Л.С. Экслер
гл. специалист ОАО "ЦНС"
ПОЛОЖЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
По решению заседания Межгосударственной научно технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, состоявшегося в г. Москве в ноябре-декабре 2004 г. осуществляется подготовка к реформированию межгосударственной системы нормативных документов в строительстве. Основные направления реформирования были одобрены на XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (октябрь 2005 г., г. Душанбе).
Непосредственным поводом для реформирования системы явилось изменение в большинстве стран СНГ общей ситуации в области стандартизации и технического нормирования в связи с введением в действие новых законов в этой области.
После распада СССР в каждой из стран СНГ начали создаваться национальные системы нормативных документов в области строительства, но основой их оставались утвержденные Госстроем СССР, а затем и Госстроем России строительные нормы и правила и стандарты. Образованный в 1994 г. Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ стал выполнять фактически роль региональной организации по стандартизации. Организация и координация соответствующих работ была возложена на Межгосударственную научно-техническую комиссию по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), которая подготовила введенный в действие в 1996 г. основополагающий документ "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения" (МСН 1.01-01-96). В этом документе, согласованном всеми странами СНГ, кроме Грузии и Республики Туркменистан, были установлены цели и принципы межгосударственной системы нормативных документов, виды нормативных документов, входящих в Системы, а также порядок их разработки и принятия.
После 2001 г. во многих странах СНГ, в связи с вступлением или стремлением отдельных стран вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), были приняты новые законы (см. таблицу) в области стандартизации и технического нормирования (технического регулирования). Эти законы основываются на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого ВТО. Поэтому в них имеются общие для большинства стран положения, но и существенные различия в части принципов и форм технического регулирования. В результате сложилась новая ситуация, потребовавшая корректировки принятых ранее принципов системы межгосударственных нормативных документов. Новая ситуация характеризуется следующим:
1) Необходимость учета требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, согласно которому предусматривается разделение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к товарам, на две группы:
технические регламенты - документы, в которых устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным.
стандарты - документы, утвержденные компетентным органом, которые содержат предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, применение которых не обязательно (документы для добровольного применения).
2) Необходимость учета требований ВТО по гармонизации стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к товарам, с международными и региональными стандартами.
3) Приостановление активной деятельности в области технического нормирования в строительстве Российской Федерации, в прежние годы бывшей основным разработчиком межгосударственных строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству. Это произошло в связи с введением в действие в 2003 г. Федерального закона "О техническом регулировании" и структурной перестройкой государственного управления технической политикой в области строительства.
В то же время в большинстве стран СНГ пришли к выводу о необходимости сохранения основных особенностей действовавшей ранее системы нормативных документов в области строительства. В законах о стандартизации этих стран предусматривается, наряду с техническими регламентами и национальными стандартами, разработка нормативных документов (строительных норм, кодексов установившейся практики), в которых общие требования технических регламентов конкретизируются применительно к зданиям и сооружениям определенного назначения, строящимся в определенных климатических и иных условиях. Наличие таких нормативных документов неизбежно для строительства в силу особенностей строительной продукции как объекта технического регулирования. Одновременно в большинстве стран СНГ пришли к выводу о целесообразности сохранения системы межгосударственных нормативных документов в строительстве с учетом новых условий. На XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ принято в частности следующее решение:
"Считать одной из важнейших задач сохранение и развитие системы межгосударственных нормативных документов в строительстве как основы для эффективного межгосударственного технического и экономического сотрудничества, осуществляемого с учетом интересов каждого государства и его населения".
При этом предусмотрен пересмотр основных положений упомянутой системы с учетом новых условий.
Цели системы и объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве
При формулировании целей системы межгосударственных нормативных документов учитываются:
- цели, провозглашенные в "новых законах о стандартизации", основанные на требованиях ВТО;
- цели, традиционно относящиеся к стандартизации и техническому нормированию в строительстве, охватывающие более широкий круг вопросов, чем те, которые основаны на требованиях ВТО.
Такой подход является следствием особенностей объектов стандартизации и технического нормирования в строительстве, к которым относятся:
- планировка и застройка городских и сельских поселений;
- здания, сооружения и прилегающие территории;
- строительные материалы и изделия (промышленная продукция).
