ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по составлению московских городских

строительных норм проектирования

зданий и сооружений (территориальные

строительные нормы г. Москвы)

2005

Содержание

Предисловие

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Планирование разработки московских городских строительных норм

6 Порядок разработки московских городских строительных норм

7 Утверждение и введение в действие МГСН

8 Внесение изменений в МГСН

9 Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к МГСН

Приложение 1

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (ФГУП ЦНС)

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры

3. СОГЛАСОВАНЫ с Москомархитектурой

4. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Москомархитектуры от 08.08.2005г № 102

1 Область применения

Настоящие Методические указания распространяются на территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию зданий и сооружений различного назначения для строительства в г. Москве. Методические указания содержат требования к содержанию, построению и изложению московских городских строительных норм, а также к планированию разработки, к порядку разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие этих документов.

Настоящие методические указания не распространяются на Московские городские нормы градостроительного проектирования, которые разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом огорода Москвы "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы".

2 Нормативные ссылки

В настоящих Методических указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

3 Термины и определения

В настоящих Методических указаниях применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О техническом регулировании", а также в настоящем разделе.

Территориальные строительные нормы - нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории нормы и правила в области строительства.

Московские городские строительные нормы - нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в области строительства.

Продукция строительства - законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.

Строительное сооружение - единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций

Здание - наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных

Помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.

Строительная конструкция - часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Система инженерного оборудования - часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи.

Строительное изделие - изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружений.

Строительный материал - материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий.

4 Общие положения

4.1 Территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты здоровья населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в благоприятной жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной среды. Разработка московских городских строительных норм осуществляется с учетом целей социальной и экономической политики, проводимой законодательными и исполнительными органами государственной власти г. Москвы.

4.2 В московских городских строительных нормах устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы нормы и правила организационного, типологического, социально-экономического и технического характера с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.

В обоснованных случаях в московских городских строительных нормах могут также приводиться конкретные методические положения в части:

- организации производства, способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

- методов расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;

- выбора типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения и их частей:

- применения новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.

4.3 Положения московских городских строительных норм должны соответствовать требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к безопасности строительной продукции и территорий застройки, которые, согласно Федеральному закону "О техническом регулировании", до 2010 г. являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.

4.4 Московские городские строительные нормы должны разрабатываться в случаях:

- отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной реализации политики Правительства Москвы в области строительства;

- несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и города Москвы;

- необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией конкретных программ Правительства Москвы, а также особенностей структуры управления строительством г. Москвы.

4.5 При составлении московских городских строительных норм при необходимости приводятся ссылки на положения нормативных документов федерального уровня, а также на государственные и межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в строительстве, действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение этих положений не допускается.

Ссылки на положения международных или региональных (в частности, европейских) стандартов допускается приводить только в случае, если эти документы официально изданы на русском языке. В то же время сведения о гармонизации московских городских строительных норм с международными или региональными стандартами, если она осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам.

4.6 Московские городские строительные нормы разрабатываются по направлениям, указанным в следующей таблице.

Объект нормирования в территориальных строительных нормах

Обоснование необходимости разработки территориальных строительных норм

Нормы и правила, относящиеся к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения

Отсутствие нормативной базы федерального уровня по отношению к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений определенного функционального назначения, предназначенных для осуществления определенных технологических процессов.
Целесообразность в конкретном учете требований нормативных документов различных органов государственного надзора, на которые в нормативных документах федерального уровня, как правило, приводятся явные или скрытые ссылки.

Нормы и правила в отношении учитываемых нагрузок и воздействий, климатических, гидрографических, инженерно-геологических особенностей регионов

Необходимость в конкретизации и развитии положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям конкретного субъекта РФ.

