Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005 – 2007 годы

 

1. Общие положения

2. Обязательства сторон и участников Соглашения в области стабилизации работы отраслевых организаций

3. Оплата труда

4. Охрана труда, рабочее время, время отдыха

5. Социальные гарантии, льготы и компенсации

6. Обеспечение занятости

7. Социальная защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий

8. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий

9. Пенсионное страхование работников

10. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

11. Разрешение трудовых споров (конфликтов)

12. Контроль за ходом выполнения Соглашения

13. Ответственность сторон

14. Заключительные положения

Приложение N 1 Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Приложение N 2 Разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов в зависимости от габаритной длины подвижного состава

1. Общие положения

1.1. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, других законов и нормативных правовых актов.

Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работников в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

- работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (далее - Организации) в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом профсоюза;

- работодатели в лице Российского автотранспортного союза (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, входящих в состав Российского автотранспортного союза, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем соглашении, в соответствии с Уставом организации;

1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует по 31 декабря 2007 года.

1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Досрочное прекращение, изменение и дополнение настоящего Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Принятые изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.

1.5. Настоящее Соглашение:

- является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;

- распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.

К работникам организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, перечисленных в абзаце третьем пункта 1.5., не являющимся членами Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и не уполномочившим профсоюз на представительство, нормы Соглашения применяются на условиях, установленных в коллективном договоре организации;

- устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет собственных средств организаций;

- является основой для заключения коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, отраслевых региональных (на уровне субъектов Российской Федерации) и территориальных (на уровне муниципальных образований) соглашений. Стороны считают целесообразным заключение региональных и территориальных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

1.6. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, включаются в установленном порядке в договорную цену на производимую организациями продукцию (выполняемые работы, услуги), размер которой позволяет удовлетворять платежеспособный спрос на эту продукцию.

1.7. Региональные (территориальные) отраслевые соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.

1.8. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.

1.9. При принятии в период действия Соглашения федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих социально-экономическое и социально-правовое положение работников, соответствующие пункты Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм с момента вступления их в силу.

1.10. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются на весь срок действия Соглашения.

1.11. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников отраслевых организаций, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.

Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.

1.12. Стороны Соглашения представляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций: о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников организаций, руководствуясь при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 г. N 35 (в ред. от 03.10.2002 г.) "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам организаций.

2. Обязательства сторон и участников Соглашения в области стабилизации работы отраслевых организаций

2.1. Российский автотранспортный союз и ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в целях повышения эффективности и устойчивости работы организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта будут осуществлять меры, направленные на решение следующих вопросов:

- повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками выполнения городских и пригородных пассажирских перевозок (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) с установлением соответствующих обязательств по обеспечению оговоренного в договорах уровня рентабельности этих перевозок;

- создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автоперевозчиков на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;

- оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части обеспечения выполнения установленных заданий по их мобилизационной готовности, в первую очередь, путем бюджетного финансирования приобретения подвижного состава по существующим нормам обновления и предоставления льгот по налогообложению;

- более полной интеграции субъектов автотранспортной деятельности и городского наземного пассажирского транспорта в объединения (ассоциации) на региональном и федеральном уровнях, в том числе в рамках Российского автотранспортного союза;

- финансового оздоровления организаций и восстановления их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;

- создания условий, обеспечивающих безопасное функционирование автотранспортного комплекса;

- повышения безопасности дорожного движения;

- формирования нормативной правовой базы в области регулирования работы автомобильного транспорта, принятия Устава автомобильного транспорта, федеральных законов об автотранспортной деятельности в Российской Федерации, об основах организации пассажирских перевозок в Российской Федерации, о надбавках (компенсационных выплатах) за разъездной характер работ для работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер на территории иностранных государств и других;

- разработки механизмов государственной поддержки инвестиций в городской пассажирский транспорт (ГПТ), в том числе на основе софинансирования из федерального бюджета, стимулирующего обновление парка транспортных средств для перевозок по муниципальным заказам, а также субсидирования лизинговых и кредитных схем при реализации проектов развития ГПТ;

- совершенствования отраслевого информационного обеспечения транспортных организаций и профсоюзных органов.

