МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Устройство укрепительных полос
из готовых бетонных плит

КТП-6.05-2002

Издание второе, переработанное и дополненное

(Выпуск 6)

Москва 2002 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область и эффективность применения карты.. 1

2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2

3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2

4. Технология и организация процесса. 4

5. Приемы труда. 5

 

Карта трудового процесса

Устройство укрепительных полос из готовых бетонных плит

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-6.05-2002
(Е2-1-60, Е-17-40-1-4)

Взамен КТ-6.14.89

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих при устройстве укрепительных полос из бетонных плит размером 100´50´6 или 100´75´6 см.

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м

33,9

39,0

2.

Затраты труда на 100 м укрепительной полосы

чел.-час

23,63

20,5

Примечание: В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат и повышение производительности труда на 15 % достигается в результате применения ножа, который крепят к отвалу автогрейдера, виброплиты и виброплощадки на бункерном распределителе для разравнивания и окончательного уплотнения бетона.

Крепление к раме шасси стального листа, который служит скользящей опалубкой (конструкция треста «Куйбышевдорстрой»), дает возможность исключить работы по установке и снятию деревянной опалубки. Замена малопроизводительного ручного труда при укладке плит механизированным способом позволяет уменьшить численность звена на 3 человека по сравнению с принятой в ЕНиР.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1. Укрепительные полосы шириной 0,5 или 0,75 м устраивают по обеим сторонам цементобетонного покрытия после отсыпки, уплотнения и окончательной планировки обочин.

2.2. До устройства земляного корыта должен быть подвезен песок для выравнивания основания.

2.3. Прицепной бункерный распределитель бетона монтируют на шасси, которое имеет с одной стороны колеса для движения по бетонному покрытию, с другой - опорную лыжу из швеллера № 12. На этом же шасси монтируют виброплиту для разравнивания и виброплощадку для окончательного уплотнения бетонной смеси. На виброплите и виброплощадке устанавливают электровибраторы, которые получают энергию от передвижной электростанции. У опорной лыжи к раме шасси крепят стальной лист, который служит скользящей опалубкой. У колес к раме шасси крепится на всю длину бункера направляющий уголок размером 55´55´5 мм, соприкасающийся с бетонным покрытием.

2.4. Тракторист в начале смены устанавливает бункер над земляным корытом так, чтобы колеса находились на бетонном покрытии дороги, а опорная лыжа - в земляном корыте у внешнего его борта. Направляющий уголок бункера при этом должен упираться в грань бетонного покрытия. Низ бункера устанавливают на 5 - 6 см ниже проектной отметки бетонной полосы с тем, чтобы создать припуск на уплотнение бетона и укладку плит. Нижняя грань виброплощадки должна быть на 6 см ниже проектной отметки бетонной полосы.

2.5. В процессе распределения бетонной смеси тракторист перемещает бункерный распределитель со скоростью 3 - 5 м/мин.

2.6. При отделке швов и кромок смачивать бетон запрещается.

2.7. Машинист электростанции обеспечивает подачу электроэнергии к вибратору, ремонтирует электрооборудование.

2.8. Работы следует выполнять соблюдая «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СоюздорНИИ, М., «Транспорт», 1993 г, а также СНиП III-4-80 «Правила техники безопасности в строительстве».

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители:

1. Машинист автогрейдера                         6 разряд (М)                         1

2. Машинист автопогрузчика                     4 разряд (М1)                        1

3. Машинист электростанции                    4 разряд (М2)                        1

4. Тракторист                                               5 разряд (Т)                          1

5. Бетонщик                                                  3 разряд (Б1, Б2, Б3)               3

6. Бетонщик                                                  2 разряд (Б4, Б5, Б6)               3

7. Дорожный рабочий                                 2 разряд (Д1, Д2)                   2

Машинист автогрейдера привлекается периодически для кратковременных работ.

Оплата труда машиниста электростанции производится по тарифу.

3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Бункерный распределитель бетона (конструкция треста «Куйбышевдорстрой»)

1

2.

Электровибратор

1

3.

