МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УКЛАДКЕ И УПЛОТНЕНИЮ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
СМЕСЕЙ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ
АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОВ И КАТКОВ
Утверждены директором
Союздорнии
канд. техн. наук Э.М. Добровым
Одобрены
Главным техническим управлением
Минтрансстроя
(решение ГТУ № 379-4Д от 10.05.83)
Москва 1984
СОДЕРЖАНИЕ
Даны рекомендации по режимам работы высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков, обеспечивающих максимальное уплотнение конструктивных слоев из асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии. В зависимости от степени уплотнения слоя рабочими органами асфальтоукладчика приведена технология уплотнения слоев катками, даны рекомендации по составу отрядов катков и режимам их работы.
Асфальтобетонные смеси различного типа гранулометрии рекомендуется приготавливать на асфальтобетонных заводах общей производительностью не менее 200 т/ч, транспортировать только большегрузными автомобилями-самосвалами.
Внедрение технологии строительства покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками позволяет повысить темпы строительства, снизить трудозатраты и одновременно повысить качество работ.
Табл. 2.
В последние годы в практике дорожного строительства наметилась четкая тенденция к устройству асфальтобетонных покрытий высокими темпами с перенесением основного удельного веса уплотнения смесей на рабочие органы асфальтоукладчика - трамбующий брус и виброплиту.
Повышение степени предварительного уплотнения смеси и увеличение ширины укладки асфальтоукладчиком приводят к уменьшению или ликвидации продольных швов, что позволяет значительно повысить продольную и поперечную ровность покрытия.
В настоящих "Методических рекомендациях по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей различного типа при использовании высокопроизводительных асфальтоукладчиков и катков" изложены особенности технологии укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей различного типа гранулометрии широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками и катками, даны рекомендации по выбору соответствующего отряда машин при устройстве конструктивных слоев из асфальтобетона и методика определения степени предварительного уплотнения смесей рабочими органами асфальтоукладчика.
"Методические рекомендации" составлены на основе научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных Союздорнии в 1979 - 1982 гг.
"Методические рекомендации" разработали кандидаты технических наук Б.С. Барышев, Б.М. Слепая, М.А. Либерман, инженеры Л.М. Кириллова, Э.Б. Островский.
1.1. Технология строительства асфальтобетонных покрытий широкозахватными высокопроизводительными асфальтоукладчиками с активными уплотняющими рабочими органами является наиболее прогрессивной и позволяет одновременно со снижением трудозатрат улучшить основные транспортно-эксплуатационные параметры асфальтобетонного покрытия (ровность, однородность, прочность покрытия).
1.2. Работы, связанные с приготовлением, транспортированием и укладкой асфальтобетонных смесей в покрытие и основание дорожной одежды, следует проводить в соответствии со СНиП III-40-79 и "Руководством по строительству асфальтобетонных покрытий" (М., Транспорт, 1978), с учетом особенностей скоростного строительства покрытий.
1.3. Для обеспечения эффективной работы асфальтоукладчиков производительность асфальтобетонного завода должна соответствовать сменному темпу укладки и составлять не менее 200 т/ч; целесообразно применять асфальтосмесители с накопительными бункерами, объемом не менее часовой производительности выпуска продукции АБЗ.
1.4. Транспортирование смесей с АБЗ к асфальтоукладчику следует осуществлять большегрузными автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 7 - 12 т (МАЗ-503А, КамАЗ-5510, КрАЗ-256Б).
1.5. При высоких темпах устройства асфальтобетонных покрытий и верхнего слоя основания дорожной одежды, если позволяют технические возможности асфальтоукладчика, смеси следует укладывать на всю ширину полосы (II и III категории автомобильных дорог). При укладке смеси сопряженными полосами двумя укладчиками технологический разрыв между ними должен составлять 30 м.
1.6. Отряды катков следует комплектовать в зависимости от типа гранулометрии укладываемой асфальтобетонной смеси, степени уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика и с учетом имеющегося состава парка катков.
1.7. На завершающей стадии уплотнения конструктивных слоев покрытия, уложенных из асфальтобетонных смесей всех типов гранулометрии, следует применять трехосный гладковальцовый каток массой 11 - 18 т (ДУ-48А, ДУ-48Б).
2.1. При устройстве верхнего слоя основания дорожной одежды и нижнего слоя покрытия из крупнозернистых асфальтобетонных смесей скорость перемещения асфальтоукладчика должна составлять 2 - 3 м/мин; уплотняющие рабочие органы асфальтоукладчика должны иметь следующие режимы работ: частоту вращения валов трамбующего бруса 1000 - 1500 об/мин. и вибраторов виброплиты - 2500-3000 об/мин.
