Настоящей публикацией Союз инженеров-сметчиков открывает программу по созданию Концепции разработки стандартов профессиональной деятельности специалистов сметного дела.
Новая система стандартизации должна заменить существующие ведомственные правила административного уровня в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
Концепция должна установить правила, порядок, формы и сроки разработки стандартов технического регулирования в профессиональной и предпринимательской деятельности по сметному нормированию, ценообразованию и управлению стоимостью в строительстве на основе принципов добровольности, саморегулирования, самоорганизации и траспорентности в разработке нормативов.
Союз инженеров-сметчиков предлагает всем специалистам и практикам, заинтересованным в создании современных нормативно-правовых документов для профессионального и ответственного порядка сметных расчетов в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности присылать в секретариат Союза (или в редакцию журнала) предложения по форме, содержанию и организации разработки новой системы стандартов сметного дела в России.
Разработка самих технических документов системы стандартов сметного дела (методических указаний, рекомендаций, пособий и т.п.) будет организована профессиональным Союзом инженеров-сметчиков на конкурсной основе после определения всех элементов Концепции разработки стандартов.
Техническое регулирование и саморегулирование сметного дела
Реформа системы технического регулирования в России в настоящее время является одним из главных направлений экономического и социально-политического развития страны.
В общей системе государственного регулирования экономической деятельности выделяются два основных направления: финансовое и техническое регулирование.
Финансовое регулирование включает инвестиционную, денежно-кредитную, налоговую и тарифную политику, все стороны функционирования бюджетного процесса, а также ограничения, налагаемые государством на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Техническое регулирование в настоящее время включает:
- многочисленные обязательные требования государственных стандартов (ГОСТов), отраслевых стандартов, санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов), прочих ведомственных документов;
- системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.);
- государственный (административный) контроль и надзор - технологический, санитарно - эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический и пр.
Техническое регулирование в России в настоящее время является самым острым вопросом взаимоотношения органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества. Действующая система государственного регулирования создана для экономики тотального государственного планирования и дефицитного распределения, сохраняет основные черты советской стандартизации, ведомственного нормирования и контрольно-надзорной деятельности административного аппарата исполнительной власти. Эта система плохо совместима с рыночными отношениями и на практике превратилась в коррупционный бизнес, в котором государственные технические правила, стандарты и надзор за их исполнением используется как инструмент получения административной ренты.
Нормативно-правовая база в сфере технического регулирования находится на данный момент в неудовлетворительном состоянии. Совокупность регулирующих документов плохо организована, хаотична, а в некоторых разделах вредна для рыночной экономики. Многие требования действующих нормативных актов технического регулирования устарели, положения отраслевых стандартов часто избыточны, завышены и заведомо невыполнимы, тексты документов «непрозрачны» и допускают произвольные толкования, во многих случаях нормы в разных документах не согласованы, противоречат друг другу, а иногда и являются взаимоисключающими.
Разработка и принятие новых технических регламентов является самостоятельной и давно назревшей проблемой. В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (вступившим в силу 1 июля 2003 года) технические регламенты призваны заменить ведомственное регулирование требований к продукции.
Новая система технического законодательства, заложенная в реформе технического регулирования, опирается на положения Конституции Российской Федерации:
- статья 55, п. 3 - «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- статья 8., п. 1 - «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»;
- статья 71, п. (ж) - «в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка»;
- статьи 41, 42 содержат положения «направленные на охрану жизни, здоровья граждан, экологическое благополучие и охрану окружающей среды»;
Одним из концептуальных положений реформы является переход с ведомственного нормирования на законодательный уровень технического регулирования. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов. Ведомственное нормотворчество становится неконституционным и прекращается. Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут осуществляться только на законодательном уровне.
По Конституции Российской Федерации незаконное воспрепятствование экономической деятельности преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Реформа технического регулирования проводится в рамках реализации общей стратегии дерегулирования (дебюрократизации) в России. Одной из важнейших целей реформы является снижение административного давления на бизнес, устранение избыточного регулирования и снятие административных барьеров. В ходе разработки и утверждения технических регламентов должны быть устранены все избыточные требования и процедуры административного характера, контрольно-надзорная нагрузка на предпринимательскую деятельность должна быть снижена до минимума.
