МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

РСФСР

ГИПРОДОРНИИ

УКАЗАНИЯ
О СОСТАВЕ, ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
ТЕХНИКО
-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ (ТЭР)
СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(ПРИ РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО
СХЕМЕ: ТЭР - РД)

Утверждены Минавтодором

РСФСР

протокол 30

от 10.03.89

Москва 1988

Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических расчётов (ТЭР) строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования (при разработке проектной документации по схеме: ТЭР-РД) разработаны ГипродорНИИ.

Ответственный исполнитель - Маршак Б.З.

Замечания и предложения следует направлять по адресу: 125493 Москва ул. Смольная, 1/3, владение 2, ГипродорНИИ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Указания составлены в дополнение к «Указаниям о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и Технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования» и утвержденным Минтрансстроем 31.07.87 АВ-561 по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР. Указания предназначены министерствам, ведомствам и организациям, осуществляющим планирование, финансирование, проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования, а также экспертным органам.

Комиссия Совета Министров СССР по вопросам строительства и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР (протокол № 1 от 14.04.88) разрешила заказчикам по согласованию с генеральными проектной и подрядной организациями на основании утвержденных технико-экономических обоснований (расчетов) и установленных на их основании договорных цен принимать решение о разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог, предусмотренное постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.02.88 272, в одну стадию - рабочая документация, и определять ее оптимальный состав.

Госстрой СССР письмом от 11.11.88 АЧ-4020-6/5 «О порядке проектирования автомобильных дорог на территории РСФСР» также разрешил разработку рабочей документации (без выполнения проектов) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского районов, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, а также Башкирской АССР по утвержденным технико-экономическим расчетам (обоснованиям) при наличии договорных цен, установленных на основании расчетных стоимостей строительства, и согласия генеральных подрядных организаций (при подрядном способе строительства).

В связи с указанными решениями, а также требованиями ряда нормативных документов по проектированию и строительству автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, вышедших после разработки Указаний в 1987 г., стало необходимым уточнить состав, порядок разработки и утверждения технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства автомобильных дорог общего пользования, проектная документация для которых разрабатывается по схеме ТЭР-РД.

1.2. По настоящим Указаниям разрабатываются ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования на всем протяжении, участков дорог, имеющих самостоятельное транспортно-экономическое значение, а также нескольких дорог, составляющих единую местную сеть района, колхоза или совхоза, проектная документация для строительства которых разрабатывается в порядке с пунктом 1.1 по схеме ТЭР-РД.

По согласованию сторон (заказчика и проектной организации) для технических несложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения можно разрабатывать проектную документацию по схеме ТЭР-РД, в этом случае состав ТЭР должен отвечать требованиям настоящих «Указаний».

Для технически сложных участков дорог общегосударственного и республиканского значения следует разрабатывать проектную документацию по схемам: ТЭО-П-РД или ТЭР-РД, при этом состав документации должен отвечать требованиям «Указаний» Минтрансстроя СССР 1987 г. и «Эталона» ТЭР Минавтодора РСФСР 1988 г.

1.3. ТЭР является проектным документом, т.к. после его рассмотрения и утверждения разрабатывается и передается на строительство только рабочая документация. Поэтому в ТЭР должны быть приведены и обоснованы следующие основные технико-экономические показатели объекта:

- категория автомобильной дороги;

- направление автомобильной дороги (с выбором трассы по вариантам);

- протяженность объекта;

- основные технические решения;

- объемы основных строительно-монтажных работ;

- расчетная стоимость строительства и договорная цена;

- сроки строительства, источники обеспечения материалами и конструкциями, очередность строительства, пусковые комплексы, организация строительства;

- экономическая эффективность строительства.

1.4. ТЭР должен включать материалы по сооружениям и дорогам, имеющиеся в схемах и проектах районной планировки, развития автомобильных дорог как общего пользования, так и внутрихозяйственных автомобильных дорог. Предусматриваемый в ТЭР технический уровень и основные технико-экономические показатели должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных сооружений и объектов-аналогов в данном регионе.

