Руководящий документ РД 03-43-98
Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии
(утв. приказом Госатомнадзора РФ от 17 декабря 1998 г. N 99)
Введено в действие с 1 января 1999 г.
В настоящем документе используются следующие основные понятия:
1. Государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии - деятельность Госатомнадзора России и его межрегиональных территориальных органов* в рамках государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, которая включает получение и анализ информации о состоянии безопасности, организацию и проведение инспекций, принятие решений, выдачу предписаний и применение санкций при выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.
2. Требования к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии - вся совокупность требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, условиями действия лицензий (разрешений)** Госатомнадзора России и его территориальных органов на право осуществления установленных видов деятельности, постановлениями Госатомнадзора России и другими нормативными актами, соблюдение которых подлежит государственному надзору Госатомнадзором России и его территориальными органами.
3. Предписание - документ, выдаваемый в установленном порядке уполномоченными на то должностными лицами Госатомнадзора России должностным лицам организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, содержащий обязательные для выполнения требования к устранению недостатков в обеспечении безопасности и устанавливающий сроки реализации этих требований.
4. Инспекция - форма государственного надзора, включающая изучение, проверку деятельности, а также проверки, наблюдения, испытания, измерения, проводимые уполномоченными представителями Госатомнадзора России и его территориальных органов для оценки и определения соответствия работ, объектов использования атомной энергии, их сооружений, систем, оборудования, изделий, документации и квалификации работников (персонала) объектов использования атомной энергии установленным требованиям к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.
5. Инспекционная деятельность - комплекс действий и мер по организации и проведению инспекций, а также контролю выполнения выданных предписаний.
6. Инспектор Госатомнадзора России - должностное лицо Госатомнадзора России или его территориального органа, замещающее государственную должность государственного инспектора или главного государственного инспектора и осуществляющее в пределах возложенных на него обязанностей государственный надзор за обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.
7. Санкции Госатомнадзора России - установленные законодательством Российской Федерации административные взыскания и иные меры воздействия, применяемые должностными лицами Госатомнадзора России и его территориальных органов к юридическим и физическим лицам за нарушение ими требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии с целью предупреждения в дальнейшем этих нарушений.
8. Настоящее Положение является основным руководящим документом, определяющим организацию осуществляемого Госатомнадзором России государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.
9. Настоящее Положение устанавливает общие принципы и формы ведения Госатомнадзором России и его территориальными органами государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.
10. На основе настоящего Положения и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иных нормативных документов применительно к конкретным видам деятельности в области использования атомной энергии и объектам использования атомной энергии разрабатываются инструкции по осуществлению надзора и другие руководящие документы, предусмотренные Положением о порядке разработки и пересмотра руководящих документов Госатомнадзора России (РД-03-03-97).
В этих инструкциях и руководящих документах допускаются ссылки на концепции настоящего Положения в случаях, когда они имеют сугубо внутренний и обязательный только для системы Госатомнадзора России характер.
11. Настоящее Положение предназначено для использования только в системе Госатомнадзора России.
12. В основу организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии, осуществляемого Госатомнадзором России, положены следующие принципы:
а) независимость Госатомнадзора России при выполнении им своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии или содействует ее использованию;
б) разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и государственный надзор за безопасностью ее использования. Всю полноту ответственности за безопасность ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, а также надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами несут эксплуатирующие организации. Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг. Ответственность за обеспечение надлежащего государственного надзора несут органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
в) открытость государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (обеспечение доступности информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности и о государственном надзоре за безопасностью, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну);
г) взаимодействие с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также с юридическими и физическими лицами, деятельность которых регулируется в целях достижения безопасности;
д) осуществление государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии не должно необоснованно ограничивать деятельность эксплуатирующих и иных организаций и препятствовать реализации их ответственности за обеспечение безопасности своей деятельности;
е) дифференцированный подход к выбору объемов и форм государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов использования атомной энергии, состояния их сооружений, систем и элементов.
13. В соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзор России в пределах своей компетенции организует и осуществляет надзор за:
а) соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (предприятиями) и учреждениями законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
б) соблюдением требований норм и правил по безопасности;
в) выполнением условий действия выданных им лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии;
г) системами государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, организацией и состоянием хранения и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращением с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизацией и захоронением;
д) обеспечением физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
е) обеспечением необходимого уровня квалификации работников (персонала), осуществляющих руководство безопасной эксплуатацией, ведение технологического процесса и обеспечение ведомственного (производственного) контроля за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
ж) разработкой и реализацией мероприятий по защите работников (персонала) объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и готовностью организаций (предприятий) к ликвидации их последствий (во взаимодействии с другими органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии);
з) обеспечением ядерной и радиационной безопасности ядерных энергетических установок кораблей, переданных на утилизацию предприятиям промышленности;
и) выполнением требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, при конструировании, изготовлении, хранении, монтаже, эксплуатации и выводе из эксплуатации оборудования и систем ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
14. Правовой и нормативной базой организации и осуществления государственного надзора за безопасностью в области использования атомной энергии являются:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы;
- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России и его территориальными органами на право ведения установленных видов деятельности и работ, предоставления услуг в области использования атомной энергии;
- постановления, приказы и указания Госатомнадзора России;
- руководящие документы Госатомнадзора России.
15. Центральный аппарат Госатомнадзора России и его подразделения в пределах их компетенции:
- организуют государственный надзор за безопасностью в области использования атомной энергии по всем его предметам, приведенным в пункте 13 настоящего Положения;
- осуществляют руководство деятельностью территориальных органов по государственному надзору и контроль этой деятельности;
- осуществляют надзор за соблюдением федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, системами государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на федеральном уровне.
16. Госатомнадзор России устанавливает для каждого территориального органа территории субъектов Российской Федерации, в пределах которых данный территориальный орган организует государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии. В целях повышения эффективности государственного надзора в сферу деятельности отдельных территориальных органов Госатомнадзора России могут быть включены отдельные объекты использования атомной энергии, расположенные на территориях, закрепленных за другими территориальными органами.
В территориальных органах Госатомнадзора России создаются подразделения - отделы инспекций, которые осуществляют надзор в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и на отдельных крупных объектах использования атомной энергии. Эти подразделения укомплектовываются главными государственными инспекторами и государственными инспекторами соответствующих специализаций, наделенными необходимыми полномочиями для выполнения функций государственного надзора в указанных организациях и объектах.