Система законодательных нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:
- федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002г.);
- международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;
- система (свод) общих и специальных технических регламентов;
- методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством Российской Федерации.
Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в систему технического регулирования России входят национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает основные принципы реформы:
- от нормирования качества к регулированию безопасности;
- от регламентации конструкционно-технологических решений к регулированию «выходных» параметров;
- от неупорядоченности нормативной базы к системе технических регламентов;
- от ведомственного нормотворчества к техническому законодательству;
- от монополизма регуляторов к разделению функций.
Важнейшим направлением реформы является четкое разделение технических требований на обязательные и добровольные. В установленной Законом системе технического peгулирования принципиальным положением является разделение норм и правил на обязательные - технические регламенты и добровольные - стандарты.
Все обязательные требования вводятся в действие техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательно установленными процедурами (опубликование уведомления о разработке, публичное обсуждение и пр.). Требования, не входящие в технические регламенты (требования стандартов или ведомственных документов), по Закону не могут являться обязательными и имеют статус рекомендательных нормативных материалов.
В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных нормативных актах (СанПиНах, СНиПах и других ведомственных документах), после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты или стандарты (национальные или отраслевые).
Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо явные или неявные ссылки на стандарты и иные нормативные акты по российскому законодательству в технических регламентах не допускаются.
Стандарты в новой системе технического регулирования являются документами только рекомендательного характера.
В качестве базового принципа Законом введено деление технических регламентов на общие и специальные. Выделение общих технических регламентов основано на необходимости выявить и отразить в системе общие, инвариантные (или, как минимум, многократно повторяющиеся) требования, регулирующие технические аспекты всех или существенного большинства видов деятельности независимо от их специфики. Разработка общих технических регламентов позволяет избежать многократных повторений одних и тех же требований в разных технических регламентах и устранить возможность разных формулировок одного и того же требования в технических регламентах различных отраслей и видов деятельности.
Перечень общих технических регламентов устанавливается исчерпывающим закрытым списком и приведен в Законе «О техническом регулировании» (ст. 8):
- безопасная эксплуатация и утилизация машин и оборудования;
- безопасная эксплуатация зданий, строений, сооружений и безопасное использование прилегающих к ним территорий;
- биологическая безопасности;
- пожарная безопасности;
- экологической безопасности;
- электромагнитная совместимость;
- ядерная и радиационная безопасность.
Система специальных технических регламентов позволяет реализовать одну из базовых идей реформы - для каждого вида деятельности технический регламент является исчерпывающим перечнем специальных требований, выполняемых наряду с требованиями общих и макроотраслевых технических регламентов.
Системообразующим принципом деления общих технических требований между отдельными регламентами и, соответственно, принципом выделения технического регламента как самостоятельной единицы технического законодательства является обеспечение технического регулирования конкретных и относительно самостоятельных видов деятельности. При этом «вид деятельности» выделяется как единое целое для технического регулирования (что именно регулируется, т.е. обеспечение безопасности), а также для регулирования деятельности субъектов экономической деятельности (на кого именно направлено регулирование).
При этом необходимо учитывать, что требования к процессам предъявляются исключительно в плане обеспечения безопасности работающих, внутренней и внешней среды, но не распространяются на те конструктивные особенности и характеристики технологических процессов, которыми обеспечиваются peгулируемые техническим законодательством параметры продукции (ст. 7, п. 4 Закона).
Если требования к продукции выполнены, выбор конструктивных решений и технологических процессов оставляется на усмотрение производителей (за исключением специальных случаев, когда регулирование безопасности продукции в принципе невозможно без регулирования конструкций и технологий).
Структура технического законодательства отражает принципиальную переориентацию системы технического регулирования с обслуживания административного надзора и контроля за выполнением требований на обеспечение их выполнения самими субъектами деятельности.
