ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1 издание Разработано совещанием XI Комиссии с 21 по 28 мая 1979 г. в г. Суздале Дата вступления в силу: 3 июля 1979 г. Примечание: |
АВТ |
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчету экономической эффективности
капитальных вложений в дорожном строительстве
1. Данный раздел содержит принципы и расчетные значения, лежащие в основе оценки эксплуатационных затрат автомобилей.
Капитальные вложения, направленные на улучшение условий движения по дорожной сети, приводят к снижению эксплуатационных затрат автомобилей.
Полученный экономический эффект должен быть учтен при оценке экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве
2. Эксплуатационные затраты автомобилей включают в себя:
- переменные затраты, зависящие от пройденного расстояния и условий движения (затраты на горюче-смазочные материалы, шины, содержание и ремонт, амортизацию), стоимость/автом.´км;
- постоянные затраты, не зависящие от величины пробега (накладные расходы, заработная плата водителей и их командировочные расходы), стоимость/автом.´км.
3. При расчете эксплуатационных затрат автомобилей необходимо учитывать влияние следующих факторов:
- структуру движения;
- условия эксплуатации автомобилей, зависящие от типа и технического состояния дорожных покрытий;
- геометрических характеристик дорог (ширина проезжей части и карманов, радиусы кривых, уклоны, расстояния видимости);
- интенсивности движения и средней скорости движения;
- продолжительности остановок на пересечениях дорог и железнодорожных переездов.
4. При определении эксплуатационных затрат автомобилей, дорожная сеть или дорога разбивается на однородные участки по техническим критериям и средней годовой суточной интенсивности движения.
Общие эксплуатационные затраты автомобилей представляют собой сумму затрат, рассчитанных для каждого участка в отдельности.
5. Годовые эксплуатационные затраты автомобилей для конкретного дорожного участка рассчитываются по формуле
(1)
где:
L - длина дорожного участка в км;
Ni - годовая средняя суточная интенсивность движения автомобилей категории i на уровне расчетного года, (выражается в авт./24 ч)
Кui - средние нормированные переменные затраты (зависящие от пробега) для автомобилей категории «i», установленные для движения по дорогам высшей технической категории с покрытиями хорошего состояния, в условиях равнинного рельефа местности и движения без препятствий, стоимость/автом.´км;
Ci - коэффициент, учитывающий влияние реальных условий движения по соответствующему участку дороги (геометрические характеристики дороги, вид и состояние дороги, средняя скорость движения);
vi - средняя скорость движения автомобилей категории «i» на соответствующем дорожном участке, км/ч;
Кfi - постоянные средние нормированные затраты для автомобилей категории «i», стоимость/авт.´ч;
Кsi - средние затраты, связанные с простоями автомобилей на пересечениях дорог, на ж.д. переездах, на переходах через реки и т.п. для автомобилей категории «i» на соответствующем участке дороги, стоимость/авт.
Расчетные значения в формуле (1) определяются каждой страной в зависимости от характеристик собственного автомобильного парка, специфических эксплуатационных условий и способа учета затрат по перевозкам.
Для обеспечения сопоставимости результатов расчетов эксплуатационных затрат автомобилей при установлении значений расчетных параметров рекомендуется соблюдать следующие требования:
группировка автомобилей производится по категориям и видам на основе переписей движения, однако, не следует допускать большую дифференциацию структуры движения.
Возможно проведение расчетов с использованием общего числа автомобилей (без разбивки по категориям) или понятия «приведенный автомобиль».
Средняя скорость движения vi определяется как средневзвешенная величина для дорожного участка длиной L в зависимости от:
- категории дороги;
- геометрических характеристик дорог;
- типа и состояния дорожного покрытия;
- ограничения скорости при проезде населенных пунктов;
- интенсивности и структуры движения.