2.2. Стороны, заключившие между собой настоящее Соглашение, договорились совместно участвовать в установленном порядке в разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих социально-трудовые права работников автомобильного и пассажирского транспорта;

2.3. Стороны продолжат ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства работников, соревнований отраслевых организаций за лучшие социально-экономические показатели работы, рассмотрят возможность развития других форм морального и материального поощрения в отрасли с подведением итогов ко дню профессионального праздника, будут совместно разрабатывать мероприятия по проведению профессионального праздника Дня работников автомобильного транспорта.

3. Оплата труда

3.1. Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается на 1 квартал 2005 года в размере 2200 рублей в месяц.

В региональных отраслевых соглашениях допускается установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, указанной в п. 3.1., с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к прожиточному минимуму трудоспособного населения Российской Федерации в целом. При этом размер тарифной ставки рабочего 1 разряда не может быть ниже, чем минимальные гарантии по оплате труда, достигнутые в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 годы в IV квартале 2004 года.

Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Федерального отраслевого соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов.

3.2. Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов.

Стороны Соглашения уведомляют организации о размерах индекса потребительских цен, минимальной тарифной ставки и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом.

3.3. Указанный в п. 3.1. размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.

3.4. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.

3.5. Стороны договорились, что в организациях производятся:

- выплата надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в размерах, не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках;

- доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;

- оплата времени простоя не по вине работников, в размере не менее 100% их тарифной ставки, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;

- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;

- доплата за работу в ночное время в размере не менее 40% тарифной ставки;

При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов), вечерним считается время с 18 до 22 часов;

- доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда, устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах.

Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от доплат работникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Размеры доплат в этом случае определяются в размерах, определенных специальной комиссией предприятия, по согласованию с профсоюзным органом;

- равная оплата за равноценный труд граждан Российской Федерации и иностранных работников в случае использования иностранной рабочей силы;

- выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, в рабочее время, как правило, в месте выполнения работы, либо перечисляется на счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном в коллективном договоре, но не ниже одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Работодателям рекомендуется включать в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения о компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг).

В организациях, где на 1 января 2005 года имеется задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;

- тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим в соответствии с требованиями "Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 6.06.96 г. N 32, от 21.08.98 г. N 37, от 22.02.99 г. N 3.

3.6. При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда.

Разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.

3.7. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу).

3.8. В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки:

- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;

- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям II класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Необходимыми условиями выплаты надбавки за классность являются наличие:

- Положения о начислении надбавки за классность водителям;

- Положения о присвоении классности водителям.

3.9. Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий и другие.

При проведении конкурса на замещение должности руководителя предприятия или организации включать в состав конкурсной комиссии представителя территориального органа отраслевого профсоюза.

3.10. Считать целесообразным включать в условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, следующие положения:

установление размеров заработной платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы работников организации в целом;

выплата заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам организации.

3.11. При заключении колдоговоров рекомендуется включать положения, предусматривающие повышение стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в среднемесячной заработной плате не менее 60 процентов.

4. Охрана труда, рабочее время, время отдыха

4.1. Российский автотранспортный союз будет способствовать:

- реализации отраслевой программы улучшения условий, охраны труда на автомобильном транспорте Российской Федерации на период до 2007 года;

- организационно-методическому руководству работой по проведению в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 г. N 12 с дальнейшей сертификацией работ по охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающим, соблюдению действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;

- проведению анализа обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, подготовке на его основе соответствующей информации и методических рекомендаций для организаций по осуществлению мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.02 г. N 73 и Трудовым кодексом Российской Федерации;

- проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда у работодателей при заключении с ними трудовых договоров, организации обучения и проверки знаний по охране труда работников предприятий согласно ГОСТ 12.0.004-90, статьи 18 федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности;

- финансированию и обеспечению разработки наиболее важных общеотраслевых научно-исследовательских проблем, нормативных документов по охране труда на основе анализов несчастных случаев на производстве.

