Причины несчастного случая в конструктивных недостатках сооружения и отсутствии строительного надзора
О.Н. Запольская,
Гл. государственный инспектор труда на железнодорожном транспорте в г. Москве
Производственные здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны находиться под постоянным контролем работников, ответственных за сохранность этих объектов. К содержанию производственных зданий и сооружений, эксплуатируемых в условиях воздействия переменных нагрузок и постоянной вибрации, для обеспечения их безопасной эксплуатации, а также продления срока эксплуатации предъявляются повышенные требования.
Правила эксплуатации и ремонта производственных зданий должны соответствовать требованиям ПОТ Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений", утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.98.
Характерным примером возможности возникновения аварийной ситуации при отсутствии надзора за техническим состоянием производственных зданий и сооружений может служить групповой несчастный случай со смертельным исходом, произошедший 21 декабря 2005 г. в ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги (МЖД) - филиала ОАО "РЖД".
ПРОИСШЕСТВИЕ
Во время производства вагоноремонтных работ, после 14.40 в вагоносборочном цехе работники заметили, что с плит перекрытия кровли осыпается штукатурка, а затем внезапно началось обрушение боковой стены и кровли цеха.
В момент обрушения в вагоносборочном цехе находились 19 чел, При эвакуации с места происшествия 13 из них были травмированы элементами падающих перекрытий и оборудования, один (слесарь по ремонту подвижного состава) - смертельно.
Здание вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово МЖД было построено в 1935 г., в 1954 г. проведена реконструкция депо по проекту, разработанному проектной конторой Московско-Рязанской железной дороги, по которому предусматривалась установка мостового крана грузоподъемностью 3 т.
В соответствии с проектом выполнены работы по полной разборке существовавшего перекрытия и светового фонаря. Установка мостового крана предусматривала наращивание стен по периметру и установку кранового пути с опорой на раскосы, расположенные непосредственно в боковых стенах здания. С момента вышеуказанной реконструкции по настоящее время работ, связанных с изменением конструкции стен и кровли, не производилось,
В 1971 г. в вагоносборочном цехе был установлен кран опорный однобалочный, электрический (кран-балка) грузоподъемностью 5 т.
В 1976 г. институтом "Мосжелдорпроект" разработан проект реконструкции цеха, который предусматривал опирание подкрановых путей кран-балки грузоподъемностью 5 т на отдельно стоящие опоры и жесткое защемление опор металлических ферм в стенах здания. Проект не был реализован.
В 1994 г. в цехе установлена вторая кран-балка грузоподъемностью 5 т. Подкрановые пути проложены на опорах горизонтально-консольного типа, для этого в простенках выполнены ниши, в которые замоноличены горизонтальный двутавр № 20 с подкосом из рельса.
С 1 по 25 октября 2005 г. ООО "Промстроймонтаж" проводил капитальный ремонт кранового пути кран-балок. Техническая документация на крановые пути отсутствует, расчет нагрузок на несущую конструкцию стены с встроенными кронштейнами при использовании двух кран-балок грузоподъемностью 5 т каждая не производился.
Расследованием несчастного случая установлено, что его причинами являются конструктивные недостатки, допущенные при реконструкции здания, и отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственных зданий.
По заключению экспертной комиссии, утвержденному генеральным директором ОАО "ЦНИС", причинами обрушения стены и перекрытия вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово являются:
- необеспеченная поперечная жесткость здания в целом и неустойчивое состояние упавшей стены из-за отсутствия жестких связей между элементами здания, обусловленные отсутствием анкеровки опорных узлов ферм покрытия, что является нарушением требований СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции", и установкой в цехе кран-балок грузоподъемностью 5 т взамен предусмотренных проектом кран-балок грузоподъемностью 3 т;
- перегрузка стены в результате:
надстройки сплошных кирпичных стен на 2,8 м (без световых проемов, предусмотренных заданием на проектирование) с устройством светового фонаря из металлоконструкций, нагрузка от которого не учтена в расчетах. Это обусловило увеличение постоянных вертикальных нагрузок и образование временных горизонтальных ветровых нагрузок;
устройства дополнительно подкрановых путей, что обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента;
- снижение несущей способности и долговечности материала стены в результате периодического замачивания фундаментов грунтовыми водами, приводящего к водонасыщению и потере кладочным известковым раствором связующих качеств в конструкции фундаментов и цокольной части, а также периодических вибродинамических воздействий на стену от проходящих поездов и работающих механизмов (кран-балок);
- сочетание временных воздействий от предшествующего обильного продолжительного снегопада, превышающих расчетные значения в сочетании с временной ветровой нагрузкой, и от работающей кран-балки.