Требования ВТО относятся в основном к товарам, т.е. к промышленной и сельскохозяйственной продукции (в том числе к строительным материалам и изделиям) и не могут быть непосредственно предъявлены к планировке и застройке городских и сельских поселений (которая вообще не может рассматриваться как продукция) и к объектам недвижимости, каковыми являются здания, сооружения и прилегающие территории (участки).
Планировка и застройка городских и сельских поселений относится к компетенции центральной и местных властей в каждом государстве и целиком основывается на действующих в них законах.
Здания и сооружения, прилегающие к ним территории (объекты недвижимости) являются непосредственно объектом строительства и могут рассматриваться как продукция (т.е. результат целенаправленной производственной деятельности), имеющая разные стадии жизненного цикла: инженерные изыскания и проектирование, возведение и благоустройство, эксплуатация и снос. Однако каждый объект недвижимости, возводимый на месте использования и технической эксплуатации, т.е. в конкретных условиях, является уникальным, и к нему не применимы процедуры постановки на производство, изготовления и испытания опытных образцов, оценки и подтверждения соответствия требованиям технических регламентов на стадии обращения, применяемые к промышленной продукции в соответствии с требованиями ВТО. В связи с этим проектная документация на здания и сооружения является объектом государственной экспертизы и согласования различных органов надзора.
Проектная документация разрабатывается на основе соответствующих нормативных документов, которые, являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов, но сами, если они не утверждаются в качестве технических регламентов, в соответствии с требованиями ВТО не являются обязательными и могут иметь характер документов для добровольного применения.
Сказанное выше относится также к нормам, используемым при возведении зданий и сооружений и при их эксплуатации. Для подтверждения соответствия возведенных или эксплуатируемых строительных объектов требованиям технических регламентов неизбежно использование прошедшей экспертизу проектной документации и технологических норм, разработанных в развитие требований технических регламентов в форме строительных и эксплуатационных норм и правил.
Необходимо также подчеркнуть, что перечень обязательных требований к продукции, который в большинстве государств СНГ включает, в соответствии с установками ВТО, требования безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды, далеко не исчерпывает нормируемые традиционно характеристики зданий и сооружений. Учитывая длительные сроки службы зданий и сооружений, к числу нормируемых необходимо относить также характеристики, обеспечивающие надежность и эксплуатационную пригодность в течение всего срока эксплуатации строительного объекта. Не входя в число обязательных требований, перечень которых установлен законами о стандартизации, такие характеристики должны включаться в строительные нормы или кодексы установившейся практики и соответственно в межгосударственные строительные нормы.
Таким образом, к общим целям системы межгосударственных нормативных документов в строительстве следует относить:
нормативное обеспечение безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды при производстве и использовании строительных материалов и изделий и при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
нормативное обеспечение эксплуатационной пригодности зданий и сооружений на всех стадиях их жизненного цикла.
Для выполнения этой цели требуется:
выработка единого для стран СНГ подхода к определению перечня обязательных требований технических регламентов по вопросам безопасности строительной продукции, принимаемых в разных странах в соответствии с действующим в них законодательством;
разработка межгосударственных строительных норм, которые должны служить основой строительных норм или кодексов установившейся практики, принимаемых органами государственного управления строительством в разных странах.
При этом в полном объеме должна продолжаться разработка новых и обновление действующих межгосударственных стандартов на строительные материалы и изделия и на методы контроля и испытаний различных видов строительной продукции.
Мероприятия по реформированию системы межгосударственных нормативных документов в области строительства
а) Технические регламенты
На упомянутом выше XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, учитывая различия в законодательстве разных стран, принято решение о нецелесообразности разработки межгосударственных технических регламентов. В то же время, задачу обеспечения координации между требованиями технических регламентов разных стран как основы для разработки единых методов оценки соответствия строительной продукции предъявляемым к ним обязательным требованиям, предусмотрено решать путем разработки модельных технических регламентов, содержащих перечни характеристик объектов технического регулирования для включения в технические регламенты на строительную продукцию отдельных стран.