4.2. ЦК Общероссийского профсоюза обязуется:

- участвовать в реализации отраслевой программы улучшения условий, охраны труда на автомобильном транспорте Российской Федерации на период до 2007 года;

- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;

- совместно с территориальными комитетами профсоюза активизировать деятельность отраслевых технических и правовых инспекторов труда ЦК Общероссийского профсоюза, внештатных технических и правовых инспекторов труда по осуществлению профсоюзного общественного контроля за соблюдением прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и Соглашениях по охране труда;

- участвовать в разработке и пересмотре межотраслевых и отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;

- подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные акты по охране труда;

- оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за вредные условия труда при получении травм в результате несчастных случаев, связанных с выполнением трудового процесса;

4.3. Работодатели в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта обязуются:

- для организации работы по охране труда создавать службы охраны труда согласно ст. 12 Федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации;

- в целях сотрудничества по охране труда работодателей и работников на паритетной основе создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации;

- организовать обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременно проводить соответствующие инструктажи и обучение по охране труда, ежегодно проверять знания ими требований правил, норм и инструкций по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.004-90);

- проводить ежегодный анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществлять меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- проводить своевременно не реже 1 раза в 5 лет периодическую аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" с дальнейшей сертификацией работ по охране труда в организациях;

- формировать за счет средств организаций фонд охраны труда, для чего ежегодно выделять необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации;

- выплачивать семьям погибших вследствие несчастного случая на производстве по вине организации единовременное пособие в размере не менее годового заработка с учетом суммы единовременной страховой выплаты, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- обеспечивать выполнение норм предельно допустимых нагрузок для женщин и для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и переносе тяжестей вручную, утвержденные соответствующими постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 6.02.93 г. N 105 и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.99 г. N 7;

- обеспечивать выполнение требований Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.02 г. N 73 и Трудовым кодексом Российской Федерации;

- выполнять требования Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) работающим согласно постановлениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.12.97 г. N 63 и от 30.12.97 г. N 69 с учетом Правил по их обеспечению утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98 г. N 51, которые фиксируются в коллективных договорах;

- выдавать работникам бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.03.03 г. N 13, а также смывающих и обезвреживающих средств согласно постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.07.03 г. N 45.

- устанавливать режим рабочего времени в организации согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с профсоюзным комитетом при обязательном соблюдении баланса рабочего времени за учетный период (суммированный учет и др.). Норма рабочего времени на определенный период при всех режимах труда определяется в порядке, установленном Минздравсоцразвития России;

- устанавливать режимы работы водителей автомобилей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации;

- предоставлять ежегодные дополнительные отпуска: за ненормированный рабочий день, вредные и тяжелые и (или) опасные условия труда, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.

Время нахождения в отпусках в связи с вынужденным временным прекращением работы квалифицируется как простой по вине работодателя включается работникам в стаж работы, дающий право на основной ежегодный отпуск.

4.4. Комитеты профсоюза организаций обязуются:

- принимать практические меры по организации и осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда в организациях, избирать уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8;

- принимать активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда, для чего на паритетной основе выделять своих представителей из числа уполномоченных в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса Российской Федерации;

- принимать меры по активизации (воссозданию) деятельности комиссий общественного контроля за безопасностью дорожного движения.

