МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Устройство покрытия толщиной 6 см
из черного щебня, укладываемого в холодном,
теплом или горячем состоянии

КТП-6.04-2002

Издание второе, переработанное и дополненное

(Выпуск 6)

Москва 2002 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область и эффективность применения карты.. 2

2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2

3. Исполнители, предметы и орудия труда. 3

4. Технология и организация процесса. 4

5. Приемы труда. 5

 

Карта трудового процесса

Устройство покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или горячем состоянии

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-6.04-2002
Е17, 6, 7, 31.89; Е20.2.37.87

Взамен КТ-6.5.89

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве покрытия толщиной 6 см из черного щебня, укладываемого в холодном, теплом или горячем состоянии самоходным асфальтоукладчиком ДС-1 (Д-150Б) и тремя дорожными самоходными катками.

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ТЕ

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м2 покрытия

129

149

2.

Затраты труда на устройство 100 м2 покрытия

чел.-час

6,20

5,37

Примечание: В затраты труда включено время подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 15 % достигается за счет применения навесного распределителя щебня, а так же за счет рационального размещения исполнителей.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1. Основание под покрытие из черного щебня должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка черного щебня в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.

2.2. После просушки и очистки основания за 2 ч до начала укладки щебня по основанию равномерно (без пропусков) разливают жидкий битум классов СГ и МГ любой марки в количестве 0,5 - 0,7 л/м2 или эмульсию в количестве 1 - 1,5 л/м2. Новые незагрязненные основания, устроенные с применением органических вяжущих, вяжущими не обрабатываются.

2.3. В условиях отрицательных температур розлив по основанию эмульсии для подгрунтовки не допускается.

2.4. Для перевозки черного щебня следует использовать автосамосвалы с металлическим кузовом, внутренние стенки и дно которых во избежание прилипания щебня обработаны мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.

2.5. Перед укладкой щебня проверяют наличие паспорта на черный щебень, в котором указаны вид щебня, температура, время отправки и количество.

2.6. Скорость укладки в условиях пониженных температур должна быть не ниже 40 м/ч. Скорость катков рекомендуется в начале уплотнения в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков с пневматическими шинами - 5 - 8 км/ч.

2.7. При температуре воздуха от 0 до -5 °С укладку щебня выполняют только тяжелыми катками (20 - 25 проходов по одному следу). При этом число катков увеличивают в 1,5 раза по сравнению с обычными условиями.

2.8. В конце укладываемой полосы во избежание раскатывания смеси положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.

2.9. Работы выполняются в соответствии с «Правилами производства работ» СНиП 3.06.03-85.

2.10. Работы следует выполнять, соблюдая правила техники безопасности СНиП III-4.80, СНиП 12-03-2001, а также «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М., «Транспорт», 1993 г,

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители

1.     Машинист самоходного

асфальтоукладчика ДС-1 (Д-150В)                    6 разряд (М1)                1

2. Машинист тяжелого катка                              6 разряд (М2, М3)          2

3. Машинист легкого катка                                 5 разряд (М4)                1

4. Асфальтобетонщик                                          5 разряд (А1)                 1

5. То же                                                                  4 разряд (А2)                 1

6. -"-                                                                       3 разряд (А3, А4)           2

7. -"-                                                                       2 разряд (А5, А6)           2

8. Дорожный рабочий                                          1 разряд (Д1)                 1

3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Асфальтоукладчик самоходный ДС-1 (ДС-150Б)

1

2.

Распределитель каменной мелочи навесной Д-336

1

3.

Каток дорожный самоходный массой 5 т

1

4.

То же, массой 10 - 12 т

2

5.

Жаровня передвижная

1

6.

Гладилка

2

7.

Утюг металлический

1

8.

Термометр стеклянный технический

2

9.

Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л

1

10.

Брусья упорные из древесины хвойных пород (при необходимости)

70 - 100 м

11.

Костыль металлический

50 - 60

12.

Грабли металлические

1

13.

Лопата стальная строительная подборочная

4

14.

Кувалда кузнечная тупоносая

2

15.

Шаблон с уровнем

1

16.

Линейка металлическая измерительная

1

17.

Ведро

1

18.

Лейка

2

19.

Рейка металлическая

1

20.

Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м

1

3.3. Спецодежда и спецобувь.