1.5. Расчетная стоимость строительства, предусмотренная в утвержденном ТЭР, является лимитом на весь период проектирования и строительства. Расчетная стоимость строительства учитывается при составлении планов капитального строительства и не может быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве объекта.

1.6. В районе тяготения должен проводиться в необходимых объемах комплекс инженерных (топографогеодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических) и экономических изысканий и обследований, достаточных для выбора рекомендуемого варианта трассы, обоснования объемов строительных работ на эталонных участках, обоснования размеров постоянно и временно занимаемых земель.

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ТЭР

2.1. ТЭР строительства автомобильной дороги или ее участка, а также районной сети должен состоять из следующих разделов:

а) Исходные положения:

- копия задания на разработку ТЭР;

- ссылка на план работ по составлению ТЭР, утвержденный в установленном порядке;

- данные о рассматриваемом объекте, содержащиеся в схемах;

- сведения об источниках исходной информации для разработки ТЭР;

- краткое описание современного состояния существующего объекта (сети), время постройки, последнего капитального ремонта;

- соответствие технических параметров дороги ее значению и категории;

- данные о размере движения.

б) Транспортно-экономическая характеристика хозяйств района тяготения дороги.

На основании данных статотчетности, плановых материалов, данных учетов движения из схем, а при необходимости в полном объеме экономических изысканий согласно ВСН 42-87, раздел должен иметь:

- показатели существующего состояния и развития экономики хозяйств района в отчетном году и ожидаемые в перспективе (население, сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт, наличие зон массового отдыха, размеры транзитного движения).

По данным автодора, другим материалам:

- размещение, существующее состояние и перспективы развития дорог общего пользования и внутрихозяйственной сети, взаимодействие ее с сетью дорог общего пользования, место и роль рассматриваемой дороги в транспортной сети. Размеры грузового и пассажирского движения по данным учетов на проектируемом и на соседних участках, соответствие данных учетов расчетным размерам движения из схем;

- характеристика основных грузообразующих и грузопоглощающих точек, транспортных связей, анализ перевозок.

в) Обоснование мощности дороги:

- обоснование значения и категории дороги по СНиП 2.05.02-85 или по региональным нормам;

- существующие и перспективные объемы перевозок;

- технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;

- принятые размеры существующей и перспективной интенсивности движения, состав автомобилей.

Согласование объемов перевозок автомобильных дорог (мостовых переходов) местного значения, проектируемых по нормативам IV - III категории, с плановыми органами не обязательно, если при разработке ТЭР проводился контрольной учет движения, использовались материалы статотчетности плановых органов по перспективе развития хозяйства.

г) Сравнение вариантов и выбор направления дороги:

- принципы назначения вариантов, предварительное согласование конкурентоспособных вариантов проложения трассы дороги;

- увязка вариантов с существующей и перспективной планировкой населенных пунктов и с сетью внутрихозяйственных дорог;

- характеристика и оценка вариантов, выбор рекомендуемого варианта, окончательное согласование направления (с составлением акта выбора трассы и решений соответствующих исполкомов Советов народных депутатов об их утверждении);

Сравнение конкурентоспособных вариантов по основным технико-экономическим показателям (протяжение, скорость движения, стоимость).

д) Основные строительные (проектные) решения по рекомендуемому варианту:

- обоснование проектных решений по элементам плана, продольного и поперечного профиля, конструкциям дорожной одежды, искусственных сооружений, типам пересечений и примыканий, зданиям и сооружениям дорожной и автотранспортной служб, обустройству дороги.

е) Организация строительства:

- основные условия и особенности, определяющие общую схему организации строительства;

- обоснование сроков и очередности строительства;

- объемы основных строительно-монтажных работ;

- определение потребности в материально-технических ресурсах;

- потребность в основных машинах, механизмах и в кадрах (трудоемкость строительства);

- источники получения строительных материалов и конструкций и способы их транспортировки.