5. Социальные гарантии, льготы и компенсации

5.1. Работодатели в организациях обеспечивают социальные гарантии, льготы и компенсации за счет и в пределах собственных средств организации, других источников, предусмотренных законодательством, в том числе:

- вводят бесплатное питание для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- оплачивают за счет организаций услуги медицинских учреждений по обязательному медицинскому осмотру работников;

- предоставляют работающим в случае болезни три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, по их личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания;

- обеспечивают хозяйственное содержание санаториев-профилакториев, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей, принимают меры по их сохранению;

- производят полную или частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха в порядке и на условиях, установленных коллективным договором;

- производят работникам, находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства, в течение четырех месяцев (подряд, либо в сумме календарных месяцев) компенсационные выплаты в размере не менее тарифной ставки работника;

- выплачивают работникам, переведенным по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ежемесячную компенсацию (в течение 6 месяцев) сверх заработной платы в порядке, предусмотренном коллективным договором;

- сохраняют представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от работы среднюю заработную плату и соответствующие льготы;

- производят работникам, участвующим в забастовке в связи с неурегулированием коллективного трудового спора из-за нарушения условий колдоговора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) компенсационные выплаты на условиях, установленных коллективным договором;

- сохраняют за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных, детских дошкольных учреждений) на равных условиях с работниками данной организации на период нахождения его на учете в центре занятости до устройства на постоянную работу;

- обеспечивают работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплачиваемый один раз в два года за счет организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов. Организация оплачивает стоимость проезда и провоз багажа членов семьи своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

5.2. Российский автотранспортный союз и ЦК профсоюза рекомендуют предусматривать в коллективных договорах организаций:

- обеспечение работников, занятых на междугородных (межобластных, межреспубликанских) перевозках, сухим пайком за счет организации или выдачу эквивалентной суммы стоимости сухого пайка;

- оказание разовой материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

- выплату работнику при установлении ему инвалидности вследствие несчастного случая на производстве по вине организации единовременного пособия за счет средств организации в размере не ниже:

по инвалидности 1-й группы - 0,75 годового заработка;

по инвалидности 2-й группы - 0,5 годового заработка;

по инвалидности 3-й группы - 0,25 годового заработка

с учетом суммы единовременной страховой выплаты потерпевшему, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ;

- единовременную выплату работникам при выходе их на пенсию в зависимости от стажа работы в организации в следующих размерах:

 

При стаже работы

Размер выплат в отношении к среднемесячному заработку

до 10 лет

1,0

от 10 до 15 лет

1,5

свыше 15 лет

2,0

 

- оказание материальной помощи сверх размера государственного пособия работникам, высвобожденным из организаций и признанным безработными, с учетом наличия нетрудоспособных иждивенцев в семье и размера среднедушевого дохода;

- частичную или полную компенсацию удорожания стоимости питания в рабочих столовых, а также стоимости проезда к месту работы;

- сохранение за работниками, вышедшими на пенсию, возможности пользоваться социальными услугами (медицинское обслуживание и др.);

- выплату денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и профсоюзными наградами;

- в случае смерти работника предприятия, его близких родственников, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации, оплату расходов на ритуальные услуги;

- возмещение молодым специалистам, работникам социально слабозащищенных категорий расходов по найму жилья, квартплате;

- выделение молодым семьям льготных ссуд на приобретение жилья;

- выплату работникам ежегодной материальной помощи на оздоровление в период отпуска;

- бесплатное содержание в принадлежащих организациям детских дошкольных учреждениях детей тех работников, в семьях которых средний доход на одного члена семьи не превышает минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации;

- выдачу бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь, семьям, имеющим двух и более детей (с учетом совокупного дохода семьи), детей-инвалидов и одиноким матерям.

6. Обеспечение занятости

6.1. Работодатели:

- совместно с органами исполнительной власти и профсоюзным комитетом организации обеспечивают реализацию целевой программы содействия занятости работников организаций отрасли автомобильного транспорта в 2005 – 2007 годах, не допуская при этом создания рабочих мест в организациях с оплатой ниже прожиточного минимума в регионе;

- разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) социальный план организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

- извещают работников о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за 3 месяца (в том числе в организациях-банкротах);

- не допускают увольнения работников по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях:

- сокращения численности или штата работников организации;

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- не допускают без трудоустройства увольнения работников предпенсионного возраста (за 3 года до установленного срока пенсии), лиц, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матерей-одиночек по сокращению штата или численности работников;

- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций и их объединений переквалификацию и трудоустройство намеченных к высвобождению работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата за весь срок обучения;

- обеспечивают приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;

- предоставляют выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации, работу по специальности и создают условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде.

