Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 4 октября 2005 г. N 269
Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных
(с изменениями от 16 июля, 1 ноября 2007 г.)
Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 ноября 2007 г. N 473 пункт 1 настоящего приказа признан утратившим силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2566; N 38, ст. 3803; 2005, N 5, ст. 390) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
2. Утвердить прилагаемый Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио Министра А.Г. Реус
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 2005 г.
Регистрационный N 7121
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА И ОБОСНОВАНИЯ НОРМАТИВОВ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ И КОТЕЛЬНЫХ
Центр
производственно-технической информации
энергопредприятий и технического обучения ОРГРЭС
2005
Содержание
Пункт 1 приказа, утвердивший настоящее Положение, признан утратившим силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказом Минпромэнерго России
от 4 октября 2005 г. № 269
1. Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения и утверждения нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - нормативы).
2. Утверждению в соответствии с настоящим Положением подлежат нормативы создания запасов топлива (угля, торфа, мазута, дизельного топлива) на расчетный период на тепловых электрических станциях (далее - ТЭС) и котельных, имеющих регулярные поставки топлива. Для электростанций, работающих на газовом топливе, утверждению подлежат нормативы резервного вида топлива.
3. Для утверждения нормативов организация до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в Минпромэнерго России заявление с обосновывающими материалами в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
4. Материалы по обоснованию нормативов в день их поступления в Минпромэнерго России подлежат обязательной регистрации в журнале учета документов по нормативам.
Каждому заявлению, поступившему в Минпромэнерго России, присваивается номер, указывается время, число, месяц и год поступления, а также проставляется штамп Минпромэнерго России.
5. После регистрации материалы по обоснованию нормативов передаются на рассмотрение в Департамент электроэнергетики Минпромэнерго России.
Документы, содержащие коммерческую и служебную тайну, должны иметь соответствующую отметку.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
6. Процедура утверждения нормативов проводится путем рассмотрения соответствующих дел.
7. Для организации работы по утверждению нормативов образуется Комиссия по утверждению нормативов (далее - Комиссия), а также определяется уполномоченный по делу из числа сотрудников Департамента электроэнергетики.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
8. По каждому заявлению организации открывается дело об утверждении нормативов, в которое подшиваются следующие материалы:
1) письменное заявление об утверждении нормативов, к которому прилагаются копии учредительных и регистрационных документов, справка налогового органа о постановке на учет.
2) документы, обосновывающие значения нормативов, представленных к утверждению на расчетный период, в соответствии с перечнем и требованиями Порядка расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - Порядок).
Дело содержит опись документов, хранящихся в нем, в которой для каждого документа указываются: его порядковый номер в деле, дата поступления, наименование и реквизиты, количество листов, фамилия, инициалы и подпись работника Минпромэнерго России внесшего документ в дело.
9. При накапливании в одном деле большого количества документов допускается деление дела на тома. В этом случае на титульном листе тома также указывается порядковый номер тома. Опись документов должна соответствовать фактически находящимся в данном томе документам.
10. В деле об утверждении нормативов производятся записи по следующим графам:
1) в графе "Номер документа" проставляется порядковый номер поступившего документа;
2) в графе "Дата приема" проставляется дата приема (поступления) документов (в том числе по дополнительному запросу);
3) в графе "Поступившие документы" указывается наименование поступившего документа и количество листов;
4) в графе "Документы принял" указываются фамилия и инициалы уполномоченного по делу об утверждении нормативов, и ставится его подпись;
5) в графе "Принятое решение" указываются сведения о результате рассмотрения представленных документов.
11. Уполномоченный по делу в недельный срок с момента регистрации проверяет правильность оформления материалов по нормативам: комплектность; наличие указанных приложений; наличие удостоверяющих реквизитов (подписи, штампа, регистрационного номера, фамилии и номера телефона заявителя), проводит анализ представленных материалов на предмет их соответствия требованиям, указанным в Порядке, и направляет организации извещение об открытии дела с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу, а также даты рассмотрения дела по утверждению нормативов.
12. Минпромэнерго России организует проведение экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов представленных на утверждение.
13. Срок проведения экспертизы определяется Комиссией в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 30 дней.
14. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщаются к делу об утверждении нормативов. Экспертные заключения представляются не позднее, чем за две недели до даты рассмотрения Комиссией дела об утверждении нормативов.
15. Экспертные заключения помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должны содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об утверждении нормативов;
2) анализ соответствия расчета нормативов и формы представления предложений утвержденным нормативно-методическим документам по вопросам утверждения нормативов;
3) расчетные материалы и сводно-аналитические таблицы;
4) обосновывающие документы;
5) иные сведения.
