ПРОБЛЕМЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

 

И.Н. Нагорняк, Заслуженный строитель Российской Федерации

 

В строительном комплексе страны опять неспокойно.

Как известно статьей 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятым 27 декабря 2002 г. и введенным в действие 1 июля 2003 года, установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям технического регулирования.

В области строительства к таким нормативным документам федеральных органов исполнительной власти относятся строительные нормы и правила (СНиП) стандарты государственные, а также межгосударственные и международные, введенные на территории Российской Федерации в качестве государственных (национальных), и другие нормативные документы, подлежащие обязательному исполнению только в части, соответствующей целям технического регулирования.

Вместе с тем, Минрегионом России, без научно-технического, правового обоснования и экономической целесообразности изъяты из документооборота ряд нормативно-технических документов Госстроя России, принятых и введенных в действие до 1 июля 2003 года, то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

1. Так, приказом Минрегиона России от 30 мая 2006 г. № 64 отменен межгосударственный стандарт «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия» (ГОСТ 30971-2002), отвечающий требованиям ГОСТ Р 1.8-2004 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов».

Данный стандарт отменен без ведома национальных органов по стандартизации государств-участников Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), принявших данный стандарт - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Узбекистан, Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство».

Отмена в одностороннем порядке этого стандарта приводит к значительным негативным последствиям в части тепловой защиты зданий и сооружений при проектировании, разработке конструкторской и технологической документации, а также при производстве работ при строительстве, реконструкции и ремонте объектов капитального строительства различного назначения, включая жилые.

Указанный стандарт также носил обязательный характер в части целей технического регулирования и был введен в действие постановлением Госстроя России от 2 сентября 2002 г. № 115, то есть до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании».

2. Отменено постановление Госстроя России от 2 февраля 1998 г. № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» положения, которого носили обязательный характер.

Положения, содержащиеся в этом нормативном документе, были однозначно направлены на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, т.е. отвечали целям технического регулирования, и распространялись на объекты капитального строительства, запроектированные и начатые строительством после 1 июля 1996 г., но не завершены строительством по настоящее время, т.е. до принятия Госстроем России СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

Отмена такого документа приведёт к весьма значительным негативным последствиям при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства в стране.

В последствии принятого Минрегионом России решения будут допущены к приемке в эксплуатацию объекты капитального строительства, включая жилые, без установки приборов учета, контроля и регулирования тепла, горячей и холодной воды и газа, без соблюдения обязательных требований по тепловой защите зданий и сооружений, т.е. основных технических требований, лежащих в основе модернизации жилого фонда, являющихся составной частью реформы ЖКХ в стране.

В этой связи приказ Минрегиона России от 9 июня 2006 г. № 70 об отмене постановления Госстроя России от 2 февраля 1998 г. № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» является противоречащим Федеральному закону «О техническом регулировании».

3. Без какой-либо мотивации бывший Госстрой России постановлением от 10 сентября 2003 года № 164 признал утратившим силу СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Указанный нормативный документ определял основные цели, принципы и общую структуру системы нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Отмена этого документа в условиях отсутствия соответствующих технических регламентов привела к дезорганизации процесса технического нормирования в области строительства.

Изъятие из документооборота нормативных документов в переходный период, не заменяя их новыми документами, нарушает принципы технического регулирования, целостность и устойчивость функционирования системы нормативных документов в области строительства, создает опасные правовые коллизии.

Кроме того, такому сложившемуся положению способствовали целенаправленные ничем не подтвержденные действия Минюста России, которые им принимались в течение последних 5 лет. Эти действия были направлены на выполнение, принятых им Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14 июня 1999 г. № 217, и на исполнение необходимости государственной регистрации нормативных актов нормативно-технического характера федеральных органов исполнительной власти (СНиПов и ГОСТов), что привело к полной юридико-технической неразберихе в нормативно-техническом регулировании в области строительства.

Исходя из того, что система технического регулирования в строительстве не отраслевая, а межотраслевая, предложения заинтересованных министерств, ведомств и строительных общественных объединений по упорядочению деятельности по техническому нормированию в сфере строительства и промышленности строительных материалов в переходный период - до принятия соответствующих технических регламентов, были направлены на правовую экспертизу в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, который принципиально поддержал данные предложения о том, что не требуется государственная регистрация в Минюсте России строительных норм и правил, других нормативно-технических документов, принятых бывшим Госстроем России.

Нормативные акты нормативно-технического характера, по заключению Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, и ранее не подлежали государственной регистрации в Минюсте России. Институтом было обращено внимание на некорректность формулировки пункта 15 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 14 июня 1999 г. № 217, поскольку технические нормы, получившие закрепление в правовом акте, приобретают, таким образом, юридическую силу, становятся юридико-правовыми нормами. В этом случае любая техническая норма, получившая закрепление в нормативном правовом акте государственного органа, принятого им в рамках своей компетенции, является правовой нормой. По мнению того же Института ссылка Минюста России на содержание правовых норм в нормативно-технических документах не корректна.

Минюст России, в результате принятых им мер сам создал правовую коллизию в части применения 18 нормативных актов (основополагающих СНиПов - 16, постановлений - 1 и ГОСТов - 1, включая 2 из вышеупомянутых актов), принятых Госстроем России в 2001-2003 годах ещё до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании».

По сведениям Минюста России, переданным в средства массовой информации, 18 нормативных актов признаны, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Следует отметить, что по этим документам ни одно представление Минюста России об отмене или изменении принятых Госстроем России вышеперечисленных нормативных правовых актов Госстроем России не выполнено. Не выполнены представления Минюста России по указанным нормативным актам также Минпромэнерго России и Минрегионом России после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В приведенных случаях неисполнения представлений Минюст России ни разу не выполнил возложенные на него функции, предусмотренные пунктом 20 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 (в редакции от 13 августа 1997 года, т.е. до внесения изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2006 года № 418), по представлению в течение 3 дней в Правительство Российской Федерации предложений об отмене таких актов с обоснованием и проектом соответствующего постановления.

Таким образом, сам Минюст России способствовал созданию такой правовой коллизии, когда старые нормативно-технические документы отменены, а принятые Госстроем России в установленном порядке взамен их новые, Минюстом России признаны не действующими, в то время когда соответствующих технических регламентов в ближайшем обозримом будущем ещё не предвидится.

Озабоченность по данному вопросу также разделяет Минпромэнерго России, который, начиная с 2004 года, неоднократно направлял запросы, предложения по данному вопросу в Минюст России.

В настоящее время в сложившейся обстановке ни один строитель, начиная от застройщика или заказчика, изыскателя, проектировщика, строителя, должностного лица, осуществляющего государственный строительный надзор, и эксплуатационника, до страховщика не знают какие нормативные документы действуют в области строительства.

Чего ждать в ближайшее время в области строительства?

Что предпринять?

Кто ответит, кто разрешит создавшуюся юридико-техническую коллизию?

Изъятие из документооборота вышеперечисленных нормативно-технических документов противоречит положениям статьей 4 и 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.8-2004 и интересам участников инвестиционно-строительного процесса, которые нарушены постановлением Госстроя России от 10 сентября 2003 г. № 64 и приказами Минрегиона России от 30 мая 2006 г. № 64 и от 9 июня 2006 г. № 70, и эта проблема, по моему глубокому убеждению, может быть разрешена только на уровне Правительства Российской Федерации.

___________________________

«Строительство и бизнес», № 10 (74) 2006 г. «Шок. Кто-то обрадуется, но большинство может пострадать», стр. 13.