Машинист асфальтоукладчика, машинисты катков самоходных

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                                   4

2. Ботинки кожаные                                                                                            4 пары

3. Рукавицы комбинированные                                                                          4 пары

Асфальтобетонщики

1. Полукомбинезон хлопчатобумажный                                                           6

2. Ботинки кожаные                                                                                            6 пар

3. Рукавицы брезентовые                                                                                    6 пар

4. Наколенники брезентовые                                                                             6 пар

5. Жилет сигнальный                                                                                          6

Дорожные рабочие

1. Костюм хлопчатобумажный                                                                          1

2. Ботинки кожаные                                                                                            1 пара

3. Рукавицы комбинированные                                                                          1 пара

4. Жилет сигнальный                                                                                          1

3.4. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия толщиной 6 см (по СНиП 5.01.17-85):

Щебень черный 20 (25) - 40 мм                      - 11,5/13,5 т

Щебень черный 10 - 20 (25) мм                      - 1,1/1,25 т

Щебень черный 3 (5) - 10 мм                          - 0,8/0,9 т

Битум жидкий                                                   - 0,002 т

Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).

Примечание: При укладке черного щебня в холодном состоянии к нормам добавлять 0,07 т битума жидкого.

4. Технология и организация процесса

4.1. При устройстве покрытия из черного щебня выполняются следующие операции:

- подготовка основания;

- устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ);

- транспортировка черного щебня;

- распределение по основанию щебня 20 (25) - 40 мм (основной слой);

- первая предварительная укатка основного слоя;

- расклинивание верхней части основного слоя мелким щебнем 10 - 20 мм;

- вторая укатка;

- заполнение пустот и окончательное расклинивание поверхности покрытия клинцом и каменной мелочью 3 (5) - 10 мм;

- окончательная укатка покрытия.

4.2. График трудового процесса

4.3. Схема организации рабочего места

1 - автосамосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - легкий каток; 4 - автосамосвал с навесным распределителем щебня; 5 - тяжелый каток.

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Подноска и установка боковых упоров

а3 и А5 снимают боковые упоры с машины, очищают их и подносят к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Устанавливают по шнуру упоры, закрепляют их костылями, которые забивают в основание.

2.

Прием черного щебня и его распределение

а3 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает черный щебень в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М1 питателем подает черный щебень к распределительному шнеку; распределенный щебень предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается плитой. После разгрузки щебня А3 подает сигнал на отход автосамосвала.

3.

Выявление дефектных мест

После подкатки черного щебня легким катком (2 - 3 прохода по одному следу) А1 устанавливает несколько раз на поперечнике контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия и определяет дефектные места.

4.

Исправление дефектных мест

А1, А2, А3 и А4 немедленно исправляют дефектные места: А2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест, А1, А3, А4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях.

5.

Предварительное уплотнение основного слоя щебня 20 (25) - 40 мм

После проверки качества укладки основного слоя черного щебня и исправления дефектных мест М4 по указанию А1 приступает к укатке уложенного слоя. Уплотнение основного слоя щебня начинают от края проезжей части к середине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения скорость катка рекомендуется в пределах 1,5 - 2 км/ч (4 - 5 проходов по одному следу). В результате первой (предварительной) укатки все частицы щебня занимают устойчивое положение, но полного уплотнения не наступает.

6.

Распределение щебня 10 - 20 (25) мм навесным распределителем

Водитель автосамосвала ведет машину с навесным распределителем щебня, А2 регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением щебня (примерно 1 м3 на 100 м2). Слегка касаясь поверхности уложенного слоя рассыпанный щебень механической щеткой наметают в пустоты первого слоя. Щебень сначала наметается к середине, а затем от середины к краям. А6 и Д1 метлами поправляют отдельные места.

7.

Уплотнение верхнего слоя россыпи

М2 и М3 уплотняют тяжелыми катками верхний слой россыпи при скорости движения 2 - 2,5 км/ч. Уплотнение начинают от краев к середине с перекрытием следа на 20 - 30 см вальца. Во время уплотнения необходимо следить за тем, чтобы щебень не дробился, а заклинивал пустоты нижнего слоя.

8.

Распределение клинца и каменной мелочи

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 6.

9.

Окончательное уплотнение покрытия

Приемы труда аналогичны приемам, описанным в п. 7. Количество проходов катка по одному следу примерно 6 - 8.

10.

Контроль качества

А1 (бригадир) проверяет качество покрытия из черного щебня, толщину укатываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок, соответствие поперечных уклонов проектным.