В новой законодательной системе технического регулирования на правовой и юридической основе реализуется положение, когда требования к продукции или к процессам предъявляются не к неодушевленным предметам или к процессам, а к правоспособным субъектам деятельности, например, в виде требования не производить и (или) не распространять продукции, не соответствующей установленным параметрам, не отклоняться от определенных характеристик процессов, обеспечивающих их безопасность и т.п.
Одним из принципиальных положений Федерального Закона «О техническом регулировании», касающихся оценки соответствия, является максимально возможный переход от дорыночного контроля к контролю на рынке. Одной из форм такого рыночного контроля является переход на «аудит технической безопасности», проводимый не на административном уровне, а на профессиональной основе.
Базовым положением новой системы технического регулирования является последовательное разделение требований на обязательные для исполнения технические регламенты и предназначенные для добровольного применения стандарты. Правовой смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень.
Технические регламенты включают собственно требования к продукции или процессам и принимаются федеральными законами. В специальных случаях технические регламенты принимаются: - указами Президента России (форс-мажорные ситуации), международными договорами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации (временно, до принятия соответствующих регламентов федеральными законами)
В технические регламенты не включаются конкретные технологические и конструкционные решения, материалы, способы изготовления и т.п. Это - область применения стандартов. При формировании документов технического регулирования задача разработчика состоит в том, чтобы в исходной нормативной базе отделить собственно нормы (регламенты) от конкретных решений (стандарты).
Стандарты (национальные и стандарты организаций) включают применяемые на добровольной основе требования и принимаются в установленном Законом порядке.
Адекватность в соотнесении областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия нормативных актов и технических документов.
Корпоративным стандартам (стандартам организаций) такая адекватность обеспечиваются обычными режимами оценки соответствия продукции по правилам профессиональных объединений.
Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных Законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов. Никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход законодательных процедур.
Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п. 4 ст. 7 Закона). Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения.
Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.
Законом предусмотрено положение, согласно которому стандарты не могут противоречить техническим регламентам, поэтому в описании области применения стандартов должно указываться их соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах. Соответствие требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования.
Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации.
В соответствии с законодательством положения национальных стандартов (и стандартов организаций), которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и не правовой, а исключительно информационный характер.
Сложившаяся на протяжении многих десятилетий система государственной стандартизации в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая в новых условиях экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
Развитие стандартизации должно идти синхронно с разработкой отраслевой системы технических регламентов, создаваемых на законодательно установленных принципах. В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» стандарты не могут противоречить техническим регламентам. В целом, стандарты и технические регламенты имеют разные области приложения.
Развитие стандартизации должно базироваться на реальных задачах профессионального вида деятельности. Система технических регламентов может быть отраслевой, т.е. объединять требования всех видов хозяйственной деятельности по отрасли, но не может быть ведомственной системы технического регулирования, контролируемой органами власти или администрацией. В этой связи принципиально, что стандарты принимаются в целях добровольного многократного применения и служат для концентрации опыта и знаний конкретного вида профессиональной и коммерческой деятельности.
В основе стандартов должны лежать практические рекомендации. Чем значительнее практический опыт и база апробации технических решений, включаемых в стандарт, тем выше его статус - международные, национальные, отраслевые и корпоративные стандарты.
В настоящее время разработана «Концепция развития национальной системы стандартизации», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р.
В основе стратегии развития национальной системы стандартизации положены проверенные практикой и соответствующие международному опыту следующие принципы:
- добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
- применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям, а также случаев, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
- максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке национальных стандартов;
- обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
- недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
- обеспечение условий для единообразного применения национальных стандартов;
- обоснованность разработки национальных стандартов;
- открытость процессов разработки национальных стандартов;
- обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
- однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
- прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
- применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
В переходный период, определенный Законом (до 2010 г.), система технического законодательства включает остающиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов только те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46 Закона). В этот период действуют также положения федеральных законов и актов Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона.
