РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАСТИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ БЕТОНОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

МОСКВА, 2003 г.

 

Утверждено
распоряжением Росавтодора № ОС-28/482-ИС от 29.01.2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.Общие положения.

2. Рекомендации по материалам для монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами и комплексными добавками на их основе.

3. Особенности подбора составов монолитного дорожного бетона с добавкой С-3 и комплексной добавкой типа С-3+СНВ.

4.Особенности технологии бетонных работ с добавками С-3 и комплексными на её основе.

5. Контроль качества и приёмка бетонной смеси и бетона.

6. Охрана труда и обеспечение экологической безопасности при использовании в дорожном бетоне добавок-суперпластификаторов типа С-3 и комплексных на её основе.

Приложение 1. Перечень нормативных документов, на которые есть ссылки в тексте «Рекомендаций...».

Приложение 2. Показатели качества суперпластификатора С-3. (выписка из ТУ 6-14-625)

Приложение 3. Показатели качества воздухововлекающей добавки СНВ. (выписка из ТУ 13-00281074-75-98)

Приложение 4. Концентрация и плотность водных растворов добавок.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Рекомендации по применению пластифицирующих добавок нового поколения для бетонов в дорожном строительстве» разработаны Союздорнии по контракту с Росавтодором № ПО-12-556-1 от 30 октября 2002 г.

Цель работы. Разработка рекомендательного документа по эффективному применению пластифицирующих добавок нового поколения для повышения качества и долговечности дорожного бетона, снижения стоимости строительства.

Пластифицирующие добавки нового поколения - это добавки-суперпластификаторы типа С-3 и комплексные добавки на их основе. По сравнению с традиционно применявшимися в дорожном бетоне с середины прошлого века пластифицирующими добавками технических лигносульфонатов добавки С-3 оказались, как минимум, вдвое эффективнее. При этом ничего более эффективного, принципиально отличного по сравнению с суперпластификаторами в настоящее время не разработано. Одновременно расширяется номенклатура добавок-суперпластификаторов, исходного сырья, заводов-изготовителей. Разработаны новые технические условия на эти добавки.

Строительство монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог, а также условия их эксплуатации имеют свои особенности. Главные из них - это необходимость транспортировать готовую цементобетонную смесь, содержащую нормированный объём вовлечённого воздуха, на значительные расстояния и воздействие на дорожный бетон (покрытий, бортового камня, тротуарной плитки, блоков ограждений и др. бетонных и железобетонных элементов дорожного обустройства) в процессе эксплуатации попеременного замораживания-оттаивания в присутствие хлористых солей-антиобледенителей. Разработанные рекомендации отражают эти особенности дорожного бетона.

1. Общие положения.

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на готовые бетонные смеси, применяемые в дорожном строительстве с использованием монолитного тяжёлого бетона с добавками-суперпластификаторами С-3 и комплексными добавками типа С-3+СНВ (далее дорожный бетон).

Рекомендации предназначены для строительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и при изготовлении монолитных и сборных изделий и конструкций дорожного обустройства, а также при использовании цементобетона в мостостроении. Рекомендации опираются на действующие нормативно-технические документы, относящиеся к дорожному бетону и строительству цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог (ГОСТ 7473, ГОСТ 26633, ГОСТ 24211, СНиП 2.05.02, СНиП 3.06.03). Рекомендации рассчитаны на использование существующей технологии работ и стандартных материалов для дорожного бетона, на применение серийно выпускаемых бетоносмесительных установок, бетоноукладочных машин и механизмов.

1.2. В дорожном бетоне, предназначенном для эксплуатации в условиях совместного действия циклического замораживания-оттаивания и антигололёдных реагентов, марок по морозостойкости Р100 и выше (по второму базовому методу испытания бетона на морозостойкость по ГОСТ 10060), рекомендуется применение воздухововлекающих (газообразующих) добавок (ГОСТ 26633). При использовании воздухововлекающих добавок объём вовлечённого в бетонную смесь воздуха составляет 5-7 %. Невыполнение указанных рекомендаций приводит к снижению долговечности дорожного бетона.

