Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.
Во всех случаях применения технологической карты необходима ее привязка к местным условиям.
Последовательность выполнения работ по устройству сборного покрытия показана на технологической схеме (рис. 1).
До устройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные с устройством водосточно-дренажной сети и цементогрунтового основания, в соответствии с требованиями «Технических условий производства и приемки аэродромостроительных работ» СН 121-60, СНиП III-Д.11-62.
Технологическая схема включает:
установку и перестановку рельс-форм;
устройство выравнивающего слоя из пескоцементной смеси, укладку и обкатку плит гружеными азтомобилями;
сварку стыковых скоб и заделку швов.
Монтаж покрытия начинают с маячной полосы шириной в три ряда
плит. Последующие ряды плит укладывают рядом с уложенными ранее. Для установки
рельс-форм маячного ряда по теодолиту провешивают две параллельные линии на
расстоянии 

Рис. 1. Технологическая схема устройства сборных покрытий:
1 - автокран К-51; 2-автосамосвал ЗИЛ-585; 3 - профилировщик Д-345; 4 - автомобиль КрАЗ-213 с плитами; 5 - кран К-123; 6 - автомобиль КрАЗ-219; 7 - компрессор; 8 - сварочный агрегат
На цементогрунтовом основании, по
линии установки рельс-форм, укладывают полосу шириной 
Доставленные к месту укладки на автомобилях звенья рельс-форм с помощью автокрана К-51 устанавливают вплотную со штырями и соединяют стыковыми замками.
Выровняв рельс-формы в плане, их закрепляют штырями и подштопывают пескоцементной смесью.
Штыри забивают пневматическим бетоноломом со специальным приспособлением.
После установки рельс-формы обкатывают профилировщиком основания Д-345 па транспортной скорости.
Затем производят контрольное нивелирование и рихтовку рельс-форм.
После укладки плит на захватке рельс-формы разбирают, грузят на автомобиль и отвозят на следующую захватку.
При повторной установке выбраковывают искривленные, имеющие сколы в местах стыков, с разбитыми отверстиями звенья рельс-форм.
Выравнивающий слой из пескоцементной смеси устраивают
толщиной 5-
На очищенное цементогрунтовое основание через 7-10 дней после его устройства завозят пескоцементную смесь, приготовленную в бетоносмесительной установке.
Смесь доставляют автомобили-самосвалы и разгружают в местах, указанных мастером, согласно расчету.
Разравнивают и профилируют пескоцементную смесь профилировщиком основания Д-345 за два прохода.
При первом проходе профилировщик на первой передаче распределяет смесь, а при втором, на второй передаче, профилирует и уплотняет ее.
При втором проходе перед отвалом профилировщика должен
образовываться валик смеси высотою 7-
Плиты к месту укладки доставляют автомобилями КрАЗ-219 с приобъектного склада, где они уложены в штабеля по сортам с загрунтованными гранями.
Укладку плит в покрытие начинают не позже чем через 4-5 ч после устройства выравнивающего пескоцементного слоя.
Перед укладкой плит в покрытие производят разбивку полосы покрытия в плане.
Для этого вдоль рельс-форм или края ряда на расстоянии 
Разбивку по высоте не делают, но вертикальные отметки и поперечные уклоны покрытия проверяют нивелиром.
Укладку начинают от верхнего края покрытия.
В покрытие укладывают плиты с прогрунтованными битумом гранями, длинной стороной параллельно оси полосы покрытия.
Плиты укладывают кранами на пневматическом ходу К-123 или К-124 с установкой их на аутригеры.
Краны должны быть оборудованы траверсами, снабженными тросами или цепями с четырьмя крюками.
Укладку ведут, совмещая операции выгрузки и укладки.
Поворотом крана стрелу устанавливают над плитой на автомобиле и стропуют ее, продевая крюки четырехпетлевого захвата, подвешенного на кране в монтажные петли плиты.
Машинист краном переносит плиту на место укладки, удерживая
ее на высоте 
Монтажники, стоя по четырем углам плиты, баграми длиной 1,5-
Затем машинист крана опускает плиту так, чтобы ее нижняя
плоскость не доходила до поверхности выравнивающего слоя на 7-
Оттягивая плиту на себя, монтажники смещают ее до упора в торец уложенного покрытия, и машинист крана опускает ее на выравнивающий слой.