Нa начальном этапе реформы первостепенной задачей является наведение порядка в существующей нормативной базе:
- инвентаризация и первичная оценка действующих документов и содержащихся в них требований;
- систематизация данных требований с точки зрения их предъявления к конкретным видам деятельности;
- оптимизация выявленных для данного вида деятельности требований (устранение избыточных и пересмотр устаревших норм).
Технические регламенты формируются на основе действующей нормативной базы, что обеспечивает плавный переход к новым схемам технического регулирования.
До принятия новых технических регламентов требования действующих стандартов и других нормативных актов остаются обязательными. В дальнейшем требования стандартов не отменяются, а лишь разделяются на обязательные (технические регламенты) и добровольные (национальные стандарты и стандарты организаций).
В отдельных случаях наблюдается отсутствие технических нормативов на продукцию и виды деятельности, которые уже получили развитие в России. В этих случаях, в отличии от стратегии радикальной гармонизации существующих нормативов, техническое законодательство формируется практически заново, и желательно, с использованием международного опыта регулирования этого вида профессиональной деятельности.
Одним из основополагающих принципов реформы в Федеральном Законе «О техническом регулировании» установлена возможность для всех заинтересованных сторон разрабатывать технические регламенты (статья 9 п. 2 - «разработчиком технического регламента может быть любое лицо»). Стратегическая установка реформы - максимально активное участие предпринимательского сообщества и независимых экспертов в разработке нового технического законодательства.
Технический регламент по закону может разрабатывать любое лицо - физическое или юридическое. Никаких ограничений на компетенцию разработчика Закон не накладывает. Отбор проектов начинается на этапе реализации предусмотренной Законом процедуры публичного обсуждения и экспертизы проекта.
На этапе разработки концепции создания отраслевой системы технического регулирования целесообразно следовать соответствующей процедуре публичного обсуждения проектов технических регламентов и национальных стандартов, установленной Федеральным Законом «О техническом регулировании». Эта процедура может предусматривать: публикацию уведомления о разработке такого рода документа; отведенные сроки и режим его публичного обсуждения; конкретные форматы представления результатов данных публичных обсуждений; проведение конкурса; публикация проекта.
Результаты проведенных публичных обсуждений (включая альтернативные проекты) должны быть доступными для всех участников процесса и для общественности в целом, а также должны являться обязательной частью пакета документов, сопровождающих процедуру определения концепции и разработки проектов отраслевых положений системы технического регулирования.
Разработка и принятие технических регламентов в строительстве в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года) является сегодня важнейшей проблемой и необходимым условием существования и развития отрасли в новых условиях хозяйствования.
Действующая система СНиПов, ГОСТов и ТСН в строительстве, разработанная для плановой, админстративно-командной экономики становится барьером для свободного предпринимательства, особенно при вхождении России в ВТО. В тоже время эти документы сегодня не особенно мешают проектировщикам и строителям, т.к. практически не выполняются при небескорыстном участии контролирующих и экспортирующих органов.
Реализация Закона «О техническом регулировании» для строительно-инвестиционной сферы пока находится на стадии диалога специалистов и поиска приемлемых решений перехода от привычных административных строительных норм и правил к законодательной системе обязательных и добровольных технических регламентов и стандартов.
Главной проблемой создания современной системы технического регулирования в инвестиционно-строительной сфере становится отсутствие ясной и четкой идеологии реформирования существующих СНиПов, ГОСТов, ТУ, Сводов правил и увязки их с будущими регламентами и стандартами. Общий фонд заменяемых нормативных документов в строительной отрасли составляет около тысячи единиц нормативных документов.
В новой системе технического регулирования в строительстве необходимо разработать десятки законодательных актов, связанных и согласованных с соответствующими специальными регламентами других видов деятельности. Пока намечено до конца 2006-го года разработать только 3 технических регламента в строительстве: - безопасность строительных материалов, изделий и конструкций; - безопасное строительство объектов, зданий и сооружений; - безопасность эксплуатации зданий и сооружений.
