Постановление Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. N
257-ПП
"О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам,
касающимся изъятия земельных участков"
Содержание
В соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы земельные участки и находящиеся на них объекты жилищного и нежилого фондов могут быть изъяты для государственных нужд.
Возможны случаи принудительного прекращения прав на земельные участки в судебном порядке.
При изъятии земельных участков и находящихся на них объектов жилищного и нежилого фондов для государственных нужд города Москвы имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предварительной выплатой равноценного возмещения.
В целях соблюдения прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков, обеспечения интересов города Москвы при подготовке и реализации решений о застройке территорий города Москвы в соответствии с утвержденной на основании Генерального плана города Москвы градостроительной документацией, с учетом положений постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 968-ПП "О мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных градостроительных проектов в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе Москве (приложение).
2. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы:
2.1. Совместно с Москомархитектурой в ходе работ по актуализации Генерального плана города Москвы, проводимых начиная с 2007 года, предусматривать формирование земельных участков, подлежащих резервированию для государственных нужд, а также обеспечивать соблюдение баланса территорий природного комплекса в случае изъятия земельных участков.
2.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании распорядительных документов об утверждении документов территориального планирования, документации по планировке территории, планов размещения строительства вносить предложения об изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы.
3. Установить, что земельные участки и находящиеся на них объекты капитального строительства (далее - объекты жилищного и нежилого фондов), по которым необходимо осуществлять процедуру изъятия для государственных нужд города Москвы, определяются на основании утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования и документации по планировке территории.
4. Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаменту имущества города Москвы в рамках своих полномочий при подготовке и реализации принятого Правительством Москвы решения об изъятии земельных участков:
4.1. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, заказывать независимую оценку выкупной цены земельных участков, включающую в себя рыночную стоимость земельного участка и находящихся на нем объектов жилищного и нежилого фондов, а также убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, и с учетом указанной оценки готовить проекты решений Правительства Москвы об изъятии земельных участков и находящихся на них объектов.
4.2. Письменно уведомлять собственников и иных правообладателей земельных участков и расположенных на них объектов жилищного и нежилого фондов о принятых решениях о резервировании с целью последующего изъятия и, в дальнейшем, непосредственно о самом изъятии, а также обеспечивать государственную регистрацию принятых решений об изъятии для государственных нужд города Москвы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве.
4.3. В рамках принятых решений об изъятии обеспечивать государственную регистрацию прекращения прав на земельные участки, объекты жилищного и нежилого фондов при наличии согласия лиц (п. 4.2) с решением об изъятии или на основании решения суда.
5. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в случае несогласия собственников и иных правообладателей земельных участков с решением об изъятии у них земельных участков для государственных нужд города Москвы либо недостижения с ними соглашения о выкупной цене или других условиях выкупа обращаться в соответствии с гражданским законодательством от имени Правительства Москвы с исками в суд о выкупе земельных участков.
6. Префектурам административных округов города Москвы:
6.1. Создать рабочие группы (конфликтные комиссии) с включением в их состав представителей Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, управ районов города Москвы, ГУП МосгорБТИ для оперативного рассмотрения обращений собственников жилых домов (жилых помещений), связанных с изъятием земельных участков.
6.2. Совместно с управами районов города Москвы и в соответствии с решением об изъятии организовывать работу по достижению соглашений с лицами (п. 4.2) о выкупной цене и других условиях выкупа в соответствии с территориальной принадлежностью земельных участков.
7. Установить, что одновременно с решением об изъятии соответствующего земельного участка для государственных нужд города Москвы принимается решение об изъятии расположенных на нем объектов жилищного и нежилого фонда.
8. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечить работу с собственниками индивидуальных жилых домов по предоставлению возмещения (компенсации) выкупа в натуральной, денежной или комбинированной формах.
9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы в первом полугодии 2007 г.:
9.1. Подготовить и представить для внесения в установленном порядке изменения в принятый в первом чтении Московской городской Думой законопроект "О землепользовании и застройке в городе Москве", предусматривающие в качестве оснований для изъятия земельных участков для государственных нужд города Москвы строительство многоквартирных домов, объектов городской инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с Генеральным планом города Москвы (п. 2.1) и утвержденными в установленном порядке городскими целевыми программами.
