МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ
ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ
Москва 1984
Рекомендации предназначены для предприятий и организаций гражданской авиации, осуществляющих проектирование мусоросжигательных пунктов и подготавливающих для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу твердых отходов в аэропортах.
Рекомендации разработал канд.техн.наук С.Э. Демешкевич.
1.1. В процессе эксплуатации и строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружении аэропорта образуется значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический и фракционный состав.
Изучение и учет твердых отходов имеет важное народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению«локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов; оценки возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления.
1.2. Твердые отходы классифицируются по месту образования: отходы пронзводства, отходы потребления и твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках.
1.3. К отходам производства относятся следующие:
- промышленные (производственные) отходы - черный и цветной металлолом, древесина, бумага, текстильные отходы натуральных и синтетических тканей, пластмасса всех видов, резина, кожа и кожезаменители, соли, шлаки, зола, лакокрасочные материалы, консистентные смазки, жиры и другие материалы, утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (химические и физические);
- продукты физико-химической переработки сырья (полезных ископаемых), получение которых не является целью производственного процесса и которые могут быть в том или ином виде использованы в народном хозяйстве в качестве топлива или сырья для производства других отраслей.
К отходам производства могут быть отнесены отхода производственных процессов авиационно-технических баз (АТБ), строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов, складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и других служб гражданской авиации.
1.4. Отходы потребления - это бывшие в употреблении или в эксплуатации изделия и материалы, которые в результате физического или морального износа потеряли свои потребительские свойства, списанные в установленном порядке или выбрасываемые населением.
К отходам потребления относятся следующие:
бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) - пищевые отходы, стекло, кока, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир и зданий, зола, шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы домашнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.), бытовая пластмасса и изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.;
отходы учреждений административного и общественного назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет;
отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная, картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.;
отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости, бумага, стекло, битая тара и посуда, смет;
строительные отходы - отходы строительных материалов, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и другие;
отходы, образующиеся на территориях предприятий - смет с привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и пешеходных дорожек (продукты разрушения и истирания искусственных покрытий, пыль, земля, бумага, опавшая листва, отходы из урн и мусоросборников, ветошь и т.п.).
1.5. Твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках, - это различного рода шламы, ил, осадки и взвеси, удаляемые из сооружений, установок и устройств по очистке технологических и вентиляционных газовоздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу, а также по очистке и обезвреживанию хозяйственно-фекальных, производственных и поверхностных (ливневых, талых) сточных вод.
1.6. Отходы производства и потребления делятся на используемые и неиспользуемые.
1.7. К используемым отходам относятся твердые отходы, которые используются в народном хозяйстве в качестве топлива, кормов, удобрений или сырья (полуфабрикатов) для выработки определенных видов продукции как на самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределами (в других отраслях).
1.8. Неиспользуемыми отходами считаются отходы(отбросы) , которые на современном уровне развития науки и техники не могут быть использованы в народном хозяйстве, либо их использование экономически нецелесообразно. Сюда же относятся отходы, которые не используются в аэропортах из-за отсутствия необходимых капитальных вложений на их переработку, потребителей продукции, изготавливаемой из этих отходов, организационно-технических мероприятий (технической документации, необходимого оборудования и т.д.) по их использованию и др.
2.1. Твердые отходы опасны в санитарно-гигиеническом и пожарном отношениях. Они являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры, служат питательной средой для насекомых и грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний. Отходы с большим содержанием органических к пищевых продуктов быстро разлагаются, выделяя неприятный запах.
2.2. В условиях достаточного снабжения кислородом начинается аэробное разложение твердых отходов, сопровождающееся саморазогреванием внутренних слоев до температуры 70-90°С. Верхний сдой отходов, как правило, быстро сохнет и легко воспламеняется.
2.3. При большой увлажненности (85-95%) и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования отходов, начинается их анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений с резким неприятным запахом (индол, скатол и др.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод, попадает с поверхностным стоком ливневых и талых вод в поверхностные водоемы и активно их загрязняет.
2.4. Примерно 65% твердых отходов, накапливаемых в крупных аэропортах, относятся к категории неутилизируемых (неиспользуемых) и делятся по гигиеническому принципу их обезвреживания и уничтожения на шесть категорий (табл.1).
2.5. К самовозгорающимся относятся отходы второй и четвертой категорий. При их горении на открытом воздухе температура в горящей массе быстро поднимается до 400-600°С с активным газовым выделением. Тушение локального очага возгорания отходов целесообразно проводить огнетушителями.