Нормированные переменные затраты Кui рассчитываются категориям автомобилей по формуле (2):
(2)
где:
К1j - нормированные затраты по расходу горючего;
К2j - нормированные затраты по расходу смазочных материалов;
К3j - нормированные затраты по расходу шин;
К4j - нормированные затраты по содержанию и текущим ремонтам автомобилей;
К5j - нормированные затраты по амортизации.
Нормированные переменные затраты определяются как характерные значения для определенной категории автомобиля при помощи одной из нижеуказанных методик:
- как средневзвешенное, с учетом структуры автомобильного парка, нормированных переменных затрат для каждого типа автомобиля, входящего в состав соответствующей категории;
- путем выбора характерного автомобиля (с удельным весом и характеристиками) для соответствующей категории автомобилей и принятием значений нормированных переменных затрат этого автомобиля в качестве средних для всей категории.
Коэффициент Сi должен учитывать основные факторы, приводящие к изменению величины реальных переменных затрат по отношению к нормированным затратам, а именно: геометрические характеристики дороги (кривые, уклоны) и техническое состояние дороги, средняя скорость движения.
Для одной категории автомобилей, данный коэффициент определяется при помощи формулы (3)
C = 1 + q1 + q2 + q3, (3)
где:
q1 - увеличение реальных переменных расходов по отношению к нормированным расходам, вследствие влияния уклонов дороги;
q2 - то же, вследствие влияния кривых с малыми радиусами;
q3 - то же, вследствие влияния типа и технического состояния дороги.
Коэффициенты q зависят от средней скорости движения. Они определяются при помощи таблиц или графиков, учитывающих структуру и характеристики автомобильного парка каждой страны*).
*) В приложении 1, 2, 3 даются ориентировочные графики для определения коэффициентов.
Для расчета коэффициента по формуле (3) применяются значения средневзвешенных коэффициентов q1, q2 и q3 на данном участке дороги.
Так как влияние реальных условий движения на эксплуатационные переменные затраты автомобилей может быть приравнено увеличению длины дороги, коэффициент С можно считать и коэффициентом преобразования реальной длины дороги L на приведенную длину дороги в хороших (нормальных) условиях движения, которая определяется по формуле (4).
В случае, когда неизвестны в достаточной мере геометрические и эксплуатационные характеристики дорог или когда желательно упростить расчеты, коэффициенты могут быть определены в зависимости от средних характеристик участков дорог, определяющих техническую категорию дороги, тип и техническое состояние дорожных покрытий, условия рельефа.
Нормированные постоянные затраты Кfi вычисляются по категориям автомобилей по формуле (5):
где:
Кci - часовой заработок водители (включая различные надбавки к зарплате и командировочные затраты);
Кri - нормированные накладные затраты/авт.´ч.
Затраты по простою автомобилей Кsi определяются по категориям автомобилей при помощи формулы (6):
где:
ti - общее время простоя, связанное с прохождением участка дороги длиной L, для автомобиля категории i.
В случае расчета эксплуатационных затрат автомобилей по исследуемой сети дорог, связанной с капитальными вложениями, или в случае сравнения вариантов различной длины, в затраты по простою автомобилей можно включить и соответствующие затраты по погрузочно-разгрузочным работам.
Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния уклонов дороги и типа автомобилей.
Обозначения:
1. Грузовые автомобили дизельные грузоподъемностью 10 т.
2. Грузовые автомобили на бензине грузоподъемностью 5 т.
3. Легковые автомобили.
Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния кривых малых радиусов.
Увеличение действительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния типа и технического состояния дороги.
Обозначения:
1. Асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с неровной поверхностью.
2. Щебеночное покрытие, пропитанное битумом или с поверхностной обработкой.
3. Каменное покрытие в хорошем состоянии.
4. Гравийное покрытие в хорошем состоянии.
5. Гравийное покрытие в среднем состоянии.
6. Гравийное покрытие в плохом состоянии.
7. Грунтовая дорога в среднем состоянии.
Примечание:
Покрытие для сравнения: асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с ровной поверхностью, на прямом участке дороги и при нулевом уклоне.
СОДЕРЖАНИЕ