На сегодняшний день ни один технический регламент не принят, хотя Законом «О техническом регулировании» была предусмотрена возможность подготовить данные документы в качестве переходных технических регламентов для принятия их постановлениями Правительства РФ. Генеральная дата перехода на новую систему технических нормативов - 2010 год.
В настоящее время в соответствии с планом научно-исследовательских работ Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ проводит конкурс по теме РТР-3-001 «Разработка технического регламента «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения», на участие в котором было подано две заявки.
Ассоциация Строителей России совместно с РСПП начала подготовительную работу по вопросу разработки профессиональных стандартов и сертификации персонала в строительстве. Это необходимый элемент системы технического регулирования в строительстве, который отражает необходимые требования к профессиональной подготовке строителей по квалификационным уровням и компетенциям, с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.
Установленная законодательством последовательность построение системы технического регулирования предполагает схему, при которой на обязательные регламенты ссылаются при разработке стандартов, и в них указывается, выполнение каких норм технических регламентов эти положения обеспечивают. Однако становится очевидным необходимость разработки специализированных стандартов (национальных, отраслевых и корпоративных) не дожидаюсь утверждения обязательных общих и специальных регламентов по отрасли.
В соответствии с Законом «О техническом регулировании» вся ранее действовавшая нормативно-правовая база сохраняет свою обязательность до принятия соответствующих технических регламентов. Таким образом, Закон укрепил легитимность действующих технических норм и правил. В то же время Закон запрещает менять действующие нормативные документы ведомственными актами.
Сохранение СНиПов в качестве рекомендательных документов предусмотрено планом реформы технического регулирования в строительстве. После перевода обязательных требований в технические регламенты, остальные нормативные положения этих документов будут иметь статус добровольно применяемых стандартов. Если нормы СНиПов рациональны и работоспособны в рыночных условиях, они естественным порядком перейдут в технические регламенты и отраслевые стандарты.
Перед вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» заинтересованные ведомства срочно приняли меры и провели через Минюст РФ регистрацию всех необходимых им нормативных документов. Госстрой РФ, как представитель строительного сообщества в исполнительных органах власти, не только не зарегистрировал действующие строительные нормы и правила, но и не смог оформить свои текущие методические документы в виде нормативного регламента или утвердить их постановлением Правительства РФ.
Сегодня ситуация с документами по техническому регулированию в строительстве находится в неудовлетворительном состоянии. Строительные нормы - СНиПы, которые на протяжении последних нескольких десятков лет являлись обязательными документами для строителей и других субъектов инвестиционно-строительной деятельности оказались вне правового поля из-за того, что накануне введения в действие закона Министерство юстиции РФ отказалось их регистрировать в качестве нормативно-правовых актов.
Существующее положение с нормативно-правовой базой сметного нормирования и ценообразования в строительстве еще хуже и находится в катастрофическом положении. Основные нормативные документы административной системы нормирования и сметного ценообразования в строительстве Госстрой РФ успел отменить до своей ликвидации. Все понятия, определения, формулировки, порядок и формы сметных расчетов, структура сметной стоимости и содержание сметно-нормативных баз остались сегодня без нормативно-правового обеспечения.
С 2001 г. до ликвидации Госкомитета в 2004 г. Госстрой РФ собственными постановлениями отменил важнейшие и основополагающие нормативные документы по вопросам сметного нормирования и ценообразования в России:
- Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ;
- СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения;
- СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;
- СП 81-01-94 Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации.
В тоже период Министерство юстиции Российской Федерации отказало Госстрою РФ в государственной регистрации всех документов по нормированию и ценообразованию, в том числе по внедрению новой сметно-нормативной базы сметных расчетов - ГЭСН-2001:
- постановление Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве»;
- письмо Госстроя России от 11.09.03 № НК-5636/10 « О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».
Оставшиеся от бывшего Госстроя РФ методики (МДС) не легитимны, т.к. они не входили в систему строительных нормативов (СНиПов), а зарегистрировать их или утвердить в качестве нормативных документов Госстрой РФ не мог по причине их несоответствия рыночным условиям хозяйствования и несоблюдения формальных требований, предъявляемых к нормативным актам гражданско-правового характера.
