ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА
КОНЦЕПЦИЯ
Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»
«Определение основ саморегулирования строительной деятельности как способа самоорганизаЦии субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности»
Содержание
Развитие саморегулирования строительной отрасли должно рассматриваться в контексте общей реформы саморегулирования. Если развитие добровольного саморегулирования возможно без нормативного изменения базовых подходов к определению инструментов регулирования отдельных рынков, то внедрение обязательного саморегулирования без определения общих принципов и детальной регламентации процедур выработки регулирующих решений может иметь негативные последствия для экономики, в том числе, такие как ограничение конкуренции, и возникновение где то двойного регулирования, а где то и его полное отсутствие.
Однако общий закон, устанавливающий общие принципы и процедуры саморегулирования всех отраслей экономики отсутствует. Проект соответствующего федерального закона находится на рассмотрении в Государственной думе РФ до сих пор без движения и перспективы его рассмотрения туманны. С другой стороны, учитывая сложившиеся стереотипы, связанные с восприятием государственного регулирования как единственного способа преодоления провалов рынка, резкая отмена норм государственного регулирования может вызвать общественное неприятие. Поэтому при одновременном развитии саморегулирования отрасли наиболее целесообразным было бы выстроить технологию поэтапной отмены государственного регулирования, основанной на системе планирования четко обозначенных показателей, например, в появлении и становлении организаций саморегулирования отрасли, соответствующих определенным критериям, в повышении конкуренции в определенных областях и т.п.
Очевидно, что в данный момент в строительной отрасли необходимые показатели для полного перехода к саморегулированию еще не достигнуты, тем не менее, задача отказа от государственного регулирования в форме лицензирования строительной деятельности уже сформулирована. Отмена лицензирования должна произойти с 1 января 2007 года, поэтому ожидать и дальше принятия единого, концептуального закона, находясь в правовом вакууме, строительная отрасль не может. Имеющийся опыт саморегулирования, например, среди арбитражных управляющих, дает основания полагать о возможности раздельного внедрения саморегулирования в различных направлениях развития экономики, в частности, в сфере строительства, регламентируя вопросы создания и деятельности отраслевых саморегулируемых организаций специальным федеральным законом - О саморегулируемых организациях строительной отрасли.
Закон «О саморегулируемых организациях строительной отрасли» должен соответствовать следующим принципам:
- Принцип объединения субъектов в саморегулируемые организации, исходя из их принадлежности к определенной группе деятельности в строительной отрасли (строительство, проектирование, изыскания) или в рамках отдельной группы к определенному виду деятельности с учетом разграничения видов деятельности в зависимости от степени опасности причинения вреда третьим лицам (при разграничении могут быть использованы Классификаторы видов деятельности в соответствии с государственными стандартами, применяемые при лицензировании строительной деятельности).
- Принцип обязательности членства (прямого или опосредованного) в саморегулируемых организациях субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с выполнением особо ответственных видов строительных работ, влияющих на безопасность (с высокой степенью опасности причинения вреда третьим лицам). Саморегулирование строительной деятельности в своей основе должно содержать инициативу субъектов данной отрасли в её регулировании и может считаться полноценным только при условии полного охвата саморегулированием всех субъектов строительной деятельности. Невозможно саморегулирование, если одной частью субъектов применяются какие-то правила деятельности, а для другой её части они значения не имеют.
- Принцип объединения субъектов строительной деятельности в саморегулируемую организацию на территории Российской Федерации при условии охвата членством более чем 50% субъектов Российской Федерации в нескольких уровнях. Вовлечение в процесс саморегулирования всех субъектов строительной деятельности осуществимо, если в объединении они заинтересованы и взаимно близки. Лишь при наличии взаимопонимания возможно полноценное взаимовлияние или саморегулирование. Такое взаимопонимание, кроме профессионального единства, может быть обусловлено и территориальной близостью. При этом может быть использована многоуровневая модель саморегулируемых организаций:
1) нижний уровень - федеральные отраслевые (специальные) СРО, в которых структурно выделены:
а) региональные отделения федеральной отраслевой (специальной) СРО, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности в строительной отрасли определенного региона - прямых членов СРО;
б) существующие некоммерческие организации (НКО) - прямые члены СРО, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в строительной отрасли - опосредованных членов СРО;
2) высший уровень - Национальный Совет федеральных отраслевых СРО различных видов деятельности в строительной отрасли, представленный федеральными отраслевыми СРО (не менее 80%) и государственными органами (не более 20%).
- Принцип ответственности субъекта саморегулирования перед саморегулируемой организацией. С точки зрения саморегулирования высшей мерой ответственности субъектов саморегулирования перед сообществом может быть только их исключение из саморегулируемой организации.
- Принцип ответственности субъекта саморегулирования перед потребителями его услуг. Данный принцип саморегулирования может быть реализован через механизм материальной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями их услуг посредством создания в саморегулируемой организации компенсационного фонда или страхования ответственности перед третьими лицами.
- Принцип соответствия деятельности субъектов саморегулирования установленным саморегулируемой организацией правилам и стандартам, а также иным обязательным требованиям.
- Принцип защиты интересов членов саморегулируемой организации этой организацией.
- Принцип множественности саморегулируемых организаций в каждой из групп деятельности в строительной отрасли: строительство, проектирование, изыскания.
- Принцип соответствия саморегулируемых организаций минимальным требованиям к ним. Отмена государственного регулирования возможна только при условии, если саморегулируемые организации смогут обеспечить качество и периодичность проведения контроля деятельности своих членов на уровне не меньшем, чем обеспечивался государственными органами контроля. При этом должна быть сохранена созданная инфраструктура и максимально учтена годами наработанная практика лицензионных органов в части организации приема документов и выдачи лицензий, а также последующего контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований. Необходимо сохранить в полном объеме существующие квалификационные требования к кадровому составу и материально-технической базе организаций, претендующих на участие в соответствующей саморегулируемой организации.
- Принцип независимости саморегулируемых организаций. С учетом того, что саморегулируемая организация обязано обеспечивать реагирование на внешние обращения, было бы правильным отстранить государство от участия в деятельности саморегулируемой организации в той или иной форме, а равно и потребителей товаров (работ, услуг) членов саморегулируемой организации. Представители государства и потребителей не должны входить в выборные органы управления саморегулируемой организации.
В связи с незавершенностью процесса перехода к методам саморегулирования строительной деятельности посредством создания саморегулируемых организаций, осуществляющих контроль доступа на рынок и контроль за надлежащим качеством работ и услуг в строительной отрасли, в целях установления плавного перехода от государственного регулирования к саморегулированию строительной деятельности, одновременно развивая и внедряя институт саморегулирования до окончания его становления, необходимо частично сохранить государственное регулирование, продлив срок действия лицензирования в отношении особо ответственных видов работ, связанных со строительством многоэтажных жилых домов и объектов публичного назначения, с выполнением функций заказчика-застройщика, генерального подрядчика и генерального проектировщика.