6.2. В коллективных договорах могут предусматриваться другие меры по обеспечению занятости работников.

7. Социальная защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий

7.1. Стороны будут всемерно способствовать финансовому оздоровлению организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, информированию предприятий о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах, организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.

7.2. Представитель работников участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве организации, других проводимых в связи с банкротством мероприятиях в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ и другими нормативными актами. Руководитель организации совместно с профкомом предприятия организуют общее собрание работников, на котором определяется представитель работников.

7.3. В предвидении несостоятельности (банкротства) руководитель организации извещает об этом профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения. Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.

7.4. Увольнение работников, связанное с банкротством, не может осуществляться без предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. При этом работодатели будут способствовать трудоустройству высвобождаемых работников.

7.5. Профсоюзные комитеты организаций, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением процедур банкротства.

7.6. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

7.7. Работодатели представляют профсоюзному комитету по его запросу информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.

Профсоюзные комитеты имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

7.8. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

При смене собственника имущества организации не допускается сокращение численности или штата работников до момента государственной регистрации перехода права собственности.

При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.

7.9. В случае реорганизации организации (предприятия), повлекшей за собой реорганизацию профсоюзной организации, сокращение числа освобожденных профсоюзных работников, правопреемник организации (предприятия) предоставляет таким работникам соответствующую работу (должность) по прежнему месту работы, а в случае отсутствия подходящей работы обеспечивает его учебу или переквалификацию, трудоустройство.

8. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий

8.1. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, другими нормативными и законодательными актами.

8.2. При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:

- сохранение не менее 70% рабочих мест;

- переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

- сохранение профиля деятельности унитарного предприятия и назначения объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения;

8.3. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

8.4. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

9. Пенсионное страхование работников

9.1. В целях обеспечения права работников на обязательное пенсионное страхование, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, страховую и накопительную части пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатели обязуются:

- производить уплату сумм авансовых платежей по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы;

- вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет отдельно в отношении каждой части страхового взноса (на страховую, накопительную части пенсии) по каждому работнику, в пользу которого осуществлялись выплаты;

- предоставлять в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

- информировать работников о начисленных и уплаченных в их пользу страховых взносах;

- предоставлять работникам копии индивидуальных сведений, предоставленных в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

9.2. Стороны совместно примут меры по созданию отраслевых пенсионных систем, сохраняющих ранее предусмотренные льготы для работников, имеющих вредные и тяжелые условия труда.

10. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

Российский автотранспортный союз от лица работодателей соглашается с тем, что в организациях:

- представления профсоюзных органов о нарушениях законодательства о труде, условий настоящего Соглашения и коллективных договоров подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений;

- решения, касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и т.д.), принимаются по согласованию с выборным профсоюзным органом организации;

- профсоюзным комитетам организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта предоставляются в бесплатное пользование оборудованные помещения, транспортные средства и средства связи, персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением, множительная техника, помещения для проведения собраний.

Республиканским, краевым, областным комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений, пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой, других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями. Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных или других соглашениях (договорах), заключаемых с участием этих организаций (объединений);

- представление документов на награждение отраслевыми (ведомственными) наградами работников отраслевых организаций осуществляется при наличии согласования с соответствующими территориальными органами отраслевого профсоюза;

- членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в работе его пленумов, заседаний исполкомов и комиссий, а также представителям профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также профсоюзной учебы, в порядке, определенном коллективным договором;

- освобожденные профсоюзные работники организаций пользуются правами, льготами и гарантиями, действующими на предприятии, наряду с работниками этого предприятия (премирование, вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, осуществляемых за счет средств предприятий, при создании акционерных обществ и др.), в порядке, определенном в коллективных договорах.

