Нарушения требований безопасности при производстве строительно-монтажных работ стали причиной аварий башенного и пневмоколесного кранов
Н.А.
Шишков
эксперт по подъемным сооружениям управления технического надзора
Ростехнадзора
Содержание
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,
|
Безопасность производства строительно-монтажных работ кранами обеспечивается строгим выполнением работодателями, специалистами и обслуживающим краны персоналом требований правил безопасности, должностных и производственных инструкций, проектов производства работ кранами (ППРк) и других нормативных документов.
Невыполнение установленных требований безопасности при производстве работ кранами может привести к авариям с тяжелыми последствиями.
В ООО "Горизонт" на строительной площадке семиэтажного административного здания для выполнения строительно-монтажных работ был установлен башенный кран КБ-403А.
25 мая 2005 г. согласно указанию начальника строительного участка машинист-крановщик башенного крана КБ-403А производил работы по подаче раствора каменщикам на пятую блок-секцию здания. В начале рабочей смены на строительный объект порожняком прибыл автомобиль КамАЗ (согласно поданной заявке) для перевозки трактора (бульдозера) на другой объект. Водитель автомобиля не доложил начальнику строительного участка о прибытии. В 10 часов тракторист (бульдозерист) попросил машиниста башенного крана погрузить трактор (массой 7 т) в кузов прибывшего автомобиля КамАЗ. Строповку трактора производил тракторист.
По команде тракториста машинист башенного крана начал осуществлять подъем трактора. При подъеме трактора на высоту 3,5 м и вылете стрелы 24 м, что соответствовало паспортной грузоподъемности крана 4,2 т, ограничитель грузоподъемности крана не сработал. Машинист крана почувствовал, что башенный кран начал падать в сторону груза.
Машинист крана произвел экстренное опускание груза, но кран продолжал падать и первой секцией башни лег на строительные конструкции строящегося объекта (перехода от пятой блок-секции к центру бытовых услуг). При этом стрела башенного крана, оборвав провода уличного освещения и трамвайные контактные провода, разбив несколько шпал, перегородив трамвайные пути, застыла неподвижно, углубившись в землю на 250 мм на трамвайных путях проспекта (рис. 1). В результате падения крана оголовок стрелы, секции стрелы и башни частично деформированы, одна из стяжек флюгера портала порвана, рельс подкранового пути в районе нахождения правой передней ходовой тележки лопнул. Ось задней (левой) ходовой тележки сломана (рис.2).
Рис. 1. Место аварии башенного крана КБ-403А:
1 - стрела; 2 - здание
Расследованием аварии установлено:
• башенным краном производился подъем груза массой, превышающей паспортную грузоподъемность крана на 60 %;
• ограничитель грузоподъемности - прибор, отключающий механизм подъема крана при превышении установленной грузоподъемности, находился в неисправном состоянии;
• строповку груза производил тракторист, не обученный в качестве стропальщика;
• в ППРк не предусмотрены работы по подъему и перемещению трактора башенным краном.
Рис. 2. Башенный кран КБ-403А после аварии
Нарушены требования следующих законодательных и других нормативных правовых актов.
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98
2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:
• 15 % - для башенных (с грузовым моментом до 20 т/м включительно)
и портальных кранов;
• 10 % - для остальных кранов.
У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.
9.5.18. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:
д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:
• соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);
• обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;
• условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;
• условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;
• перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;
• места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.;
• мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т. п.)...
9.5.19. Работа крана не допускается:
м) при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах.
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 26.07.93 № 27, с изменением № 1 (РДИ 10-395 (30)-00), утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан проверить:
3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т/м и портальных кранов - более чем на 15 %, для кранов мостового типа - более чем на 25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемной машины.
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.05.95 № 28
2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проектом производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также крановых путей.
Для этого крановщик должен:
8) проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.
