зарезания заслонку приподнимают до 30 - 35 см для создания более плотной стружки, чтобы можно было отодвинуть грунт, уже заполнивший переднюю часть ковша. Наполненный ковш поднимают. Набор грунта рекомендуется производить на первой передаче. |
2. |
Перемещение скрепера с грунтом |
Скрепер переводится в транспортное положение после подъема наполненного ковша в процессе его движения. Для обеспечения высокой скорости перемещения груженых скреперов необходимо обращать особое внимание на подготовку земляных путей, съездов и въездов на насыпь. Транспортировка производится на третьей-четвертой передачах. |
3. |
Разгрузка грунта |
Грунт разгружается слоями равномерной толщины, что достигается регулированием подъема заслонки ковша и созданием определенного зазора между ножом скрепера и поверхностью земляного полотна. При начале разгрузки заслонка поднимается на полную высоту и грунт, содержащийся в ней и передней части ковша, ссыпается перед ножами и разравнивается ими. После разравнивания большей части высыпавшегося грунта, что тракторист оценивает визуально, можно начинать движение задней стенки ковша, которая вытесняет грунт из основной его емкости. Движение задней стенки следует выполнять в два-три приема с промежуточными остановками во избежание перегрузки тягача. |
4. |
Холостой ход скрепера |
Холостой ход рекомендуется выполнять на четвертой-пятой передачах. Систематическое выравнивание путей следования скрепера позволяет повысить его скорость. При холостом ходе скрепер может производить выравнивание путей следования путем срезания отдельных бугров и засыпкой ям и ухабов вынутым грунтом. Для этого тракторист должен поднять заслонку и подать вперед заднюю стенку, установив ее на расстоянии 20 см от крайнего переднего положения. |
5. |
Развороты скрепера в конце и в начале захватки |
Развороты скрепера при схеме движения зигзагами осуществляется в конце и начале захватки. |