1.3. Все необходимые свойства готовой бетонной смеси (удобоукладываемость, содержание вовлечённого воздуха, нерасслаиваемость, удобообрабатываемость и др.) обеспечиваются на месте укладки монолитного бетона (на стройплощадке), с учётом времени и условий её транспортирования и времени необходимых технологических перерывов.

1.4. Рекомендуемое время транспортирования бетонной смеси с добавками типа С-3 и комплексными типа С-3+СНВ не превышает 60 мин., время от момента приготовления бетонной смеси до её уплотнения - 120 мин. (не превышает срок начала схватывания портландцемента).

1.5. Рекомендуемое время перемешивания компонентов бетонной смеси после введения воды затворения и химических добавок составляет 1 мин. и более в смесителях принудительного перемешивания и не менее 2 мин. в смесителях гравитационного типа и соответствует ГОСТ 7473.

1.6. Для монолитного дорожного бетона с химическими добавками рекомендуется дополнительно вести статистический контроль прочности по ГОСТ 18105 по образцам, отформованным на месте укладки бетона (на стройплощадке) с учётом фактической температуры твердения бетона. Особенно это относится к бетонам с воздухововлекающими добавками, где вариация содержания вовлечённого воздуха в смеси во время её транспортирования увеличивает неоднородность бетона.

При отказе от ведения статистического контроля прочности монолитного дорожного бетона на стройплощадке, в случае, оговоренном п.2.2 ГОСТ 18105, рекомендуется назначить при подборе и корректировке состава бетона величину среднего уровня прочности (Rу) и величину требуемой прочности (Rт) в виде Rу = Rт = 1,41 В норм. или Rу=1,57 В норм., Rт=1,43 В норм. (ГОСТ 18105, ГОСТ 27006). Эти характеристики прочности бетона, величины Rу и Rт, рекомендуется указать в договоре поставки бетонной смеси и в задании на подбор состава бетона.

1.7. На месте укладки дорожного бетона с добавками С-3, С-3+СНВ рекомендуется увеличить объём контроля качества бетонной смеси и бетона, в том числе, вести помашинно приёмку и выбраковку бетонной смеси. Контролируют при этом величины удобоукладываемости, плотности и содержания вовлечённого воздуха бетонной смеси, а также, при необходимости, удобообрабатываемость (визуально) и показатели расслоения смеси (визуально и инструментально).

Бетонные смеси с добавками С-3, С-3+СНВ отличаются повышенной чувствительностью к любым нарушениям технологии приготовления и укладки монолитного дорожного бетона.

1.8. Контроль морозостойкости монолитного дорожного бетона с комплексными химическими добавками рекомендуется вести не только на цементобетонном заводе, но также по образцам, формуемым на месте укладки бетона и твердеющим в условиях фактического твердения бетона в конструкции до достижения проектной прочности.

При этом существующий объём контроля морозостойкости дорожного бетона предусматривает не менее одного испытания в квартал. Больший объём контроля может устанавливаться самостоятельно подрядной организацией, (например, в случаях изменения состава бетона и технологии бетонных работ), а также по требованию организации-заказчика и проектной организации.

1.9. При подборе состава и проведении сертификационных испытаний дорожного бетона с комплексными химическими добавками типа С-3+СНВ рекомендуется использовать, как правило, второй базовый метод контроля морозостойкости (ГОСТ 10060). Третий ускоренный метод рекомендуется использовать после проведения сравнительных испытаний и уточнения корреляции со вторым базовым методом на стадии подбора состава бетона.

2. Рекомендации по материалам для монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами и комплексными добавками на их основе.

2.1. Для приготовления готовой бетонной смеси для монолитного тяжёлого дорожного бетона с добавками С-3 и комплексными добавками типа С-3+СНВ рекомендуется применять портландцемент по ГОСТ 10178 марок ПЦ 500-ДО-Н, ПЦ 400-ДО-Н, ПЦ 500-Д5-Н, ПЦ 500-Д20-Н, ПЦ 400-Д5-Н, ПЦ 400-Д20-Н как для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов (ГОСТ 10178, п. 1.14).

