Утверждены постановлением
от 23.01.04 № 2
от 06.04.04 № 43 с 15 апреля 2004 г.
Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ1
РД 15-632-04
______________________________
1 Не нуждаются в государственной регистрации (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.04 № 07/3213-ЮД).
1. Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, ст. 4742).
2. Методические рекомендации используются при осуществлении государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ и предназначены для специалистов Госгортехнадзора России.
3. Надзорная деятельность осуществляется в целях проверки соблюдения выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ.
4. Государственный надзор за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ рекомендуется осуществлять:
4.1. В организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, внесенные в государственный реестр (включая технологические перевозки опасных веществ в границах опасного производственного объекта), в части проверки:
выполнения положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
обеспечения специальных условий перевозки опасных грузов (вопросы, касающиеся классификации, маркировки, применяемой тары, в том числе крупногабаритной упаковки, условий перевозки, погрузки, разгрузки и обработки грузов; процедур отправления; применения соответствующего оборудования и транспортных средств), а также установленных требований безопасности при организации и осуществлении движения по путям (дорогам) необщего пользования;
выполнения программ, планов и мероприятий по обеспечению безопасного транспортирования опасных веществ.
4.2. В организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, при транспортировании опасных веществ - за соблюдением требований технических регламентов, правил, стандартов и других нормативных документов.
5. Структурным подразделениям, уполномоченным руководителем территориального органа Госгортехнадзора России, рекомендуется осуществлять координацию надзорной деятельности за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ в территориальном органе (методическое руководство, сбор, анализ и обобщение результатов; подготовка отчетов, материалов к заседаниям коллегии; анализ материалов расследования происшедших аварий и инцидентов, случаев смертельного травматизма).
6. В соответствии с Положением об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора России (РД 04-578-03), утвержденным приказом Госгортехнадзора России от 02.06.03 N 107 (зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03, регистрационный N 4750), осуществляется государственный надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
7. Закрепление за государственными инспекторами поднадзорных объектов, связанных с транспортированием опасных веществ, осуществляется приказом руководителя территориального органа.
8. Уполномоченным структурным подразделениям по результатам надзорной деятельности рекомендуется разрабатывать предложения в планы работы территориального органа по повышению уровня безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
9. Планирование работы структурного подразделения территориального органа, осуществляющего надзор за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ, проводится на основе годового плана работы территориального органа с учетом анализа состояния безопасности, аварийности и травматизма в поднадзорных организациях за истекший год, необходимости решения конкретных вопросов, связанных с соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ, а также других вопросов, которые требуют решения в планируемом году.
10. В годовом плане работы структурного подразделения рекомендуется предусматривать:
мероприятия, в соответствии с планом работы территориального органа, касающиеся деятельности отдела;
проведение комплексных и целевых обследований поднадзорных организаций и опасных производственных объектов, а также проверки соблюдения лицензионных требований и условий;
анализ состояния в поднадзорных организациях соблюдения требований безопасности при транспортировании опасных веществ, аварийности и травматизма;
анализ и оценку эффективности надзорной работы инспекторского состава;
проверки выполнения постановлений, приказов, других решений Госгортехнадзора России и территориального органа;
вопросы по заслушиванию сообщений руководителей поднадзорных организаций о соблюдении требований безопасности при транспортировании опасных веществ;
проверки работы инспекторов;
вопросы технической учебы инспекторов;
мероприятия, проводимые совместно с другими организациями.
11. Планирование работы осуществляется с учетом результатов оценки эффективности функционирования на поднадзорных предприятиях систем производственного контроля или управления промышленной безопасностью.
12. Периодичность обследований поднадзорных организаций и опасных производственных объектов устанавливается руководителем структурного подразделения, осуществляющего надзор за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ, исходя из местных условий, фактической численности отдела, состояния безопасности в поднадзорных организациях, анализа состояния аварийности и травматизма.
Рекомендуется обследовать каждую поднадзорную организацию не реже одного раза в пять лет.
13. Годовой план работы структурного подразделения рекомендуется утверждать руководителю территориального органа не позднее, чем за один месяц до начала планируемого года.
14. На основании годового плана работы структурного подразделения составляется квартальный план работы с целью уточнения сроков проведения планируемых мероприятий, их конкретизации, а также с учетом текущего состояния аварийности и травматизма.
В планах работы рекомендуется предусматривать резерв времени на проведение инспекторским составом внеплановых работ, участие в работе комиссий по расследованию аварий и случаев производственного травматизма, приемке технических устройств, составление справок, выполнение анализа и др.
15. Работа инспекторского состава осуществляется на основе личных месячных и годовых планов работы структурного подразделения в зависимости от условий работы и специализации инспектора.
16. Инспектору рекомендуется составлять и утверждать у руководителя структурного подразделения территориального органа пятилетний план-график проведения комплексных и целевых проверок поднадзорных организаций, а также проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований на основании анализа состояния выполнения требований безопасности при транспортировании опасных веществ, эффективности функционирования производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью, сроков проведения работ по лицензированию, экспертизе промышленной безопасности.
