Приказ МПР РФ от 3 марта 2003 г. N 156
Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации
В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569), приказываю:
Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.
Министр В.Г. Артюхов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2003 г.
Регистрационный N 4516
Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации
1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"*.
2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"**, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.
3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе, в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.
5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.
6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.
7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст.4459; 1997, N 17, ст.2011; 2002, N 15, ст.1439.
1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов.
2. Источник загрязнения.
3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов.
4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов.
5. Площадь загрязнения.
6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории).
7. Гидрометеорологическая обстановка.
8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды.
9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории.
10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии.
11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН.
12. Принятые меры.
13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации.
Таблица 1
На внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации
Объект |
Нижний уровень разлива |
масса, т |
|
Азовское море |
0,5 |
Черное море |
1 |
Каспийское море |
|
- Северный Каспий |
0,5 |
- устье Волги |
0,1 |
Балтийское море |
0,3 |
Моря Северного Ледовитого океана |
0,5 |
Устье Северной Двины |
0,3 |
Моря Тихого океана |
1 |
Таблица 2
На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот)
Категория водных объектов |
Нижний уровень разлива |
|
масса, т |
||
легкие нефтепродукты |
нефть и тяжелые нефтепродукты |
|
Рыбохозяйственные водоемы |
0,5 |
1 |
Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования |
0,5 |
1 |
Водоемы культурно-бытового водопользования |
1 |
1,5 |
Таблица 3
На местности, в том числе, на поверхности торфяных болот (в тоннах)
Источник загрязнения |
Вид загрязнения |
Вид территории |
|||||
промышленные площадки |
территории населенных пунктов |
водоохранные зоны водных объектов |
прочие территории |
||||
с твердым покрытием |
без покрытия |
с твердым покрытием |
без покрытия |
||||
Разведочные и эксплуатационные скважины |
Нефть* |
40 |
20 |
30 |
15 |
3 |
7 |
Нефте- и продуктопроводы** |
Нефть |
40 |
20 |
30 |
15 |
Любой факт разлива |
7 |
Легкие нефтепродукты |
30 |
15 |
20 |
5 |
3 |
||
Авто- и железнодорожные цистерны |
Нефть и тяжелые нефтепродукты |
10 |
5 |
5 |
3 |
Любой факт разлива |
3 |
Легкие нефтепродукты |
5 |
3 |
3 |
1 |
1 |
||
Крупнотоннажные стационарные хранилища |
Нефть |
30 |
15 |
20 |
7 |
3 |
7 |
Тяжелые нефтепродукты |
40 |
20 |
30 |
15 |
5 |
15 |
|
Легкие нефтепродукты |
20 |
7 |
10 |
5 |
1 |
5 |
|
Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники |
Нефть |
10 |
5 |
6 |
2 |
Любой факт разлива |
2 |
Тяжелые нефтепродукты |
20 |
7 |
10 |
5 |
5 |
||
Легкие нефтепродукты |
10 |
5 |
6 |
0,5 |
0,5 |
______________________________
* - Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.
** - В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.1997 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.