МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Технологическая карта
|
Всесоюзный |
УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ РАЗМЕРОМ 0,49×0,49×0,1 м С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ
1980 г.
Содержание:
Технологическая карта разработана, на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.
Быстротоки устраивают при строительстве автомобильных дорог с продольным уклоном более 30‰, а также на отдельных сложных пересечениях, где это требуется для обеспечения быстрого отвода воды с покрытия.
В технологической карте предусмотрено устройство быстротока из бетонных плит размером 0,49×0,49×0,1 м вдоль земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог.
Расположение быстротоков определяют по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока.
Конструкция быстротока принята по типовому проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их укрепления» № 819.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
До начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком должны быть закончены работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке откосов.
К месту работы заблаговременно доставляют и раскладывают вдоль устраиваемого быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,1 м, завозят щебень и выгружают его на обочине вырытого кювета под быстроток.
При производстве работ по устройству быстротока выполняют следующие работы (см. рисунок):
разработку кювета и котлована для водобойного уступа и лотка;
устройство щебеночного основания под бетонные плиты;
устройство водобойного уступа и лотка;
укладку бетонных плит на дно и откосы кювета;
заполнение швов цементным раствором.
До начала работ с помощью нивелира производят разбивку. Выносят и закрепляют ось быстротока, обозначают колышками контуры котлована и кювета. Затем экскаватором ЭО-1621 разрабатывают кювет и котлован. На дне котлована делают разбивку положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на 15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в плане. После этого зачищают дно и откосы вручную под рейку.
По окончании земляных работ приступают к устройству щебеночного основания. Щебень рассыпают слоем 5 см, выравнивают под рейку и уплотняют. Толщину щебеночного слоя контролируют по вбитым в грунт контрольным колышкам и нивелиром. Ровность щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Закончив устройство щебеночного основания, блоки водобойного уступа и лотка автокраном устанавливают в подготовленную траншею. Пазухи засыпают щебнем и уплотняют трамбовкой.
Для укладки плит разбивают базис-опорную линию, натягивают шнур. Разбивку по высоте не делают, но в ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки.
Укладку плит выполняют автокраном СК-2562, начиная от водобойного уступа.
Первую плиту ряда укладывают вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.
Технологическая схема устройства быстротоков с водобойным уступом
1 - Экскаватор ЭО-1621 (Э-153A); 2 – автомобиль-самосвал 3 - щебень 4 - кювет 5 – пакеты плит 6 – уложенные плиты 7 – автомобиль-самосвал с цементным раствором 8 – ёмкость для цементного раствора; 9 – бетонный конус 10 – блок водобойного уступа 11 – блок лотка; 12 - автокран KC-2562. Цифры в кружках – разряды рабочих.
При укладке необходимо соблюдать прямолинейность укладываемых плит. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит на откосы.
Уложенные плиты осаживают на щебеночное основание с помощью трамбовки.
Закончив укладку плит, зазоры между ними заделывают цементным раствором, который доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами и выгружают в расходную емкость, а затем к месту работы подают в ведрах.
Заполнение швов цементным раствором осуществляется в определенной последовательности.
Стенки швов смачивают водой, по линии шва цементный раствор распределяют лопатами, затем при помощи кельмы равномерно распределяют раствор в зазоре шва и уплотняют его металлической шуровкой.
После уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит при помощи кельмы. Излишки цементного раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами.
После того, как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой.
Требования к качеству работ
Готовый быстроток должен иметь ровные поверхности дна и откосов.
Смещение уложенных плит по отношению друг к другу не должно превышать 5 мм в плане и в вертикальной плоскости.
При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества (см. раздел VIII настоящей технологической карты).
При производстве работ по устройству быстротока с водобойным уступом следует руководствоваться следующей литературой:
СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемка работ. Приемка в эксплуатацию». М., «Транспорт», 1978;
«Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77. М., Стройиздат, 1977;
Типовым проектом «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление».
Указания по технике безопасности
При устройстве быстротоков с водобойным уступом плиты и блоки должны быть выгружены из транспортных средств с помощью автокрана и уложены в установленные места вдоль бровки кювета.
При работе автокраном запрещается находиться под стрелой крана. Посторонним лицам не разрешается находиться ближе 5м от радиуса действия стрелы автокрана.
При укладке блоков и плит рабочие обязаны пользоваться инструментом, предусмотренным инструкцией, и должны быть снабжены защитной спецодеждой.
При производстве работ следует выполнять требования техники безопасности в соответствии со СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970 г., и «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М, «Транспорт», 1978.