Учитывая опыт Европейской комиссии по стандартизации (СЕН), целесообразно требования к защите жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды при строительстве, использовании, технической эксплуатации и сносе зданий и сооружений включить в один общий технический регламент "О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий". Перечень требований, подлежащих включению в такой технический регламент в разных странах СНГ, должен быть установлен в соответствующем модельном техническом регламенте. Разработчики и сроки разработки этого документа, а также порядок его согласования со всеми членами МНТКС должны быть установлены на этой комиссии.
При необходимости в разных странах могут дополнительно разрабатываться специальные технические регламенты по вопросам безопасности отдельных видов строительных сооружений. Вопрос о целесообразности разработки модельных технических регламентов по соответствующим темам может быть обсужден и решен только после принятия в большинстве стран общих технических регламентов с учетом упомянутого модельного технического регламента.
б) Межгосударственные нормативные документы по строительству
Целесообразно сохранить установленный МСН 1.01-01-96 порядок разработки, одобрения и применения межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству. В то же время после введения в действие технических регламентов должен быть изменен подход к формированию содержания и определению перечня подлежащих разработке и переработке этих документов, поскольку часть содержания ныне действующих строительных норм несомненно будет включена в технические регламенты. Кроме того, нормируемые требования к безопасности конкретных видов объектов нормирования должны формулироваться таким образом, чтобы включающие их нормы могли рассматриваться в качестве доказательной базы соответствия объектов требованиям технических регламентов.
Особо следует подчеркнуть, что создание и развитие системы межгосударственных нормативных документов в области строительства не должно противоречить интересам каждой из стран СНГ, а также создавать препятствия стремлению отдельных стран к гармонизации национальной нормативной базы с нормативными документами Европейского Союза и других региональных организаций, а для государств - членов ВТО - выполнению обязательств, налагаемых этой организацией.
Основные положения законов о стандартизации и техническом нормировании, действующих в странах СНГ
Государство |
Закон |
Виды документов |
Утверждающая инстанция |
Обязательные требования |
Функции органов управления строительством |
Азербайджанская Республика |
Закон от 16 апреля 1996 года «О стандартизации» |
Закон «О стандартизации» |
Милли Меджлис (в форме закона) Президент Азербайджанской Республики (в части применения) |
Требования, предусматривающие обеспечения безопасности, недопущение вреда жизни, здоровью и имуществу населения, окружающей среде |
Утверждение государственных строительных норм и стандартов в области строительства, надзор |
государственный стандарт |
государственное агентство по стандартизации, метрологии и патентной работе |
||||
государственные нормы и стандарты по градостроительству и строительству |
соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики (МЧС, Госградархкомитет) |
||||
стандарт организации |
юридические лица |
||||
технические условия |
юридические лица |
||||
Республика Армения |
Закон «О стандартизации» от 3 декабря 1999 г. № 30-18, (с изменениями от 26 мая 2004 г. № 30-81- L)
|
Технический регламент |
Правительство |
Требования относительно: защиты жизни и здоровья человека, имущества государства, юридических и физических лиц, защиты животных и растений; охраны окружающей среды, техническое и информационное соответствие, взаимозаменяемость продукции, единство измерений, ресурсосбережение, безопасность и надежность конструкций и сооружений при чрезвычайных ситуациях, устранение угрозы национальной безопасности |
Не указаны |
национальный стандарт |
национальный орган стандартизации |
||||
технические условия |
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель |
||||
классификатор |
национальный орган стандартизации |
||||
Республика Беларусь |
Закон от 5 января 2004 г. № 262-3 «О техническом нормировании и стандартизации» |
Технический регламент |
Правительство |
Технические требования, предусматривающие недопущение риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде |
Утверждение технических кодексов и государственных стандартов в области строительства, надзор |
технический кодекс установившейся практики |
орган исполнительной власти |
||||
государственный стандарт |
комитет по стандартизации, метрологии и сертификации |
||||
стандарт организации |
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель |
||||
технические условия |
то же |
|
|
||
Республика Казахстан |
1) Закон «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года № 603- II |
Технический регламент
Государственный стандарт |
Правительство
Комитет по техническому регулированию
|
Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие безопасность в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Стандарты и нормативно-технические документы является доказательной базой соблюдения требований технических регламентов |