17. При необходимости, по предложению инспектора, на основании реального положения дел с соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ, руководитель структурного подразделения может проводить соответствующую корректировку планов-графиков.
18. Месячный и квартальный планы работы инспектора разрабатываются на основе квартального плана работы структурного подразделения, с учетом текущего состояния аварийности и травматизма, утвержденного плана-графика обследований поднадзорных организаций, и утверждаются начальником структурного подразделения.
19. В плане работы инспектора отражаются вопросы участия в комплексных и целевых обследованиях в составе комиссии; контроля за выполнением ранее выданных предписаний, мероприятий по повышению уровня безопасности транспортирования опасных веществ, мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий, инцидентов, смертельного травматизма; проверки эффективности работы служб производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью; приемки объектов и технических устройств в эксплуатацию; технической учебы, подготовки справок, отчетов и др.
20. При составлении плана работы инспектора рекомендуется исходить из того, что, как правило, на поднадзорных предприятиях и объектах он проводит не менее 70% рабочего времени, которое складывается из времени следования инспектора на предприятие или объект и обратно, времени нахождения на предприятии или объекте с момента прибытия и до отъезда.
21. Контроль за выполнением годовых планов работы структурного подразделения осуществляется руководителем территориального органа, утвердившим план работы, и начальником структурного подразделения.
22. Контроль за выполнением месячных планов работы инспекторов осуществляется начальником структурного подразделения или заместителем начальника территориального органа, курирующего данное направление надзора.
23. Рассмотрение хода выполнения планов работы структурного подразделения и отчетов инспекторов о ходе выполнения месячных планов работы проводится на ежемесячных совещаниях в структурном подразделении.
24. Решение о внесении изменений и дополнений в годовой план работы структурного подразделения принимается руководителем территориального органа по представлению начальника структурного подразделения.
25. Решение о внесении изменений и дополнений в месячный план работы инспектора принимается руководителем структурного подразделения.
26. Проверку территориального органа по осуществлению надзорной и контрольной деятельности за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ, а также проверку работы инспекторов, осуществляющих надзор в этой области, рекомендуется проводить с целью оценки эффективности надзорной деятельности, оказания практической помощи в организации и осуществлении надзорной и контрольной деятельности.
Указанные проверки осуществляются, как правило, в ходе проведения комплексной проверки территориального органа, проводимой комиссией Госгортехнадзора России, в соответствии с комплексным планом основных мероприятий Федерального горного и промышленного надзора России.
Проверку работы структурного подразделения рекомендуется осуществлять группой специалистов территориального органа с участием представителей отдела по надзору за обеспечением безопасности при транспортировании опасных веществ Госгортехнадзора России по заранее согласованным планам, не реже одного раза в три года.
Работу каждого инспектора рекомендуется проверять не реже одного раза в год. Как правило, проверка работы инспектора совмещается с проведением комплексного обследования закрепленных за ним предприятий и объектов. Работа инспектора проверяется руководителем структурного подразделения.
По решению руководителя территориального органа возможно проведение внеплановой проверки деятельности структурного подразделения и инспекторов.
27. В ходе проведения проверки структурного подразделения территориального органа Госгортехнадзора России рекомендуется оценивать:
наличие и порядок ведения документации;
изменение отчетных показателей в сравнении с аналогичными периодами предыдущих лет;
качество планирования работы с учетом результатов анализа состояния безопасности в поднадзорных организациях, аварийности и травматизма, а также результатов надзорной деятельности, отражение в планах вопросов, предусмотренных планами работы Госгортехнадзора России, территориального органа, контроль за выполнением намеченных работ и мероприятий;
организацию контроля за выполнением постановлений, приказов и других нормативных документов Госгортехнадзора России и территориального органа;
качество выдаваемых предписаний по результатам обследования поднадзорных организаций с точки зрения полноты охвата контролируемых вопросов и инженерного уровня осуществления таких обследований, а также порядок оформления предписаний и установления сроков выполнения выявленных нарушений;
эффективность контроля за выполнением выдаваемых предписаний, порядок осуществления такого контроля, повторяемость выявления аналогичных нарушений;
качество проверок работы инспекторов, а также эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;
качество анализа состояния безопасности при транспортировании опасных веществ, аварийности и травматизма, действенность принимаемых мер по обеспечению безопасности транспортирования опасных веществ в поднадзорных организациях;
полноту использования предоставленных прав на применение санкций и правильность их применения и оформления;
порядок приостановки работ и выдачи разрешений на их возобновление;
организацию лицензионной деятельности и контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
принципиальность и требовательность руководства структурного подразделения и инспекторского состава при осуществлении государственного надзора;
действенность принимаемых мер по повышению эффективности функционирования производственного контроля, систем управления промышленной безопасностью;
организацию взаимодействия с другими контролирующими органами, а также своевременность и качество информирования региональных органов исполнительной власти о состоянии безопасности, аварийности и травматизма;
заслушивание отчетов руководителей поднадзорных организаций, нарушающих требования промышленной безопасности в части транспортирования опасных веществ или не выполняющих предписания органов Госгортехнадзора России;
планирование и качество технической учебы инспекторского состава;
использование средств массовой информации для информирования общественности о своей деятельности, состоянии аварийности и травматизма в поднадзорных организациях;
обеспеченность инспекторского состава нормативной и методической документацией.
