ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Технологическая карта составлена на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.
В технологическую карту включены: подготовка основания, укладка асфальтобетонной или битумоминеральной смеси асфальтоукладчиком и уплотнение уложенной смеси катками.
Работы по поверхностной обработке покрытия в технологическую карту не включены, так как эти работы следует выполнять в летних условиях.
В технологической карте предусмотрено устройство покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных из битумоминеральных смесей, составленных по типу асфальтобетонных, а также обязательное соблюдение следующих условий организации труда. Непрерывное обеспечение работ асфальтобетонной смесью; подготовка асфальтобетонного завода /АБЗ/ и автомобилей-самосвалов для работы в зимних условиях; увязка графиков работы АБЗ и укладки асфальтобетонного покрытия; специальная подготовка основания к устройству асфальтобетонных покрытий в зимнее время по способам, изложенным в "Технических указаниях по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" , Оргтрансстрой, 1966.
Технологическая карта "Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях" издается как проект для применения и проверки в производственных условиях. В связи с этим институт "Оргтрансстрой" просит строительные и нормативно-исследовательские организации, которые будут применять данную технологическую карту, направлять свои замечания и предложения по адресу: Москва, Б-66, Ольховская ул., 25.
Главный инженер института "Оргтрансстрой"
/В. Максимович/
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы.
Содержание
1. Указания по технологии производства работ /см. рисунок/ 2. Указания по организации труда |
Подготовка основания состоит в очистке его от снега. Для удаления оставшейся наледи по основанию рассыпают поваренную соль /0,5-2 кг/м2/, а затем, после оттаивания наледи, очищают основание автомобильной щеткой за 2-3 прохода по одному месту.
Непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси основание должно быть просушено и подогрето асфальторазогревателями.
Режим работы разогревателей устанавливают на месте работ так, чтобы основание перед укладкой асфальтобетонной смеси имело температуру не ниже + 15 °С.
После прохода разогревателя основание должно быть очищено от пыли капроновой щеткой, а затем обработано горячим жидким
Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в зимнее время:
1 - асфальторазогреватель; 2 - передвижной битумный котел; 3 - автосамосвал с асфальтобетонной смесью; 4 - асфальтоукладчик; 5 - моторные катки; 6 - упорные брусья.
битумом марки A-1, A-2 с помощью ручного распределителя при норме розлива 0,6 л/м2.
Расстояние между разогревателем и асфальтоукладчиком должно быть минимальным, но достаточным для заезда автомобилей-самосвалов, доставляющих асфальтобетонную смесь /15-20 м/.
Укладка асфальтобетонной смеси начинается с установки по бокам укладываемой полосы упорных брусьев.
Места сопряжений с другой полосой обрубают, прогревают асфальтобетонной смесью и смазывают горячим битумом.
Неровности на основании заделывают асфальтобетонной смесью.
Асфальтобетонную смесь к месту укладки доставляют в автомобилях-самосвалах, имеющих утепленные кузова.
Доставленные к месту укладки смеси должны иметь минимальную температуру в зависимости от температуры воздуха /табл. 1 и 2/.
Таблица 1
Минимальная температура горячих смесей в °С
Температура воздуха в период укладки смеси в °С |
Вяжущее вещество |
||||
от |
до |
БНД-2 |
Разжиженный битум Б-6 |
Битум БНД-2 и БНД-1 с поверхностно-активными добавками |
БНД-1 |
10 |
5 |
140 |
110 |
115 |
120 |
5 |
0 |
150 |
120 |
125 |
130 |
0 |
-5 |
не применяется |
130 |
не применяется |
140 |
Минимальная температура теплых смесей в °С
Температура воздуха в период укладки смеси в °С |
Вяжущее вещество |
|||
от |
до |
А-6 |
Б-6 |
БНД-0 |
10 |
5 |
60 |
60 |
80 |
5 |
0 |
70 |
70 |
90 |
0 |
-5 |
80 |
80 |
100 |
-5 |
-10 |
не применяется |
90 |
110 |
Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиком Д-150 Б при соблюдении следующих условий.
Длина укладываемой полосы должна быть не более 20-25 м;
выглаживающую плиту укладчика нужно периодически подогревать форсункой;
асфальтоукладчик работает с включенным вибробрусом;
выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть установлена в такое положение, чтобы толщина укладываемого слоя была на 15-20% больше проектной толщины.
При кратком перерыве в доставке смеси машинист оставляет в бункере немного смеси до подхода следующего самосвала.
После прохода асфальтоукладчика раковины и задиры на поверхности уложенного слоя заделывают вручную.
Толщину слоя периодически измеряют и регулируют выглаживающей плитой.
В местах сопряжений с другой полосой, а также у упорных брусьев пустоты заполняют горячей смесью, а поверхность тщательно затирают райбовкой, места сопряжений и края полосы немедленно уплотняют тяжелом катком /10-12 т/ за 2-3 прохода по одному следу.
После проходов катка в местах сопряжений наплывы смеси срезают горячей лопатой, швы затирают райбовкой и заглаживают горячим утюгом.