17. Для выполнения функций государственного надзора подразделения центрального аппарата, территориальные органы Госатомнадзора России и их подразделения должны быть обеспечены:
а) документами, указанными в пункте 14 настоящего Положения, а также копиями выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами лицензий и условий их действия, а также всеми изменениями и дополнениями к этим документам;
б) утвержденными руководителями территориальных органов Госатомнадзора России перечнями организаций и объектов использования атомной энергии, надзор на которых осуществляется данным подразделением этих органов;
в) нормативными и другими документами, на которые имеются ссылки в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии и в условиях действия лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов;
г) отчетами по обоснованию безопасности объектов использования атомной энергии и/или другими документами, обосновывающими безопасность осуществления деятельности в области использования атомной энергии, на которые имеются ссылки в соответствующих лицензиях Госатомнадзора России и его территориальных органов;
д) методическими документами по осуществлению государственного надзора;
е) техническими средствами контроля, необходимыми для проведения инспекций;
ж) служебными помещениями, средствами связи, вычислительной и множительной техникой, приборами и аппаратурой дозиметрического контроля.
18. Территориальные органы Госатомнадзора России и их подразделения должны организовывать и поддерживать необходимые взаимоотношения с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также взаимодействовать с территориальными органами других федеральных органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии согласно заключенным Госатомнадзором России и этими федеральными органами соглашениям о взаимодействии.
19. Государственный надзор за безопасностью при использовании атомной энергии, осуществляемый Госатомнадзором России и его территориальными органами по всем предметам, приведенным в пункте 13 настоящего Положения, включает в себя следующие общие формы его реализации:
а) получение и анализ информации по вопросам обеспечения безопасности органов и организаций, выполняющих работы в области использования атомной энергии;
б) проведение инспекций и анализ их результатов;
в) применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случае нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.
20. В соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии Госатомнадзор России как орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии должен получать информацию государственных органов и эксплуатирующих организаций:
- о радиационной обстановке и ее изменениях по результатам государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;
- о событиях, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, и их последствиях;
- о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии;
- о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
Порядок представления в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о нарушениях в работе и отчетов о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии устанавливается Госатомнадзором России.
21. Вся получаемая информация и отчеты о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии подлежат регистрации и обработке в соответствующих подразделениях центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов. Обработка информации должна обеспечивать условия для последующего анализа ее совместно с анализом нарушений требований к обеспечению безопасности, выявленных Госатомнадзором России и его территориальными органами при проведении инспекций.
Указанный анализ должен определять:
- причины и условия возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности;
- эффективность принимаемых эксплуатирующими организациям и мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению безопасности, а также приведших к ним причин и условий;
- наметившиеся тенденции к развитию отдельных причин и условий, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности;
- данные для оценки состояния безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Порядок обработки и анализа информации, цели анализа и конкретные меры, принимаемые по его результатам, устанавливаются руководящими документами Госатомнадзора России.
22. К мерам, принимаемым по результатам обработки и анализа информации о состоянии безопасности при использовании атомной энергии, могут быть отнесены:
- разработка и направление в эксплуатирующие и иные организации информационных писем;
- назначение инспекций для проверки полноты и правильности представленной информации и углубленного изучения на месте причин и условий, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности, и/или нарушений в работе объектов использования атомной энергии;
- выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам эксплуатирующих и иных организаций, принятие постановлений Госатомнадзора России, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности при осуществлении работ в области использования атомной анергии, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций.
23. Инспекции проводятся Госатомнадзором России и его территориальными органами при осуществлении государственного надзора по всем его предметам, указанным в пункте 13 настоящего Положения.
Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций на получение лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов и при осуществлении разрешенной деятельности.
24. Инспекции в процессе рассмотрения заявлений для получения лицензий Госатомнадзора России и его территориальных органов проводятся с целью:
- детальной проверки вопросов обеспечения безопасности на объекте осуществления заявляемой деятельности и/или в организациях, информация которых использовалась для подготовки материалов, обосновывающих безопасность;
- проверки достоверности информации, представленной в документах, обосновывающих безопасность;
- оценки возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением требований к обеспечению безопасности.
25. Инспекции при осуществлении разрешенной деятельности проводятся с целью проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, требований к обеспечению безопасности, подтверждения полноты и правильности информации, представляемой в органы Госатомнадзора России согласно пункту 20 настоящего Положения, а также принятия ими необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении безопасности.
Такие инспекции могут быть плановыми и внеплановыми. О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (не позднее чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом. Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с нарушениями в работе объектов использования атомной энергии и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России и его территориальных органов.
26. Госатомнадзор России и его территориальные органы при осуществлении разрешенной деятельности проводят следующие виды инспекций:
а) инспекции деятельности в области использования атомной энергии;
б) инспекции квалификации персонала объектов использования атомной энергии;
в) инспекции состояния оборудования и систем объектов использования атомной энергии;
г) инспекции с применением технических средств измерений с целью подтверждения определенных характеристик и данных.
27. Инспекции деятельности в области использования атомной энергии по объему проверяемых вопросов могут быть комплексными, целевыми и оперативными.
Комплексная инспекция предусматривает проверку деятельности организации (ряда организаций) по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России. В составе такой инспекции на объекте использования атомной энергии могут проводиться иные виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения. Данные инспекции проводятся, как правило, комиссиями, включающими инспекторов и специалистов центрального аппарата и/или территориального органа Госатомнадзора России. К проведению их могут привлекаться (по согласованию) специалисты других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и независимые эксперты.
Целевая инспекция предусматривает детальную проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Данные инспекции могут проводиться как комиссиями, так и инспекторами Госатомнадзора России и его территориальных органов.
Оперативная инспекция предусматривает детальную проверку соблюдения требований к обеспечению безопасности на рабочих местах, в подразделениях организаций и объектов для оперативного принятия мер по устранению возможных недостатков. Она организуется и проводится инспектором (группой инспекторов) территориальных органов Госатомнадзора России.
Комплексные и целевые инспекции должны быть направлены прежде всего на проверку деятельности эксплуатирующих организаций, что не снижает важности инспекций деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, но одной из основных целей инспекций этих организаций должна оставаться оценка деятельности эксплуатирующих организаций по их влиянию на обеспечение безопасности привлеченными для выполнения работ и предоставления услуг организациями.
28. Каждая инспекция вне зависимости от ее вида должна включать в себя следующие этапы:
а) подготовка к проведению инспекции;
б) организация и проведение инспекции;
в) оформление результатов инспекции;
г) контроль выполнения ранее выданных предписаний.
29. Объем, периодичность и продолжительность проведения инспекций определяются в инструкциях по организации и осуществлению надзора. Продолжительность проведения инспекции (независимо от ее вида), как правило, не должна превышать 20 календарных дней.