9.2. Совместно с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы подготовить проект постановления Правительства Москвы в части уточнения полномочий префектур в соответствии с настоящим постановлением.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2007 г.
Исполняющий обязанности Мэра Москвы |
Ю.В. Росляк |
1.1. Принудительное изъятие земельных участков для государственных нужд города Москвы (далее - государственных нужд) допускается в целях размещения и строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы, при невозможности размещения таких объектов без изъятия земельных участков. Размещение объекта капитального строительства, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка, устанавливается соответствующим документом территориального планирования города Москвы. Земельный участок, планируемый к изъятию в указанных целях, определяется документацией по планировке территории.
1.2. Работы по подготовке проекта решения об изъятии земельного участка для государственных нужд осуществляются Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Департаментом имущества города Москвы в пределах их полномочий на основании утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования и документации по планировке территории.
1.3. Проект границ изымаемого земельного участка изготавливается с учетом имеющейся в распоряжении Департамента земельных ресурсов города Москвы информации о правах владельцев изымаемого земельного участка.
Если необходимо изъять только часть земельного участка у его правообладателей, то в проекте решения об изъятии земельного участка для государственных нужд отражаются границы части земельного участка и границы всего земельного участка с оговоркой, что при наличии согласия обладателя прав на земельный участок изъятию подлежит часть участка, при отсутствии согласия - весь земельный участок.
1.4. В решениях об изъятии земельных участков для государственных нужд в обязательном порядке указываются цели изъятия земельных участков, кадастровые номера земельных участков, полностью или частично подлежащих изъятию, расположенные на них объекты капитального строительства (жилищного и нежилого фондов).
1.5. Решения о резервировании с целью последующего изъятия и об изъятии земельных участков, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фондов принимает Правительство Москвы.
Департамент земельных ресурсов города Москвы уведомляет обладателя прав на земельный участок о принятом решении о резервировании с целью последующего изъятия и, в дальнейшем, о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд и направляет экземпляр решения об изъятии для государственной регистрации в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с последующим извещением в установленных законом случаях обладателя прав на земельный участок о произведенной государственной регистрации решения об изъятии.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы уведомляет собственников и обладателей иных прав на жилые помещения о принятом решении о резервировании соответствующего земельного участка с целью последующего изъятия, в дальнейшем - о принятом решении об изъятии жилых помещений, а также извещает собственников жилых помещений о дате государственной регистрации решения об изъятии.
Департамент имущества города Москвы уведомляет обладателей прав на нежилые помещения, расположенные на изымаемом земельном участке, о принятом решении о резервировании с целью последующего изъятия соответствующего земельного участка и, в дальнейшем, о принятом решении об изъятии нежилых помещений.
Собственник, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы (далее - иные владельцы) земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка могут владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник и иные владельцы несут риск отнесения на них при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
1.6. В проектах соглашений о выкупной цене и других условиях выкупа земельных участков указывается:
- согласие собственника или иного владельца земельного участка с принятым решением об изъятии;
- выкупная цена за изымаемый земельный участок и расположенные на нем объекты жилищного и нежилого фондов;
- наличие или отсутствие обязанности города Москвы по компенсации в натуральной форме в связи с изъятием земельного участка.
1.7. Работу по заключению соглашений с правообладателями земельных участков при их изъятии для государственных нужд организуют префектуры соответствующих административных округов города Москвы совместно с управами районов города Москвы.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы в пределах своей компетенции участвуют в подготовке проекта соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа.
При необходимости:
- Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы вносит в проект соглашения предложения о предоставлении в качестве компенсации жилых помещений взамен изымаемых, заключает договоры и готовит необходимые распорядительные документы;
- Департамент имущества города Москвы заключает договоры и готовит необходимые распорядительные документы;
- Департамент земельных ресурсов города Москвы включает в проект соглашения поступившие предложения, оформляет соглашение, в том числе о предоставлении в качестве компенсации земельного участка взамен изымаемого, заключает договоры и готовит необходимые распорядительные документы.