Работы по устройству быстротока c водобойным уступом (см. рисунок) выполняет бригада в следующем составе:
Машинист автокрана |
5 разр. |
- 1 |
Монтажники конструкций |
4 разр. |
- 1 |
3 разр. |
- 1 |
|
2 разр. |
- 2 |
|
Дорожные рабочие |
3 разр. |
- 2 |
2 разр. |
- 4 |
Для выполнения кратковременных работ привлекается машинист экскаватора ЭО-1621 (Э-153А) 4 разр., который разрабатывает кювет под быстроток и котлован под водобойный уступ и лоток.
Дорожный рабочий (2 разр. - 1) принимает участие в планировке дна и откосов насыпи.
Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 1) производят окончательную планировку дна и откосов кювета с выверкой по рейке, заполняют зазоры в швах между плитами цементным раствором.
Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) набрасывают щебень на дно и откосы кювета толщиной 5 см, окончательно планируют щебеночное основание и уплотняют его.
Машинист автокрана 5 разр. и монтажники конструкций (4, 3 и 2 разр. - 2) устанавливают блоки водобойного уступа и лотка, укладывают и рихтуют железобетонные плиты.
В начале смены бригада, после инструктажа мастера, получает инструменты и знаки ограждения, которые по указанию мастера устанавливают в необходимых местах.
В конце смены снимают знаки ограждения, очищают инструмент и сдают его в кладовую.
На участке работ необходимо иметь питьевую воду, воду для технических и бытовых целей, аптечку.
Работу рекомендуется проводить по методу бригадного подряда.
Итого: |
на 120 м2 |
|
90,0 |
|
на 100 м2 |
|
75,0 |
|
|
|
(9,4 чел-дн) |
Примечание: цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции, под линией - продолжительность операции в минутах
Шифр норм и расценок |
Описание работ |
Состав звена |
Единица измерения |
Объем работ |
Норма времени, чел-ч |
Расценка, руб - коп. |
Нормативное время на полный объем работ, чел-ч |
Стоимость затрат труда на
полный объем работ |
ЕНиР, § 2-1 - 11, табл. 2 №1,ж |
Разработка котлована кювета и траншеи для водобойного уступа |
Машинист экскаватора 4 разр.-1 |
100 м3 |
0,35 |
8,1 |
5-06 |
2,84 |
1-77 |
ТНиР, § Т16-10, табл. 3, № 1,б |
Планировка дна кювета и откосов по рейке |
Землекопы: 3 разр.-1 2 разр.- I |
1 м3 |
5 |
4 |
1-97 |
20,0 |
9-85 |
ЕНиР, § 2-1-31, табл. 3, № 1, е (применительно) |
Выборка грунта под установку блоков водобойного уступа и лотка |
Землекоп 2 разр.-1 |
» |
3,5 |
1,25 |
0-61,6 |
4,38 |
2-16 |
ЕНиР, § 17-25, № 1 |
Россыпь и разравнивание щебня слоем 5 см на откосах и дне кювета |
Дорожные рабочие: 2 разр. - 1 1 разр. - 1 |
100 м2 |
1,2 |
5,2 |
2-42 |
6,24 |
2-90 |
ЕНиР, § 4-1-1, № 1 |
Установка бетонных блоков водобойного уступа и лотка автокраном с выверкой правильности установки блоков |
Монтажники конструкций: |
1 установка |
3 |
0,72 |
0-42,7 |
2,16 |
1-28 |
4 разр. - 1 |
||||||||
3 разр. -1 |
||||||||
2 разр. - 1 |
||||||||
Машинист 5 разр.-1 |
||||||||
ЕНиР, § 17-26, № 2, б |
Окончательная планировка и отделка щебеночного основания |
Дорожные |
100.м2 |
1,2 |
1,6 |
0-82,2 |
1,92 |
0-98 |
рабочие: |
||||||||
3 разр. - 1 |
||||||||
2 разр. - 2 |
||||||||
ЕНиР, § 2-1-45, табл. 3, № 2, а |
Уплотнение щебеночного слоя |
Землекоп 3 разр. - 1 |
» |
1,2 |
1,95 |
1-08 |
2,34- |
1-29 |
ТНиР, § Т1-40, № 3 (применительно) |
Укладка железобетонных плит самоходным краном |
Машинист крана |
» |
1,2 |
37 (7,4) |
21-74 |
44,4 |
26-08 |
5 разр. - 1 |
||||||||
Мостовщики |
||||||||
4 разр. - 2 |
||||||||
Такелажники |
||||||||
2 разр. - 2 |
||||||||
ЕНиР, § 4-4 - 98 |
Бетонирование дна гасителя вручную |