Нынешнее полное отсутствие каких-либо нормативных документов, регламентирующих и регулирующих сметную работу в строительстве имеет и положительную сторону. Методические усилия Госстроя РФ были направлены на закрепление в деловом обороте административных правил сметного расчета, принятые из документов советского периода, и которые в итоге привели к созданию откровенно коррупционной системы сметного ценообразования в строительстве. Сейчас имеется возможность при разработке новых стандартов убрать наиболее одиозные положения административного характера и в полной мере учесть рыночные законы и правила планирования и управления стоимостью строительства.
Наибольшие трудности в профессиональной деятельности сметчиков сегодня создаются из-за отсутствия согласованных формулировок и дефиниций основных положений и понятий сметного дела. Поэтому необходимо в первую очередь, при формировании профессиональных стандартов современной системы технического регулирования в строительстве, подготовить и принять Глоссарий - толковый словарь основных положений сметного ценообразования.
Система нормативных документов технического регулирования в строительстве Российской Федерации создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов.
В отличие от традиционного для плановой экономики описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые технические регламенты и стандарты должны содержать эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.
Разрабатываемые в соответствии с Законом «О техническом регулировании» нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства.
Система нормативных документов технического регулирования в строительстве должна представлять собой совокупность взаимосвязанных документов - обязательных регламентов и добровольных стандартов, применяемых на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
Технические регламенты утверждаются законодательными актами Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами инвестиционно-строительной деятельности. Рекомендуемые положения добровольных стандартов применяются по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, отличающее от рекомендуемых в корпоративных стандартах, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
Рекомендуемые положения стандартов становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на соответствующие нормативные документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в рекомендуемых стандартах.
Новая система стандартизации сметного дела (корпоративные стандарты) разрабатывается на принципах саморегулирования, самоорганизации и самоограничения профессиональной деятельности специалистов по нормированию, ценообразованию и управлению стоимостью в строительстве.
В основу построения системы стандартов положено законодательное положение по обеспечению техническим регулированием конкретных и самостоятельных видов деятельности с точки зрения: - что именно регулируется и на кого именно направлено регулирование.
Организационной основой при формировании корпоративной системы стандартов является координация и управление этим процессом общественной организацией - Союзом инженеров-сметчиков, объединяющих всех заинтересованных специалистов этого вида деятельности.
Методология разработки корпоративных стандартов основана на законах рыночных отношений в экономике. Современный смысл основных экономических понятий рыночного характера («рынок», «стоимость», «затраты», «цена»), применяемых в практике хозяйственного управления, становятся основой современных стандартов ценообразования в строительстве. Другим базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой их регистрации и введения в действие.
Современным условием разработки нормативов принимаются также новые принципы, положенные в основу особых международных стандартов по всем видам практической экономической деятельности, ориентированные не на прирост прибыли, а на достижение целевых показателей профессиональной деятельности наиболее эффективными способами.
Методически и технологически стандарты сметного ценообразования должны быть увязаны как со строительными регламентами, так и с элементами технического регулирования в корпоративном управлении, в бухгалтерском и налоговом учете, с системами инвестиционного и финансового анализа.
Концептуальными положениями разработки системы корпоративных стандартов являются:
- обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства;
- гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации;
- возможность выбора наиболее рационального способа исчисления затратных и рыночных элементов сметной стоимости;
- соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования договорных цен на строительную продукцию;
- возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
Саморегулируемыми организациями признаются созданные в целях саморегулирования на условиях участия негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг), или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.
Некоммерческая организация признается саморегулируемой организацией лишь при условии ее соответствия установленным Законом требованиям:
- наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемой организации;
- наличие у саморегулируемой организации механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.
Саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает обязательные для выполнения всеми своими участниками правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности.
