Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712
Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(с изменениями от 22 апреля 2009 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков
Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 346 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций).
3. Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением.
4. Органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий:
а) организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
б) участвуют в рассмотрении проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных и региональных целевых программ, а также приоритетных научных и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) организуют и осуществляют проведение на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения комплексных проверок в области защиты от чрезвычайных ситуаций с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
г) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций с органами государственного пожарного надзора;
д) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти;
е) информируют органы государственной власти и население о принимаемых и принятых мерах в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
ж) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
з) проводят анализ эффективности выполнения требований нормативных правовых актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
и) проводят анализ деятельности по прогнозированию чрезвычайных ситуаций, разработке и внедрению показателей риска чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, разрабатывают предложения по повышению эффективности мер, направленных на совершенствование профилактической деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
к) осуществляют подготовку заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также по результатам проведения специализированной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
л) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц.
5. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
б) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) принимать участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и комиссий по проведению пуско-наладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасных объектов в эксплуатацию;
д) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
е) направлять органам, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, предложения о приостановлении действия лицензии на осуществление опасного вида деятельности в случае невыполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
ж) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
а) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по надзору разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) соблюдать права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
д) не препятствовать представителям юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами проведения мероприятий по надзору;
ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации, требования нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами и органами исполнительной власти Российской Федерации;
л) анализировать организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные обязанности по надзору в области защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные законодательством Российской Федерации.
8. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и функций.
9. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.
10. Решения и требования должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для организаций и граждан.
11. Решения должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12. Запрещаются любые воздействия на должностных лиц органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, препятствующие правомерному выполнению ими должностных обязанностей, или вмешательство в каком бы то ни было виде в их деятельность.
13. Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций назначаются и освобождаются от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
14. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
15. Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций в отношении специальных объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.