Категория |
Гигиеническая: характеристика отходов по виду содержащихся в них загрязнений |
Примерное годовое накопление, % к общему объему |
Рекомендуемые методы обезвреживания и уничтожения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Первая |
Инертные (зола, шлак, смет с искусственных покрытий, строительный мусор) |
36 |
Использование при планировочных и строительных работах |
Вторая |
Биологически окисляемые и легко разлагающиеся органические вещества (бумага, картон, отходы пищи, опилки растительность |
29 |
Сжигание или складирование на полигоне |
Третья |
Слаботоксичные малорастворимые в воде (шламы очистных сооружений, отходы масляных лаков и красок, минеральные масла*) |
5 |
То же |
Четвертая |
Нефтемаслоподобные (нефтепродукты*), масла*, промасленная ветошь, смазки, бензин, керосин) |
28 |
Сжигание |
Пятая |
Токсичные со слабым загрязнением воздуха (отходы {нитроэмалевых и синтетических лакокрасочных покрытий, резина, пластмассовые изделия) |
1.5 |
Высокотемпературное сжигание, складирование на специальном полигоне |
Шестая |
Токсичные ограниченного применения {вещества и изделия, содержащие фенол, мышьяк, ртуть, сернистую и соляную кислоты, цианиды, соединения хрома, ядохимикаты) |
0,5 |
Захоронение, обезвреживание на специальных установках |
* Непригодные для дальнейшего использования.
2.6. Исходя из санитарно-гигиенической и пожарной опасности максимальный срок хранения твердых отходов в локальных мусоросборкниках не должен превышать трое суток.
3.1. Состав, свойства и объем накопления твердых отходов в аэропортах меняются в зависимости от климатических условий, периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и географического) положения.
3.2. Примерный морфологический состав отходов, образующихся в аэропортах, приведен ниже, а объем их накопления по классам аэропортов - в табл. 2.
3.3. Среднесуточные нормы накопления твердых; отходов на основных объектах аэропортов приведены в Нормах технологического проектирования аэропортов.
3.4. Коэффициент, учитывающий неравномерность накопления отходов и представляющий собой отношение максимальной величины суточного накопления к среднесуточному за год, может быть принят для ориентировочных расчетов в аэропортах I - Ш классов равным 1,4, а в аэропортах IV и V классов 0,25.
3.5. Относительная влажность отходов, собранных в открытые мусоросборники в дни снегопадов или дождя. в среднем на 3-7% выше, чем в остальные дни. Средняя объемная масса,накапливаемых в аэропорту отходов равна 0,2 - 0,35 т/м3
при относительной влажности 45 - 65%.
Бумага, картон |
60 |
Пищевые отходы (непригодные для использования) |
8 |
Пластмассы |
13 |
Шлак, зола от котельных |
3 |
Мелкий мусор |
16 |
Прочие |
10 |
Лакокрасочные отходы |
5 |
Текстиль, лакоткань |
5 |
Резина, кожезаменители |
8 |
Полимерные материалы (в том числе с металлическими включениями) |
22 |
Нефтепродукты, масла, смазка |
40 |
Дерево и древеснослоистые пластики |
5 |
Прочие отходы |
15 |
Шлам мусора |
40 |
Парафинированные нефтепродукты |
10 |
Песок |
25 |
Прочие |
25 |
Показатели накопления |
Аэропорт |
||
I класс и выше |
II-III классы |
IV-V классы |
|
Твердые отходы потребления |
|
|
|
Объем накопления: |
|
|
|
среднесуточный, т/сут |
4,2 (5,6) |
3,1 (4,9) |
1,3 |
среднегодовой, т/год |
1210 (1600) |
900 (1200) |
365 |
Отношение к общему объему отходов, % |
40,7 (47,5) |
39,0 (45,8) |
28,3 |
Твердые отходы производства |
|
|
|
Объем накопления: |
|
|
|
среднесуточный, т/сут |
2,9 |
2,4 |
1,8 |
среднегодовой, т/год |
870 |
720 |
500 |
Отношение к общему объему отходов, % |
29,2 (25,8) |
31,0 (27,5) |
39,0 |
Твердые строительные отходы |
|
|
|
Объем накопления: |
|
|
|
среднесуточный, т/сут |
3,2 |
2,5 |
1,5 |
среднегодовой, т/год |
900 |
700 |
420 |
Отношение к общему объему отходов, % |
30,2 (26,7) |
30,0 (26,7) |
32,7 |
Общий объем накопления: |
|
|
|
среднесуточный, т/сут |
10,3 (11,7) |
8,0 (9,8) |
4,6 |
среднегодовой, т/год |
2980 (3370) |
2320 (2620) |
1285 |
Всего, % |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
Примечание. Цифры в скобках даны с учетом авиагородка.
4.1. Выбор метода обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку или полигон, переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) должен обусловливаться возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями, технико-экономической целесообразностью и другими факторами.
4.2. Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может быть оценена исходя из следующих критериев:
капитальные затраты на 1 м3 или тонну годового накопления отходов;
эксплуатационные затраты;
эффективность и окупаемость мероприятия по обезвреживанию или уничтожению отходов;
возможность использования в народном хозяйстве как самих отходов (или их части), так и продуктов переработки;
уровень механизации процесса загрузки твердых отходов и удаления золы (шлака) из печи;
санитарная оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окружающей среды.
4.3. Термический метод (сжигание) рекомендуется в следующих случаях: при содержании в отходах менее 30% активного органического вещества, при отсутствии гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатывающих заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны.