Места, недоступные укатке /у бортовых камней, вокруг люков смотровых колодцев/, трамбуют вручную горячей трамбовкой.
В процессе работы совковые лопаты, грабли, трамбовки и утюги нагревают на жаровнях.
Нижний слой покрытия, который на зиму не накрывают верхним слоем, устраивают из плотных смесей.
Уплотнение уложенной смеси выполняют тяжелые вальцовые катки массой 10-12 т, подготовленные к работе в зимних условиях. Вальцы катков перед укаткой должны быть заполнены горячими водой или маслом и оборудованы автоматическими смазчиками.
Уложенную асфальтобетонную смесь сразу уплотняют тяжелыми моторными катками за 20-25 продольных проходов по одному месту.
Укатку ведут сразу ко всей ширине уложенной полосы, для этого катки располагают в шахматном порядке.
Первыми двумя проходами катков по одному месту на первой передаче уплотняют края полосы и среднюю часть.
На прикатанной полосе проверяют ровность покрытия четырехметровой рейкой, а поперечный уклон - шаблоном, и исправляют дефектные места /укатка в это время не прекращается/.
Последующая укатка до окончательного уплотнения ведется на максимальной скорости /4-7 км/ч/ одновременно по всей полосе с перекрытием следов на 20-30 см.
Укатку нужно вести в высоком темпе с тем, чтобы температура смеси к концу укатки была не ниже:
80-75 °С для горячих смесей |
50-35 °С для теплых смесей на битуме марки БНД-0 |
35-25 °С -"- Б-6, А-6 |
В процессе укатки вальцы катков нужно смачивать мыльной или соленой водой /1 кг соли на одно ведро воды/.
Дефектные места после первых проходов катка исправляют следующим образом.
Места, где имеются раковины и задиры, заделывают горячей смесью и затирают райбовкой;
в местах с избытком смеси поверхность слоя разрыхляют железными граблями, лишнюю смесь снимают совковой лопатой, поверхность затирают райбовкой;
в пониженных местах поверхность слоя разрыхляют железными граблями, добавляют горячую смесь под каток;
в местах с пережженной, плохо перемешанной или "жирной" смесью границы дефектного участка очерчивают прямыми линиями, бракованную смесь удаляют, на ее место укладывают доброкачественную смесь и сейчас же уплотняют катком. Швы сопряжений должны быть затерты райбовкой и заглажены горячим утюгом.
Если после укатки поверхности обнаруживают раковины, то такие же места следует обработать горячей смесью или горячим жидким битумом /0,3-0,4 л/м2/. Битум растирают по поверхности покрытия деревянным движком, обитым резиной, а затем это место посыпают минеральной смесью, состоящей из песка /70%/, и минерального порошка /30%/.
Число проходов катка по одному месту, необходимое для полного уплотнения смеси, устанавливает на месте работ лаборант.
Перед последними проходами катков места сопряжений /швы/ повторно заглаживают горячим утюгом и укатывают катком.
Требования по качеству работ и указания по уходу за покрытием
После уплотнения уложенного слоя катками упорные брусья снимают и переносят к следующему месту укладки. Кромки слоя обрубают по шнуру. Обочины отсыпают на толщину уложенного слоя и уплотняют катками.
На однослойном покрытии или верхнем слое двухслойного покрытия с наступлением лета должна быть проведена поверхностная обработка.
Зазор под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм; допустимые отклонения от проекта составляют: по толщине слоя - 10 %, по поперечному уклону - 5 °/оо; на поверхности покрытия не должно быть заметных следов от проходов катков и швов в местах сопряжений.
Асфальтобетонные смеси, укладываемые в горячем состоянии при пониженных температурах, должны удовлетворять требования ГОСТ 9128-59, а битумоминеральные и теплые смеси требованиям ВСН 93-63.
При приготовлении асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на асфальтобетонных заводах и доставки смесей к месту укладки следует руководствоваться "Техническими указаниями по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" ВСН 120-65.
Работы по устройству асфальтобетонных покрытий организуют в две смены.
В каждую смену работы выполняет комплексная бригада из двух звеньев /по подготовке основания и звена по укладке и уплотнению смеси/.
Звено по подготовке основания
Машинисты разогревателей |
5 разр. -2 |
Машинист распределителя битума |
4 " -1 |
Дорожный рабочий |
2 " -1 |
В состав звена не включен водитель автощетки, который выполняет работу по мере необходимости.
Звено очищает основание автощеткой, просушивает и нагревает его разогревателей, а затем обрабатывает горячим битумом. Распределение обязанностей машинистов вытекает из назначения машин, обслуживаемых ими. Дорожный рабочий подметает основание капроновой щеткой и помогает машинисту ручного распределители битума.
Звено по укладке и уплотнению смеси
Машинист асфальтоукладчика |
6 разр.-1 |
Машинисты моторных катков |
5 " -3 |
Асфальтобетонщики: |
5 " -1 |
|
5 " -1 |
|
4 " -1 |
|
3 " -4 |
|
2 " -1 |
Два асфальтобетонщика /3 и 2 разр./ производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом, заделывают неровности основания горячей смесью.