16. Организации за 2 недели до рассмотрения дела об утверждении нормативов направляется извещение о дате, времени и месте заседания Комиссии и проект протокола Комиссии об утверждении нормативов.
17. Комиссия рассматривает на своих заседаниях представленные организациями материалы по утверждению нормативов, экспертные заключения и выносит решения по вопросу утверждения нормативов.
18. В случае если представленные материалы по своему объему, содержанию и обоснованности не позволяют сделать заключение по утверждению нормативов, то Комиссия принимает решение о необходимости дополнительной проработки материалов.
19. В течение 5 дней со дня оформления протокола издается приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов, включающий в себя:
1) величину утвержденных нормативов;
2) дату введения в действие нормативов;
3) сроки действия нормативов.
Выписка из приказа с приложением утвержденных нормативов, заверенная печатью Минпромэнерго России, направляется организации.
20. Приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов публикуется на сайте Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Приказом Минпромэнерго России
от 4 октября 2005 г. № 269
1. Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных устанавливает основные требования к нормированию технологических запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо) при производстве электрической и тепловой энергии.
2. Норматив создания технологических запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса основного или резервного видов топлива (далее - НЭЗТ).
3. ННЗТ обеспечивает работу электростанции и котельной в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и составом оборудования, позволяющим поддерживать плюсовые температуры в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях.
4. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии.
5. Регламентирование действий с ННЗТ на тепловых электростанциях и котельных необходимо в целях предотвращения последствий полного останова электростанций или котельных и связанных с ним длительных ограничений и отключений потребителей.
6. Регламентирование НЭЗТ на электростанциях и котельных помимо обеспечения надежной и стабильной работы необходимо также и в целях контроля над созданием запасов топлива при подготовке электростанций и котельных всех назначений к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП).
7. На электростанциях, работающих в единой энергосистеме, в составе ННЗТ учитывается необходимость электроснабжения неотключаемых потребителей, питающихся от фидеров электростанции и не имеющих резервного питания от единой энергосистемы.
8. Расход электроэнергии на собственные нужды электростанции, а также на электроснабжение потребителей, за исключением не отключаемых, расчетом ННЗТ не учитывается, так как питание в этом случае на период достижения электростанцией ННЗТ можно обеспечивать от единой энергосистемы.
9. ННЗТ для электростанций, работающих изолированно от единой энергосистемы, включает запас топлива на электрические и тепловые собственные нужды, а также на тепло- и электроснабжение не отключаемых потребителей.
10. ННЗТ устанавливается на срок 3 года и подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки не отключаемых потребителей электрической и тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.
11. ННЗТ по электростанциям электроэнергетики определяется по согласованию с организацией, осуществляющей диспетчерские функции.
12. Расчет ННЗТ производится по каждому виду топлива раздельно.
13. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь и мазут, должен обеспечивать работу тепловых электростанций (далее - ТЭС) в режиме выживания в течение семи суток, а для ТЭС, сжигающих газ, - трех суток.
14. Топливо, входящее в НЭЗТ, накопленное к 1 октября - началу ОЗП, вовлекается в расход для выработки электрической и тепловой энергии в течение ОЗП в соответствии с энерготопливными балансами для каждой электростанции и котельной.
15. Годовой расчет НЭЗТ производится для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на контрольную дату - 1 октября планируемого года, характеризующую подготовку к работе в ОЗП с 1 октября по 1 апреля следующего года.
16. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся согласно главе III настоящего Порядка.
17. ННЗТ и НЭЗТ по объединениям электростанций и котельных определяются как суммарные объемы соответственно по всем электростанциям и котельным, входящим в объединение.
18. Расчеты нормативов создания запасов топлива на контрольную дату (1 октября планируемого года) до их представления в Минпромэнерго России, как правило, рассматриваются:
- по электростанциям и котельным электроэнергетики соответствующими объединениями электростанций и (или) котельных;
- по организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) соответствующими структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
19. Все результаты расчетов и обоснования принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных представляются в виде пояснительной записки на бумажном носителе (брошюруются в отдельную книгу) и в электронном виде: пояснительная записка - в формате Word, расчеты и необходимая для расчетов исходная информация - в формате Excel.
20. Годовая потребность НЭЗТ для каждого теплоисточника определяется по видам топлива в соответствии с существующими нормативными характеристиками оборудования.
21. Аварийный запас топлива (далее - АЗТ) теплоисточников муниципальных образований определяется в объеме топлива необходимом для обеспечения бесперебойной работы теплоисточников при максимальной нагрузке.