4.4. При проектировании пункта обезвреживания отходов в аэропорту следует учитывать следующие достоинства и недостатки метода сжигания отходов в сравнении с биотермическим или физико-химическим методами.
Метод сжигания отходов характеризуется следующими факторами:
не требует большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования;
исключает необходимость транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или переработки и тем самым экономит транспортные расходы, снижает потребность в мусоросборной технике;
обеспечивает полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированностью и повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских пунктах и т.д.);
обеспечивает ликвидацию производственных отходов АТБ, значительная часть которых не может быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения;
вследствие высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет экономить расход газа на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости отходов;
не требует больших затрат на охрану окружающей среды;
обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение до минимума количества обслуживающего персонала.
К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием относятся:
сложность утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их горения;
необходимость создания высоких (до 1000°С) температур, а следовательно, более сложного и дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения;
необходимость обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы.
4.5. Технологический процесс термического уничтожения твердых отходов должен включать механизированную транспортировку отходов к станции, выгрузку отходов в бункер-накопитель, механизированную подачу отходов к приемному бункеру мусоросжигательной печи, сжигание отходов в печи, механизированное удаление золы и шлака из печи.
4.6. Транспортировка отходов к мусоросжигательной станции может быть обычной (с применением автомобилей-мусоровозов) или пневматической (вакуумной). Последний метод требует детального технико-экономического обоснования, не всегда исключает применение мусоровозов, но успешно может быть совмещен с вакуумной уборкой производственных помещений аэровокзала, АТБ и других служб аэропорта.
4.7. Вакуумная система сбора твердых отходов имеет ряд технических и санитарно-гигиенических преимуществ по сравнению с транспортированием отходов с помощью мусоровозов. К таким преимуществам относятся:
отсутствие контакта персонала с гниющими отходами;
исключение ручного труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах;
возможность полной автоматизации сбора отходов;
сокращение площадей подъездных путей к мусороприемным камерам.
5.1. Современные мусоросжигательные установки должны удовлетворять следующим основным санитарно-гигиеническим требованиям:
полное обезвреживание высокоинфицированных отходов;
минимальное содержание в золе органической части отходов;
отсутствие в газовых выбросах и. в золе токсичных и ядовитых веществ;
герметичность приемного отделения и полное отсутствие контакта персонала аэропорта с отходами, предназначенными для сжигания.
5.2. Конструкция установки должна обеспечивать:
равномерное и легкорегулируемое полное сжигание при стабильной температуре 900-1100°С независимо от состава и размера отходов;
перемешивание отходов в процессе горения;
стерильность шлака и отсутствие в нем гниющих остатков;
эффективность очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы;
высокую степень механизации и автоматизации работы по загрузке отходов и удалению из печи золы и шлака;
снижение до минимума количества обслуживающего персонала;
простоту обслуживания и ремонта;
высокую износо- и коррозионную устойчивость всех деталей конструкции;
потребность в небольших площадях производственных помещений и земельного участка;
возможность утилизации тепла от сжигания отходов.
5.3. По производительности и необходимой санитарно-защитной зоне мусоросжигательные установки можно разделять на следующие четыре группы (табл. 3),
Вид установки |
Средняя; теплота сгорания отходов |
Номинальная производительность, кг/ч |
Минимальный размер санитарно-защитной зоны, м |
|
Дж/кг
|
кал/кг
|
|||
Мелкая Небольшая Средняя Крупная |
12560 12560 10470 8370 |
3000 3000 2500 2000 |
До 100 100-500 500-3000 3000 и более |
100 150 200 300 |
5.4. В зависимости от конструкции топочного устройства различают печи с топками без шурующего аффекта и топками с шурующим эффектом (табл. 4). Шуровка (перемешивание) должна обеспечивать аэрацию слоя горящих отходов путем расшлаковки спекшихся частей.
Вид топки |
Системы |
|
с колосниковой решеткой |
без колосниковой решетки |
|
Без шурующего эффекта |
Наклонные, горизонтальные, опрокидывающиеся, цепные механические |
Шахтные, пламенные |
С шурующим эффектом |
Каскадные, валковые, качающиеся, цилиндрические и конические вращающиеся, переталкивающие (наклонные, горизонтальные) |
Циклонные, псевдосжиженные, многоподовые, барабанные (прямоточные, противоточные, комбинированные) |
5.5. Конструкция мусоросжигательной печи должна обеспечивать выполнение следующих последовательных стадий процесса сжигания отходов: сушку, горение, дожигание.
Сушку отходов целесообразно осуществлять при излучении тепла отходящими газами через слой отходов или за счет теплообмена с горячим воздухом, когда он проходит через слой отходов. В последнем случае температура дутьевого воздуха должна быть не менее 200° С.
На стадии горения сгорают в основном летучие составлявшие отходов и должны быть обеспечены хорошие воспламенение и постоянный контакт с большим количеством воздуха. На третьей стадии происходит дожигание наиболее трудно горящих компонентов. Для дожигания необходимы сравнительно небольшое количество дутьевого воздуха, глубокая шуровка, хороший контакт между отходящими газами и кислородом воздуха, достаточное время для сгорания отходов и хорошая футеровка стенок для сохранения тепла.