Важно при этом, чтобы начало схватывания цемента (по ГОСТ 310.3) наступало не ранее 2 часов.

В качестве минеральной добавки рекомендуется применение только доменного гранулированного шлака в количестве не более 15 % массы.

Рекомендуется применять портландцемент без признаков ложного схватывания.

Также рекомендуется, чтобы портландцемент не содержал пластифицирующие, гидрофобизирующие или органические технологические добавки (типа добавки триэтаноламина) без проведения соответствующих обосновывающих испытаний (исследований) дорожного бетона, учитывающих конкретные условия строительства.

2.2. Применение добавок типа С-3 и комплексных на их основе не устраняет эффект ложного схватывания в цементе.

2.3. Рекомендуется применение песка для монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами по ГОСТ 26633 и ГОСТ 8736. Как правило, в бетоне с вовлечённым воздухом применяют мелкий и средний кварцево-полевошпатовый песок I класса. Предпочтение рекомендуется отдавать песку с модулем крупности 1,8-2,2. Щебень для монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами рекомендуется применять по ГОСТ 26633 и ГОСТ 8267. Как правило, в бетоне с вовлечённым воздухом применяют гранитный щебень фракций 5-10 мм. и 10-20 мм. при наибольшей крупности зёрен 20 мм., а также 5-20 мм. и 20-40 мм. при наибольшей крупности зёрен 40 мм., дозируемых раздельно.

2.4. Добавку-суперпластификатор С-3 применяют по ТУ 2601-001-013-00164-99 или ТУ 6-14-625-80.

2.5. Гарантийный срок хранения добавок С-3 составляет один год. Водные растворы добавок С-3 хранят в условиях, исключающих замораживание и попадание посторонних предметов.

При использовании С-3 после гарантийного срока хранения, а также при нарушении условий хранения добавки (например, после замораживания и оттаивания), определяют эффективность добавки С-3 в бетоне.

2.6. Добавку СНВ применяют по ТУ 2453-001-00250903-03, ТУ 13-00281074-75-98 или ТУ 81-05-7-74.

2.7 Воду затворения применяют по ГОСТ 23732. Как правило, для приготовления бетонной смеси с комплексными химическими добавками рекомендуется использовать питьевую воду.

3. Особенности подбора составов монолитного дорожного бетона с добавкой С-3 и комплексной добавкой типа С-3+СНВ.

3.1. Составы монолитного дорожного бетона с добавками С-3 и С-3+СНВ рекомендуется подбирать расчётно-экспериментальным методом (методом абсолютных объёмов) с учётом требований ГОСТ 27006, используя обобщённые зависимости марочной прочности бетона от прочности цемента, соотношения цемента и воды в бетоне и содержания вовлечённого в бетонную смесь воздуха (формулы СоюздорНИИ):

R = 0,6 Rц (Ц/В - 0,5)(1 - 0,06 Vв), для В/Ц > 0,40;

R = 0,4 Rц (Ц/В + 0,5)(1 - 0,06 Vв), для В/Ц < 0,40;

Rtf = 0,39 Rtfц (Ц/В - 0,1)(1 - 0,025 Vв),

где R, Rtf - марочная прочность бетона на сжатие и на растяжение при изгибе по ГОСТ 10180, МПа;

Rц, Rtfц - прочность (активность) цемента на сжатие и на растяжение при изгибе по ГОСТ 310.4, МПа;

Vв - объём вовлечённого в бетонную смесь воздуха (ГОСТ 10181), %, Ув-до 10 %, Ц/В - цементоводное отношение.