Правила и стандарты саморегулируемой организации должны предусматривать предъявление к участникам саморегулируемой организации требований, содержащих и обеспечивающих их ответственность за результаты своей деятельности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информационную открытость действий участников саморегулируемой организации, затрагивающих интересы любых других лиц.
Стандарты саморегулируемой организации должны быть направлены на соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, устранение или снижение конфликта интересов участников саморегулирующей организации, их сотрудников и должностных лиц, а также иных правил, предусмотренных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Правила и стандарты саморегулируемых организаций должны устанавливать запрет на осуществление действий участниками саморегулируемой организации в ущерб иным субъектам предпринимательской деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров (работ, услуг) и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельным участникам и всей саморегулируемой организации в целом.
Саморегулируемая организация вправе от своего собственного имени и в интересах своих участников обратиться в суд с требованием о признании недействительными несоответствующих федеральным законам правил и требований иных правовых и нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе содержащих не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
Корпоративные стандарты (стандарты организации) устанавливаются на добровольных началах для всех членов саморегулируемой общественной организации. При вступлении в члены такой организации специалист добровольно принимает па себя обязанности и ограничения, предъявляемые к членам этой общественной организации.
В составе профессиональной работы инженеров сметчиков в строительстве выделяются следующие основные проблемы сметного дела, для которых разрабатываются корпоративные стандарты:
- Аттестация сметчиков (образование, повышение квалификации);
- Нормирование (производственное, сметное);
- Сметно-нормативная база сметных расчетов;
- Автоматизация составления смет;
- Формы сметных расчетов;
- Взаимоотношения с другими субъектами строительной деятельности;
- Деловая и профессиональная этика;
- Мониторинг цен (на ресурсы, объекты, работы и услуги);
- Глоссарий - толковый словарь профессиональных терминов и понятий.
Система корпоративных стандартов профессионального Союза инженеров-сметчиков включают следующие статусные уровни:
- обязательные условия - правила, указания;
- рекомендательные положения - руководства, рекомендации;
- справочные материалы - пособия, комментарии.
Высший уровень корпоративных регламентов может принадлежать отдельным нормативным положениям в любом профессиональном стандарте Союза инженеров-сметчиков. Обязательные правила устанавливаются для регламентации предпринимательской или профессиональной деятельности сметчиков - членов Союза и контролем над их соблюдением.
Обязательные правила распространяются только на членов профессионального Союза сметчиков и не применяются для других специалистов сметного дела, кроме случаев, когда они применяются добровольно.
Обязательные правила в корпоративных стандартах регулируют этические отношения профессиональной работы, вопросы предпринимательской и коммерческой деятельности членов Общественной организации, а также вопросы образования, обучения, квалификации и аттестации специалистов сметного дела в соответствии с положениями о саморегулируемых общественных организациях.
Обязательный статус корпоративных правил в стандартах Союза инженеров-сметчиков определяется процедурой их разработки и введения в действия. Порядок разработки и рассмотрения правил аналогичен порядку разработки технических регламентов с учетом ограничений масштаба применения, а утверждение и введение в действие осуществляется по представлению Совета Союза только высшим органом управления общественной организации - Конференцией профессионального Союза инженеров-сметчиков.
Обязательным элементом легитимности обязательных правил в корпоративных стандартах является конкурсная система разработки проектов, процедура публичного обсуждения членами Союза представленных проектов и принятие Правил с учетом всех замечаний и предложений.
Нормативные, технические, технологические, организационные, экономические и другие направления профессиональной деятельности по планированию, нормированию и ценообразованию в строительстве обеспечиваются стандартами рекомендательного уровня и применяются на добровольной основе по соглашению сторон договорного процесса в строительстве.
Средний статусный уровень корпоративных стандартов - рекомендательный, реализуется в форме официальных изданий Союза инженеров-сметчиков в виде технических документов Союза - методических руководств и рекомендаций.
В качестве рекомендательных стандартов могут приниматься авторские разработки специалистов с необходимой доработкой их до уровня технических документов общего применения или заказные работы по заданиям Союза инженеров-сметчиков.
