Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба дорожного хозяйства
(Росавтодор)
Центр
организации труда и экономических
методов управления
(Центроргтруд)
СБОРНИК
КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО,
РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Карта трудового процесса
Планировка
откосов земляного полотна
автогрейдерами,
оборудованными универсальным откосником
КТП-7.01-2002
Издание второе, переработанное и дополненное
(Выпуск 7)
Москва, 2002 г.
Сборник карт трудовых процессов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Выпуск 7. М.: Центроргтруд, 2002.
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 1 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2 |
Карта |
Планировка откосов земляного полотна автогрейдерами, оборудованными универсальным откосником |
Разработана ГП |
КТП-7.01-2002 (Е2-1-39, 3б) |
Взамен КТ-4.15.90 |
1.1. Карта предназначена для организации труда машинистов автогрейдеров ДЗ-99 (Д-710Б); ДЗ-31-1 (Д557-1); ДЗ-14 (Д-395А); ДЗ-99, ДЗ-98 с универсальным планировщиком откосов земляного полотна. Длина захватки принята равной 250 м. Длина планируемого откоса 6,5 м, грунт II группы.
1.2. Методы и приемы труда, рекомендуемые в карте, обеспечивают следующие показатели производительности труда при планировке откосов земляного полотна автогрейдерами с универсальным планировщиком откосов:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
тыс. м2 |
20 |
21 |
2. |
Затраты труда на 1000 м2 |
чел.-час |
0,4 |
0,38 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
1.3. Использование универсального планировщика откосов на автогрейдерах позволяет совместить в одну операцию планировку откоса и обочины дороги, что значительно сокращает время и повышает качество выполняемых работ. Преимуществом универсального планировщика является возможность изменения угла планировки по вертикали и горизонтали. Не выходя из машины и не останавливая движения автогрейдера, машинист может менять угол планировки откоса насыпи, регулировать глубину зарезания, наблюдать за крутизной откосов, поднимать откосник. Кроме того, предложенная конструкция рабочего органа позволяет вести планировку откосов при движении автогрейдера, как по насыпи, так и вдоль подошвы.
2.1. До начала работ по планировке откосов должна быть спланирована основная площадка земляного полотна, а также произведена разбивка верхней и нижней границы откосов (бровок).
2.2. Все работы должны производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80, СНиП 12-03-2001, Правил и инструкций по охране труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
3.1. Исполнители
1. |
Машинист автогрейдера |
6 разряд (М) |
1 |
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления,
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Автогрейдер |
1 |
2. |
Универсальный планировщик откосов (рис. 1), изготовленный по чертежам рационализатора в мастерских |
1 |
Техническая характеристика откосника:
габаритные размеры (в мм) - Н = 400, L = 1400, масса - 100 кг, материал замка, сектора и штанги - Ст3, d = 25 мм.
Откосник 8 вращается при помощи поворотного сектора 3 в виде равностороннего треугольника, к одной вершине которого присоединен гидроцилиндр 1, укрепленный на задней стороне отвала 9. К другой вершине треугольника присоединена штанга 4, шарнирно соединенная с откосником 8. Такая конструкция позволяет передать усилие гидроцилиндра 1 на поворотный сектор 3 и через штангу 4 - на откосник. 8. Для снятия боковых нагрузок с шарнирных соединений откосник 8 через тросовую оттяжку 7 соединен с рамой автогрейдера. Конструкция имеет отверстия и пальцы 2, ось откосника и поворотного сектора 5, замок-петлю 6.
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара
Рис. 1. Схема крепления универсального планировщика откосов к отвалу автогрейдера
4.1. Планировку откосов следует начинать с верхней части. Поставив автогрейдер на обочине земляного полотна, машинист устанавливает универсальный планировщик по проектной крутизне откоса и, двигаясь вдоль него на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно осуществляет планировку откосов и одновременно обочины земляного полотна.
4.2. В конце рабочего прохода машинист автогрейдера поднимает откосник, съезжает с полотна, разворачивает автогрейдер, устанавливает откосник в положение для планировки откоса с нижней стоянки и, двигаясь вдоль основания откоса на первой передаче (4,2 км/ч), последовательно планирует его. Ориентиром служит верхняя спланированная часть откоса.
4.3. Если длина планируемого откоса менее 1,4 м или невозможен проезд автогрейдера вдоль нижнего основания откоса, машинист разворачивает автогрейдер, не съезжая с земляного полотна, и планирует верхнюю часть откоса с противоположной стороны земляного полотна.
4.4. График трудового процесса
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Приведение автогрейдера в рабочее положение |
Перед началом работ по планировке откосов земляного полотна машинист автогрейдера (М) проверяет состояние всех механизмов. Затем М заводит двигатель и пробует его без нагрузки, после чего проверяет действие педалей и рычагов управления и контрольно-измерительных приборов. После этого М устанавливает автогрейдер на обочине земляного полотна, а универсальный планировщик откосов - по проектной крутизне откоса. |
2. |
Планирование верхней части откоса земляного полотна на первой передаче (4,2 км/ч) |
На первой передаче (4,2 км/ч) М ведет автогрейдер вдоль откоса, ориентируясь по разбивочным маякам верхней и нижней границ откоса. М регулирует глубину зарезания, ведет наблюдение за крутизной откоса. |
3. |
Съезд с полотна, разворот автогрейдера и приведение его в рабочее положение |
В конце рабочего прохода (через 1 км) М съезжает с земляного полотна, разворачивает автогрейдер и устанавливает универсальный планировщик откосов в положение для планировки откоса с нижней стоянки. |
4. |
Планирование нижней части откоса на первой передаче (4,2 км/ч) |
Работа выполняется аналогично планировке верхней части, ориентиром служит верхняя спланированная часть откоса. |
5. |
Переезд на новую позицию на второй передаче (13 км/ч) |
После рабочего прохода вдоль основания откоса М поднимает откосник, выезжает на полотно, разворачивает автогрейдер и на второй передаче (13 км/ч) переезжает на новую позицию (захватку). |