3.2. Расчёт начального состава бетона проводится на основе указанной в п.3.1 зависимости для прочности дорожного бетона на растяжение при изгибе. По этой формуле определяется необходимое водоцементное отношение (В/Ц). При этом, водоцементное отношение бетонной смеси с добавкой С-3+СНВ для бетона покрытий не рекомендуется превышать 0,45 при марке по морозостойкости дорожного бетона F100 и F150 и величины 0,40 при проектной марке F200 и выше.

Величина водосодержания бетонной смеси (В) определяется по известным данным и уточняется экспериментально в зависимости от качества и характеристик используемых в бетоне материалов, в соответствии с заданием на подбор состава бетона. Например, водопотребность малоподвижной бетонной смеси (марки по удобоукладываемости П1) для бетона покрытий, приготовленной с использованием портландцемента с показателем нормальной густоты 25 %, кварцево-полевошпатового песка с модулем крупности 2,0, гранитного щебня фракции 5-20 мм., комплексной добавки С-3+СНВ, при нормированном содержании вовлечённого воздуха составляет 140-150 кг/м3.

По значениям В и В/Ц определяют начальный расход цемента, Ц = В:(В/Ц), кг/м3.

Расход щебня и других компонентов бетона определяют методом абсолютных объёмов с помощью коэффициента раздвижки зёрен щебня раствором, рекомендуемая величина которого находится в пределах 1,5-1,9 в зависимости от крупности применяемого песка, требуемой подвижности (жёсткости) смеси.

Расход песка рассчитывают с учётом объёма вовлечённого в бетонную смесь воздуха.

3.3. При подборе составов монолитного дорожного бетона с добавками С-3, С-3+СНВ свойства бетонной смеси рекомендуется определять через 5, 30 и 60 мин. после перемешивания. Это позволяет определить свойства смеси сразу после приготовления, а также оценить влияние на их величину времени транспортирования смеси. Бетонная смесь в течение этого периода хранится в условиях, исключающих испарение влаги. При этом рекомендуется обратить внимание на интенсивность изменения удобоукладываемости бетонной смеси (на снижение подвижности или увеличение жёсткости) и содержания вовлечённого в бетонную смесь воздуха. Высокая интенсивность изменения свойств бетонной смеси со временем косвенно свидетельствует о вероятном снижении качества бетона, прежде всего, его морозостойкости, а также удобоукладываемости и удобообрабатываемости бетонной смеси на месте укладки бетона. Как правило, подвижность бетонной смеси с добавками С-3 и С-3+СНВ уменьшается в течение 30-60 мин. на 1-4 см., а объём вовлечённого воздуха - на 1-3 %, в зависимости от конкретных условий строительства, что определяется на стадии подбора состава бетона. Если фактические потери удобоукладываемости и вовлечённого воздуха бетонной смесью превышают указанные пределы, корректируют или изменяют состав бетона, а также, при необходимости, изменяют технологию и организацию работ или номенклатуру применяемых материалов. Не рекомендуется допускать более высокие потери подвижности и воздухосодержания бетонной смеси во время её транспортирования. Требования к сохраняемости свойств бетонной смеси отражают в задании на подбор состава дорожного бетона.

3.4. Малоподвижные и умеренно-жёсткие бетонные смеси марок по удобоукладываемости П1, Ж1 с добавкой С-3, С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ отличаются соотношением между показателями подвижности и жёсткости от смесей с обычными пластифицирующими добавками типа ЛСТ, а также от добавок типа С-3 в неоптимальных (малых) дозировках, 0,3 % и менее: при меньшем показателе подвижности (величине осадки стандартного конуса) они характеризуются меньшей величиной жёсткости и лучшей формуемостью.

3.5. Добавки-суперпластификаторы типа С-3 перечисленных выше заводов-изготовителей и различной формы выпуска практически не отличаются по своей эффективности в диапазоне рекомендуемых дозировок: 0,6-1 % для малоподвижных и умеренно-жёстких бетонных смесей марок по удобоукладываемости П2 и ниже и 0,3-0,7 % для высокоподвижных и литых (самоуплотняющихся) бетонных смесей марок П3-П4. Дозировка добавок назначается в процентах массы цемента в расчёте на сухой продукт (продукт 100 % концентрации).