В этот момент двое монтажников ломиками-шаблонами
контролируют ширину продольного и поперечного швов, которая не должна превышать
8-
Горизонтально передвигать плиту после ее укладки нельзя, чтобы не повредить выравнивающий слой.
Когда плита уложена, рейку длиной 
Если зазор под рейкой превышает 
После укладки плит производят их обкатку за 2-3 прохода гружеными автомобилями КрАЗ-219.
Обкатка плит должна быть закончена к концу смены.
При продольной укладке плит кран с одной стоянки укладывает 3 плиты по ходу движения, наезжая на ранее уложенные плиты (рис. 2а).

Рис. 2. Схемы укладки плит в покрытие:
а - продольная укладка; б - укладка
с ранее уложенного ряда;
1 - плиты, уложенные с данной стоянки крана; 2 - кран К-123; 3 - автомобиль KpA3-219 с плитами
Укладка плит с ранее уложенного ряда ведется тоже в направлении продольной оси покрытия, но кран движется параллельно укладываемым плитам и укладывает с одной стоянки 6 плит (рис. 2б).
После обкатки и выравнивания покрытия плиты скрепляют сваркой восьми стыковых скоб, которые должны быть предварительно очищены стальными щетками и скребками с продувкой сжатым воздухом.
Сварку производят сварочными агрегатами типа САК-2Г с
применением электродов диаметром 4-
При зазоре между скобами до 
При зазоре больше 

Рис. 3. Схемы сварки стыковых скоб:
а - при зазоре между скобами менее 
1 - стыковая скоба; 2 - сварной шов; 3 - дополнительный
стержень
Сварку производят двумя параллельными швами по обеим сторонам стержня.
Для образования швов расширения через каждые 3-4 плиты по
длине ряда (18-
Все швы (кроме швов расширения) заделывают пескоцементной смесью, а затем заливают мастикой (только не в зимнее время).
Сначала швы заполняют сухой пескоцементной смесью (1:4) на 2/3 глубины шва и увлажняют поливкой из поливо-моечной машины.
После заделки швов пескоцементной смесью пазы очищают п
заливают мастикой «Изол» И-1, И-2 или ЦН-2, разогретой до температуры 200 °С с
помощью леек или воронок из расчета 
Швы заполняют в два приема: за первый мастику заливают заподлицо с покрытием, а после того как мастика остынет и просядет (через 1-1,5 ч), заливают швы вторично с небольшим переполнением (на усадку).
Избытки мастики после ее остывания срезают горячей лопатой и используют для дальнейшей работы.
Мастика «Изол» выпускается промышленностью, а ЦН-2 приготовляется на месте по следующему рецепту:
| Битум БН-3 | 24 % | 
| Сплав БМ | 56 % | 
| Асбест 7 сорта | 6 % | 
| Песок мелкий | 14 % | 
Для приготовления мастики битум разогревают до температуры 100-140 °С, вносят в него сплав В-1 и подогревают до температуры 160-180 °С при постоянном перемешивании.
Затем в смесь добавляют подогретый до температуры смеси тесок .и (перемешивают до получения однородной массы и немедленно заливают в швы.
При производстве работ по устройству сборных покрытий необходимо руководствоваться следующей технической литературой:
1. Строительные нормы и правила (СНиП III-Д.11-62), часть III, раздел Д, глава 11. Сооружение аэродромов. Правила организации строительства, производства и приемки работ. Госстройиздат, 1964.
2. Технические условия производства и приемки аэродромостроительных работ. СН 121-60, Госстройиздат, 1961.
3. Правила безопасности при работе на дорожных машинах. Автотрансиздат, 1958.
Работы по устройству сборных покрытий ведутся в две смены поточным методом.
Участок работ делят на следующие 4 сменные захватки:
установка рельс-форм;
устройство выравнивающего слоя из пескоцементной смеси;
укладка и обкатка плит;
сварка стыковых скоб и заделка швов.
Длина каждой захватки назначается по сменной
производительности ведущей машины-крана К-123 (К-124), работающего на укладке
плит. Ориентировочно длина сменной захватки принимается 81 плита или 
Для .выполнения работ организуется комплексная бригада, состоящая из четырех звеньев.
