Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 июля 2006 г. N 13

Об обеспечении безопасных условий труда работников транспорта Российской Федерации

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, установил.

Риски для здоровья работников транспорта обусловлены особыми условиями осуществления транспортного процесса, сосредоточением на объектах транспорта большого количества сооружений и устройств, пассажиров и грузов, а также применением различных технологий по их обслуживанию. На сегодняшний день специфические риски усугубляются изношенностью береговой и наземной инфраструктуры, частой сменой номенклатуры перегружаемых грузов и уходом от специализации производственно-перегрузочных комплексов, а также длительным сроком эксплуатации транспортных средств.

Гигиенические параметры обитаемости транспортных средств и состояния объектов, обслуживающих транспорт, не отвечают уровню санитарно-эпидемиологической безопасности, несмотря на проводимые мероприятия по устранению и предупреждению воздействия вредных и опасных факторов, по улучшению организации труда, быта и отдыха работников.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту в 2005 году удельный вес неудовлетворительных результатов исследований физических факторов рабочих мест на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры составил от 75 до 100% (г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Брянская область, Кировская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Республика Дагестан, Красноярский край)

На объектах железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги" удельный вес неудовлетворительных результатов исследований физических факторов на рабочих местах по сети железных дорог составил от 17% до 34,4%: Северная железная дорога - 34,4%, Забайкальская железная дорога - 18,6%, Свердловская железная дорога - 18,0%, Северо-Кавказская железная дорога - 17,3%, Западно-Сибирская железная дорога - 17,0%.

Анализ состояния здоровья работающих на транспорте за последние годы свидетельствует о его значительном ухудшении.

В 2005 году зарегистрировано 792 случая профессиональных заболеваний на транспорте (в 2004 г. - 528), в том числе на авиационном транспорте - 372 (в 2004 г. - 304), автомобильном - 131 (в 2004 г. - 97), морском - 91 (в 2004 г. - 62), речном - 52 (в 2004 г. - 35), железнодорожном - 146 (в 2004 г. - 132).

Имеют место факты сокрытия заболеваемости с целью продолжения работы лицами, имеющими целый ряд заболеваний, что является причиной низкой выявляемости профессиональной патологии на предприятиях транспортного комплекса.

Отмечаются систематические нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на предприятиях малого и среднего бизнеса, предоставляющими услуги по перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом: не отлажена система по организации и проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров, не соблюдаются режимы труда и отдыха водителей, недостаточное обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, не проводится производственный контроль за условиями труда.

В целях улучшения условий труда, а также осуществления мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников транспорта и на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:

1. Рекомендовать руководителям организаций транспортного комплекса Российской Федерации, независимо от организационно-правовых форм:

1.1. Принять меры по обеспечению безопасных условий труда работников транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий труда и отдыха, а также состоянием здоровья работников транспорта;

2.2. Разработать комплекс мер по снижению уровня профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости среди работников транспорта.

2.3. Разработать программу по обеспечению оптимизации режимов труда и отдыха.

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить организацию и качественное проведение предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников транспорта с целью раннего выявления профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

4.1. Усилить контроль за организацией условий труда и отдыха работников транспорта.

4.2. Усилить контроль за организацией и качественным проведением предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров работников транспорта.

4.4. Доложить о проделанной работе до 01.11.2006.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

 

Главный санитарный врач Российской Федерации                                     Г.Г. Онищенко