2.2. Состав отряда катков следует подбирать исходя из существующего на данном объекте парка машин, руководствуясь табл. 1 настоящих "Методических рекомендаций".
2.3. Для производства работ в условиях пониженных температур воздуха целесообразно укладывать смеси при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин. При этом можно достичь уплотнения слоя до значения 0,98, что позволит исключить процесс уплотнения катками.
Таблица 1
Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика |
Тип катка |
Режим работы катка |
|
Скорость км/ч |
Число проходов по одному следу |
||
0,97-0,95 |
Самоходный на пневматических шинах массой 18 т (ДУ-31А) |
10 |
2-3 |
и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
2-4 |
|
Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
4-6 |
|
0,95-0,98 |
Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А5) |
10 |
3-4 |
и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
3-4 |
|
Гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
8-10 |
|
0,93.-0,9 |
Самоходный на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
10 |
4-6 |
и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
4-6 |
|
Гладковальцовый массой 9-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ48Б) |
4-5 |
4-6 |
|
и гладковальцовый трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
4-6 |
|
Гладковальцовый. трехосный массой 11-18 т (ДУ-49А) |
5 |
10-12 |
2.4. При укатке смеси рабочими органами асфальтоукладчика до коэффициента уплотнения 0,9 и более в состав отряда вводятся катки двух типоразмеров: средний гладковальцовый массой 9 - 13 и (или самоходный на пневматических шинах) и гладковальцовый тяжелый массой 11 - 18 т (марки ДУ-49А).
Допускается уплотнять смеси одним тяжелым гладковальцовым катком при увеличенном числе проходов в соответствии с требованиями табл. 1.
3.1. Для устройства верхнего слоя дорожных покрытий применяют асфальтобетонные смеси всех типов, предусмотренных ГОСТ 9128-84.
3.2. Смеси всех типов, установленных ГОСТ 9128-84, укладывают при следующем режиме работы рабочих органов асфальтоукладчика: частота вращения вала трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, вала вибраторов виброплиты - 2500 - 3000 об/мин.
3.3. Смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 % следует укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика не более 2 - 3 м/мин; при этом следует соблюдать следующие режимы работы рабочих органов: частота вращения вала, трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин, частота вращения вала вибраторов виброплиты 2500 - 3000 об/мин.
3.4. Асфальтобетонные смеси типов А и Б с содержанием щебня не менее 40 %, уложенные при скорости перемещения асфальтоукладчика 1 м/мин и частоте вращения валов трамбующего бруса и вибраторов виброплиты; соответственно 1200 - 1500 и 3000 об/мин, могут иметь коэффициент уплотнения до 0,99 и не требуют уплотнения катками.
Таблица 2
Коэффициент уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика |
Тип катка |
Режим работы катка |
|
Число проходов по одному следу |
Скорость, км/ч |
||
Асфальтобетонная смесь типов А, Б (40-50 % щебня) |
|||
0,97-0,96 |
Гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-47А) |
8-10 |
5 |
0,96-0,94 |
Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) |
3-4 |
До 3 |
и гладко вальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
2-4 |
5 |
|
На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
4 |
До 10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
2 |
5 |
|
0,94-0,92 |
Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) |
4-5 |
3 |
и гладковальцовый массой 11-18 т |
4 |
5 |
|
На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
4-6 |
До 10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
2-4 |
5 |
|
Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-813, ДУ-48А, ДУ-48Б) |
4-6 |
4-5 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т |
6-8 |
5 |
|
0,92-0,89 |
Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) |
5-6 |
3 |
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4 |
5 |
|
На пневматических шинах массой, 13 т (ДУ-31) |
6 |
10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4 |
5 |
|
Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-48А, ДУ-48Б, ДУ-8В) |
6 |
4 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
6 |
5 |
|
Асфальтобетонная смесь типа Б (35-40 % щебня) и типа В |
|||
0,92-0,87 |
Вибрационный массой 6-8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) |
4-6 |
До 2 |
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4 |
5 |
|
На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
6-8 |
10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4 |
5 |
|
Гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А) |
6-8 |
4 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
6 (4) |
5 |
|
0,83-0,87 |
Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50) |
2-3 |
3 |
гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А) |
8-10 |
4-5 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
6 (4) |
5 |
|
Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50) |
2-3 |
5 |
|
На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
4-6 |
10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
2-4 |
5 |
|
Асфальтобетонная смесь типов Г и Д |
|||
0,82-0,84 |
Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50) |
2-3 |
3 |
На пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
6-8 |
10 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4 |
5 |
|
Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50) |
2-3 |
3-4 |
|
гладковальцовый массой 10-13 т (ДУ-8В, ДУ-48А) |
10 |
4-5 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4-6 |
5 |
|
0,82-0,80 |
Гладковальцовый массой 6-8 т (ДУ-50) |
2-3 |
3-4 |
на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) |
8-10 |
5 |
|
и гладковальцовый массой 11-18 т (ДУ-49А) |
4-6 |
5 |
3.5. Смеси типов В и Б с содержанием щебня до 40 % допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 4 м/мин. Если коэффициент уплотнения смеси после прохода асфальтоукладчика не превышает 0,85, скорость перемещения укладчика следует уменьшить до 2 - 3 м/мин.