Организация разработки, экспертизы и введения в действие нормативно-технических документов |
2) Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-II |
Нормативно-технические документы |
Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан |
|||
Киргизская Республика |
Закон «Об основах технического регулирования Кыргызской Республики» от 22 мая 2004г. №67 |
Технический регламент общий специальный |
Жогорку Кенеш КР Правительство КР |
По защите жизни и здоровья людей; по охране окружающей среды; по защите жизни и здоровья животных и растений; по предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции |
Не указаны |
национальный стандарт |
национальный орган по стандартизации |
||||
международный стандарт |
международная организация |
||||
стандарт организаций |
самими организациями разработавшие их |
||||
Республика Молдова |
О стандартизации |
Национальные стандарты |
Служба стандартизации и метрологии |
Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума |
Утверждение государственных стандартов в области строительства, надзор, за соблюдением стандартов
|
Межгосударственные, международные, региональные стандарты. |
Служба стандартизации и метрологии |
Согласование стандартов в области строительства. Введение в действие межгосударственных стандартов |
|||
Технические условия |
Служба стандартизации и метрологии |
Согласование |
|||
Стандарты фирмы |
Руководитель фирмы
|
|
|
||
Нормы, Положения, процедуры в области стандартизации, метрологии и сертификации |
Служба стандартизации и метрологии. Орган оценки соответствия продукции, процессов, услуг. |
Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума |
|
||
Классификаторы технико-экономической информации |
|
|
|
||
Технические регламенты, включительно: -Строительные нормы и Правила СНиП |
Национальный орган управления строительством |
Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума |
Утверждение (введение в действие) строительных норм и правил; сводов правил в области строительства |
||
- Нормы и правила в экологии, энергетике, транспорте и телекоммуникациях
|
Национальные отраслевые органы управления |
Согласование |
|||
- Нормы и правила по промышленной безопасности |
Служба стандартизации и метрологии |
||||
-Нормы и правила по безопасности труда |
Министерство здравоохранения и социальной защиты. |
||||
- Государственная фармацептика |
Министерство здравоохранения и социальной защиты. |
|
|||
-Медицинские стан-дарты, медико- биологические |
Министерство здравоохранения и социальной защиты. |
|
|||
Российская Федерация |
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» |
Технический регламент |
Государственная Дума (в форме закона) |
Требования в части: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. |
Не указаны |
национальный стандарт |
Ростехрегулирование |
||||
стандарт организации |
объединение организаций или отдельная организация |
||||
Республика Таджикистан |
Закон от 3 мая 2002 г. № 25 «О стандартизации» |
Международные (региональные) стандарты |
Уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан |
Требования относительно безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды; защиты интересов прав потребителей |
Участвуют в работе по стандартизации в области строительства, стройиндустрии, включая проектирование и конструирование |
межгосударственные стандарты |
Таджикгосстандарт, а также государственные органы управления, входящие в государственную систему стандартизации, в пределах своей компетенции |
||||
государственные стандарты |
то же |
||||
стандарты отраслей |
Государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности |
||||
стандарты предприятий |
руководитель предприятия |
||||
технические условия |
то же |
||||
Республика Узбекистан |
«О стандартизации» 28.12.1993 г.
Градостроительный Кодекс Республики Узбекистан от 04.04.02 г. № 353-11 |
ГОСТ, O¢ zDSt - государственный стандарт, КМК - строительные нормы и правила, ШНК - градостроительные нормы и правила, МШН - ведомственные градостроительные нормы, TSh - технические условия, KSt - стандарт предприятия |
Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству
Субъекты деятельности по стандартизации |
Требования относительно: обеспечение безопасности продукции, окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения |
Проведение государственной политики в области градостроительства и градостроительной деятельности организации и обеспечения работ по стандартизации |
Украина |
Закон от 17 мая 2001 г. № 2408-III «О стандартизации» |
Технический регламент |
Кабинет Министров Украины |
Охрана
здоровья человека; охрана окружающей среды; безопасность продукции,
безопасность продукции и услуг; |
Технический надзор |
Национальный стандарт |
Центральный орган исполнительной власти в области строительства |
||||
Кодекс установившейся практики (свод правил) |
Центральный орган исполнительной власти в области строительства |
||||
Технические условия |
Субъекты хозяйствования |
||||
Закон Украины «Об основах градостроительства» |
Государственные строительные нормы |
Центральный орган исполнительной власти в области строительства |