Таким образом, в результате необеспеченной жесткости здания, неустойчивого состояния наружной несущей стены, перегрузки несущих конструкций, сложившегося сочетания неблагоприятных условий и одновременного воздействия временных нагрузок (нагрузки от работающего кранового оборудования, сверхрасчетной снеговой и ветровой нагрузки, вибродинамического воздействия от проходящего железнодорожного состава) произошло отклонение стены в месте примыкания к стене фермы № 2 от вертикального положения, которое из-за отсутствия поперечных связей и наличия продольной связи (подкрановый путь) перешло в необратимое падение значительного участка стены и обрушение конструкций покрытия.
Нарушены требования следующих нормативных правовых актов.
Нормативные требования охраны труда |
Фактическое состояние |
СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции", утв. постановлением Госстроя СССР от 31.12.81 № 292 |
|
6.35. Каменные стены и столбы должны крепиться к перекрытиям и покрытиям анкерами сечением не менее 0,5 см2 |
Анкеровка опорных узлов ферм покрытия отсутствовала |
ПОТ Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений", утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.98 |
|
1.2. Настоящим Положением надлежит руководствоваться службам, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации производственных зданий и сооружений общепроизводственного назначения, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории. |
На предприятии не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по эксплуатации. |
1.3. На основе настоящего Положения и с учетом конкретных условий в организации должны быть разработаны инструкции для работников, а также организационные и другие документы по обеспечению безопасности, сохранности и эксплуатационной надежности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного их ремонта и постоянного технического надзора за состоянием. |
На предприятии не разработано положение о порядке проведения плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений, не определены ответственные лица из числа руководителей структурных подразделений, на которых возлагается контроль за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации зданий. |
3.1. В организации должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий и сооружений с целью своевременного обнаружения и контроля за устранением выявленных неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации. |
Не установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации. |
3.2. Ответственность за соблюдение требований настоящего Положения в цехах (корпусах) и других структурных подразделениях организации должна возлагаться на руководителей этих подразделений. |
Не определены ответственные лица из числа руководителей структурных подразделений, на которых возлагается контроль за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений. |
4.1. Служба технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций промышленных зданий и сооружений должна формироваться, как правило, в отделе главного механика или в энергомеханическом отделе (ЭМО) и находиться соответственно в подчинении главного механика или начальника ЭМО. |
Служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений, на предприятии отсутствует. |
6.1. Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров. Наблюдения и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о проведении ППР. Особенно тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены, и за ними должен осуществляться регулярный контроль |
Технический надзор за состоянием промышленных зданий и сооружений в период эксплуатации на предприятии не организован |
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98 |
|
8.12. Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки кранового пути по форме согласно приложению 12, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки |
Документы на подкрановые пути после капитального ремонта отсутствуют |
Выводы
В ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов МЖД - филиала ОАО "РЖД" не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по эксплуатации.
В связи с этим не установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.
Отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственного здания вагоносборочного цеха не позволило определить изменения, произошедшие в процессе его эксплуатации. Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации определяются в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров, которые не проводились.
При проведении реконструкции здания, предусматривающей установку мостового крана, устанавливаемые металлические фермы покрытия на несущие стены (узлы опирания металлических ферм) анкерами не закреплялись, в результате чего не обеспечена поперечная жесткость здания. Заложенные при реконструкции здания нарушения требований СНиП II-22-81* не выявлены в процессе его эксплуатации в течение длительного времени из-за отсутствия систематических наблюдений за состоянием несущих конструкций.
В здании установлено не предусмотренное проектом технологическое оборудование. В цехе установлены две кран-балки без проекта и необходимых расчетов нагрузки на несущие стены. Дополнительное устройство подкрановых путей обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента. В то же время в ходе эксплуатации в депо не осуществлялись технические осмотры подкрановых конструкций.