При проведении инспекций деятельности организаций в области использования атомной энергии может быть предусмотрена проверка:
- выполнения постановлений и ранее выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- использования эксплуатирующей организацией предоставленных ей законодательством Российской Федерации полномочий и возможностей в части обеспечения безопасности и качества выполняемых работ;
- достоверности представляемой в Госатомнадзор России и его территориальные органы информации о состоянии обеспечения безопасности;
- организации и осуществления контроля за соблюдением требований безопасности, выполняемого эксплуатирующей организацией в рамках программ обеспечения качества выполнения работ;
- проведения мероприятий по повышению уровня безопасности объектов использования атомной энергии, качества выполнения работ;
- соблюдения требований к обеспечению безопасности при осуществлении разрешенных видов деятельности и работ;
- поддержания требуемых характеристик систем и их элементов, влияющих на обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии, а также систем, оборудования и средств контроля качества выполнения работ;
- организации системы подбора, подготовки, проверки знаний и допуска к работам работников (персонала);
- организации системы разработки, содержания, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документацией и корректировки указанной документации;
- выполнения условий действия лицензий, выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами;
- организации системы учетной и отчетной документации при осуществлении разрешенных видов деятельности и работ;
- проведения мероприятий по предупреждению аварий и готовности организаций к ликвидации их последствий;
- других вопросов в связи с особенностями видов деятельности и объектов использования атомной энергии.
30. Перед проведением комплексной или целевой инспекции соответствующие органы Госатомнадзора России обеспечивают:
а) подготовку рабочей программы и плана проведения инспекции;
б) назначение комиссии и ее руководителя.
Комиссия в процессе подготовки к инспекции осуществляет подбор следующих материалов и документов:
- структура и устав (положение) инспектируемой организации, программы обеспечения качества работ, выполняемых этой организацией;
- условия действия выданных инспектируемой организации лицензий, а также федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, касающиеся тематики проведения инспекции;
- ранее выданные предписания Госатомнадзора России и его территориальных органов этой организации и информация об их выполнении, а также отчетные документы по результатам ранее проведенных инспекций;
- материалы по расследованию нарушений в работе объектов использования атомной энергии, а также информация об отказах и недостатках систем, оборудования и их элементов;
- информация о состоянии обеспечения безопасности или качества работ (услуг), представляемая инспектируемой организацией в Госатомнадзор России и его территориальные органы.
31. Рабочая программа инспекции должна включать цели инспекции, состав подлежащих проверке вопросов, структурные подразделения организации, подлежащие инспектированию, сроки проведения инспекции, а также состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов и справок и представлена комиссии в установленный программой срок.
План проведения инспекции должен содержать подлежащие инспектированию вопросы, конкретные даты проведения проверок, совещаний, обсуждений результатов инспекции, а также фамилии инспектирующих лиц, которым поручается проверка тех или иных вопросов.
По мере накопления опыта организации и проведения инспекций в системе Госатомнадзора России рекомендуется разрабатывать типовые программы инспекций, предназначенные для использования при подготовке рабочих программ инспекций.
32. В программах комплексных и целевых инспекций, проводимых совместно с представителями других органов регулирования и надзора за безопасностью, вопросы, относящиеся к компетенции различных органов, должны быть выделены в самостоятельные разделы программы.
33. Комиссия и ее руководитель могут назначаться приказом или указанием руководителя Госатомнадзора России или его территориального органа. Целесообразно привлекать к работе комиссии экспертов (в том числе выполнявших экспертизы обосновывающих обеспечение безопасности материалов при получении лицензии инспектируемой организацией).
34. Программа плановой комплексной или целевой инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не позднее чем за 15 дней до ее начала с уведомлением о создании условий для проведения инспекции и подготовке требуемой информации.
Программы и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы инспектируемой организации перед началом инспекции.
35. Перед началом проведения комплексной или целевой инспекции рекомендуется провести совещание с руководителями инспектируемой организации, определить рабочее место комиссии и состав ответственных работников инспектируемой организации, сопровождающих членов комиссии и привлеченных экспертов, обсудить организационные вопросы проведения проверок, испытаний, опробований, тренировок, измерений и т.п., а также предоставления необходимой информации.
Перед началом инспекции всем членам комиссии и привлеченным экспертам необходимо в установленном в организации порядке пройти инструктажи по безопасности и охране труда.
36. Подготовка к проведению оперативных инспекций, инспекций состояния оборудования и систем объектов использования атомной энергии, инспекций с применением технических средств измерений должна осуществляться в соответствии с руководящими и методическими документами Госатомнадзора России.
Как правило, для проведения таких инспекций составление отдельных программ и планов не требуется.
37. Все проверки и иные связанные с ними действия инспектирующих лиц при посещении производственных помещений, рабочих мест должны проводиться в присутствии ответственных работников инспектируемой организации.
38. В ходе инспекции инспектирующие лица должны поддерживать деловые взаимоотношения с руководителями и работниками инспектируемой организации. Рекомендуется устанавливать рабочие контакты с различными категориями работников инспектируемой организации, интересоваться их мнением об обеспечении безопасности, качестве ведения работ, о причинах нарушений требований к обеспечению безопасности и мерах по их устранению. Полученную при этом информацию можно использовать для акцентирования внимания на определенных вопросах при проведении инспекций.
39. В процессе проведения инспекций важно оценивать отношение к вопросам обеспечения безопасности и качеству выполняемых работ работников (персонала) и в первую очередь руководителей инспектируемых организаций. При выявлении недостатков и нарушений необходимо определять отношение к этому соответствующих руководителей организации и ее контролирующих служб.
При проведении инспекций организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, необходимо оценивать деятельность эксплуатирующей организации по контролю и обеспечению соблюдения требований к безопасности и качеству работ в данной организации.
40. При проведении инспекции нельзя оставлять без внимания обнаруженные недостатки по вопросам:
а) находящимся в компетенции Госатомнадзора России, но не включенным в программу проведения инспекции;
б) находящимся в компетенции других органов регулирования и надзора.
В первом случае оформляются в установленном порядке предписания об устранении обнаруженных недостатков, во втором - об обнаруженных недостатках уведомляется соответствующий орган государственного регулирования или орган государственного надзора.
41. Если в процессе проведения инспекции будут выявлены нарушения требований к безопасности, при которых причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде, руководитель комиссии должен, не ожидая окончания инспекции, принять оперативные меры по выдаче в установленном порядке предписания об устранении данных нарушений вплоть до приостановки соответствующих работ.
42. Выявленные в процессе комплексных и целевых инспекций нарушения требований к безопасности должны быть скомпонованы по принадлежности их к определенным требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условиям действия лицензий.
Эти нарушения должны быть проанализированы с целью определения:
- степени влияния их на обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и/или качества ведения работ;
- влияния данных нарушений на состояние систем и оборудования;
- иных аналогичных систем, оборудования, видов работ, где возможны подобные нарушения;
- причин и условий, приведших к нарушениям;
- виновных в допущенных нарушениях, а также оценки, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся системы в данной организации.
43. Результаты инспекций могут оформляться актами, актами-предписаниями и предписаниями.