22. НЭЗТ и АЗТ определяются по суммам значений всех отопительных (производственно-отопительных) котельных, входящих в муниципальное образование.
23. ОНЗТ и его составляющие (без учета госрезерва) для каждого теплоисточника или групп теплоисточников муниципальных образований определяются по таблице 1 (для расхода топлива до 150 т/ч) и таблице 2 (для расхода топлива свыше 150 т/ч). Суточный расход топлива определяется для режима самого холодного месяца.
24. При доставке топлива только в период навигации водным транспортом величина запаса топлива на складах устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельно.
25. Нормативы для групп теплоисточников муниципальных образований определяются с учетом наличия базовых складов хранения запасов топлива. Минимальные запасы топлива на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ составляют: уголь - 45, мазут 30-суточная потребность.
26. Разработка нормативов производится с учетом графиков, маршрутов, способов доставки топлива и его закладки на склады теплоисточников или базовые склады в объеме нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона.
Объем ОНЗТ для расхода топлива до 150 т/ч
Вид топлива |
Объем запаса топлива |
Твердое топливо: |
|
при доставке автотранспортом |
На 7-суточный расход |
при доставке по железной дороге |
На 14-суточный расход |
Жидкое топливо основное и резервное: |
|
при доставке автотранспортом |
На 5-суточный расход |
при доставке по железной дороге |
На 10-суточный расход |
Жидкое топливо аварийное для котельных, работающих на газе, доставляемое наземным транспортом |
На 3-суточный расход |
Жидкое топливо, доставляемое по трубопроводам |
На 2-суточный расход |
Жидкое топливо растопочное для котельных производительностью: |
|
до 100 Гкал/ч включительно |
два резервуара по 100 т |
более 100 Гкал/ч |
два резервуара по 200 т |
Объем ОНЗТ для расхода топлива свыше 150 т/ч
Вид топлива |
Объем запаса топлива |
Твердое топливо при нахождении электростанции от района добычи топлива на расстоянии: |
|
до 40 км |
На 7-суточный расход |
от 41 до 100 км |
На 15-суточный расход |
свыше 100 км |
На 30-суточный расход |
Жидкое топливо основное для электростанций, работающих на мазуте: |
|
при доставке по железной дороге |
На 15-суточный расход |
при подаче по трубопроводам |
На 3-суточный расход |
Жидкое топливо резервное для электростанций, работающих на газе1 |
На 10-суточный расход |
Жидкое топливо аварийное для электростанций, работающих на газе1 |
На 5-суточный расход |
Жидкое топливо для пиковых водогрейных котлов |
На 10-суточный расход |
1 для электростанций, не имеющих второго независимого источника подачи газа |
27. Расчет ННЗТ осуществляется для электростанций и котельных на основе нормативно-технических документов по топливоиспользованию.
28. Расчет ННЗТ для электростанций и котельных оформляется в виде пояснительной записки. Результаты расчета оформляются отдельно, подписываются руководителями этих электростанций или котельных (приложение 1 к настоящему Порядку) и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции или котельные.
29. Пояснительная записка к расчету ННЗТ включает следующие разделы:
1). Перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой и электрической энергии и данные по минимально допустимым нагрузкам. Не учитывается тепловая нагрузка электростанций и котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные;
2). Обоснование технологической схемы и состава оборудования, обеспечивающих работу электростанций и котельных в режиме "выживания";
3). Расчет минимально необходимой тепловой мощности для собственных нужд электростанций и котельных, а также электрической мощности для собственных нужд электростанций, работающих изолированно от ЕЭС России.
30. Годовой расчет НЭЗТ на планируемый год (с 1 января планируемого года по 1 января следующего года) выполняется по состоянию на контрольную дату 1 октября для отдельных электростанций и котельных. Итоги расчетов НЭЗТ оформляются совместно с итогами расчета ОНЗТ по образцу согласно приложению 2 к настоящему Порядку. К итогам расчетов НЭЗТ прилагается пояснительная записка.
31. По особенностям схемы выполнения годового расчета НЭЗТ электростанции и котельные делятся на три категории:
- стандартные (типовая схема расчета);
- с ограниченными (сезонными) сроками завоза топлива;
- имевшие в предшествующий год критический уровень запасов топлива (менее 60% от ОНЗТ на 1 октября).