Машинист каждой машины обязан в течение смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, произвести заправку машины горючим и водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены очистить машину от грязи и, в случае необходимости, сообщить механику о неисправности машины.
| Машинист автокрана | 4 разр. - | 1 | 
| Такелажник | 2 разр. - | 1 | 
| Дорожные рабочие: | 4 разр. - | 1 | 
| » | 3 разр. - | 1 | 
| » | 2 разр. - | 1 | 
Машинист автокрана вместе с такелажником выгружает рельс-формы вдоль линии установки, снимает их после укладки плит и погружает на автомобиль для перевозки на другую захватку.
Дорожные рабочие 4 и 3 разр. производят разбивочные работы для установки рельс-форм, подготовляют основание под них, устанавливают, крепят и рихтуют рельс-формы.
Дорожный рабочий 2 разр. подштопывает рельс-формы и: уплотняет основание под них механической трамбовкой, помогает такелажнику при выгрузке и погрузке рельс-форм и вместе с дорожным рабочим 4 разр. после установки рельс-форм производит разбивочные работы для укладки плит в покрытие.
| Машинист профилировщика | 5 разр.- | 1 | 
| Дорожный рабочий | 2 разр. - | 1 | 
Машинист профилировщика обкатывает рельс-формы, разравнивает и профилирует пескоцементную смесь.
Дорожный рабочий 2 разр. находится перед отвалом профилировщика и перебрасывает смесь для ее равномерного распределения. После прохода профилировщика он убирает образовавшиеся валики омеси по краям ряда.
| Машинист крана | 6 разр.- | 1 | 
| Монтажники: | 4 разр.- | 1 | 
| » | 3 разр.- | 1 | 
| » | 2 разр.- | 2 | 
Машинист автокрана по указанию монтажника 4 разр. подает плиты к месту укладки.
Монтажники 3 и 2 разр. под руководством монтажника 4 разр. стропуют плиты перед укладкой и помогают машинисту уложить плиты в покрытие, придерживая и направляя их баграми.
После укладки монтажники расстроповывают плиты.
Обкатку плит покрытия по указанию мастера производит шофер одного из автомобилей КрАЗ-219, занятых на доставке; плит к месту укладки.
| Электросварщики | 4 разр.- | 2 | 
| Дорожные рабочие | 3 разр.- | 4 | 
Дорожные рабочие очищают стыковые скобы металлическими щетками и скребками, заполняют швы пескоцементной смесью, очищают и продувают швы сжатым воздухом, разогревают битумную мастику и заполняют ею швы.
Электросварщики подготавливают электросварочный агрегат и производят сварку стыковых скоб.


Итого на сменную захватку (
Итого на 
| № пп | Шифр норм | Наименование работ | Состав звена | Единица измерения | Объем работ | Норма затрат труда на единицу измерения. чел-ч | Расценка, руб.-коп. | Количество чел-ч на полный объем работ | Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.- коп. | 
| 1 | ЕНиР, § 17-14, п. 2 | Установить рельс-формы на цементогрунтовом основании с помощью автокрана с планировкой -песчаного основания под рельс-формами, уплотнением песчаного основания, установкой подкладок под стыки, выгрузкой рельс-форм вдоль линии установки, подштопкой и рихтовкой, проверкой и повторной подштопкой и рихтовкой, закреплением рельс-форм штырями | Машинист автокрана 4 разр.-1 Такелажник 2 разр. -1 Дорожные рабочие: 4 разр. -2 3 разр -2 2 разр -1 | нитки | 1,62 | 18,2 (2,6) | 10-32 | 29,48 | 16-72 | 
| 2 | В-4 «Строительство аэродромов» | Спрофилировать выравнивающий слой профилировщиком Д-345 с уборкой лишней и подсыпкой недостающей пескоцементной смеси перед отвалом профилировщика | Машинист профилировщика 5 разр. - 1 Дорожные рабочие 2 разр. - 2 |  | 11,34 | 2,37 (0,79) | 1-33 | 26,88 | 15-08 | 