Актами оформляются результаты:
- инспекций, проводимых при лицензировании деятельности;
- комплексных и целевых инспекций, если при их проведении не установлено нарушений требований к обеспечению безопасности;
- комплексных инспекций деятельности эксплуатирующих организаций, осуществляющих несколько видов деятельности, а также других организаций, когда требуется детальная фиксация результатов инспекций. В этом случае при выявлении нарушений требований к нарушению безопасности в ходе проведения инспекции должно быть оформлено предписание об их устранении.
Актом-предписанием (приложение 1) оформляются результаты:
- комплексных инспекций (за исключением случаев оформления их результатов актами);
- целевых инспекций.
Предписаниями (приложение 2) оформляются результаты:
- целевых инспекций (при выявлении небольшого количества нарушений требований к обеспечению безопасности);
- оперативных инспекций.
44. Сроки устранения нарушений устанавливаются инспектирующими лицами с учетом предложений инспектируемой организации. Эти сроки не должны превышать требуемого для выполнения соответствующих работ времени.
45. По результатам комплексной и целевой инспекций инспектирующим лицам рекомендуется проводить итоговое совещание с руководителями и работниками инспектируемой организации. Акт, акт-предписание или предписание должны быть подписаны руководителем и членами комиссии и выданы под роспись соответствующему руководителю инспектируемой организации (или отправлены по почте) не позднее 15 дней после окончания инспекции.
Акты, акты-предписания и предписания по результатам комплексных и целевых инспекций организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги в области использования атомной энергии, могут направляться в соответствующие эксплуатирующие организации для принятия мер, обеспечения выполнения предписаний и информирования об их выполнении Госатомнадзора России и его территориальных органов. Решение о направлении таких актов, актов-предписаний и предписаний в эксплуатирующую организацию принимает руководитель территориального органа или подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России, организовавшего проведение инспекции.
46. Если инспектируемая организация или эксплуатирующая организация, в которую направлен акт-предписание (предписание) для принятия мер, не согласна с актом-предписанием (предписанием) или сроками его выполнения, то она может обратиться с обоснованным заявлением к вышестоящему руководству Госатомнадзора России. Срок подачи такого заявления не должен превышать 15 календарных дней от даты получения акта-предписания (предписания). Подача такого заявления до принятия решения руководителем Госатомнадзора России не приостанавливает действия выданного акта-предписания (предписания).
47. В отдельных случаях возможно продление сроков выполнения предписания. Для этого руководитель инспектируемой организации должен заранее (до истечения сроков выполнения предписания) представить руководителю подразделения Госатомнадзора России или его территориального органа, организовавшему проведение инспекции, письменное заявление с обоснованием необходимости продления сроков, указанием принятых компенсирующих мер по обеспечению безопасности с обоснованием их эффективности и достаточности. Решение, принятое руководителем о продлении сроков выполнения предписаний, должно быть доведено до заявителя.
48. Невыполнение предписаний в установленные сроки влечет за собой применение Госатомнадзором России и его территориальными органами установленных законодательством Российской Федерации санкций.
Выдача повторных предписаний в связи с их невыполнением запрещается.
49. За выполнением выданных предписаний Госатомнадзором России и его территориальными органами должен быть установлен контроль, включающий:
- получение и рассмотрение представляемой информации о выполнении предписаний и учет своевременности ее представления;
- проверку выполнения предписаний при последующих или специально организованных для этих целей инспекциях.
50. Все выдаваемые акты, акты-предписания и предписания подлежат учету и хранению в Госатомнадзоре России и его территориальных органах. Срок хранения актов, актов-предписаний и предписаний по результатам комплексных и целевых инспекций должен быть не менее 5 лет после устранения нарушений требований к безопасности. Срок хранения предписаний по результатам оперативных инспекций не менее 3 лет.
Необходимость передачи актов, актов-предписаний и предписаний территориальными органами в подразделения центрального аппарата Госатомнадзора России устанавливается в соответствии с настоящим Положением инструкциями по осуществлению надзора.
51. При организации и осуществлении надзора за оборудованием и системами используются:
- все общие формы его реализации, указанные в пункте 19 настоящего Положения;
- все виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения;
- регистрация систем, оборудования и трубопроводов, работающих под давлением, грузоподъемных кранов объектов использования атомной энергии и контроль их технического освидетельствования.
Наряду с осуществлением надзора за оборудованием и системами Госатомнадзор России, его территориальные органы принимают участие в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок участия Госатомнадзора России и его территориальных органов в организации и проведении работ по сертификации устанавливается руководящими документами на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.
52. Необходимость проведения инспекций систем и оборудования на различных этапах их жизненного цикла, обязательность, периодичность и порядок их проведения, методы проверок и контроля, критерии оценок и оформление результатов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и инструкциями по осуществлению надзора.
Наряду с определением соответствия оборудования и систем требованиям к обеспечению безопасности результаты данных инспекций должны использоваться для оценки деятельности организаций, выполнивших соответствующие работы, как конечный показатель эффективности организации и функционирования на них систем обеспечения безопасности и/или качества выполнения работ.
53. Инспекции систем и оборудования проводятся инспекторами территориальных органов Госатомнадзора России. При необходимости к участию в этих инспекциях могут привлекаться в установленном порядке эксперты.
Инспекции могут проводиться на различных этапах жизненного цикла систем и оборудования, при этом могут использоваться средства контроля и измерений, принадлежащие Госатомнадзору России, его территориальным органам и организациям.
54. В общем случае проведение инспекции систем и оборудования включает в себя:
- проверку соответствия отчетной (учетной) документации на подлежащую инспектированию систему или оборудование, характеризующую соответствие параметров, характеристик, показателей надежности и качества проведенных работ установленным требованиям;
- проведение осмотров системы или оборудования, а также измерений и других контрольных операций в присутствии инспектора;
- контроль проведения испытаний и опробований систем и оборудования.
55. Инспекции систем и оборудования, как правило, должны проводиться после выполнения подготовительных работ и выполнения предварительного контроля службами организаций.
56. При отсутствии недостатков по результатам инспекции инспектор оформляет в установленном порядке документ (делает в документе запись), констатирующий факт проведения инспекции, ее объем и соответствие установленным требованиям. Наименования и форма указанных документов устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и руководящими документами Госатомнадзора России.
При выявлении нарушений требований к обеспечению безопасности они фиксируются в указанном документе. В таких случаях возможно проведение дополнительных инспекций для определения причин и условий, приведших к этим нарушениям.
57. В рамках осуществляемого Госатомнадзором России государственного регулирования технической безопасности объектов использования атомной энергии проводится регистрация систем, оборудования, трубопроводов, работающих под давлением, и грузоподъемных кранов.
Регистрация систем, оборудования, трубопроводов и грузоподъемных кранов с последующим проведением инспекций является формой выдачи разрешений на их эксплуатацию. Результаты регистрации должны учитываться при выдаче лицензий на эксплуатацию объектов использования атомной энергии.
Необходимость и порядок проведения регистрации, состав подлежащих регистрации оборудования и систем объектов использования атомной энергии устанавливается нормативными документами в области использования атомной энергии и инструкциями по осуществлению надзора.