При использовании добавок С-3 в дорожном бетоне учитывают, что готовые бетонные смеси с более высокими дозировками С-3 (0,7-1 %) обычно более интенсивно теряют подвижность через 30-60 мин. транспортирования, чем смеси с более низкой дозировкой добавки (0,3-0,5 %), в зависимости от конкретных условий строительства.

3.6. Рекомендуемая дозировка воздухововлекающей добавки СНВ, применяемой в дорожном бетоне совместно с добавкой С-3, находится в пределах 0,005-0,03 % и определяется экспериментально. При этом, более высокую дозировку добавки СНВ (в указанном диапазоне значений) обычно применяют в малоподвижных и умеренно жёстких бетонных смесях, более низкую - в высокоподвижных и литых.

При использовании комплексных добавок типа С-3+СНВ в дорожном бетоне учитывают, что содержание вовлечённого воздуха в высокоподвижных (литых) бетонных смесях более интенсивно уменьшается со временем транспортирования и технологических перерывов, чем в малоподвижных (умеренно жёстких). Вовлечённый воздух легче «уходит» из более подвижных (менее вязких) бетонных смесей. В то же время, в определённом диапазоне значений, повышение подвижности (осадки стандартного конуса) малоподвижной бетонной смеси, при прочих равных условиях, приводит к повышению содержания в ней вовлечённого воздуха сразу после перемешивания бетонной смеси.

Кроме этого, воздухосодержание бетонной смеси существенно зависит от состава бетона (главным образом, от водоцементного отношения и коэффициента раздвижки зёрен щебня раствором), от показателей качества применяемых в бетоне цемента и заполнителей (существенно, от крупности и чистоты песка), от качества перемешивания и режима уплотнения смеси, температуры воздуха и др.

3.7.Оптимальные дозировки добавок С-3 и СНВ определяют на стадии подбора состава бетона и корректируют в процессе производства работ, с учётом конкретных условий строительства. В частности, с учётом температуры окружающего воздуха.

3.8. Время перемешивания бетонной смеси с добавками С-3 и комплексными С-3+СНВ соответствует п. 1.6 и уточняют при подборе состава бетона при оценке качества перемешивания.

3.9. В дорожном бетоне возможно применение комплексных добавок типа ЛСТ+С-3, ЛСТ+С-3+СНВ. Это позволяет уменьшить дозировку С-3 на 30-50 % и, как правило, повышает эффективность действия воздухововлекающей добавки СНВ. Дозировка ЛСТ при этом обычно составляет, в среднем, 0,2 % массы цемента (0,1-0,3 %).

3.10. Применение добавок С-3, ЛСТ+С-3, в зависимости от состава бетона, может сопровождаться некоторым воздухововлечением в бетонную смесь, которое, как правило, не способствует повышению морозостойкости тяжёлого бетона и не отменяет применение воздухововлекающей добавки типа СНВ.

3.11. При подборе составов дорожного бетона рекомендуется дополнительно определять нормальную густоту и сроки схватывания цемента с добавками С-3 или С-3+ЛСТ по ГОСТ 310.3-76*, а также водоотделение цемента с добавками по ГОСТ 310.6. Это позволяет прогнозировать влияние добавок на свойства готовой бетонной смеси, в том числе, на расслоение бетонной смеси и на сохраняемость свойств смеси со временем.

Как правило, применение добавки С-3 в оптимальной дозировке приводит к снижению нормальной густоты цементного теста на 10-20 %, не изменяет или несколько отодвигает срок начала и конца схватывания (на 30-60 мин.), не изменяет или немного увеличивает водоотделение цемента (не более, чем до 30 %).

3.12. Для прогнозирования долговечности дорожного бетона с добавками С-3 и комплексными на их основе рекомендуется при подборе состава и приёмке дополнительно определять параметры пористости бетона по ГОСТ 12730.0-4.