Нормы в области энергопотребления и тепловой зашиты зданий

Необходимость в конкретизации и развитии положений нормативных документов федерального уровня применительно к условиям конкретного субъекта РФ

Прочие нормы, относящиеся в основном к определенным конструктивным элементам зданий или к их защите от климатических воздействий

Отсутствие или недостаточность нормативной базы федерального уровня.
Создание благоприятных инвестиционных условий в отдельных конкретных сферах строительного комплекса

4.7 Московские городские строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.

К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации.

4.8 Заказчиком на разработку московских городских строительных норм, как правило, является Москомархитектура, но могут быть также отраслевые департаменты и другие подразделения Правительства Москвы или любая другая организация (предприятие), заинтересованная в разработке городских строительных норм.

4.9 Финансирование разработки московских городских строительных норм осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Правительства Москвы. К финансированию могут быть привлечены также заинтересованные инвестиционные, строительные и страховые компании.

5 Планирование разработки московских городских строительных норм

5.1 Разработка московских городских строительных норм в основном осуществляется в

соответствии с ежегодными тематическими планами по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству по Москомархитектуре (государственный заказчик).

5.2 Заявки на включение тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству должны содержать обоснование необходимости разработки МГСН. Если заявка вносится от имени организации, которая предлагает себя в качестве разработчика, то в ней должны быть указаны цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования. В заявке должны быть приведены аргументы, доказывающие: невозможность или нецелесообразность решения вопросов, которым предполагается посвятить планируемые к разработке МГСН, на основе использования нормативных документов федерального уровня; эффективность затраты средств на разработку МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их введения в действие.

Примеры обоснований для включения тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству приведены в таблице п.4.6.

5.3 Заявки на включение в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству вносятся в Департамент экономической политики и развития города и Москомархитектуру.

6 Порядок разработки московских городских строительных норм

6.1 Разработка Московских городских строительных норм (далее - МГСН), как правило, состоит из следующих стадий:

1-я стадия - организация разработки МГСН;

2-я стадия - разработка проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования, проведение согласительного совещания по первой редакции МГСН;

3-я стадия - подготовка проекта МГСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта заказчику;

4-я стадия - рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком, утверждение МГСН Правительством Москвы;

5-я стадия - регистрация МГСН в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на издание.

Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.

6.2 Организация разработки документа включает в себя определение содержания и объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и, при необходимости, соисполнителями.

При заключении договора заказчик совместно с разработчиком подготавливает, согласовывает и представляет на утверждение Первому заместителю Мэра Москвы задание на разработку МГСН, в котором указаны основные цели и задачи разработки, структура документа, требования к содержанию работы и сроки ее выполнения, наименования организаций-соисполнителей, а также организаций, которым документ направляют на отзыв и на согласование.

Информация о начале разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия могут направлять разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).

6.3 Изложение проекта МГСН должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ Р 1.5.

В состав проекта МГСН в обязательном порядке должны включаться разделы:

1 - область применения;

2 - нормативные ссылки;

3 - термины и определения;

4 - общие положения.

Наименования остальных разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от содержания документа.

Оформление титульного листа и первого листа МГСН, а также предисловия - согласно приложению 1 к настоящим методическим указаниям.

6.4 Разработка первой редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором.

Подготовленную первую редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской. В пояснительной записке к первой редакции проекта указывают:

- основание для разработки норм с указанием заказчика разработки;

- краткую характеристику объекта нормирования,

- обоснование целесообразности разработки;

- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения норм;

- сведения о соответствии проекта норм федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые содержат требования к объекту и/или аспекту нормирования;

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта норм, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о разработчике норм с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через месяц со дня получения проекта.

6.5 Подготовку проекта МГСН в окончательной редакции для представления его на утверждение и согласование разработчик осуществляет с учетом полученных отзывов.

Для рассмотрения замечаний и предложений согласующих организаций по проекту документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями этих организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке замечаний.

6.6 Разработчик до представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку.

