ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р ИСО |
Транспорт дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
ISO 6310:2001
Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method
(IDT)
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Цели
и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия», Открытым акционерным обществом «Термостойкие изделия и инженерные разработки» (ОАО «ТИИР»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 29 декабря
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 «Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии» (ISO 6310:2001 «Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method»)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6310-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление удет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ Метод испытания на деформацию при сжатии Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method |
Дата введения - 2007-01-01
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь *
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
Обозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
Обозначение |
Наименование |
Единица измерения |
i |
Испытуемый образец |
- |
x |
Испытательная нагрузка1) |
- |
`di |
Средняя толщина испытуемого образца |
мм |
Ddi,x,tot |
Общая деформация испытуемого образца, измеренная на испытательном оборудовании при испытательной нагрузке |
мкм |
Dde,x |
Собственная деформация испытательного оборудования при испытательной нагрузке |
мкм |
Ddi,x |
Чистая деформация испытуемого образца при испытательной нагрузке (с учетом деформации испытательного оборудования) |
мкм |
n |
Количество испытуемых образцов |
- |
εi,x |
Индивидуальная сжимаемость испытуемого образца при испытательной нагрузке |
- |
`εx |
Средняя сжимаемость n образцов при испытательной нагрузке |
- |
t1 |
Температура плиты для испытаний в горячем состоянии |
°C |
t2 |
Максимальная температура колодки при испытаниях в горячем состоянии |
°С |
|
||
1) Испытательная нагрузка x - это постоянные значения: 1 МПа, 2 МПа, 4 МПа и 8 МПа - для накладок дискового тормоза и 1,5 МПа и 3 МПа - для накладок барабанного тормоза. |
Сущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах1).
Методику В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом. Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
1) 1 бар = 0,1 МПа = 105 Па; 1 МПа = 1 Н/мм2
Испытательное оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для
измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой
линии с точностью до
f) устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2);
д) микрометра.
Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4,0 ± 0,5) МПа·с-1 для методики А или (80 ± 10) бар·с-1 - для методики В.
Для испытаний в горячем состоянии температура плиты t1 на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше).
При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).
* Для накладок с колодками дискового тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 1 - Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень.
При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2).
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 2 - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
Плунжер должен иметь такую
же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В
идеальном случае для изогнутого образца длина дуги L должна составлять около
1 - плунжер; 2 - испытуемый образец; 3 - нагревательная плита
Рисунок 3 - Образец типа III (накладка с колодкой барабанного тормоза в сборе)
Для случаев, где изгиб может повлиять на результат, предпочтителен образец типа I
В ходе испытаний при комнатной температуре измерениям подлежат пять образцов.
Отклонение от плоскостности и шероховатость поверхности образца должны быть такими же, как при производстве изделий, в противном случае результаты испытаний могут оказаться искаженными.
В зависимости от конкретных потребностей накладки с колодками в сборе дискового тормоза (образец типа II) могут испытываться с противошумными прокладками или с прорезиненными покрытиями, или без них. Это должно быть указано в протоколе испытания.
При необходимости могут проводиться измерения теплопередачи (рисунок 4).
1 - рабочий элемент термопары; 2 - колодка; 3 - фрикционный материал
Рисунок 4 - Расположение термопары при измерении теплопередачи
9.1.1 С помощью микрометра измеряют толщину образца в пяти точках, как показано на рисунке 5а). Рассчитывают среднюю толщину . Если накладка имеет паз, измерения толщины проводят в соответствии с рисунком 5b).
b) накладка с пазом
Рисунок 5 - Указания по измерению толщины образца
9.1.2 Помещают образец на нагревательную плиту при комнатной температуре (при температуре окружающей среды (23 ± 5) °С) поверхностью трения к поверхности плиты. Соответствующим образом устанавливают плунжер.
9.2.1.1 Выполняют три цикла приложения и снятия нагрузки, начиная с предварительного давления 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В), с выдерживанием его в течение 1 с и последующим увеличением до максимального необходимого давления с максимальной интенсивностью нагружения (7.1).
9.2.1.2 Устанавливают измерительное устройство на нулевую отметку во время действия предварительного давления на образец и выполняют измерения деформации Ddi,x,tot при максимальной нагрузке x в первом и третьем цикле.
В третьем цикле показания уменьшения толщины Ddi,x,tot могут быть сняты на этапе увеличения давления: при 1 МПа, 2 МПа и 4 МПа - для накладок дискового тормоза и при 1,5 МПа - для накладок барабанного тормоза.