3.13. Подобранный состав дорожного бетона проверяют на соответствие всем требованиям, указанным в задании на подбор, при пробном выпуске бетонной смеси и пробном бетонировании.

4. Особенности технологии бетонных работ с добавками С-3 и комплексными на её основе.

4.1. Бетонную смесь для дорожного бетона с добавками типа С-3, ЛСТ+С-3, С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ приготавливают по ГОСТ 7473, ГОСТ 26633, а бетонные работы ведут по СНиП 3.06.03, СНиП 3.03.01, СНиП 3.09.04, и по нижеследующим рекомендациям.

4.2. Добавки-суперпластификаторы вводят в бетонную смесь либо с водой затворения, либо при перемешивании смеси непосредственно в барабан смесителя.

4.3. Погрешность дозирования добавок С-3, ЛСТ, СНВ не превышает ±1 % (по массе), как для цемента и воды (ГОСТ 7473).

Концентрацию водных растворов добавок С-3 и комплексных на их основе определяют, как правило, с помощью денсиметров (аэрометров) или выпариванием (при 105-120°С).

4.4. Добавки типа С-3 вводят в бетонную смесь в виде водных растворов, обычно, 10-20 % концентрации. Возможно дозирование добавок-суперпластификаторов, поставляемых в жидком виде, в виде водных растворов товарной концентрации (33-39 %). Порошкообразную добавку С-3 следует растворить предварительно в холодной или тёплой воде (50-70°С).

4.5. В водных растворах добавок С-3 возможно выпадение осадка. Для предотвращения расслоения водных растворов добавок предусматривают их перемешивание любым имеющимся в наличие способом, например, сжатым воздухом (барботированием).

4.6. При применении добавок типа С-3+ЛСТ, С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ все компоненты комплексных добавок дозируют раздельно.

4.7. При использовании автобетоносмесителей возможно введение добавок С-3, СНВ в готовую бетонную смесь на месте укладки бетона (на стройплощадке). При этом время перемешивания готовой бетонной смеси с вновь введённой добавкой составляет 5 мин. и более и уточняется при пробном бетонировании с учётом конкретных условий строительства.

Схему введения добавок или части добавок на месте укладки бетона отрабатывают при подборе состава бетона и на стадии пробного бетонирования. Она, в частности, включает в себя лабораторный контроль качества получаемой бетонной смеси на всех технологических этапах.

4.8. При назначении рабочего состава бетона, помимо влажности заполнителей, учитывают количество воды, находящееся в водных растворах добавок.

4.9. При работе с добавками С-3 учитывают повышенную чувствительность бетонной смеси к изменению водосодержания.

4.10. Передозировка добавки С-3, как и повышенное водосодержание бетонной смеси, может вызвать расслоение (водоотделение) бетонной смеси, в последующем - шелушение и растрескивание поверхности бетона, снижение его прочности и морозостойкости.

5. Контроль качества и приёмка бетонной смеси и бетона.

5.1. При контроле качества и приёмке готовой бетонной смеси для дорожного бетона с добавками типа С-3, С-3+СНВ С-3+ЛСТ, С-3+ЛСТ+СНВ руководствуются положениями ГОСТ 7473, ГОСТ 26633 и СНиП 3.06.03. Также при этом используют нормативно-технические документы на конкретные виды изделий и конструкций дорожного строительства (на бортовой камень, тротуарную плитку, блоки ограждений, водоотводные лотки и пр.).

5.2. На цементобетонном заводе при приготовлении бетонной смеси с добавками С-3 и комплексными на их основе при приёмке готовой бетонной смеси контролируют:

- качество материалов для бетона;

- состояние оборудования для дозирования и перемешивания компонентов бетонной смеси, для растворения химических добавок;

- концентрацию водных растворов добавок и правильность их дозирования;

- удобоукладываемость, воздухосодержание, плотность и, при необходимости, показатели расслоения бетонной смеси по ГОСТ 10181 и её температуру;

- режимы перемешивания и транспортирования бетонной смеси.