Бетонщики: |
1 м3 |
0,3 |
3,1 |
1-79 |
0,93 |
0-54 |
4 разр. - 1 3 разр. - 2 |
||||||||
ЕНиР, § 17-31, № 1 |
Уход за бетоном засыпкой песком |
Дорожный |
100 м2 |
0,06 |
4,2 |
1-84 |
0,25 |
0-11 |
рабочий |
||||||||
1 разр. - 1 |
||||||||
ТНиР, § Т92-1 - 5, № 5 |
Заполнение швов между плитами цементным раствором |
Дорожные рабочие: 3 разр. - 2 2 разр. - 2 |
100 м |
5,4 |
4,6 |
2-41 |
24,84 |
13-01 |
|
Итого: на 120 м2 |
|
|
|
|
|
110,3 |
59-97 |
на 100 м2 |
- |
|
|
|
|
91,9 (11,5 чел-дн) |
49-97 |
Наименование показателей |
По калькуляции А |
По графику Б |
На сколько процентов показатели по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции |
Трудоёмкость работ при устройстве 100м2 быстротока с водобойным уступом, чел.-дн. |
11,5 |
9,4 |
-18,3 |
Средний разряд рабочих |
2,8 |
2,8 |
- |
Среднедневная заработная плата на одного рабочего, руб.-коп. |
4-34 |
5-31 |
+22,3 |
А. Основные материалы
Наименование материалов |
Количество |
Бетонные плиты размером 0,49×0,49×0,1м, шт. |
576 |
Щебень фракции 15-40 мм для основания м3 |
7,2 |
Цементный раствор м3 |
1,03 |
Песок для ухода за бетоном, м3 |
0,5 |
Блок водобойного уступа, шт. |
1 |
Блок лотка, шт. |
2 |
B. Машины, оборудование, инструменты, инвентарь
Наименование |
ГОСТ, марка |
Количество |
Экскаватор |
ЭО-1621 (Э153А) |
1 |
Автокран |
КС-2562 |
1 |
Автомобиль-самосвал |
МАЗ-503 |
По расчету |
Нивелир |
ГОСТ 10528-76 |
1 |
Рейка нивелирная |
ГОСТ 11158-76 |
2 |
Лопата стальная строительная |
ГОСТ 3620-76 |
5 |
Рулетка измерительная металлическая |
ГОСТ 7502-69 |
1 |
Шуровка металлическая |
- |
2 |
Трамбовка электрическая |
ГОСТ 20773-75 |
1 |
Кельма (мастерок) типа КБ |
ГОСТ 9533-71 |
3 |
Лом стальной строительный ЛМ-32 |
ГОСТ 1405-72 |
3 |
Колышки |
Изготавливаются на месте |
40 |
Уровень строительный длиной 1м |
ГОСТ 9416-76 |
1 |
Ведро железное |
- |
3 |
Кисть малярная |
ГОСТ 10597-70 |
3 |
Метла |
- |
3 |
Шнур |
ГОСТ 5107-70 |
2 |
Контролируемые параметры |
Предельные отклонения |
Схема быстротока с водобойным уступом с указанием отклонений 1-щебеночное основание; 2-железобетонные плиты |
Крутизна откосов, % |
Δ1=+10 |
|
Размеры кювета: |
|
|
глубина (h), % |
Δ2=±10h |
|
ширина, см |
Δ3=±5 |
|
Толщина слоя щебеночного основания (Я), % |
Δ4=±10H |
|
Положение плит относительно друг |
Δ5=±5 |
|
Ровность планировки откосов и
дна |
Δ6=±5 |
|
Величина зазора между плитами, мм |
Δ7=±5 |
I |
Основные операции, подлежащие контролю |
Устройство кювета |
Устройство щебеночного основания |
Укладка бетонных плит |
II |
Состав контроля |
1. Глубина кювета. 2. Ширина кювета. 3. Ровность откосов и дна. 4. Крутизна откосов кювета |
Ровность и толщина слоя основания |
1. Положение плит относительно друг друга. |
III |
Метод и средства контроля |
Измерительный. |
Измерительный. |
Измерительный. 1. Шнур. |
1. Нивелир, визирки. |
||||
2. Рулетка металлическая. |
Нивелир, визирки, шаблон |
2. Линейка, визирка |
||
3. Шаблон, рейка. |
||||
4. Уклономер |
||||
IV |
Режим и объем контроля |
1. Через каждые 20 м нивелиром. |
Через каждые 30 м |
Постоянно |
2. Через каждые 20 м. |
||||
3, 4. Промеры через 3 м и на концевых участках |
|
|
||
V |
Лицо, контролирующее операцию |
Мастер, геодезист |
Мастер |
|
VI |
Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля |
Прораб |
||
VII |
Привлекаемые подразделения для контроля |
Геодезическая служба |
- |
|
VIII |
Где регистрируются результаты контроля |
Общий журнал работ, акт на скрытые работы |
Общий журнал работ, акт приемки работ |