ж) Охрана окружающей среды:

- характеристика и оценка мероприятий по охране земель, воздушной среды, водоемов;

- мероприятия по защите от шума, загазованности;

- мероприятия по рекультивации земель;

- мероприятия по благоустройству населенных пунктов;

- предложения по использованию отходов производства при строительстве дорог.

з) Расчетная стоимость строительства:

- расчетная стоимость и договорная цена строительства объекта в целом, в том числе по участкам или дорогам (при составлении ТЭР районной сети) с составлением сводных расчетов, сводки затрат, объектных и локальных смет или расчетов.

и) Экономика строительства.

Составляется, как правило, в виде таблицы, где приводятся показатели:

- себестоимость автомобильных перевозок (коп. за авт-км или за т/км), капиталовложения в строительство, ремонты, скорости потока автомобилей, уменьшение транспортных расходов, уменьшение потерь сельского хозяйства, уменьшение потребности в шоферах, в топливе;

- сравнение технико-экономических показателей проектируемой дороги с показателями нормативов удельных капитальных вложений, норм расходов материалов на 1 млн. СМР, а также сравнение с показателями аналогично построенных автомобильных дорог.

Отмечается социальная эффективность строительства дороги (сети дорог), искусственных сооружений. При необходимости, постановка вопроса о долевом участии в строительстве дороги, отдельных сооружений.

к) Выводы и предложения:

- общая оценка целесообразности строительства объекта;

- основные технико-экономические показатели, рекомендуемые к утверждению;

- соответствие принятых строительных решений новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники;

- рекомендуемая очередность и стадийность проектирования и строительства;

- долевое участие (при необходимости).

л) Приложения:

- карта-схема транспортной сети района, место на ней проектируемой дороги, сооружения, основные населенные пункты, участки дороги с указанием вида покрытия, непостоянно действующие переправы через реки, построенные, строящиеся участки;

- план трассы с вариантами;

- продольный профиль (участка дороги или эталонных участков);

- характерные поперечные профили дороги с привязкой по длине дороги;

- поперечный профиль конструкции дорожной одежды;

- общий вид моста или путепровода;

- ведомость резервов;

- ведомость устройства съездов и переездов;

- ведомость обустройства дороги;

- календарный график строительства;

- сводная ведомость потребности строительства в основных дорожно-строительных материалах, конструкциях, изделиях и полуфабрикатах;

- сводная ведомость потребности в трудозатратах, основных строительных машинах и механизмах, оборудовании и транспортных средствах;

- сводный расчет стоимости;

- сводка затрат (при необходимости);

- объектные и локальные сметы или расчеты;

- ведомость договорной цены;

- копии документов согласования.

2.2. Состав и содержание ТЭР строительства мостового перехода аналогичен составу и содержанию ТЭР строительства автомобильной дороги с отражением в ТЭР данных и показателей, учитывающих специфику объекта: о гидрологическом режиме и расчетном расходе, класс реки, протяжении существующего моста и подходов, габаритах, допустимых нагрузках и конструкции моста и т.п.

2.3. При разработке ТЭР строительства обходной дороги необходимо приводить данные о ней, содержащиеся в генеральном плане и схеме комплексного развития транспорта города, характеристику технического состояния улиц и дороги, используемых для пропуска транзитного движения через населенный пункт в настоящее время и оценку возможности его пропуска в перспективе.

2.4. При разработке ТЭР строительства сети дорог района необходимо приводить данные проектов планировки населенных пунктов и производить увязку со схемой развития внутрихозяйственных дорог.

3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ

3.1. Разработка ТЭР осуществляется по заданиям организации-заказчика на основании плана работ по составлению технико-экономических расчетов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства предприятий и сооружений.

3.2. Разработка ТЭР строительства дорог общегосударственного и республиканского значения, сети местных дорог района или обхода крупного населенного пункта выполняется, как правило, силами головных дорожных проектнозыскательских организаций Минавтодора РСФСР или Минтрансстроя СССР.