5.3. Тарировку дозаторов бетоносмесительной установки осуществляют не реже одного раза в месяц.

5.4. На месте укладки бетона (на стройплощадке) при приёмке готовой бетонной смеси контролируют, с учётом требований п. 1.8:

- удобоукладываемость, воздухосодержание, плотность, удобообрабатываемость и, при необходимости, показатели расслоения бетонной смеси и её температуру;

- время и условия транспортирования бетонной смеси;

- готовность нижележащих слоев дорожной одежды к устройству слоя основания или покрытия, к установке (монтажу) изделий и конструкций дорожного строительства;

- технологический режим распределения и уплотнения бетонной смеси;

- условия твердения бетона, технологию ухода за свежеуложенным дорожным бетоном.

5.5. Контроль прочности бетона осуществляется в соответствие с требованиями ГОСТ 18105 с учётом рекомендаций п. 1.7. При необходимости, прочность бетона контролируют также с помощью испытания образцов-кернов, выбуренных из покрытия или основания автомобильной дороги (СНиП 3.06.03, ГОСТ 28570).

5.6. Контроль морозостойкости дорожного бетона осуществляют по ГОСТ 10060 с учётом рекомендаций п. 1.9, п. 1.10. Для получения более оперативной и дополнительной информации о морозостойкости дорожного бетона, рекомендуется дополнительно использовать также другие методы определения морозостойкости. Например, использовать «Методические рекомендации по испытанию дорожного бетона на коррозионную стойкость против совместного действия хлористых солей и мороза» (М., СоюздорНИИ, 1975 г.).

5.7. При контроле качества дорожного бетона с добавками С-3 и комплексными на их основе, для прогнозирования его долговечности, рекомендуется дополнительно определять параметры пористости бетона по ГОСТ 12730.0-4.

6. Охрана труда и обеспечение экологической безопасности при использовании в дорожном бетоне добавок-суперпластификаторов типа С-3 и комплексных на её основе.

6.1. При производстве работ с использованием добавки С-3 и комплексных добавок на её основе в дорожном бетоне используют СНиП 12-03, часть 1, СНиП 12-04, часть 2 , технические условия на добавки С-3, СНВ, ЛСТ и нижеследующие положения.

6.2. Жидкий концентрат (водный раствор товарной концентрации) С-3 пожаробезопасен. При высыхании образует трудногорючее вещество.

6.3. Суперпластификатор С-3, как добавки СНВ и ЛСТ, является умеренно токсичным веществом (3-его класса опасности). Он обладает раздражающим действием на слизистые оболочки, на незащищённые участки кожи.

6.4. Порошкообразный продукт С-3 пожароопасен, вызывает раздражение слизистых оболочек, органов дыхания.

6.5. Добавка С-3 не обладает кумулятивными свойствами.

6.6. Помещения, предназначенные для работы с добавкой С-3, оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией.

6.7. Рабочие и лаборанты, занятые на работах по приготовлению водных растворов С-3 и контролю их концентрации, проходят специальный инструктаж. Их обеспечивают резиновыми перчатками, сапогами, защитными очками, а также молоком. При работе с порошкообразной добавкой С-3 рабочие (лаборанты) обеспечиваются респираторами. Рабочие (лаборанты) также ежегодно проходят специальное медицинское обследование.

6.8. Не принимают пищу в помещениях, где хранят или приготавливают водные растворы добавки С-3, остерегаются попадания добавки С-3 на незащищённые участки кожи.

6.9. При попадании добавки С-3 на кожу её смывают тёплой водой, а при попадании в глаза - также промывают слабым раствором борной кислоты.

6.10. К работам с добавками С-3 и комплексными на их основе не привлекаются лица, имеющие повреждения кожи рук и лица.

6.11. При использовании комплексных добавок типа С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ, ЛСТ+С-3 рекомендуется проверять, не приводит ли смешение их компонентов к химической реакции с выделением токсичных газов, появлению неприятного запаха, выпадению осадка, хлопьев и т.п. При появлении каких-либо признаков химической реакции, применение комплексной добавки приостанавливается до выяснения причин и последствий взаимодействия её компонентов.