Если выполняют более трех циклов, это должно быть указано в протоколе испытания.
9.2.2.1 Снимают образец с нагревательной плиты.
9.2.2.2 Нагревают плиту до стабильной температуры поверхности t1 ± 10 °С.
9.2.2.3 Помещают образец на нагревательную плиту и прикладывают предварительное давление 0,5 МПа (методика А) или 5 бар (методика В) для обеспечения термического контакта. Выдерживают нагрузку в течение 10 мин ± 30 с.
9.2.2.4 В качестве показателя теплопередачи принимают температуру колодки t2.
9.2.2.5 Выполняют два цикла (первый и третий цикл по 9.2.1).
9.2.2.6 В конце испытания охлаждают оборудование до комнатной температуры.
Цикл испытаний показан на рисунке 6.
1) Показания сняты при испытательной нагрузке х.
Рисунок 6 - Цикл испытаний на деформацию при сжатии накладки с колодкой в сборе
При испытаниях фрикционного материала на сжимаемость происходит собственная деформация испытательного оборудования. Эта деформация Dde,x должна компенсироваться вручную или автоматически с целью определения чистой деформации образца фрикционного материала i по формуле
D di,x = Ddi,x,tot - Dde,x
Для измерения Dde,x нагружают плунжер с установленным поршнем без образца на плите с пластиной из закаленной стали для предотвращения повреждения нагревательной плиты, а затем снимают показания с прибора для измерения перемещения при различных значениях давления, указанных в разделе 9.
Форма протокола испытания образца приведена в приложении В. Допускается использовать другие виды отчетов с указанием:
наименования предприятия-изготовителя;
обозначения тормозной накладки;
номера партии;
типа образца (тип I, II или III), сведений о дополнительных покрытиях, противошумных прокладках и т. д.;
размера образца (площади накладки);
количества образцов п;
толщины накладки с колодкой в сборе мм, с точностью 0,1;
толщины фрикционного материала;
размера поршня (для накладок дискового тормоза);
принятой методики (А или В);
среднего значения сжимаемости в холодном состоянии для п образцов ()
среднего значения сжимаемости в горячем состоянии для п образцов ()
Схема проведения испытания
Параметр |
Методика А (ИСО) |
Методика В (отклонение) |
|
Давление на единицу площади, МПа (если нет других указаний) |
Давление в магистрали, бар (если нет других указаний) |
||
Предварительное давление |
0,5 |
5 |
|
Интенсивность повышения давления |
4 МПа·с-1 |
80 бар·с-1 |
|
Максимальная нагрузка |
Накладка дискового тормоза |
8 |
160 |
Накладка барабанного тормоза |
3 |
60 |
|
Этапы измерений |
Накладка дискового тормоза |
1 2 4 8 |
20 40 80 160 |
Накладка барабанного тормоза |
1,5 3 |
30 60 |
|
Количество циклов |
При комнатной температуре |
3 |
3 |
В горячем состоянии |
2 |
2 |
|
Размер образцов |
Накладка дискового тормоза |
|
|
Накладка барабанного тормоза |
|
|
|
Тип плунжера |
Плоская поверхность |
Реальный поршень |
|
Дата испытаний |
|||
Фамилия испытателя |
|||
Номер протокола |
|||
Изготовитель накладки |
|||
Сведения о накладке |
|||
Номер партии |
|||
Тип образца |
|||
Наличие специального покрытия, прокладки и т. д. |
|||
Размер образца |
|||
Толщина изделия в сборе мм |
|||
Толщина накладки, мм |
|||
Количество образцов |
|||
Размер поршня |
|||
Принятая методика (А или B) |
Деформация при сжатии |
Методика А, МПа |
Методика В, бар |
||
х |
|
х |
|
|
При комнатной температуре: |
8(3) |
|
160 |
|
Накладка дискового (барабанного) тормоза, |
1(1,5) |
|
20 |
|
1-й и 3-й циклы |
2 |
|
40 |
|
|
4 |
|
80 |
|
8(3) |
160 |
|||
В горячем состоянии: |
8(3) |
|
160 |
|
Накладка дискового (барабанного) тормоза, |
1(1,5) |
|
20 |
|
1-й и 3-й циклы |
2 |
|
40 |
|
|
4 |
|
80 |
|
8(3) |
160 |
|||
Максимальная температура тeплoпepeдaчи |
||||
Прилагаются ли кривые характеристик? (Да или нет) |
Ключевые слова: транспорт дорожный, накладки тормозные, деформация сжатия, метод испытания |