5.6. По теплотехническим свойствам общая масса твердых отходов аэропортов близка к аналогичным свойствам горения дерева и деревянных изделий с той лишь разницей, что при сжигании отходов выделяются соединения серы, в частности сернистый ангидрид.
5.7. Типовой процесс сгорания твердых отходов, приведенный к процессу сгорания сухого дерева, сопровождается следующими показателями:
Температура в топочной камере, °С |
850-1150 |
Температура отходящих газов на выходе из топки, °С, не менее |
750 |
Температура отходящих газов на выходе из трубы, °С, не менее |
250 |
Допустимая тепловая нагрузка камеры сгорания, Гкал/м3 (МВт/м3): |
|
максимальная |
0,12(0,139) |
минимальная |
0,04(0,046) |
Потери тепла от механической неполноты сгорания отходов и теплопроводности стенок печи, %. |
4-5 |
Скорость газовоздушной смеси на выходе из печи, м/с |
4,5 - 6 |
Коэффициент избытка воздуха |
1,4-1,5 |
Общая масса газов, образующихся при неполном сжигании 1 кг отходов, кг: |
|
влаги |
0,53 |
сернистого ангидрида |
0,01 |
двуокиси углерода |
1,25 |
окиси углерода |
0,79 |
двуокиси азота |
0,02 |
азота |
4,14 6,74 |
Средняя масса золы, выносимая из печи при неполном сжигании отходов, кг золы/кг отходов |
0,025 |
Исходя из приведенных данных, можно выбрать топочную решетку, подобрать вентиляторы и дымососы, подсчитать скорости газовых потопов и подучить другие параметры, необходимые для эксплуатации и конструирования мусоросжигательной установки.
6.1. Горение твердых отходов подчиняется тем же физическим законам, что и горение любого другого топлива. Тепло технические свойства общей массы отходов (без учета строительного мусора) примерно соответствуют свойствам дерева и изделий из него.
К основным теплотехническим показателям твердых отходов относятся:
элементарный состав рабочей массы отходов (влажноcть WP , зольность AP , содержание азота NP , серы SP , углерода СР, водорода HP и кислорода OP ), %;
теплота сгорания Qp , кДж/кг (I кДж = 0,2388 ккал);
выход летучих веществ VГ , % от горючей массы.
6.2. Рабочей массой принято считать массу отходов в том виде, в каком она сжигаетоя, т.е. поступает в топку печи. Уравнение состава рабочей массы отходов, выраженное через элементарный состав, имеет следующий вид:
СР + HP + OP + NP + SP + AP + WP = 100% |
(1) |
6.3. Помимо состава рабочей массы условно различают в твердых отходах горючую и сухую массы. Эти массы соответственно обозначаются индексами "г" и "с". Например, состав горючей массы, т.е. обезвоженных и обеззоленных отходов, выражается уравнением:
СГ + НГ + ОГ + NГ+ SГ = 100% |
(2) |
6.4. Теплота сгорания твердых отходов зависит в большой степени от его влажности. Она достигает максимума летом и минимума зимой при наибольшей влажности.
Различают высшую и низшую теплоту сгорания отходов. Высшей теплотой сгорания QPB называют количество тепла, выделяемое при полном сгорании отходов, о учетом тепла, идущего на образование водяных паров, которые образуются при горении. Низшая теплота сгорания QPH отличается от высшей тем, что не учитывает тепло, затрачиваемое на образование водяных паров, которые находятся в продуктах сгорания. При расчетах, как правило, принимается величина низшей теплоты сгорания.
Низшую теплоту сгорания QPH можно рассчитать по формуле Д.И.Менделеева
QPH = 339,5 · СР + 1256 · HP - 109 · (OP - SP) - 25,14-(9 HP + WP), кДж/кг |
(3) |
6.5. Взаимосвязь высшей и низшей теплоты сгорания рабочей массы отходов, так же как и для твердых видов топлива, определяется уравнением
QPB = QPH + 25,14 · (9 · HP + WP), кДж/кг |
(4) |
6.6. Низший предел теплоты сгорания твердых отходов, при котором они могут сгорать без дополнительного топлива, составляет примерно 3350 кДж/кг (800 ккал/кг). Удельная теплота сгорания условного топлива 29330 кДж/кг (7000 ккал/кг).
6.7. Значительная часть твердых отходов в аэропортах различных классов имеет однородный характер и состоит из пищевых отходов, упаковки, производственных отбросов, растительного мусора и смета с искусственных покрытий. В авиагородках состав бытовых отходов отличается увеличенным объемом макулатуры, тряпья и деревянных изделий.
6.8. Теплотехнические свойства рабочей массы твердых отходов потребления и производства, образующихся в аэропортах гражданской авиации, приведены в табл. 5 и 6.