6.7 Проект МГСН направляется на отзывы и согласование с сопроводительным письмом заказчика. Копии отзывов и согласований заказчик передает разработчику для составления сводки отзывов и замечаний, проведения согласительных совещаний и подготовки окончательной редакции.

Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

6.8 Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает Заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в Правительство Москвы на утверждение.

6.9 Подготовленный к утверждению проект МГСН, согласованный со всеми заинтересованными организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС («Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»). Экспертиза проводится на предмет соответствия документа действующему законодательству, требованиям технических регламентов и нормативных документов федерального уровня в части обеспечения безопасности, а также целесообразности включения документа в федеральную систему нормативных документов в области строительства.

Решение не включать документ в федеральную систему нормативных документов в области строительства не является препятствием для его применения на территории г. Москвы.

Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение экспертизы заключается с заказчиком (см. 4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку МГСН, основным разработчиком.

6.10 Согласованный и отредактированный для публикации проект МГСН представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором.

6.11 Рассмотрение и принятие заказчиком проекта МГСН осуществляется в порядке, предусмотренном договором между заказчиком и разработчиком.

7 Утверждение и введение в действие МГСН

7.1 Московские городские строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в установленном им порядке.

7.2 Проект МГСН представляется на утверждение заказчиком разработки документа.

7.3 На утверждение проект МГСН направляется с подлинниками согласований и экспертным заключением ФГУП ЦНС.

7.4 Утвержденный документ с экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в Министерство регионального развития Российской Федерации на регистрацию в качестве территориальных строительных норм и включение в Указатель нормативных документов в области строительства, действующих на территории Российской Федерации.

При регистрации московских городских строительных норм им присваивается обозначение, включающее:

- аббревиатуру МГСН и регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских нормативных документов в области строительства;

- в скобках - аббревиатуру ТСН (территориальные строительные нормы) и регистрационный номер согласно порядку, принятому для нормативных документов в области строительства Министерством регионального развития РФ; после регистрационного номера добавляются слова "г. Москвы").

7.5 Утвержденные и зарегистрированные московские городские строительные нормы направляются для официального издания в порядке, установленном Правительством Москвы.

7.6 Московские городские строительные нормы вступают в действие в порядке, установленном Законом города Москвы «О градостроительных нормативах и правилах города Москвы»

7.7 Московские городские строительные нормы отменяются Правительством Москвы по обоснованному предоставлению Москомархитектуры или другого заказчика.

8 Внесение изменений в МГСН

8.1 Изменения к московским городским строительным нормам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения основного документа (МГСН), приведенному в настоящих Методических указаниях.

В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.

8.2 Внесение изменений в московские городские строительные нормы в ином порядке не допускается.

9 Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к МГСН

Хранение утвержденного подлинника МГСН, изменений и поправок к ним, прошедших регистрацию в Министерстве регионального развития РФ, а также писем о согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел Правительства Москвы.

Приложение 1

Типовые формы листов московских городских строительных норм

а) Титульный лист

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

(наименование документа}

 

 

МГСН                                                    

(ТСН                                                г. МОСКВЫ)

 

МОСКВА-....г.

б) Первый лист

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

МГСН...............

РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ

 

 

(наименование документа)

 

 

 

 

 

 

 

 

МГСН............................................

 

 

(ТСН....................................... г. МОСКВЫ)

 

 

ВНЕСЕНЫ

…………..

УТВЕРЖДЕНЫ
Правительством Москвы постановлением

от...…....г. №.…...

СРОК ВВЕДЕНИЯ
в действие

с....…….....г.

в) ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ...................................................

2. ВНЕСЕНЫ..........................................................

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию........................................

4. СОГЛАСОВАНЫ............................................................................

5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с...........г. постановлением Правителю» Москвы от........г. №..........

6. Зарегистрированы Министерством регионального развития РФ в качестве территориальных строительных норм - ТСН ..............г. Москвы (письмо от......№..............).

Ключевые слова: территориальные строительные нормы, московские государственные строительные нормы, разработка, согласование, утверждение, регистрация