Электростанция передвижная

1

4.

Компрессор

1

5.

Лопата строительная

5

6.

Молоток деревянный

1

7.

Шаблон для проверки поверхности выравнивающего слоя

1

8.

Терка фигурная

1

3.3. Спецодежда и спецобувь.

Машинист автогрейдера, автопогрузчика, тракторист

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                                   3

2. Рукавицы комбинированные двупалые                                                        3 пары

Машинист электростанции передвижной

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                                   1

2. Галоши резиновые                                                                                          1 пара

3. Перчатки резиновые                                                                                       1 пара

4. Рукавицы комбинированные                                                                         1 пара

Дорожные рабочие, бетонщики

1. Костюм хлопчатобумажный                                                                          8

2. Ботинки кожаные                                                                                            8 пар

3. Рукавицы комбинированные                                                                         8 пар

4. Жилет сигнальный                                                                                          8

3.4. Расход материалов на 100 м2 укрепительных полос:

Монолитный бетон М 250 толщиной 16 см        - 16,30 м3

Белый бетон М 350                                                - 6,0 м3

Цементный раствор 1:2                                         - 0,12 м3

Арматура                                                                - 0,232 т (при глубине поперечного шва 0,06 м)

Битумная мастика                                                  - 0,28 т

Схема крепления дополнительного ножа к отвалу автогрейдера

1 - дополнительный нож; 2 - отвал автогрейдера; 3 - нож отвала

4. Технология и организация процесса

4.1. Работы по устройству укрепительных полос из готовых плит выполняют в такой последовательности:

- отрывают земляное корыто автогрейдером;

- зачищают его вручную;

- укладывают и уплотняют бетонную смесь;

- нарезают швы в свежеуложенном бетоне;

- укладывают бетонные плиты на цементный раствор;

- заполняют швы мастикой (ведет отдельное звено).

4.2. График трудового процесса

4.3. Схема организации трудового процесса

1 - автогрейдер; 2 - трактор; 3 - бункерный распределитель; 4 - вибраторы; 5 - автосамосвал; 6 - передвижная электростанция; 7 - емкость для битумной эмульсии; 8 - компрессор; 9 - емкость с битумной мастикой; 10 - автокран; 11 - прицепная тележка

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Отрывка земляного корыта

За 3 - 4 прохода автогрейдера, оборудованного дополнительным ножом, М отрывает в обочине земляное корыто. Ширина корыта должна быть на 15 см больше ширины укрепительной полосы для прохода опорной лыжи бункерного распределителя.

2.

Подготовка корыта для укладки монолитного бетона

Д1, Д2 лопатой зачищают земляное корыто и планируют выравнивающий слой из песка под шаблон с необходимой досыпкой песка. Для отвода воды из земляного корыта Д1, Д2 открывают водопропускные воронки в пониженных местах, а также на всех участках через 40 - 50 м.

3.

Установка упорного бруса и прием бетонной смеси

Т, Б4, Д1, Д2 устанавливают у бункера упорный брус, поднимают в бункер цементобетонную смесь из автомобилей-самосвалов, очищают кузов самосвала от бетона.

4.

Распределение бетонной смеси и отделка поверхности бетона

Т перемещает распределительный бункер с бетонной смесью. Б4 обеспечивает подачу электроэнергии к вибраторам. Т фигурной гладилкой обрабатывает внешнюю кромку.

5.

Устройство поперечных швов

Б1 нарезает вибропластиной поперечные швы через 2,5 - 3 м (в местах швов бетонного покрытия и дополнительно по середине плиты), пользуясь приемом устройства швов в свежеуложенном бетоне. М2 оказывает помощь б1 в нарезке пазов швов вибропластиной и заделке в шве гидроизоловой ленты.

6.

Укладка бетонных плит

Б2, Б5 и Д2 раскладывают цементный раствор и отделывают швы сопряжения плит. М1 и Б6 укладывают бетонные плиты на раствор.

7.

Засыпка корыта землей

Д1 при помощи лопаты засыпает землей корыто у наружной грани укрепительной полосы после укладки бетонных плит.