Для пересчета рабочей массы отходов в сухую или горючую массу следует пользоваться формулами, приведенными в табл. 7.
Вид отходов |
Элементарный состав, массовая плотность, % |
Удельная теплота сгорания QP,кДж/кг |
||||||||
влажность WP |
Летучие вещества VГ |
углерод СР |
водород HP |
кислород OP |
азот NP |
сера SP |
зола AP |
с учетом влажности |
в пересчете на сухую основу |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Бумага: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газетная |
6,0 |
80 |
46,2 |
5,6 |
40,5 |
0,05 |
0.15 |
1.5 |
18500 |
19700 |
грубая оберточная |
5,6 |
83 |
42,6 |
5,7 |
44,5 |
0,0 |
0,1 |
1,03 |
16880 |
17900 |
журнальная |
4,5 |
66 |
31,5 |
4,8 |
36,8 |
0,07 |
0,09 |
22,24 |
12200 |
12700 |
картонная |
5,2 |
77 |
41,5 |
5,4 |
42,8 |
0,09 |
0,21 |
4,8 |
16400 |
17300 |
покрытая пластиком |
4,7 |
84 |
43,0 |
5,9 |
43,5 |
0,19 |
0,08 |
2,63 |
17000 |
17900 |
вощеная молочных пакетов |
3,5 |
90 |
57,2 |
8,9 |
29,0 |
0,12 |
0,1 |
1,18 |
26300 |
27200 |
оберточная продуктов питания |
6.3 |
76 |
42,2 |
5,7 |
39,3 |
0,15 |
0,15 |
6,2 |
16900 |
17800 |
почтовой корреспонденции |
4,6 |
73 |
36,2 |
5,2 |
41,0 |
0,2 |
0,1 |
12,7 |
14000 |
14800 |
Отходы растительной пищи |
78,5 |
17 |
10,6 |
1,5 |
3,2 |
0,46 |
0,04 |
0,7 |
4200 |
19200 |
Кожура и зерна цитрусовых |
79,0 |
17 |
10,2 |
1,2 |
8,9 |
0,25 |
0,03 |
0,42 |
4000 |
18700 |
Остатки обработанного мяса |
39,0 |
56 |
36,5 |
5,8 |
16,0 |
0,68 |
0,12 |
1,9 |
17700 |
29900 |
Жир от жарения |
0,0 |
98 |
73,2 |
11.5 |
14,8 |
0,43 |
0,07 |
0,0 |
38300 |
38300 |
Обувь кожаная |
8,0 |
57 |
39,0 |
5,0 |
21,5 |
5,6 |
0,9 |
20,0 |
16800 |
18000 |
Каблуки и подметки из резины |
1.7 |
67 |
53,2 |
7,1 |
8,0 |
0,5 |
1.5 |
28,0 |
25300 |
25600 |
Мусор из пылесоса |
6,0 |
56 |
33,8 |
4,7 |
20,1 |
6,25 |
1,15 |
28,0 |
14800 |
15700 |
Деревянная упаковка, мебель, крупные сухие ветки |
40,0 |
85 |
30,3 |
3,6 |
25,1 |
0,4 |
0,0 |
0,6 |
10200 |
17000 |
Обрезки зеленых кустарников |
69,0 |
25 |
15,0 |
2,0 |
12,6 |
0,53 |
0,06 |
0,81 |
6300 |
20300 |
Ветки хвойных деревьев |
74,0 |
21 |
13,8 |
1.74 |
9,2 |
0,38 |
0,05 |
0,83 |
5700 |
22000 |
Цветы садовых растений |
54,0 |
36 |
21,5 |
3,0 |
18,5 |
0,58 |
0,12 |
2,3 |
8600 |
18600 |
Трава зеленых газонов |
75,2 |
19 |
11,5 |
1.5 |
9,0 |
1,1 |
од |
1,6 |
4780 |
19300 |
Опавшие листья деревьев |
10,0 |
67 |
46,9 |
5,5 |
27,4 |
6,26 |
0,14 |
3,8 |
18500 |
20600 |
Среднее значение общей массы отходов |
34,0 |
71,5 |
37,3 |
3,0 |
18,0 |
0,5 |
0,2 |
7,0 |
14900 |
15600 |
Вид отходов |
Теплота сгорания рабочей основы кДж/кг |
Температура вспышки,°С |
Температура воспламенения,°С |
Температура плавления золы, °С |
Плотностъ rот,кг/м3 |
Доля летучих веществ VГ,% |
Влажность WP % |
Зольность AP |
Массовая доля серы SP % |
Массовая доля сухих горючих веществ, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
Пленка полиэтиленовая |
44600 |
82 |
93 |
- |
91 |
99,0 |
0,15 |
1,5 |
0 |
98,5 |
Пенопласт |
28500 |
85 |
116 |
- |
146 |
76,0 |
10 |
25,5 |
1,4 |
75,0 |
Полиметилметакрилат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(органическое стекло) |
18400 |
149 |
166 |
- |
152 |
15,1 |
0,51 |
56,7 |
0,02 |
43,3 |
Винил (обрезки) |
26600 |
68 |
74 |
- |
375 |
75,0 |
0,56 |
4,5 |
0,02 |
95,4 |
Изделия из прессованного термопластика |
36000 |
- |
160 |
1540 |
1230 |