Дополнительное вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в коллективном договоре.

Профсоюзные представители имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач, получения информации от органов хозяйственного управления по вопросам оплаты и охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работников, для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Администрация организации не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих права и деятельность профсоюза.

Представители профсоюзных органов включаются:

- в комиссии организаций по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения;

- в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации.

По уполномочию работников профсоюзные органы могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организаций.

Руководители федеральных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете федеральному государственному органу, заключившему с ним трудовой договор, в т.ч. по вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставлении работникам социальных льгот и другим. По запросу соответствующего профсоюзного органа работодатели (их объединения и представители) предоставляют ему бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления уставной деятельности профсоюза.

Организации в соответствии с коллективным договором могут предоставлять в бесплатное пользование профсоюзу находящиеся на балансе предприятия либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание указанных объектов остается за организацией. В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет членские взносы и средства из заработной платы на счета профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа на условиях и в порядке, предусмотренных соответствующими договорами, коллективным договором организации.

Стороны разрабатывают комплекс совместных мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда и в других сферах.

Стороны считают целесообразным оказание работодателями содействия, финансовой и иной поддержки профсоюза в осуществлении им уставной деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников отраслевых организаций, организационному укреплению профорганизаций, повышению охвата работников профсоюзным членством, вовлечению в профсоюз молодежи, реализации социальных программ в трудовом коллективе.

11. Разрешение трудовых споров (конфликтов)

Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Федерального отраслевого соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него, при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

12. Контроль за ходом выполнения Соглашения

Контроль за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения производится комиссией, сформированной сторонами (приложение N 3) и представителями Сторон на всех уровнях, которые вправе обратиться в комиссию по любому вопросу, связанному с исполнением (неисполнением) Соглашения.

Комиссия не реже 1 раза в полугодие, рассматривает выполнение Федерального отраслевого соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.

При установлении нарушений и невыполнении положений Соглашения комиссия в письменной форме делает представление субъектам, нарушившим Соглашение, которые обязаны не позже, чем в двухнедельный срок провести необходимые консультации по существу представления комиссии и принять решение по устранению нарушений.

В случае отказа устранить эти нарушения или не принятия решения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13. Ответственность сторон

13.1. Лица, виновные в нарушении или не выполнении настоящего Соглашения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13.2. Стороны Соглашения, а также органы системы социального партнерства в отрасли наделяются правами контроля за выполнением заключаемых соглашений, коллективных договоров, они вправе предъявлять требования о привлечении вышеуказанных лиц к дисциплинарной ответственности.

14. Заключительные положения

14.1. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Федерального отраслевого соглашения до каждой организации, на работников которой оно распространяется, а также органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных органов местного самоуправления, министерств и ведомств в двухнедельный срок со дня его подписания. Стороны принимают меры к публикации текста Соглашения в отраслевой печати.

14.2. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение подписано в 5 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую правовую силу.

 

Согласовано

 

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

Е.С. Москвичев

11.03. 2005 г.

 

 

 

Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

В.И. Мохначев

29.12.2004 г.

 

 

 

Президент Российского автотранспортного союза

И.Д. Марчук

29.12.2004 г.

 

 

Прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 17 мая 2005 г.

Регистрационный N 26/05-07

Приложение N 1

Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

 

Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные коэффициенты

1,0

1,3

1,7

1,9

2,2

2,5

2,8

3,1

3,5

4,0

4,5

5,1

5,8

6,5

7,4

8,2

9,1

10,1

Приложение N 2

Разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов в зависимости от габаритной длины подвижного состава

Габаритная длина

Разряды оплаты труда Единой отраслевой тарифной сетки

ТРАМВАЙ

 

До 20 метров

6

Свыше 20 метров

7

ТРОЛЛЕЙБУС

 

До 15 метров

6

Свыше 15 метров

7