Префектура административного округа согласовывает условия выкупа земельного участка с обладателем прав на земельный участок в соответствии с подготовленным проектом соглашения, при необходимости вносит в проект соглашения предложения, а при достижении согласия префект административного округа от имени Правительства Москвы заключает соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы при достижении соглашения с собственником или иным владельцем земельного участка осуществляет государственную регистрацию прекращения прав на земельный участок.
1.8. В случаях несогласия обладателей прав на земельные участки с решением об изъятии у них земельных участков для государственных нужд либо недостижения с ними соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа в соответствии с гражданским законодательством Департамент земельных ресурсов города Москвы от имени Правительства Москвы обращается в суд с исками о выкупе земельных участков.
Иск направляется в суд в течение 30 дней по истечении года со дня уведомления обладателя прав на земельный участок о принятом решении об изъятии земельного участка.
На основании решения суда владельцам земельных участков осуществляется равноценное возмещение, в том числе убытков, включая упущенную выгоду.
1.9. Если земельный участок изымался у его собственника, то на основании соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа земельного участка или решения суда после возмещения собственнику рыночной стоимости земельного участка и всех причиненных убытков осуществляется государственная регистрация перехода к городу Москве права собственности на земельный участок, изъятый для государственных нужд.
Если земельный участок изымался у обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка, то на основании соглашения с правообладателем о компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка, или решения суда после возмещения правообладателю всех причиненных убытков осуществляется государственная регистрация прекращения соответствующего права на земельный участок.
Земельные участки, не находящиеся в собственности города Москвы, могут быть приобретены в собственность города Москвы на основании заключаемых с собственниками договоров купли-продажи или иных установленных законом сделок, предусматривающих возмездный или безвозмездный переход права собственности на земельные участки, заключенных вне принимаемых решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.
Основанием для заключения Департаментом земельных ресурсов города Москвы договора купли-продажи земельного участка или иной установленной законом сделки, предусматривающей возмездный или безвозмездный переход прав собственности на земельные участки, является правовой акт Правительства Москвы.
Подготовку проектов вышеуказанных договоров, включая проведение независимой оценки стоимости, и заключение договоров осуществляет Департамент земельных ресурсов города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы с учетом территориальной принадлежности земельных участков.
3.1. При получении материалов от органа, уполномоченного на осуществление государственного земельного контроля (далее - орган госземконтроля), о неустранении правообладателем земельного участка нарушений земельного законодательства в срок, указанный в предупреждении органа госземконтроля, Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит проект распорядительного документа Правительства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования и информирует о принятом решении собственника или иного владельца земельного участка.
3.2. Если собственник земельного участка письменно уведомит Департамент земельных ресурсов города Москвы о своем согласии исполнить решение об изъятии земельного участка, Департамент города Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает организацию публичных торгов по продаже земельного участка.
Если собственник земельного участка письменно не уведомит Департамент земельных ресурсов города Москвы о согласии с решением об изъятии в течение месяца с момента получения уведомления о принятом решении, то Департамент земельных ресурсов города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок и его продаже с публичных торгов. После государственной регистрации прекращения права на земельный участок Департамент города Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает организацию публичных торгов по продаже земельного участка.
3.3. По результатам публичных торгов по продаже земельного участка земельный участок переходит к новому собственнику, а бывший собственник получает денежную сумму, полученную в результате торгов за вычетом расходов на проведение торгов.
3.4. В случае принятия распорядительного документа Правительства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования правообладателем, не являющимся собственником соответствующего земельного участка, Департамент земельных ресурсов города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок.
3.5. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения права владельцев земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве безвозмездного срочного пользования.
3.6. В случаях, установленных федеральными законами и договором аренды, в том числе:
- при существенном нарушении арендатором условий договора аренды или разрешенного использования земельного участка либо использования земельного участка с неоднократными нарушениями;
- невнесения арендатором более двух раз подряд по истечении установленного договором аренды срока платежа арендной платы, Департамент земельных ресурсов города Москвы направляет арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
3.7. В случае неисполнения арендатором обязательства в срок, указанный в предупреждении Департамента земельных ресурсов города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит проект распорядительного документа Правительства Москвы об изъятии земельного участка и обращается в суд с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка.
3.8. На основании решения суда Департамент земельных ресурсов города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения права аренды земельного участка.
3.9. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника решением Правительства Москвы о реквизиции земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.