32. За основу расчета для стандартной группы электростанций и котельных принимаются среднесуточные в январе и апреле планируемого года расходы угля, мазута, торфа, дизельного топлива на электростанциях или котельных, необходимые для выполнения производственной программы выработки электрической и тепловой энергии планируемого года с учетом коэффициента среднего прироста среднесуточного расхода топлива в январе и апреле за последние перед планируемым три года. Расчет выполняется по формуле:
, тыс. т
где Впр - среднесуточный расход топлива для выполнения производственной программы в январе и аналогично в апреле планируемого года, тыс. т;
Кр - коэффициент изменения среднесуточного расхода топлива в январе и аналогично в апреле за три года предшествующие планируемому году, определяется по формуле:
В1, В2, В3 - фактический среднесуточный расход топлива в январе и аналогично в апреле за первый, второй и третий годы педшествующие планируемому году;
Кср - коэффициент возможного срыва поставки (учитывает условия поставки, создающиеся в зависимости от положения на рынке топлива, взаимоотношения с поставщиками, условия перевозки и другие факторы, увеличивающие время перевозки), принимается в диапазоне 1,5 - 2,5;
Тпер - средневзвешенное время перевозки топлива от разных поставщиков, определяется по формуле:
где Tпер1, Tпер2,…,Тперn - время перевозки топлива от разных поставщиков, сутки;
Вмес1, Вмес2, ..., Вмеcn - расчетные объемы поставок топлива, различных поставщиков за январь и апрель планируемого года.
33. НЭЗТ на 1 октября (начало ОЗП) определяется по формуле:
, тыс. т
34. В случаях раздельного сжигания (по очередям или котельным установкам) углей различных месторождений или невзаимозаменяемых месторождений, НЭЗТ определяется по каждому месторождению. Общий НЭЗТ по электростанции или котельной определяется суммированием.
35. НЭЗТ на 1 октября для объединений электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имеющих ограниченные сроки завоза, должен обеспечивать их работу с конца одного периода завоза до начала следующего аналогичного периода с коэффициентом запаса Кз=1,2, учитывающим возможный по реалистическим условиям сдвиг времени начала поставок топлива в районы с ограничением сроков поставок.
36. НЭЗТ для объединения электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имевших на 1 октября в предшествующий ОЗП критический уровень запасов топлива, увеличивается на коэффициент аварийности (Кав) равный 1,2 от расчетных величин.
37. ОНЗТ рассчитывается по сумме ННЗТ и НЭЗТ. Результаты расчета оформляются отдельно по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению, подписываются руководителями электростанций и котельных и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции и (или) котельные.
38. В исключительных случаях возможна корректировка нормативов запасов топлива при значительных изменениях программы выработки электрической и тепловой энергии или смене вида топлива. Процедура изменения нормативов аналогична первоначальному утверждению согласно настоящему Положению.
к Порядку расчета и обоснования
нормативов создания запасов топлива на
тепловых электростанциях и котельных
(форма)
Согласовано1: |
Согласовано2: |
Руководитель объединения |
Руководитель организации, |
электростанций и (или) котельных |
осуществляющей диспетчерские функции |
_________________________ |
________________________________ |
инициалы, фамилия |
инициалы, фамилия |
"___"___________200 г. |
"___"___________200 г. |
|
|
Неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) электростанции (котельной) ________________________________________________ (наименование) |
|
|
|
1. Уголь всего ______________________________________________тыс. т. |
|
в т.ч. по месторождениям3 _________________________________ |
|
2. Мазут ___________________________________________________ тыс. т. |
|
|
|
Руководитель электростанции (котельной) Ф.И.О. (подпись) |
|
Исполнитель: Ф.И.О., должность, наименование отдела, |
|
тел. городской, местный, E-mail |
____________________
1 согласовываются при вхождении электростанции или котельной в объединение.
2 согласовываются для электростанций.
3 при раздельном сжигании.
к Порядку расчета и обоснования
нормативов создания запасов топлива на
тепловых электростанциях и котельных
(форма)
Согласовано1:
Руководитель объединения
электростанций и (или) котельных
___________________________
инициалы, фамилия
" ___ " ____________ 200__ г.
Общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) на контрольную дату планируемого года электростанции (котельной)
_____________________________________________________
(наименование)
тыс. т
Вид топлива |
На контрольную дату планируемого года - 01 октября |
|
ОНЗТ |
в т.ч. НЭЗТ |
|
Уголь всего |
|
|
в т.ч. по месторождениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мазут |
|
|
Торф |
|
|
Дизельное топливо |
|
|
Руководитель электростанции
(котельной) Ф.И.О. (подпись)
Исполнитель: Ф.И.О., должность, наименование отдела,
тел. городской, местный, E-mail
_______________
1 Согласовываются при вхождении электростанции или котельной в объединение.