Генеральный директор СоюздорНИИ

В. М. Юмашев

Зав. лабораторией дорожного бетона

А. М. Шейнин

Зам. заведующего лабораторией

С. В. Эккель

Приложение 1.
Перечень нормативных документов, на которые есть ссылки в тексте «Рекомендаций...».

1. ГОСТ 7473-94. Смеси бетонные. Технические условия.

2. ГОСТ 26633-91*. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

3. ГОСТ 10180-90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.

4. ГОСТ 28570-90. Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций.

5. ГОСТ 10181-2000. Смеси бетонные. Методы испытаний.

6. ГОСТ 10060-95.Бетоны. Методы определения морозостойкости.

7. ГОСТ 12730.0-5-78. Бетоны. Методы определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости.

8. ГОСТ 18105-86. Бетоны. Правила контроля прочности.

9. ГОСТ 27006-86. Бетоны. Правила подбора состава.

10. ГОСТ 10178-85. Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.

11. ГОСТ 310.1-3.76, ГОСТ 310.4-81*, ГОСТ 310.5-88, ГОСТ 310.6-85. Цементы. Методы испытаний.

12. ГОСТ 8736-93*. Песок для строительных работ. Технические условия.

13. ГОСТ 8267-93*. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

14. ГОСТ 23732-79. Вода для бетонов и растворов. Технические условия.

15. ГОСТ 24211-91. Добавки для бетонов. Общие технические требования.

16. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.

17. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.

18. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции.

19 СНиП 3.09.04-85. Производство сборных железобетонных конструкций и изделий.

20. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

21. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

22. ТУ 2601-001-013-00164-99 (ТУ 6-14-625-80). Пластификатор С-3. Технические условия.

23. ТУ 13-0281036-029-94 (ОСТ 13-183-83). Лигносульфонаты технические. Технические условия.

24. ТУ 2453-001-00250903-03 (ТУ 13-00281074-75-98, ТУ 81-05-7-74). Смола нейтрализованная воздухововлекающая. Технические условия.

25. Методические рекомендации по испытанию дорожного бетона на коррозионную стойкость против совместного действия хлористых солей и мороза. - М., СоюздорНИИ, 1975 г.

26. Методические рекомендации по контролю качества поровой структуры дорожного бетона. М., СоюздорНИИ, 1978г.

Приложение 2.
Показатели качества суперпластификатора С-3. (выписка из ТУ 6-14-625)

Наименование показателя

Норма

1. Внешний вид

Жидкость коричневого цвета. Допускается осадок.

2. Массовая доля активного вещества, в пересчёте на сухой продукт, %, не менее

67

3. Массовая доля воды, %, не более

68

4. Массовая доля золы в пересчёте на сухой продукт, %, не более

42

5. рН 2,5 %-ого водного раствора

7-9

Приложение 3.
Показатели качества воздухововлекающей добавки СНВ. (выписка из ТУ 13-00281074-75-98)

Наименование показателя

Норма для марок

ЕС

ТП

1 .Внешний вид

Твёрдый продукт тёмно-коричневого цвета

2. Массовая доля воды, %, не более

16

18

3. Массовая доля растворимых в воде веществ, %, не менее

95

90

4. Пенообразование

Должен выдерживать испытание

5. Общая щёлочность в пересчёте на NaHo, %, не более

10

10

Приложение 4.
Концентрация и плотность водных растворов добавок.

Концентрация, % по массе

Плотность водных растворов добавок, кг/м3

С-3

ЛСТ

СНВ

2

---

1009

1005

3

---

1013

1009

4

---

1017

1012

5

1020

1021

1015

7

1030

1029

1021

10

1045

1043

1030

15

1069

1068

1045

20

1090

1091

1060

25

1116

1117

1075

30

1148

1144

1089

35

1180

1173

1105

40

1205

1202

1120