58. Приведенные в настоящем разделе подходы к организации инспекций систем и оборудования могут быть использованы для организации инспекций при надзоре за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ.
59. При организации и осуществлении надзора за обеспечением необходимого уровня квалификации персонала объектов использования атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, используются:
- все общие формы его реализации, указанные в пункте 19 настоящего Положения;
- все виды инспекций, указанные в пункте 26 настоящего Положения.
60. В отношении всего персонала, деятельность которого связана с обеспечением ядерной и/или радиационной безопасности, проводятся целевые и оперативные инспекции:
а) соблюдения в организациях и на объектах использования атомной энергии установленного порядка подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников (персонала) (эти инспекции также могут организовываться и проводиться в рамках комплексных инспекций);
б) деятельности учебных центров (пунктов) подготовки работников (персонала) объектов использования атомной энергии, на деятельность которого необходимо получать разрешение Госатомнадзора России или его территориальных органов.
61. В отношении персонала, деятельность которого не требует получения разрешений Госатомнадзора России и его территориальных органов, но связана с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии, могут использоваться следующие дополнительные формы надзора:
а) проверки знаний требований к обеспечению безопасности у членов экзаменационных комиссий по проверке знаний персонала организаций в комиссиях Госатомнадзора России и его территориальных органов или в комиссиях организаций с участием представителей этих органов Госатомнадзора России;
б) участие представителей территориальных органов Госатомнадзора России в комиссиях организаций по проверке знаний работников (персонала);
в) выборочные проверки знаний работников (персонала).
Целей# перечисленных выше форм надзора - убедиться в эффективности действующей в организации или на объекте использования атомной энергии системы подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации работников (персонала), а в случае выявления недостатков - выдать предписание по устранению этих недостатков, приведших к ним причин и условий.
Необходимость, порядок и методика реализации перечисленных выше форм надзора устанавливаются нормативными документами в области использования атомной энергии и руководящими документами Госатомнадзора России.
62. Представители территориальных органов Госатомнадзора России могут участвовать в комиссиях организаций по проверке знаний работников (персонала) систематически или выборочно. Задачами участия представителей территориальных органов Госатомнадзора России в данных комиссиях являются:
- проверка и оценка знаний требований к обеспечению безопасности экзаменуемых работников (персонала);
- контроль организации и проведения проверок знаний персонала.
63. Выборочные проверки знаний работников (персонала) требований к обеспечению безопасности могут осуществляться в процессе проведения любого вида инспекций вне зависимости от фактов выявления нарушений требований к обеспечению безопасности. Выборочная проверка знаний проводится инспектирующим лицом в присутствии ответственного лица инспектируемой организации, как правило, у работников (персонала), осуществляющих деятельность, влияющую на обеспечение безопасности, но не требующую получения разрешений Госатомнадзора России. Проверка знаний проводится путем собеседования, при этом характер обсуждаемых вопросов не должен выходить за рамки компетенции проверяемого лица.
Запрещается проводить выборочные проверки знаний во время исполнения работниками (персоналом) своих служебных обязанностей на рабочем месте.
64. Инспекции с применением технических средств могут проводиться при надзоре по различным его предметам, указанным в пункте 13 ("б", "в", "г", "д", "з", "и") настоящего Положения, в рамках комплексных и целевых инспекций или отдельно в виде целевой или оперативной инспекции.
Используемые при проведении таких инспекций технические средства могут принадлежать инспектируемой организации, привлеченным для участия в инспекции экспертам, а также территориальным органам и организациям Госатомнадзора России.
Цель этих инспекций - убедиться в соответствии значений параметров и характеристик (состава) конструкций, систем, оборудования, изделий, материалов, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества, установленным требованиям или имеющимся результатам контроля и измерений, в соответствии документально зарегистрированного количества ядерных материалов и радиоактивных веществ их фактическому наличию, а также - убедиться на основании сравнительной оценки имевшихся и полученных результатов в качестве выполнения инспектируемой организацией работ.
65. Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны обеспечивать содержание в надлежащем порядке, техническое обслуживание, ремонты, требуемые испытания, проверки и калибровки принадлежащих им технических средств.
При использовании технических средств иных организаций инспектор должен убедиться в исправности и готовности их к проведению контроля и измерений в процессе инспекции.
На проведение каждого конкретного вида контроля и измерения должна быть разработана и утверждена в установленном порядке методика. Проведение операций контроля и оценка его результатов должны осуществляться специально обученными для этих целей работниками системы Госатомнадзора России.
66. Проведению инспекций с применением технических средств работниками системы Госатомнадзора России должна предшествовать соответствующая подготовка и проведение контроля и измерений инспектируемой организации.
Необходимость проведения указанных в настоящем разделе инспекций, порядок их проведения устанавливаются руководящими документами Госатомнадзора России.
67. При надзоре за готовностью организаций к реализации мероприятий по защите персонала объектов использования атомной энергии и населения в случае аварий на этих объектах и к ликвидации последствий аварий Госатомнадзор России и его территориальные органы, помимо проведения комплексных и целевых инспекций:
инспектируют проведение противоаварийных тренировок на объектах;
участвуют в комплексных учениях по ликвидации последствий аварий, организуемых органами исполнительной власти.
В процессе инспектирования противоаварийных тренировок инспектор Госатомнадзора России рассматривает программы их проведения, присутствует на тренировках, при разборе их результатов, фиксирует соответствие действий работников (персонала) установленным требованиям, оценивает объективность оценки результатов тренировки, выявленные недостатки, приведшие к ним причины и условия, а также меры по их устранению.
Участие в комплексных учениях представителей Госатомнадзора России, помимо отработки вопросов, решаемых Госатомнадзором России в этом направлении, имеет также целью контроль в процессе учений за реализацией мероприятий по защите работников (персонала) и населения, правильностью принимаемых решений по ограничению и ликвидации последствий аварий. В отношении выявленных по результатам контроля нарушений требований к обеспечению безопасности должны оформляться соответствующие предписания.
68. При ликвидации последствий аварий представители Госатомнадзора России и его территориальных органов:
- оценивают происходящие процессы с целью накопления информации для дальнейшего определения обстоятельств и причин аварии;
- контролируют проведение мероприятий по предотвращению развития аварий (например, отвод тепла от активной зоны реактора), ограничению и ликвидации их последствий;
- контролируют соблюдение требований к обеспечению безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ;
- проверяют организацию и осуществление радиационного контроля, а также физической защиты объекта использования атомной энергии;
- получают и рассматривают всю передаваемую с места аварии информацию для органов государственной власти, средств массовой информации и контролируют достоверность и объективность сведений.