3.6. Смеси типов Г и Д допускается укладывать при скорости перемещения асфальтоукладчика до 5 м/мин.
3.7. При укатке смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика не ниже 0,87, в отряд катков не включают легкий каток массой 6 - 8 т.
3.8. При уплотнении смесей, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика ниже 0,87, при наличии в парке вибрационных катков массой 6 - 8 т уплотнение следует начинать катком с выключенными вибраторами (вместо применения статического легкого катка).
3.9. Для уплотнения верхнего слоя покрытия из асфальтобетонных смесей типов А, Б, В, имеющих коэффициент уплотнения после прохода асфальтоукладчика 0,9 - 0,94, следует в отряд катков включать вибрационные катки массой 6 - 8 т, либо катки на пневматических шинах массой 16 т, либо гладковальцовые катки массой 10 - 13 т. Во всех случаях обязательно наличие в отряде катка гладковальцового трехосного массой 11 - 18 т.
3.10. Уплотнение песчаных асфальтобетонных смесей типов Г, Д и малощебенистых типа В с коэффициентом уплотнения после прохода асфальтоукладчика менее 0,9 следует начинать гладковальцовым катком массой 6 - 8 т, при этом рабочая скорость движения катка в начале укатки должна составлять 3 км/ч.
3.11. Для уплотнения смесей типов А, Б и В ведущим катком в отряд целесообразно включать каток двухвальцовый вибрационный массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б). При отсутствии такого катка его можно заменить катком на пневматических шинах массой 16 т (ДУ-31А) или катками статическими гладковальцовыми массой 9 - 13 т (ДУ-8В, ДУ-48А, ДУ-48Б).
3.12. Уплотнение смесей типов Г, Д и В при коэффициенте их уплотнения рабочими органами асфальтоукладчика менее 0,87 следует начинать катком вибрационным массой 6 - 8 т (ДУ-47А, ДУ-47Б) с выключенным вибратором либо гладковальцовым статическим массой 6-8 т (ДУ-50).
3.13. Состав отрядов катков в зависимости от типа уплотняемой смеси и коэффициента уплотнения после прохода асфальтоукладчика, а также режимы их работы следует назначать согласно табл. 2.
4.1. Контроль качества работ следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 6.7 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и настоящих "Методических рекомендаций".
4.2. Перед началом работ по устройству покрытия и основания дорожной одежды из асфальтобетонных смесей следует проверить режимы работ широкозахватных высокопроизводительных машин и установить требуемые скорости, укладки и частоты колебания трамбующего бруса асфальтоукладчика.
4.3. В процессе работы асфальтоукладчика в заданном режиме следует определить коэффициент уплотнения слоя для уточнения состава отряда катков и режимов работы асфальтоукладчика и катков.
4.4. Степень уплотнения асфальтобетонных смесей рабочими органами асфальтоукладчика определяют по результатам испытаний образцов, отобранных из укладываемого слоя непосредственно после укладки его асфальтоукладчиком, работающим в заданном режиме. Для этого перед проходом асфальтоукладчика на нижний слой уложенного покрытия (или основания дорожной одежды) укладывают металлическую пластинку площадью 200×150 мм и толщиной 1,5 мм. Место расположения пластины фиксируют металлической проволокой, прикрепленной к краю пластины. После прохода асфальтоукладчика пластину со смесью извлекают. Образец снимают с пластины не ранее чем через 2 ч, затем стандартным методом определяют коэффициент уплотнения.
4.5. Для рационального подбора состава отряда катков следует определять степень предварительного уплотнения смеси рабочими органами асфальтоукладчика в соответствии с методикой, изложенной в п. 4.4 настоящих "Методических рекомендаций".
При строительстве покрытий и оснований дорожной одежды из асфальтобетонных смесей комплектом высокопроизводительных широкозахватных асфальтоукладчиков и катков следует руководствоваться "Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М.: Транспорт, 1978), р.8 "Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" (М.: Транспорт, 1978) и СНиП III-4-80.