62,4 |
0,9 |
9,1 |
1,0 |
- |
Ройелит |
47200 |
132 |
138 |
- |
389 |
82,0 |
0,4 |
9,6 |
0,04 |
90.4 |
Ткань: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нейлоновая |
30700 |
330 |
338 |
- |
102 |
100 |
1,7 |
0,13 |
0 |
99,8 |
покрытая резиной |
25600 |
130 |
132 |
- |
388 |
81,2 |
1,04 |
21,2 |
0,79 |
79,0 |
шерстяная, покрытая винилом |
25700 |
74 |
77 |
- |
171 |
81,0 |
1.59 |
П.4 |
0,8 |
88,6 |
хлопчатобумажная, покрытая винилом |
20700 |
68 |
80 |
- |
162 |
84,0 |
1,48 |
6,3 |
0,02 |
93,7 |
суконная |
17000 |
146 |
149 |
- |
216 |
70,7 |
1,25 |
24,1 |
0,4 |
75,9 |
на вспененной подкладке |
23700 |
102 |
ИЗ |
- |
181 |
55,1 |
0,4 |
31,9 |
1,44 |
68,1 |
из хлопка и вискозы |
18000 |
- |
105 |
- |
504 |
90,3 |
6,6 |
0,61 |
0,15 |
- |
Клеенчатая прорезиненная |
17000 |
130 |
150 |
1220 |
1590 |
51,0 |
1,0 |
40,0 |
0.8 |
- |
Среднее значение общей массы отходов |
26600 |
- |
- |
- |
280 |
86,0 |
1,1 |
12,0 |
0,85 |
83,0 |
Исходная масса топлива |
Определяемая масса топлива |
|||||||||||||||
рабочая |
аналитическая |
сухая |
горючая |
органическая |
||||||||||||
Рабочая |
I |
100 -Wa 100 -Wp |
|
100 |
|
|
100 |
|
|
100 |
|
|||||
100 - WP |
100 - WP- AР |
100 - WP- AР-SPк |
||||||||||||||
Аналитическая |
100 - WP 100 - Wа |
I |
|
100 |
|
|
100 |
|
|
100 |
|
|||||
100 - Wа |
100 - Wа- Aа |
100 - Wа- Aа-Sак |
||||||||||||||
Сухая |
100 - WP 100 |
100 - Wа 100 |
I |
|
100 |
|
|
100 |
|
|||||||
100 - Ac |
100 - Aс- Sск |
|||||||||||||||
Горючая |
|
100 - WP- AP |
|
|
100 - Wа- Aа |
|
100- Aс 100 |
I |
|
100 |
|
|||||
100 |
100 |
100 - Sгк |
||||||||||||||
Органическая |
|
100 - WP- AP- SPк |
|
|
100 - Wа- Aа- Sак |
|
100 - Aс- Sск 100 |
100 - Sгк 100 |
I |
|||||||
100 |
100 |
|||||||||||||||
7.1. Необходимая мощность MОT мусоросжигательной станции рассчитывается по формуле
, |
(5) |
где Q0T- максимальная суточная масса накапливаемых в аэропорту твердых отходов, подлежащих сжиганию, кг/сут.;
n - количество смен работы станции в течение суток,
n = 2 - 3;
Фсм - действительный фонд времени работы оборудования станции в течение одной смены,
Фсм = 7,5 ч.
7.2. Максимальная суточная масса твердых отходов Q0T определяется непосредственным замером массы накапливаемых отходов в течение месяца (месяц "пик") с наибольшей интенсивностью пассажирских перевозок.
Ориентировочное значение Q0T можно рассчитать по формуле
|
(6) |
где ПГ – годовой объем пассажирских перевозок, пасс;
СМ - отношение объема пассажирских перевозок в месяц "пик" к годовому объему ПГ, %; ориентировочно СМ = 11-13,5 %;
qc - среднесуточная норма накопления общей массы твердых отходов, приходящаяся на одного пассажира, кг/пасс;
для аэропортов I-П классов qc = 0,42 кг/паcс,
для аэропортов Ш-V классов qc = 0,51 кг/паcс;
коT - коэффициент, учитывавший неравномерность накопления отходов в течение суток, принимаемый для аэропортов 1-III классов коT= 1,4, для аэропортов 1V и V клаccов коT = 1,25;
а - количество календарных дней в месяц "пик" (например, в августе а = 31, в июне а = 30 дней).
7.3. В составе мусоросжигательной станции должен быть специальный бункер-накопитель закрытого типа для временного хранения твердых отходов. Объем бункера Wб с учетом запаса отходов рассчитывается по формуле
|
(7) |
где m - коэффициент суточного запаса, m = 2;
рOT - массовая плотность отходов, кг/м , среднее значение рOT = 250 кг/м3.