3.3. Разработка ТЭР больших (титульных) мостов и путепроводов может поручаться только тем проектным организациям, которые имеют право или разрешение Госстроя СССР на их проектирование.

3.4. Разработка ТЭР, как правило, начинается за 2 года до начала строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭР до начала строительства пройдет более трех лет, в него должны быть внесены, в случае необходимости, соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением. ТЭР на строительство сети автомобильных дорог района составляется с выделением очередей строительства дорог по пятилетке. Расчеты стоимости строительства составляются на основе объектных смет или расчетов отдельных сооружений и локальных смет или расчетов отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие.

Объектные и локальные сметы или расчеты стоимости составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе общесоюзных и ведомственных укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), данным объектов-аналогов, прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции или построечным единичным расценкам, составленным на основе калькуляций сметных цен на материалы.

3.5. В случаях, если в ТЭР предусматривается строительство сооружений автомобильных дорог и мостов по типовым проектам или по эталонным участкам, то объем ТЭР может быть сокращен. В этом случае должна даваться только обоснованная ссылка на соответствующий проект, приводиться содержащиеся в нем данные о месте размещения, протяженности, мощности, технико-экономических показателях и расчетной стоимости его строительства.

3.6. По согласованию сторон (заказчика и проектной организации) в состав ТЭР могут быть дополнительно включены работы по сбору исходных данных и по составлению тома отвода земель, при этом заказчик производит доплату к стоимости ТЭР, определенной в разделе 4.

3.7. Расчетная стоимость строительства и договорная цена, определенная в ТЭР, согласовываются заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.

3.8. ТЭР, разработанный в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком соответствующей записью), дополнительному согласованию, при отсутствии разногласий с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежит.

3.9. ТЭР оформляется в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями. Графический материал и ведомости оформляются в соответствии с эталоном ТЭР, утвержденным Минавтодором РСФСР в 1987 г. Объем материалов ТЭР определяется сложностью данного объекта. Они должны составляться без лишней детализации и повторений при минимальном объеме, достаточном для оценки принятых проектных решений, объемов строительных работ и стоимости объекта, входящих в него сооружений и видов работ.

3.10. ТЭР разрабатывается и представляется заказчику в количестве экземпляров, установленном договором.

3.11. Согласование ТЭР с соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами производится заказчиком.

3.12. Разработанные ТЭР на строительство (реконструкцию) местных автомобильных дорог общей сети рассматриваются и утверждаются Советами Министров АССР, краевыми и областными исполнительными советами народных депутатов. Для ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения сохраняется действующий порядок утверждения.

3.13. В документе об утверждении ТЭР указываются основные данные и технико-экономические показатели объекта (приложения 1 и 2).

3.14. Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭР, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей объектов строительства, не допускать неоправданного увеличения объема строительных и проектных работ и излишней их детализации.

4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТЭР

4.1. Стоимость изыскательских работ определяется по Сборнику цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденному Госстроем СССР 16 июля 1981 г. 121.

4.2. Стоимость проектных работ определяется по Сборнику цен на проектные работы для строительства, утвержденному Госстроем СССР 02.02.87 21.

4.2.1. Стоимость разработки ТЭР строительства автомобильной дороги (сети дорог) определяется по действующему сборнику цен на проектные работы по формуле:

где  - стоимость разработки ТЭР автомобильной дороги;

0,6 - коэффициент приведения;

СП - стоимость составления проекта по действующему сборнику цен.

При разработке ТЭР сети дорог района стоимость ПИР определяется от суммарной протяженности сети.

Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от

Табл. 1

Общая пояснительная записка

Экономическая часть

Строительные решения

Организация строительства

Сметная документация

трасса, земляное полотно

водопропускные трубы

дорожная одежда

организация и безопасность движения, обустройство дорог

охрана окружающей среды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

38

2

10

1

8

18

6

4.2.2. Стоимость разработки ТЭР строительства мостового перехода определяется как сумма стоимости проектных работ по подходам (по 4.3.1) и по мосту, при этом стоимость части ТЭР строительства моста (путепровода, эстакады) определяется от стоимости проектирования комплексного проекта по формуле:

где  - стоимость разработки части ТЭР, относящейся к искусственному сооружению;

0,6 - коэффициент приведения;

 - стоимость разработки комплексного проекта моста (путепровода) по действующему сборнику цен на проектные работы.