Один асфальтобетонщик 3 разр. работает у приемного бункера асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью, открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и предупреждает об этом асфальтобетонщика 5 разр.
За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5 разр. и два асфальтобетонщика 3 разр.
Асфальтобетонщик 5 разр. проверяет правильность подготовки основания и установки упорных брусьев;
контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика;
дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных мест и машинистам катков о начале и порядке укатки;
совместно с асфальтобетонщиком 4 разр. окончательно проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на исправление дефектных мест и заделку сопряжений;
после укатки смеси моторными катками осматривает готовое покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов.
Асфальтобетонщик 5 разр. также участвует в работе по окончательной отделке сопряжений.
Асфальтобетонщики 3 разр., следуя за укладчиком по обеим сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают кромки упорных брусьев.
Асфальтобетонщик 4 разр. следует за асфальтобетонщиками 3 разр. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода катков, по указанию асфальтобетонщика 5 разр. вырубают и заделывают дефектные места после укатки покрытия моторными катками.
Машинисты моторных катков уплотняют смесь.
В течение рабочей смены работы по укладке смеси ведут непрерывно. Перерывы для приема пищи и отдыха рабочие делают поочередно с разрешения бригадира.
На участок работы в часы заправки механизмов должны доставляться горячая вода, горюче-смазочные материалы и подогретое машинное масло.
При производстве работ в полевых условиях на участке работ для рабочих должны быть оборудованы отапливаемые вагончики для приема пищи, обогрева и кратковременного отдыха, душевая /вагон-баня/, теплые туалеты.
|
Шифр норм |
Наименование работ |
Состав звена |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма затрат труда на единицу измерения чел-ч |
Расценка, руб.-коп. |
Количество чел-ч на полный объем работ |
Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Повременно |
Просушить и нагреть основание передвижными разогревателями |
Машинисты 5 разр.-2 |
чел-ч |
14 |
- |
0-56,2 |
14 |
7-87 |
2 |
" |
Очистить основание капроновой щеткой вручную |
Дорожный рабочий |
" |
7 |
- |
0-37 |
7 |
2-59 |
3 |
ЕНиР § 17-4, №3 |
Обработать основание горячим битумом ручным распределителем с дополнительным подогревом битума |
Машинисты 4 разр.-1 Дорожный рабочий 2 разр.-1 |
1 т |
1,18 |
8,2 |
3-52 |
9,68 |
4-15 |
4 |
ЕНиР § 17-8, табл. 2, №1 и К=1,3 |
Уложить крупнозернистую асфальтобетонную смесь толщиной 5 см асфальтоукладчиком Д-150 Б |
Машинисты 6 разр.-1 Асфальтобетонщики: 4 " -1 3 " -4 2 " -1 |
100 м2 |
19,6 |
2,91 |
1-36,5 |
57,04 |
26-75 |
5 |
Повременно |
Уплотнить уложенную смесь нижнего слоя катками весом более 10 т за 25 проходов по одному месту |
Машинисты 5 разр.-3 |
чел-ч |
21 |
- |
0-56,2 |
21 |
11-80 |
|
Итого: |
На сменную захватку 280 м /1960 м2/ |
|
|
|
|
|
103,72 |
53-16 |
|
|
На 1000 м2 слоя |
|
|
|
|
|
55,46 |
27-12 |
Примечание: 1. В калькуляции не учтены поправочные коэффициенты на зимние условия производства работ. Эти коэффициенты следует вводить в зависимости от температуры воздуха при производстве работ, согласно общей части ЕНиР, п. 13.
2. В калькуляции не учтены работы по очистке основания дороги от снега и наледей. Эти работы оплачиваются отдельно в зависимости от конкретных объемов работ.
Затраты труда на 1000 м2 уложенного слоя в чел.-дн. |
7,92 |
Средний разряд рабочих |
4 |
Выработка одного рабочего в смену в м2 уложенного слоя |
130 |
Количество машино-смен на 1000 м2 уложенного слоя: асфальторазогреватели |
1 |
асфальтоукладчики Д-150 Б |
0,5 |
катки моторные Д-400 А |
1,5 |
а) Основные материалы и полуфабрикаты на 1000 м2 |
|
Асфальтобетонная крупнозернистая смесь, т |
120 |
Битум жидкий, горячий марки A-1, А-2, л |
600 |
б) Машины |
|
Асфальторазогреватели автомобильные Д-199 |
2 |
Асфальтоукладчики Д-150 Б |
1 |
Катки моторные Д-400 А |
3 |
Электростанция ЖЭС-4,5 |
1 |
Передвижные гудронаторы /распределители битума/ Д-125 А |
1 |
Передвижной битумный котел Д-124 А |
1 |
Жаровня для нагрева инструмента |
1 |
Технологическая карта разработана отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительство автомобильных дорог и аэродромов института "Оргтрансстрой" по материалам Ленинградской и Челябинской нормативно-исследовательских станций /исполнитель Ф.А. Потанин/