2.7. После осмотра крана перед пуском его в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
1) механизмов крана и электрической аппаратуры;
2) тормозов;
3) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране (исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется путем подъема краном контрольных грузов в начале каждой смены или в сроки, установленные руководством по эксплуатации крана или владельцем крана, и в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами). О результатах проверки должна быть сделана соответствующая запись в вахтенном журнале.
Основной причиной аварии башенного крана КБ-403А является неудовлетворительная организация производства строительно-монтажных работ, выразившаяся в нарушении требований подп. "д" п. 9.5.18 Правил (ПБ 10-382-00): строительно-монтажные работы с помощью крана осуществлялись с отступлением от ППРк, при этом не соблюдались схемы строповки груза. Работу по подъему и перемещению груза краном, а также строповку груза осуществлял не обученный в качестве стропальщика тракторист.
В ООО "Горизонт" неудовлетворительно осуществляется технический надзор за безопасной эксплуатацией кранов. Инженерно-технические работники не выполняют должностные инструкции по осмотру и проверке неисправности ограничителей грузоподъемности кранов. Крановщики нарушают требования производственных инструкций: перед началом работы не проверяют механизмы и приборы безопасности кранов, производят подъем груза неизвестной массы, превышающей паспортную грузоподъемность крана. Работы по подъему и перемещению груза на строительстве здания осуществляются в отсутствие лица (прораба), ответственного за безопасное производство работ кранами.
Многочисленные нарушения Правил, должностных и производственных инструкций привели к тому, что башенным краном производился подъем груза, превышающего на 60 % паспортную грузоподъемность крана, который не мог выдержать такой нагрузки и упал.
Строительно-монтажные работы на строительстве второй очереди крытого рынка в 142-м квартале г. Якутска осуществляет предприятие ООО "Тушпа". По заявке этого предприятия ОАО "Кран-Сервис" на объект был направлен пневмоколесный кран КС-5363 для производства строительно-монтажных работ.
Однако ППРк на строительном объекте не было (не разработан), Место установки крана на строительном участке не подготовлено с учетом весеннего оттаивания грунта. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, на строительном объекте не назначено.
30 мая 2005 г. с помощью пневмоколесного крана КС-5363 производилось бетонирование строящегося здания. Машинист (крановщик) пневмоколесного крана в 17.25 начал подъем бадьи с бетоном на второй этаж строящегося здания. Во время этой операции две правые выносные опоры крана провалились в грунт, стрела крана ударилась о стену перекрытия второго этажа строящегося здания (рис. 3). В результате аварии произошло разрушение стрелы, а также деформация основания, вставки и гуська (рис. 4).
Рис. 3. Вид пневмоколесного крана КС-5363 после аварии
Рис. 4. Последствия аварии пневмоколесного крана КС-5363
Причиной аварии пневмоколесного крана явилось нарушение правил и других нормативных документов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Нарушены требования следующих законодательных и иных нормативных правовых актов.
Статья 9. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
• иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
• организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98
9.5.13. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:
а) разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;
б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков...
утв. постановлением
Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изменением № 1 (РДП 10-426
(74)-01),
утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60
2.9. Перед началом работы крановщик обязан:
1) ознакомиться с проектом строительно-монтажных работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;
2) проверить состояние площадки для установки крана.
В ООО "Тушпа" не организован производственный контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов; не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ краном; не назначены стропальщики; ППРк на выполнение строительно-монтажных работ с помощью пневмоколесного крана, в котором должны были содержаться требования по безопасной установке крана на участке (площадке) строительного объекта, не разработан.
Машинист крана приступил к работе по подъему и перемещению груза без ознакомления с ППРк и проверки состояния площадки для установки крана. Кроме того, под опоры крана не были подложены соответствующие подкладки.
Неудовлетворительно осуществлялся надзор за безопасной эксплуатацией крана его владельцем - ОАО "Кран-Сервис", не выполнялись требования правил безопасности при направлении кранов в другие организации.