69. Во всех случаях при проведении расследований обстоятельств и установлении причин нарушений в работе, влияющих на ядерную и/или радиационную безопасность, Госатомнадзор России и его территориальные органы устанавливают контроль, который может реализовываться путем участия инспекторов в комиссии по расследованию и/или путем проведения инспекций в ходе расследования. Контролю подлежат:
- соблюдение комиссией установленных Госатомнадзором России порядка и процедур расследования;
- объем и качество проводимых в процессе расследований опросов очевидцев нарушений и должностных лиц, оценок, испытаний, опробований и т.п.;
- объективность выводов и заключений комиссии, а также эффективность предлагаемых комиссией мер по обеспечению безопасности.
Приведенные в настоящем разделе положения можно использовать при контроле расследований инцидентов, связанных с потерей (утратой) ядерных материалов и радиоактивных веществ или обнаружением их недостачи или излишков.
Порядок расследования несчастных случаев, происшедших на объектах использования атомной энергии, участие в таких расследованиях представителей Госатомнадзора России и его территориальных органов устанавливаются "Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", утвержденном Правительством Российской Федерации.
70. Область указанного надзора включает деятельность:
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии;
- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, не содержащих ядерных материалов, и осуществляющих управление использованием атомной энергии в субъекте федерации;
- органов местного самоуправления, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
71. К видам деятельности, при ведении которых осуществляется данный надзор, относятся:
а) виды деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергией, включая:
- разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии в подведомственных им организациях;
- физическую защиту ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- организацию готовности сил и средств к действиям в случае чрезвычайных ситуаций на объектах использования атомной энергии и государственный контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению;
- государственный контроль за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
- государственный контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;
- государственный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- государственный контроль за технической безопасностью судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками;
- другие функции обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в области использовании атомной энергии, в соответствии с положением об органах управления использованием атомной энергии;
б) виды деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и осуществляющих управление использованием атомной энергии в субъекте федерации, включая:
- контроль за сохранностью и надлежащим использованием радиационных источников, - радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, переданных в пользование юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";
- проведение на подведомственных им территориях мероприятий по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции;
- контроль за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;
- учет и контроль радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ;
- обеспечение физической защиты ядерных материалов, а также находящихся в собственности субъектов Российской Федерации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ;
- другие вопросы обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации;
в) виды деятельности органов местного самоуправления, являющихся собственниками радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая:
- контроль за сохранностью и надлежащим использованием радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, переданных в пользование юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии";
- другие вопросы обеспечения ядерной и/или радиационной безопасности в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации.
72. При организации и осуществлении данного надзора используются следующие его формы:
- получение и рассмотрение информации по вопросам, указанным в пунктах 70 и 71 настоящего Положения;
- проведение комплексных и целевых инспекций деятельности ряда организаций, подведомственных тем или иным органам управления использованием атомной энергии, а также организаций, в пользование которых переданы объекты использования атомной энергии, ядерные материалы и радиоактивные вещества. Программы проведения таких инспекций должны включать проверку в инспектируемых организациях результатов деятельности органов исполнительной власти, указанных в пунктах 70 и 71 настоящего Положения.
В случае выявления недостатков в соблюдении законодательства Российской Федерации в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности соответствующему органу исполнительной власти может быть предложено устранить эти недостатки.
По вопросам соблюдения соответствующих требований законодательства, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и иным вопросам, относящимся к компетенции Госатомнадзора России, должностные лица органов исполнительной власти, указанных в настоящем разделе, могут быть заслушаны в центральном аппарате или территориальном органе Госатомнадзора России. По результатам заслушивания Госатомнадзором России может быть вынесено обязательное для исполнения постановление.
73. Взаимодействие при осуществлении указанного в данном разделе надзора обеспечиваются:
- центральным аппаратом Госатомнадзора России - с федеральными органами исполнительной власти;
- территориальными органами Госатомнадзора России - с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
74. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзору России и его должностным лицам предоставлено право:
а) выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
б) выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, если при таких нарушениях причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде;
в) приостанавливать или прекращать действие выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами организациям (юридическим лицам) лицензий на право ведения установленных видов деятельности в области использования атомной энергии при осуществлении ими деятельности с нарушениями требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности или условий действия этих лицензий;
г) запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям к обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
д) налагать на организации (юридических лиц) административные взыскания в виде предупреждений и денежных штрафов за нарушение законодательства в области использования атомной энергии;
е) налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации на должностных лиц объектов, подконтрольных органам Госатомнадзора России, административные взыскания в виде предупреждения о наложении денежных штрафов или наложения денежных штрафов.
ж) направлять правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий (разрешений), содержащих признаки преступлений, согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
75. Должностные лица Госатомнадзора России и его территориальных органов должны эффективно использовать предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по применению санкций. Применение санкций должно быть прежде всего направлено на предупреждение нарушений требований к обеспечению безопасности, что в конечном итоге способствует предупреждению возможных негативных последствий использования атомной энергии.
76. При установлении процедур и применении санкций следует руководствоваться следующими положениями и принципами:
- санкции применяются к организациям и гражданам, которые в силу возложенных на них обязанностей и ответственности, а также предоставленных полномочий должны обеспечивать соблюдение требований к обеспечению безопасности и соблюдать их;
- любое выявленное должностным лицом Госатомнадзора России нарушение требований к обеспечению безопасности влечет за собой оформление и выдачу в установленном порядке предписания об устранении указанного нарушения, а при определенных условиях - применение санкций, перечисленных в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 74 настоящего Положения;
- выдача актов-предписаний и предписаний об устранении нарушений требований к обеспечению безопасности и применение других санкций не снимает и не снижает ответственности соответствующих юридических и физических лиц за обеспечение безопасности;
- применение той или иной санкции, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности, при этом необходимо учитывать повторяемость нарушений после ранее принятых мер;
- гласность применения Госатомнадзором России и его территориальными органами санкций;
- административные санкции к персоналу, осуществляющему технологические процессы на объектах использования атомной энергии, за совершенные ими ошибки, как правило, не применяются, даже если эти ошибки стали причиной, приведшей к нарушениям требований к обеспечению безопасности;
- осуществляющие управленческие функции должностные лица организаций и объектов использования атомной энергии несут ответственность за действия подчиненных им работников (персонала);
- применение санкций к эксплуатирующим организациям не должно исключать их одновременное применение к организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги в области использования атомной энергии, а также к их должностным лицам.
77. Предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований к обеспечению безопасности, если при таких нарушениях причиняется или может быть причинен вред здоровью граждан или окружающей среде, выдаются руководителям и должностным лицам объекта использования атомной энергии. Важно при этом установление факта причинения или возможности причинения данными нарушениями указанного вреда. Такие факты могут быть явными (например, выход радиоактивности) либо возможными при определенных обстоятельствах (например, неработоспособность системы безопасности объекта использования атомной энергии).
Во всех случаях данная санкция носит оперативный характер и может действовать до устранения нарушений, их причин и условий или до принятия решения о приостановке или прекращении действия соответствующей лицензии или запрещении применения оборудования и технологий.