Глубину ямы бункера целесообразно выбирать в диапазоне 2,0 - 3,5 м.
7.4. К бункеру необходимо подвести холодную и горячую воду для очистки пола и стен бункера от прилипших и загрязненных отходов. Расход воды не менее 6 л/м2 обрабатываемой поверхности ямы бункера. В полу бункера должен быть трап для слива сточной воды в канализации аэропорта.
7.5. Сточную воду из бункера перед сбросом в канализацию аэропорта необходимо обрабатывать хлором, раствором формальдегида или другим дезинфицирующим средством? из расчета 15 г/м3 сточных вод.
7.6. Загрузка отходов в бункер в зависимости от производительности станции может осуществляться либо непосредственно мусоровозами, либо с помощью загрузочного ленточного конвейера, выведенного за пределы помещения бункера.
Загрузка отходов в печь производится с помощью челюстного грейфера или ленточного транспортера прерывистого действия. В пожарном отношении грейфер является менее опасен в случае применения его для загрузки печи с проталкивателем или самопровалом отходов. Ленточный транспортер обеспечит непрерывную подачу отходов из бункера-накопителя к загрузочному бункеру печи, который должен оборудоваться автоматическим дозатором.
7.7. При выборе или конструировании печи следует ориентироваться на наиболее высокое среднее значение теплоты сгорания в пределах предполагаемого морфологического состава отходов. В противном случае можно ошибиться в выборе объема печи или площади решеток, которые не смогут обеспечить нормальное горение отходов.
7.8. Необходимо предусматривать мероприятия по антикоррозийной защите оборудования и строительных конструкций мусоросжигательной станция (МСС), так как при сжигании твердых отходов (особенно отходов от АТБ) будут образовываться сажа, окислы серы, хлористые, метановые и другие углеводородные соединения, которые будут попадать в помещение станции через неплотности в газоходах и при удалении из печи золы и шлака. Эти соединения, осаждаясь на стенах, потолке и оборудовании и вступая в реакцию с влагой воздуха, в свою очередь могут образовывать вещества (например, соляную и серную кислоты), вызывающие коррозию металла и устойчивое загрязнение оборудования и строительных конструкций.
В связи с этим целесообразно стены машинного зала и помещение бункера выложить глазурованной керамической плиткой или другим кислотостойким отделочным материалом.
7.9. Двери помещения приемного бункера должны иметь размеры не менее 4,2 х 4,2 м для въезда мусоровоза и снабжены механизмом для открывания и закрывания.
7.10. В целях исключения распространения запаха от гниющего мусора забор воздуха для подачи его в печь целесообразно производить из помещения бункера, для чего необходимо предусмотреть специальные решетки (жалюзи) на высоте 2-2,5 м в стене здания или на створках ворот.
7.11. В составе мусоросжигательной станции должны быть помещения:
для печей (машинный зал);
бункера-накопителя мусора;
станции пожаротушения (при невозможности подключения в централизованной системе пожаротушения);
золоуловителей и оборудования газоочистки;
ремонтной мастерской;
кладовой запасных частей;
хлораторной;
пульта управления;
административно-бытовые.
7.12. Общая площадь машинного зала может быть определена по формуле
SM.3 = N × Sn , м2, |
(8) |
где N - количество печей;
Sn- удельная площадь на одну печь, м2 .
Удельная площадь принимается для печи производительностью до 0,5 т/ч - 40 м2, производительностью 0,5-1,0 т/ч-54 м2, производительностью 1,0-3,0 т/ч - 66 м2.
7.13. Золоуловители и оборудование газоочистки целесообразно располагать вне здания станции. Необходимая для них площадь вычисляется по формуле
|
(9) |
где Qr - расчетная часовая производительность очистного оборудования, м3 /ч;
Sу - удельная площадь для размещения золоуловителей, м2, на 1000 м3/ч очищаемого газа.
Для батарейных и одиночных циклонов типа "ЦН" и "Ц" Sу = 0,5 м2·ч/1000 м3, для дымососа-золоуловителя Sу = = 0,22 м2 ·ч /1000 м3.
7.14. Площадь помещения бункера-накопителя
Sб = 0,5 ×Wб ,м2 |
(10) |
7.15. Площадь помещения ремонтной мастерской принимается равной 10-12 % от площади машинного зала.
7.16. Площади помещений станции пожаротушения, административно-бытовых, кладовой и других принимаются по соответствующим СНиП.
7.17. Для приготовления и хранения растворов для дезинфекции отходов и сточных вод из ямы бункера необходимо предусмотреть помещение площадью не менее 10 м2.
7.18. Установка промышленного телевидения определяется производственной необходимостью.
7.19. Мусоросжигательная станция должна иметь несгораемые ограждающие конструкции с пределом огнестойкости не менее I ч. В машинном зале, в помещении бункера-накопителя и станции пожаротушения устраиваются обособленные выходы наружу.
7.20. Рядом с мусоросжигательной станцией необходимо предусмотреть площадку для временного хранения в контейнерах суточного накопления золы и шлака из расчета 0,8 м2 на один контейнер емкостью 0,75 - 1 м3.
