М.Л. Рахманов, А.А. Саков
Современный этап развития работ по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 « О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».
Особенность текущего этапа обусловлена тем, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Соответственно в составе документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций. Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.
Впервые законодательно установлено, что применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения.
Указанными нормативными правовыми документами также устанавливаются основные положения разработки, принятия, введения в действие и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Определено, что общероссийские классификаторы являются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими группировками).
Основными задачами разработки общероссийских классификаторов являются:
· обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;
· обеспечение межведомственного обмена информационными ресурсами;
· создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
· систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации статистического учета и отчетности и в банковской деятельности;
· упорядочение работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказанию услуг;
· информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;
· гармонизация общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.
Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.
Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.
Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
Обеспечение обязательного применения общероссийских классификаторов осуществляется путем:
· прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
· включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
Применение общероссийских классификаторов обеспечивает:
· повышение качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее секторах;
· непосредственное влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех этапах их жизненного цикла.
· Головным федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое:
· осуществляет принятие и введение в действие общероссийских классификаторов;
· проводит межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов;
· обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;
· определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;
· обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;
· осуществляет официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по техническому регулированию;
· обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.
Перечень 31-го общероссийского классификатора и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие их разработку, ведение и применение приведены в таблице 1.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ
общероссийских классификаторов
Наименование и обозначение общероссийского классификатора |
Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора |
Общероссийский
классификатор стандартов |
Ростехрегулирование |
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор информации по социальной защите |
Ростехрегулирование |
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор управленческой документации |
Ростехрегулирование |
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК 012-93 |
Ростехрегулирование |
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор валют |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор единиц измерения |
Ростехрегулирование |
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-95 |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
технологический классификатор деталей |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
технологический классификатор сборочных единиц |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор стран мира |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор информации об общероссийских |
Ростехрегулирование |
Общероссийский
классификатор органов государственной власти и |
Росстат |
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95 |
Росстат |
Общероссийский
классификатор предприятий и организаций |
Росстат |
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) ОК 027-99 |
Росстат |
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 |
Росстат |
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности, |
Минэкономразвития России |
Общероссийский
классификатор экономических регионов |
Минэкономразвития России |
Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности |
Минэкономразвития России |
Общероссийский
классификатор специальностей по образованию |
Минобрнауки России |
Общероссийский
классификатор специальностей высшей научной |
Минобрнауки России |
Общероссийский
классификатор начального профессионального |
Минобрнауки России |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93 |
Минсоцздравразвития России |
Общероссийский
классификатор профессий рабочих, должностей |
Минсоцздравразвития России |
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002 |
МПР России |
Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК 031-2002 |
Росжелдор |
Общероссийский
классификатор гидроэнергетических ресурсов |
Росэнерго |
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают также предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся закрепленных за ними общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. При этом Федеральной службой государственной статистики осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети этой Службы предоставление актуализированных текстов всех общероссийских классификаторов с внесенными в них изменениями.
Построение общероссийских классификаторов на базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской Федерации и построения государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение Российской Федерации в международные и региональные организации и ее эффективное взаимодействие с другими странами.
Дальнейшие первоочередные работы в области общероссийских классификаторов предусматривают в том числе:
разработку Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) и PRODCOM List 2003/ПРОДКОМ (Перечень продукции Европейского Союза). Принятие ОКПД предполагает отмену Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). При этом предусматривается 3-х летний переходный период для данной замены.
В связи с принятием ОКПД предстоит пересмотреть Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), 3-9–й знаки в структуре кодового обозначения которого соответствуют кодам отменяемого ОКДП.
В целях выполнения требований постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 и от 4 августа 2005 г. № 493 будут обеспечиваться на плановой основе работы по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, а также методическое обеспечение этих работ.