78. Запрещение применения оборудования и технологий, не соответствующих требованиям к обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
Данная санкция может быть применена к эксплуатирующим организациям и к организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги в области использования атомной энергии, на всех этапах создания и применения оборудования и технологий. Применение такой санкции должно осуществляться руководством Госатомнадзора России по представлению его территориальных органов.
79. Приостановка или прекращение действия выданных Госатомнадзором России и его территориальными органами лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Порядок применения таких санкций устанавливается Правительством Российской Федерации. Во всех случаях применение такой санкции следует осуществлять, если иные меры и санкции не могут достичь требуемого эффекта.
80. Наложение административных взысканий органами Госатомнадзора России на юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При применении данных санкций важен выбор решения о наложении административных взысканий на отдельное лицо, нескольких лиц либо на организацию в целом. Критерием принятия решения может служить причина или условия, приведшие к нарушениям. Если данные причины или условия являются следствием сложившейся в организации системы, то административное взыскание применяется к организации, что никоим образом не исключает возможности одновременного применения административного взыскания к виновным гражданам и должностным лицам.
81. Направление правоохранительным органам материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий, содержащих признаки преступлений, осуществляется согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
При применении такой меры важно установить, что нарушения требований к обеспечению безопасности содержат признаки преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Решение о применении данной санкции должны принимать руководители Госатомнадзора России и его территориальных органов по представлению инспектора.
Эта санкция может быть применена, если следствием нарушения требований к обеспечению безопасности явилось травмирование и переоблучение людей, загрязнение окружающей среды, а также в случае, если допущенное нарушение могло причинить вред здоровью людей и окружающей среде, при этом ранее принятые другие санкции за подобные нарушения не достигли цели.
82. Процедуры применения санкций на основании действующего законодательства Российской Федерации устанавливаются инструкциями Госатомнадзора России. Решение о применении санкции (за исключением указанной в подпункте "а" пункта 74 настоящего Положения) может быть принято на основании документа, констатирующего наличие нарушений требований к обеспечению безопасности.
Такой документ может быть оформлен в виде акта (или протокола) инспектором Госатомнадзора России, установившим нарушение. Формы актов (протоколов) устанавливаются инструкциями Госатомнадзора России. С содержанием акта (протокола) о выявленном нарушении должно быть ознакомлено: лицо, виновное в нарушении требований к обеспечению безопасности, - в случае намерения наложения на него административного взыскания или привлечения к уголовной ответственности, либо руководитель организации - при намерении применить иные санкции.
83. В системе Госатомнадзора России должен осуществляться учет и анализ результатов государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии.
84. Учет и анализ результатов надзора в системе Госатомнадзора России осуществляется:
- каждым инспектором территориального органа Госатомнадзора России;
- каждым подразделением территориального органа Госатомнадзора России, осуществляющим функции надзора;
- территориальным органом Госатомнадзора России в целом;
- каждым подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и осуществления надзора;
- отделом инспекций Госатомнадзора России.
Для учета и оценки результатов надзора рекомендуется ведение каждым инспектором территориальных органов Госатомнадзора России дневников.
85. Учету и анализу подлежат следующие документы:
- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;
- представляемая эксплуатирующими и другими организациями информация, содержащая результаты проведения проверок состояния обеспечения безопасности и качества ведения работ силами своих контрольных служб;
- информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;
- постановления и иные материалы по применению санкций;
- акты проверок деятельности по государственному надзору инспекторов, территориальных органов Госатомнадзора России и их подразделений, а также документы о выполнении предложений по этим актам.
86. Для обеспечения учета и проведения анализа:
- все выдаваемые инспекторами акты, акты-предписания и предписания подлежат направлению в территориальный орган Госатомнадзора России;
- территориальные органы Госатомнадзора России направляют в соответствующие подразделения центрального аппарата и отдел инспекций Госатомнадзора России:
акты и акты-предписания по результатам проведенных территориальными органами комплексных инспекций;
сведения по установленным формам отчетности о всех проведенных инспекциях и результатах их анализа (в соответствии с Положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России - РД-03-01-95);
- сведения о применении санкций по установленной форме.
87. Порядок и процедуры проведения анализа результатов надзора для различных объектов использования атомной энергии и видов деятельности устанавливаются соответствующими инструкциями по осуществлению надзора. При установлении указанных порядка и процедур необходимо учитывать следующие общие положения.
1. Для проведения анализа все выявленные нарушения необходимо классифицировать по принадлежности к определенным федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, условиям действия лицензий, нормативным документам.
При анализе деятельности по надзору должны учитываться результаты расследований нарушений в работе объектов использования атомной энергии.
В процессе анализа результатов надзора должны рассматриваться следующие вопросы:
учет всей полноты вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России, при проведении инспекций;
глубина проведенных при инспекциях проверок и правильность сделанных выводов о причинах и условиях выявленных нарушений;
качество выданных предписаний, а также достаточность и эффективность примененных санкций;
оценка причин невыполнения предписаний и эффективность примененных при этом санкций.
2. По результатам анализа результатов надзорной деятельности должны разрабатываться и реализовываться в планах работ системы Госатомнадзора России меры по ее совершенствованию и повышению эффективности.