Относительная стоимость разработки документации и видов работ в процентах от

Табл. 2

Пояснительная записка

Местоположение, варианты, осн. конструкции, гидрология

Строительные решения

Организация строительства

Сметная документация

опоры

пролетные строения

архитектурное оформление, прочие конструкции

1

2

3

4

5

6

7

6

42

12

6

2

20

12

Относительные стоимости отдельных видов работ по табл. 1 и 2 могут быть изменены главным инженером комплексного проекта в зависимости от состава и сложности работ по конкретному объекту.

4.3. В случаях, когда заказчик поручает проектной организации работы по составлению акта выбора трассы, к стоимости проектно-изыскательских работ по составлению ТЭР добавляется повышающий коэффициент 0,05 от стоимости проекта (письмо Госплана СССР от 10.06.85 № ВВ-21-Д).

4.4. В случаях, когда заказчик и проектная организация согласовали необходимость и возможность разработки на стадии ТЭР тома отвода земель, стоимость этих работ определяется по формуле:

а) для дороги

 - стоимость проектных работ по составлению тома отвода земель;

0,2 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта дороги (СП).

б) для мостового перехода

0,1 - относительная стоимость разработки тома отвода от общей стоимости проекта мостового перехода (СП).

5. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ТЭР

5.1. Оценка качества ТЭР производится в порядке, определенном «Временным положением об оценке технического уровня и качества проектов на строительство, расширение и реконструкцию предприятий», утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ 10 июня 1988 г. 23-Д.

Приложение 1

Таблица основных технико-экономических показателей автомобильной дороги, рекомендуемых к утверждению

№№ пп

Наименование

Измеритель

Количество

1.

Категория дороги (участка)

-

 

2.

Протяженность дороги (участка)

км

 

3.

Категория подъездов

-

 

4.

Протяженность подъездов

км

 

5.

Ширина земполотна

м

 

6.

Ширина дорожной одежды

м

 

7.

Ширина укрепленной части обочины основной дороги

м

 

8.

Тип дорожной одежды и вид покрытия

 

 

9.

Количество мостов (путепроводов)

шт/п.м

 

10.

Продолжительность строительства

мес.

 

11.

Стоимость строительства

тыс. руб.

 

12.

Стоимость строительства 1 км дороги

тыс. руб.

 

13.

Договорная цена

тыс. руб.

 

Приложение 2

Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода, рекомендуемых к утверждению

№№ пп

Наименование

Измеритель

Количество

1.

Категория дороги

-

 

2.

Протяженность мостового перехода

км

 

3.

в том числе длина моста

п.м

 

4.

Ширина земляного полотна подходов

м

 

5.

Ширина проезжей части

м

 

6.

Тип дорожной одежды и вид покрытия

-

 

7.

Габарит моста и ширина тротуаров

-

 

8.

Расчетные нагрузки

-

 

9.

Продолжительность строительства

мес.

 

10.

Расчетная стоимость строительства

тыс. руб.

 

11.

Стоимость строительства 1 км подходов

тыс. руб.

 

12.

Стоимость строительства 1 м2 моста

тыс. руб.

 

13.

Договорная цена

тыс. руб.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Состав и содержание тэр. 2

3. Порядок разработки и утверждения технико-экономических расчетов. 4

4. Порядок определения стоимости проектно-изыскательских работ для составления тэр. 5

5. Порядок оценки качества разработки тэр. 6

Приложение 1. Таблица основных технико-экономических показателей автомобильной дороги, рекомендуемых к утверждению.. 6

Приложение 2. Таблица основных технико-экономических показателей мостового перехода, рекомендуемых к утверждению.. 6