7.21. Полы в машинном зале и в помещении бункера-накопителя должны быть водостойкими, не скользкими и легко очищаться от пыли и мусора.
7.22. Проектирование систем теплоснабжения и вентиляции следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП "Тепловые сети", "Горячее водоснабжение", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и других нормативных документов.
7.23. В том случае, когда МСС проектируется для международного аэропорта и в ней предполагается сжигание большого количества (свыше 5 т в сутки) отходов из карантинно-дезифекционного пункта, аэровокзала и самолетов, то в составе помещений МСС (см. п.7.11) необходимо предусматривать специальную, изолированную камеру для мойки контейнеров и временного хранения (не более суток) твердых отходов из указанных объектов. Смешивать эти отходы с другими отходами аэропорта запрещается. Твердые отходы в количестве менее 5 т в сутки допускается хранить и транспортировать в плотной полиэтиленовой упаковке (мешках).
Площадь камеры определяется расчетом и принимается не менее 6 м2 . Пол камеры должен быть водонепроницаемым и выполнен с уклонами к трапу сливного приямка, соединенного с системой канализации аэропорта.
Сточные воды от мойки и дезинфекции контейнеров и мусоросборной камеры перед сбросом в канализацию в обязательном порядке должны пройти дополнительное обеззараживание в сливном приямке, для чего выпуск из приямка необходимо оборудовать специальным механическим или электромеханическим затвором. Затвор должен открываться на слив только по истечении срока, установленного санитарными органами и необходимого для уничтожения возможных возбудителей инфекционных заболеваний. Этот же срок, а также количество обрабатываемых контейнеров в течение суток определяют необходимый объем сливного приямка.
Доступ насекомых и грызунов в мусоросборную камеру должен быть исключен.
В мусоросборную камеру необходимо подвести холодную и горячую воду для мойки контейнеров и уборки камеры. Сеть холодного и горячего водоснабжения должна быть рассчитана на пропускную способность до 25 м3/ч.
7.24. При проектировании станции должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в соответствующих главах СНиП.
7.25. Водоснабжение для целей пожаротушения необходимо проектировать по СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Внутренний водопровод и канализация зданий".
8.1. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в тех случаях, когда МСС располагается вблизи границы жилой застройки или служебно-технической территории (СТТ) аэропорта, а также в том случае, когда рядом с МСС имеются посадки фруктовых деревьев и других сельскохозяйственных культур.
8.2. На размер СЗЗ влияют следующие факторы:
фоновая концентрация (без учета влияния выбросов из трубы МСС) вредных веществ;
эффективность имеющихся или предусматриваемых для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;
способ очистки газовых выбросов;
расположение указанных в п. 8.1 объектов с подветренной стороны по отношению к МСС;
роза ветров и другие неблагоприятные местные условия (например, частые туманы или штили, среднегодовая .скорость ветров);
количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ (особенно обладающих эффектом суммации вредного действия);
высота трубы МСС.
8.3. Существующие (фоновые) загрязнения атмосферного воздуха в районе аэропорта устанавливаются местными органами санитарно-эпидемиологической или гидрометеорологической служб . При отсутствии таких данных фоновые концентрации Сф по основным веществам (пыли, золы, окислам азота, окиси углерода и сернистому ангидриду) следует принимать в аэропортах I-III класса 0,5, а в аэропортах IV и V класса 0,3 предельно допустимой концентрации (ПДК). Этот фон создают продукты сгорания топлива в котельной и двигателях воздушных судов.
8.4. Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства МСС в соответствии с требованиями СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.
8.5. Размеры СЗЗ определяются расчетом в соответствии с требованиями СН 369-74 для самых неблагоприятных метеорологических условий. Внешняя граница СЗЗ, т.е. расстояние l от источника до объектов, указанных в п. 8.1, определяется по формуле
|
(10) |
где Lo - расчетное расстояние, м, от источников выброса до границы санитарно-защитной зоны;
Р - среднегодовая повторяемость направлений ветров одного румба, %;
Ро - повторяемость направлений ветров одного румба, %, при восьми румбовой розе ветров Ро = 12,5%.
8.6. Величина Lo (радиус круговой СЗЗ) определяется расчетом по СН 369-74 для участков территории, на которых концентрация веществ С1 = ПДК - Сф.
Наиболее точная граница СЗЗ получается при расчете на ЭВМ по программам "Эфир" или УПРЗА-1-ЕС, которые осуществляют расчет концентраций при нескольких значениях скоростей ветра, выбирают опасное направление ветра, указывает источники, дающие максимальный вклад в загазованность территории аэропорта, позволяют определить графически размеры СЗЗ, а также значение концентрации вещества в любой точке, как внутри СЗЗ, так и вне ее.
8.7. Величина радиуса Lo круговой СЗЗ, рассчитанная на ЭВМ с учетом условия п. 8.3 для МСС различной производительности, приведена в табл. 3.
Окончательный контур СЗЗ формируется с учетом повторяемости направлений ветра и данных расчета по формуле (10).