В ходе проведения проверки рассматриваются также:
выполнение мероприятий по предупреждению аварий и производственного травматизма, оценивается их практическая направленность и уровень контроля за выполнением. При этом рекомендуется ознакомиться с замечаниями, которые были сделаны в ходе предыдущей проверки и оценить выполнение предложений по улучшению работы структурного подразделения;
акты расследования причин травматизма и аварийности. Оценивается уровень и качество расследования, эффективность намеченных мероприятий. При рассмотрении предписаний по результатам комплексных и целевых обследований оценивается глубина и полнота обследований, последовательность, четкость изложения, конкретность и эффективность предложений, направленных на устранение выявленных недостатков;
материалы проверки работы инспекторов.
Результаты проведенной проверки рекомендуется рассматривать на совещании со всеми работниками структурного подразделения, в ходе которого дается оценка состояния соблюдения требований безопасности и надзорной деятельности, высказываются предложения по улучшению работы, рассматриваются возникающие вопросы и предложения по улучшению работы структурного подразделения.
Как правило, результаты проверки рассматриваются на коллегии территориального органа и оформляются в виде протокола (в необходимых случаях - приказа), с конкретными предложениями по улучшению надзорной и контрольной деятельности структурного подразделения.
28. При проверке работы инспектора рекомендуется обращать внимание на следующие вопросы:
состояние безопасности, производственного травматизма и аварийности в организациях, закрепленных за инспектором;
знание инспектором требований, правил и норм промышленной безопасности, действующих правил перевозки опасных грузов, своих должностных обязанностей и прав, требовательность и принципиальность при осуществлении надзорной и контрольной деятельности, выполнение нормативов обследований и проверок, а также соблюдение установленной периодичности проведения обследований;
качество оформления предписаний по результатам обследований и эффективность контроля за их выполнением.
Для более полной оценки профессиональной подготовки инспектора могут проводиться совместно с ним обследования участков или объектов поднадзорных организаций для выяснения:
способности инспектора всесторонне и полно обследовать состояние безопасности транспортирования опасных веществ в организации, вскрывать нарушения, выделять из них основные; объективно и правильно принимать решения в конкретной обстановке;
взаимоотношений, складывающихся между инспектором, руководителями и специалистами поднадзорных организаций.
При изучении выданных предписаний определяются качество оформления, четкость и техническая грамотность при изложении и построении предписания; проводится оценка предписаний и сроков, определенных на устранение нарушений; устанавливаются наличие требований о наказании виновных лиц, обоснованность и необходимость приостановки работ, необходимость ссылки на параграфы требований правил и норм безопасности.
Результаты проверки рекомендуется оформлять справкой с предложениями по устранению имеющихся недостатков и обсуждать на совещании в структурном подразделении. В необходимых случаях результаты проверки могут обсуждаться на заседании коллегии территориального органа Госгортехнадзора России.
29. Инспектору рекомендуется вести первичный учет своей работы и рабочего времени, а также подборку необходимых материалов и сведений (накопительные данные о травматизме, инцидентах и авариях при транспортировании опасных веществ, копии предписаний, выписки из решений Госгортехнадзора России и территориального органа, исполнение которых находится на контроле и др.) для подготовки отчетов о работе, аналитических материалов по целевым и другим вопросам.
30. Рекомендуется проводить не менее одного раза в месяц (без учета занятий, проводимых территориальным органом с инспекторским составом) техническую учебу инспекторского состава, которая организуется начальником структурного подразделения и осуществляется по утвержденному им плану.
На занятиях рекомендуется изучать требования правил и норм промышленной безопасности, постановления, приказы, методические рекомендации, другие документы, а также обсуждать результаты обследований и заслушивать сообщения инспекторов об организации контрольной работы.
Техническую учебу рекомендуется проводить в форме семинара. В зависимости от изучаемых вопросов может быть приглашен в качестве докладчика главный государственный инспектор-специалист. Для выступления с сообщением и докладами приглашаются специалисты территориального органа и сторонних организаций.
Самоподготовка инспекторов организуется по индивидуальным годовым планам, утвержденным начальником структурного подразделения. Темами, изучаемыми при самоподготовке могут быть вопросы изучения правовых и нормативных документов, связанных непосредственно с деятельностью инспектора, а также нормативных документов, действующих в смежных отраслях государственного надзора.
31. Передача информации территориальными органами Госгортехнадзора России о происшедших авариях и инцидентах при транспортировании опасных веществ осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (РД 03-293-99), утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 N 40, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.99, регистрационный N 1819.