Предложения по отдельным вопросам и проблемам профессиональной п предпринимательской деятельности специалистов сметного дела объединяются в корпоративные стандарты по перечню тем профессионального Союза инженеров-сметчиков, рассматривается на Научно-техническом совете, и вводятся в действе решением Совета Союза - рекомендуются для применения в практике сметного ценообразования.
Низший статусный уровень системы стандартов сметного дела - справочный, представляется в методических пособиях и комментариях. Стандарты справочного уровня реализуются, как правило, в технических документах дискрептивного (описательного) характера или в формате норм и расценок. Обязательным условием включения справочного материала в систему корпоративных стандартов является авторство документа, его комплектность и законченность с точки зрения его практического применения.
К стандартам справочного уровня относятся: все производственные и сметные нормы и расценки на монтажные, ремонтные, специальные и прочие строительные работы; сметно-информационные базы на основе этих норм и расценок; коэффициенты, индексы и цены к строительным объектам, ресурсам, работам и услугам.
Профессиональные документы этого уровня стандартизации рассматриваются Научно-техническим советом Союза инженеров-сметчиков, одобряются и письмом Президента и Секретаря Союза инженеров-сметчиков предлагается (рекомендуется) к применению в практике делового оборота.
В отличие от издания технических документов по стандартам высшего и среднего уровня (обязательных и рекомендательных), в качестве официальных публикаций Союза инженеров-сметчиков, стандарты справочного уровня могут публиковаться и распространяться любой другой организацией.
Заказчиком (инициатором) создания нормативных документов - стандартов сметного дела в строительстве выступает общественная организация - профессиональный Союз инженеров-сметчиков. Как правило, нормативные документы формируются на конкурсной основе с привлечением всех заинтересованных специалистов.
Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков подготавливает Техническое задание на создание нормативного документа. В Техническом задании устанавливаются параметры и характеристики ожидаемого результата работы, а также требования по качеству и оформлению нормативного документа.
Организации (авторские коллективы) - разработчики нормативных документов корпоративных стандартов (методических указаний, правил, рекомендаций, пособий и т.п.) представляют в Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков комплект документов, устанавливающий оригинальность работы, авторство и соответствие требованиям Технического задания на разработку технического документа. Комплект документов включает:
- сопроводительное письмо в адрес Союза инженеров-сметчиков;
- проект нормативного документа подготовленный к внедрению;
- пояснительная записка с методикой выполнения работ;
- расчет затрат на разработку нормативного документа;
- приложение форм исходных данных, расчетных таблиц и выходных материалов.
Научно-технический совет Союза инженеров-сметчиков, в соответствии с внутренним регламентом работы, подготавливает экспертную оценку и отзывы специалистов по проекту документа (а при необходимости и публичное обсуждение), подводит итоги конкурса и утверждает (согласовывает) разработку, в качестве нормативного документа - стандарта профессионального Союза инженеров-сметчиков.
Введение в действие нормативных документов (разрешение на публикацию массовым тиражом для профессиональных сметчиков) оформляется протоколом заседания (специальным решением) Научно-технического совета или решением Правления Союза инженеров-сметчиков. Все материалы по созданию, рассмотрению и внедрению нормативных документов депонируются в секретариате Союза инженеров-сметчиков, сохранятся до замены их новым аналогичным документом и представляются пользователям по их заявкам.
Всем заинтересованным предприятиям и организациям (в том числе и в бюджетной сфере - министерствам и ведомствам) рекомендуется применять положения профессиональных стандартов Союза инженеров-сметчиков при разработке сметной документации строительства и ремонта собственных объектов. Внедрение профессиональных правил сметного ценообразования в практику делового оборота других субъектов инвестиционно-строительной деятельности осуществляется путем издания соответствующих ведомственных приказов или рекомендаций (с оговорками или без них по форме применения нормативных документов) для объектов строительства и ремонта на подведомственных предприятиях и в организациях.
Директор ООО «Тренд»,
Член Правления Союза инженеров-сметчиков