_____________________________
* Далее по тексту - территориальные органы
** Далее по тексту - лицензии
Федеральный надзор России |
|||||||
по ядерной и радиационной безопасности |
|||||||
(Госатомнадзор России) |
|||||||
|
|||||||
____________________________________________________________ |
|||||||
(наименование территориального органа Госатомнадзора России) |
|||||||
Акт-предписание N______________ |
|||||||
_________________ |
_________________ |
||||||
(населенный пункт) |
(дата) |
||||||
|
|||||||
Комиссия, назначенная приказом (указанием)_____________________________________ |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(наименование органа, дата и номер приказа (указания) |
|||||||
в составе:__________________________________________________________________ |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(должности, фамилии и инициалы руководителя и членов комиссии) |
|||||||
в соответствии с Программой проведения инспекции______________________________ |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(наименование и номер) |
|||||||
утвержденной______________________________________________________________ |
|||||||
(должность, фамилия и инициалы руководителя и дата утверждения) |
|||||||
в период с _______ по ________в присутствии___________________________________ |
|||||||
(дата) (дата) |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(должности, фамилии и инициалы ответственных представителей |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
инспектируемой организации) |
|||||||
провела__________________________инспекцию_________________________________ |
|||||||
(комплексная, целевая) (наименование организации, объекта) |
|||||||
1. При инспекции проверено соблюдение условий действия выданных |
|||||||
________________________________________лицензий___________________________ |
|||||||
(указать орган Госатомнадзора России) (указать номера и даты выдачи, |
|||||||
__________________________________________________________________________, |
|||||||
а также разрешенные виды деятельности) |
|||||||
а также выполнение требований действующих федеральных норм и правил в |
|||||||
области использования атомной энергии________________________________________ |
|||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||
(указать наименования норм и правил или разделы и пункты утвержденного |
|||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||
Перечня норм и правил в области использования атомной энергии, дату |
|||||||
_________________________________________________________________________. |
|||||||
утверждения и наименование органа, утвердившего Перечень) |
|||||||
2. В период инспекции в инспектируемой организации (на объектах) |
|||||||
осуществлялись виды деятельности (работы)____________________________________ |
|||||||
(наименование видов деятельности |
|||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||
(работ) в области использования атомной энергии и/или состояние объектов |
|||||||
_________________________________________________________________________ |
|||||||
использования атомной энергии) |
|||||||
3. В процессе инспекции установлено: |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(привести краткую информацию о результатах проведенной инспекции по каждому разделу и вопросу программы проведения инспекции, отметить нарушения требований к обеспечению безопасности и другие выявленные недостатки в обеспечении безопасности, соблюдении условий действия лицензий, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, включая информацию о выявленных недостатках по вопросам, не включенным в программу проведения инспекции). |
|||||||
4. Выводы по результатам инспекции. |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(кратко охарактеризовать состояние обеспечения безопасности при осуществлении разрешенных видов деятельности в области использования атомной энергии, соблюдение условий действия лицензий, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, указать, по возможности, основные причины имеющихся нарушений и лиц, виновных в допущенных нарушениях). |
|||||||
5. Предписание об устранении выявленных нарушений требований к обеспечению безопасности, а также причин и условий, приведших к этим нарушениям. |
|||||||
На основании Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзоре России), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ________ N _________, |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
(должность, фамилия и инициалы должностного лица |
|||||||
__________________________________________________________________________ |
|||||||
и полное наименование организации) |
|||||||
предписывается устранить выявленные нарушения требований к обеспечению безопасности, причины и условия, приведшие к этим нарушениям, в установленные сроки: |
|||||||
|
|||||||
№ п/п |
Сущность выявленных нарушений требований к обеспечению безопасности, причин и условий, приведших к этим нарушениям |
Номера нарушенных пунктов, статей с указанием наименований законодательных актов, норм и правил в области использования атомной энергии, лицензий |
Содержание предписаний по устранению нарушений требований к обеспечению безопасности |
Срок устранения нарушений |
Примечание |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|||||||
6. Принятые меры. |
|||||||
____________________________________________________________________________ |
|||||||
(указать меры, которые были приняты комиссией в процессе инспекции, включая: выдачу предписаний о приостановке работ, подготовку материалов для приостановки или прекращения действия лицензий, наложения штрафов и т.п.). |
|||||||
7. Об устранении в установленные сроки нарушений, изложенных в |
|||||||
разделе 5 настоящего акта-предписания, предлагается не позднее ______________________ |
|||||||
(дата) |
|||||||
представить информацию в_____________________________________________________ |
|||||||
___________________________________________________________________________ |
|||||||
(наименование органа Госатомнадзора России) |
|||||||
Акт-предписание выдали: |
|||||||
_________________________ |
_________________________ |
_________________________ |
|||||
(должности лиц, подписавших акт-предписание) |
(подпись) |
(фамилия и инициалы) |
|||||
С актом-предписанием ознакомлен и экземпляр его для исполнения получил: |
|||||||
_________________________ |
_________________________ |
_________________________ |
|||||
(должность руководителя) |
(подпись) |
(фамилия и инициалы) |
|||||
|
|||||||
________ |
|||||||
(дата) |
|||||||
Федеральный надзор России |
||||||
по ядерной и радиационной безопасности |
||||||
(Госатомнадзор России) |
||||||
|
||||||
____________________________________________________________ |
||||||
(наименование территориального органа Госатомнадзора России) |
||||||
Предписание N______________ |
||||||
_________________ |
_________________ |
|||||
(населенный пункт) |
(дата) |
|||||
|
||||||
Нами (мною)________________________________________________________________ |
||||||
(должности, фамилии и инициалы работников органов |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
Госатомнадзора России) |
||||||
в соответствии с ____________________________________________________________ |
||||||
(наименование, номер и дата документа, в соответствии с которым |
||||||
_______________________в период с _________________по_______________________ |
||||||
проводится инспекция) (дата) (дата) |
||||||
в присутствии ______________________________________________________________ |
||||||
(должности, фамилии и инициалы ответственных представителей |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
инспектируемой организации) |
||||||
проведена___________________________инспекция______________________________ |
||||||
(целевая, оперативная) (указать тематику инспекции, |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
организацию, ее подразделение, объект) |
||||||
1. При инспекции выявлены нарушения условий действия лицензий |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
(указать номера и даты выдачи лицензий и разрешенные |
||||||
__________________________________________________________________________, |
||||||
ими виды деятельности (работы) |
||||||
а также требований__________________________________________________________ |
||||||
(наименование и условное обозначение норм и правил) |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
2. На основании Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзоре России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ______ N __________, |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
(должность, фамилия и инициалы должностного лица и |
||||||
__________________________________________________________________________ |
||||||
полное наименование организации) |
||||||
предписывается устранить выявленные нарушения в установленные сроки: |
||||||
|
||||||
№ п/п |
Сущность выявленных нарушений требований к обеспечению безопасности, причин и условий, приведших к этим нарушениям |
Номера нарушенных пунктов, статей с указанием наименований законодательных актов, норм и правил в области использования атомной энергии, лицензий |
Содержание предписаний по устранению нарушений требований к обеспечению безопасности |
Срок устранения нарушений |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3. Выводы и принятые меры. |
||||||
___________________________________________________________________________ |
||||||
(кратко охарактеризовать по результатам инспекции состояние обеспечения безопасности, указать, по возможности, основные причины нарушений и лиц, виновных в допущенных нарушениях; указать меры, которые были приняты в процессе инспекции, включая: выдачу предписаний о приостановке работ, подготовку материалов для наложения штрафов, для приостановки или прекращения действия лицензий и т.п.). |
||||||
4. Об устранении в установленные сроки нарушений, изложенных в |
||||||
Разделе 2 настоящего предписания, предлагается не позднее__________________________ |
||||||
(дата) |
||||||
представить информацию в_____________________________________________________ |
||||||
____________________________________________________________________________ |
||||||
(наименование органа Госатомнадзора России или его подразделения) |
||||||
Предписание выдали: |
||||||
_________________________ |
_________________________ |
_________________________ |
||||
(должности лиц, подписавших предписание) |
(подпись) |
(фамилия и инициалы) |
||||
С предписанием ознакомлен и экземпляр его для исполнения получил: |
||||||
_________________________ |
_________________________ |
_________________________ |
||||
(должность руководителя) |
(подпись) |
(фамилия и инициалы) |
||||
|
||||||
________ |
||||||
(дата) |
||||||
|
||||||