| 3 | Повременно | Произвести разбивочные работы перед укладкой плит | Дорожные рабочие: 4 разр. - 1. 2 разр. - 1 | чел-ч | 8 | 
 | 0-55,9 | 8 | 4-47 | 
| 4 | В-4 «Строительство аэродромов» | Уложить плиты в покрытие самоходным краном со строповкой и расстроповкой их и перемещением самоходного крана с одной стоянки на другую | Машинист крана 6 разр. - 1 Монтажники: 4 разр. - 1 3 разр. - 1 2 разр. - 2 | 100 плит | 0,81 | 52 (10,4) | 30-74 | 42,12 | 24-90 | 
| 5 | ЕНиР, § 17-14, п. 3 | Разобрать рельс-формы с извлечением штырей и клиньев, очисткой рельс-форм, погрузкой рельс-форм, штырей и клиньев в транспортные средства | Машинист автокрана 4 разр. - 1 Такелажник 2 разр. - 1 Дорожный рабочий 3 разр.- 1 |  | 1,62 | 7,5 (2,5) | 4-18 | 12,15 | 6-77 | 
| 6 | В-4 «Строительство аэродромов» | Сварить стыковые скобы и заделать швы покрытия в том числе: | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| 
 | То же | Подготовить плиты к сварке с очисткой стыковых скоб от ржавчины и бетона металлическими щетками | Дорожный рабочий 2 разр. - 1 | 100 плит | 0,81 | 4,5 | 2-22 | 3,65 | 1-80 | 
| 
 | То же | Произвести электросварку стыковых скоб электросварочным аппаратом с подготовкой агрегата к работе | Электросварщик 4 разр. - 1 | 100 плит | 0,81 | 16,2 | 10-13 | 13,12 | 8-21 | 
| 
 | Повременно | Произвести сварку стыковых скоб с дополнительными 'Промежуточными стержнями | Электросварщик 4 разр. - 1 | чел-ч | 4 | - | 0-62,5 | 4 | 2-50 | 
| 
 | В-4 «Строительство аэродромов» | Заполнить швы сухой пескоцементной смесью с подноской смеси | Дорожный рабочий 3 разр. - 1 | шва | 5,64 | 2,1 | 1-17 | 11-84 | 6-60 | 
| 
 | То же | Заполнить швы битумной мастикой с очисткой швов металлическими щетками и продувкой сжатым воздухом | Дорожные рабочие 3 разр .- 4 |  | 5,64 | 4,5 | 2-50 | 25,38 | 14-10 | 
| 
 | 
 | Итого на сменную захватку | 
 |  | 
 | 
 | 
 | 176,62 | 101-15 | 
| 
 | 
 | Итого на | 
 |  | 
 | 
 | 
 | 181,7 | 104-06 | 
Примечание. Обкатка плит покрытия и работа машиниста компрессора нормами не учтены и оплачиваются особо.
| Наименование показателей | Единица измерения | По калькуляции | По графику | На сколько процентов показатель по графику больше (+1 или меньше i-), чем по калькуляции | 
| Затраты труда на  | чел-дн | 22,71 | 18,52 | -18,5 | 
| Средний разряд рабочих | разряд | 3,14 | 3,28 | +4,5 | 
| Выработка одного рабочего в смену | м2 покрытия | 44,0 | 54,0 | +22,7 | 
| Коэффициенты использования машин | 
 | 
| Автокран К-51 | 0,87 | 
| Кран К-10Э . | 0,85 | 
| Профилировщик основания Д-3145 | 0,9 | 
| а) Основные изделия на
   | 
 | 
| Плиты ПАГ-XIV, шт. | 83 | 
| Пескоцементная смесь для выравнивающего слоя, м3 | 60 | 
| Пескоцементная смесь для заполнения швов, м3 | 0,15 | 
| Мастика для заливки швов, т | 0,96 | 
| б) Машины, оборудование, инструмент | |
| Профилировщик основания Д-3145 с комплектом | 
 | 
| рельс-форм | 1 | 
| Автокран К-51 | 1 | 
| Кран К-123 (К-124) | 1 | 
| Электросварочные агрегаты САК-2Г | 2 | 
| Компрессор ЗИФ ВКС-5 | I | 
| Вибраторы поверхностные C-413 | 2 | 
| Котел битумный емкостью  | 1 | 
| Автомобили | по расчету | 
| Укороченные багры | 4 | 
| Теодолит | 1 | 
| Нивелир | 1 | 
| Ватерпас | 1 | 
| Вешки | 5 | 
| Рейки нивелирные | 2 | 
| Визирки | 1 комплект | 
| Трассировочный шнур  | 1 | 
| Мерная лента  | 1 | 
| Рулетка металлическая  | 1 | 
| Лейки для заливки мастики | 4 | 
| Ведра | 2 | 
| Кувалды | 2 | 
| Лом-лапа | 1 | 
| Лопаты совковые | 2 | 
| Лопаты штыковые | 2 |